Напоминание

Консультация для родителей в средней группе по развитию речи.


Автор: Колбасова Любовь Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1256
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Консультация для родителей в средней группе по развитию речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности

ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности,

внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более

любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной

действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:

приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное

выражение своих мыслей) ;

расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь

(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить

смысл) ;

речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и

уместное употребление слов) .

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое

развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое

стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к

звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со

стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт

ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений

нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические

ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д.

Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы»

и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка

обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень

культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы

и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически

правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании

стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью,

невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что

дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с

интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении

литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп

своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и

тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или

совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение

внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не

только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам

для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и

рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку

не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его

познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой

зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних

условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием,

но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос,

распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных

поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям,

а так же решат одну из задач развития речи.

Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников.

1.

Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие,

маленькие, санитарные, служебные…);

2.

Узнавать предметы по описанию – (Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что

это? – Береза);

3.

Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает,

листья срывает…);

4.

Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что

это? - Солнце);

5.

Подбирать действия к объекту - (Кто или что плавает? Летает? - Рыба,

самолет, бабочка, листья);

6.

Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава,

быстро);

7.

Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);

8.

Находить пропущенные слова - (Пришел почтальон, он принес…);

9.

Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево.

Какое? Зачем?);

10.

Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);

11.

Упражнять в названии антонимов (день - ночь, печаль -радость);

12.

Упражнять детей в правильном склонении существительных (род,

число,падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь.

Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята,

лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе,

т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;

13.

Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки,

вязать… шарф;

14.

Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…,

холодный…;

15.

Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;

16.

Произносить предложение (“На улице идёт дождь”) по-разному: радостно (и

почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

17.

Находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);

18.

Познакомить со словами, которые ничего не значат:

Ложка - это ложка, ложкой суп едят.

Кошка - это кошка, у кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол,

Шапка - это шапка, оделся и пошел.

А я придумал слово, смешное слово - плим.

Я повторяю снова - плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет - плим, плим, плим.

И ничего не значит - плим, плим, плим.

19.

“Новые слова" - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать -

длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги - длинноногий;

20.

Заканчивать предложения:

- Миша пошел гулять (когда?)…;

- Мише стало грустно (отчего?)…;

- Миша обрадовался (когда?)…;

21.

«Кто что делает?» Показать картинки с изображением трудовых действий

людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д.

22.

Программа требует приучать детей правильно называть предметы

обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов,

ягод (цвет, величина, форма, вкус и т. д.).

23.

Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать

об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме,

внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять

более сложные игровые действия и правила, регулирующие

взаимоотношения между играющими.

24.

«Что в мешочке»Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом

только его достать.

25.

«Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок

закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет.

Ребёнок говорит, что изменилось.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат

общения взрослого с ребенком!

Воспитатель : Колбасова Любовь Юрьевна.



В раздел образования