Напоминание

внимание младших школьников


Автор: Власенко Татьяна Никифоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: Петропавловск -Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внимание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Внимание – это способность человека сосредоточиться на

определённых объектах и явлениях. К.Д. Ушинский писал: «Внимание как

ворота для всего, что входит в душу. Мимо внимания ничто не проникает в

душу человека - это факт. Следовательно, если воспитатель хочет что бы

то ни было провести в душу воспитанника (а это единственный путь

воспитания), то должен быть в состоянии обратить его внимание на

желаемый предмет.»

Внимание имеет свои этапы развития. Особое значение для развития

произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок

приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность

контролировать свое поведение.

В начальных классах ребенок не может еще полностью

контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает

непроизвольное внимание. Поэтому учителя стремятся сделать свои

занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается

периодической сменой формы подачи учебного материала. Важно помнить,

что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное.

Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного

материала должно быть предельно наглядным. Наглядность зависит от

предмета и места на уроке. Особенно первоклассники которые проходят

адаптацию в школе. Первоклассники воспринимают учебный процесс через

игру, через групповую работу, через конструирование и безболезненно

перестраиваются на школьную жизнь.

На уроках математики переключая внимание детей очень помогает

раздаточный материал, демонстрационный, математические наборы.

Большое значение для переключения внимания играет групповая работа. Во

время групповой работы дети больше раскрываются и акцентируют

внимание на задании, здесь они учатся общаться и слышать друг друга.

На уроках письма сосредоточить внимание детей помогаю загадки,

пословицы, ребусы, вставь пропущенный рисунок в рассказе. Во время

добукварного периода большую роль играют схемы слов, моделирование слов,

схема предложений.

Например, при закреплении темы "Части речи" можно использовать

методику Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный

набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть

глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно

быстрее и без ошибок.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ

БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА

АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ

Решение поставленных задач будет особенно эффективным только

при постоянной систематической работе педагогов, направленной на

внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные

свойства внимания.



В раздел образования