Автор: Усикова Антонина Юрьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 188"
Населённый пункт: г, Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Как воспитать разностороннюю личность?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Как воспитать разностороннюю личность?
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Усикова Антонина Юрьевна
ФГБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 188»
В наше время всё чаще в дошкольные учреждения стали поступать
дети с разными психическими и физиологическими отклонениями от
общепринятых норм роста и развития ребёнка (нормы развития и роста
дошкольника каждого возраста можно найти в психологии и физиологии
дошкольника или «Что ваш ребёнок умеет в определённом дошкольном
возрасте?»). Эти отклонения, конечно, обусловлены многими
современными причинами: экологическим состоянием окружающей
природы и социально-общественной обстановкой в современном обществе.
Но всё же многие из этих детей имеют психические и
физиологические отклонения из-за педагогической безграмотности
родителей, которые либо не уделяют достаточного внимания своему
ребёнку из-за нехватки времени и ему «условно» ставят диагноз на
современном языке «педагогическая запущенность». Либо уделяют очень
много внимания и создают «тепличные» условия, в которых ребёнок
находится под «гиперопекой» родителей и у него очень мало возможностей
проявлять свою самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль, что в
последующей учебной жизни (и не только) ему очень понадобится. Очень
часто в таких случаях многие родители думают, что если ребёнка в 3-5 лет
научили считать и читать, значит, он уже всё знает и умеет. Но при этом не
учитывают то, что ребёнок пропустил «сензитивный» период (наиболее
благоприятный для развития тех или иных психологических и
физиологических качеств у ребёнка) к игровой и двигательной
деятельности. Потому что у таких детей чаще обычного наблюдается слабо
развитая мелкая моторика кистей рук и крупных мышц детского организма,
гиперактивность или наоборот – очень маленький интерес к двигательной
активности и общению с окружающими их людьми (их неумение общаться
со сверстниками, флегматичность ко всему окружающему). Это ведёт к
нарушению общего развития ребёнка: нарушение режима питания и сна,
психических процессов возбуждения и торможения, физиологических
тонусов сокращения и расслабления всех мышц организма. А также при
этом у ребёнка идёт перегруз научной информации, которая ещё не
предназначена для несозревшего организма (т. е. не по возрасту). И от
этого у детей часто развивается «неприятие» образовательной
деятельности в д/с, а впоследствии и в школе.
Как же найти ту «золотую середину» в воспитании и обучении своего
ребёнка для его всестороннего своевременного развития?
Но есть и такие родители «МОЛОДЦЫ», которые сами постоянно
повышают свою педагогическую образованность, т.е. находят эту самую
«золотую середину» в общении и воспитании своего ребёнка. Ещё они
иногда дают очень полезные советы и педагогам, которые помогают в
воспитательно-образовательном процессе относительно не только этого
ребёнка, но и всего детского коллектива.
Итак, несколько советов в помощь родителям в этом нелёгком труде –
воспитании всесторонне развитой личности ребёнка.
Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте самой главной и
ведущей деятельностью ребёнка должна являться игровая деятельность.
Причём с ростом и развитием меняется и игровая деятельность. Можно
даже проследить некоторую прогрессию: чем меньше ребёнок – тем
игрушки для него должны быть простыми по смыслу, яркими и достаточно
большими по размеру (разного вида погремушки, мячи, шары, кубики и
т.п.). Чем ребёнок становится старше – тем игрушки становятся меньше по
размеру, и меняется их смысловой контекст.
Надо ещё учитывать то, что ребёнок не может сразу сам играть той или
иной игрушкой (даже самой простой). Поэтому главной задачей родителей
на этом возрастном периоде – это научить ребёнка играть сначала
игрушками, а впоследствии и в другие разнообразные игры. Потому что
через эту игровую деятельность ребёнок учится познавать окружающий
мир: сначала выполняя определённые действия с самой игрушкой, т.е. с
предметом. Потом идут игры «подражание». А в более старшем возрасте
это сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, игры – опыты или
эксперименты и т.п. В эти игры ребёнок играет, опираясь на свой
предыдущий опыт, который напрямую зависит от разнообразия игрушек-
предметов и проигранных ситуаций для подражания.
Где найти это «разнообразие»?
Для этого постарайтесь не замыкать круг общения ребёнка только
близкими, родными людьми. Пытайтесь его как можно больше расширить
(друзья, коллеги, соседи и т.д.), чтобы ребёнок привыкал видеть разных
людей.
Через игру давайте детям трудовые поручения, сначала лёгкие
(собрать игрушки после игры), потом – посложнее (помыть посуду, полить
комнатные растения и т.п.). А также навыки по самообслуживанию. Это
конечно требует от родителей определённого времени и терпения, но
поверьте, чем раньше вы научите ребёнка самообслуживанию, тем меньше
впоследствии ваш ребёнок получит психологических стрессов и травм.
Также очень помогает найти это игровое разнообразие общение с
домашними питомцами, походы в цирк, в зоопарк, выставки животных и т.д.
(хоть и многие маленькие дети часто не выдерживают время
представлений).
В дошкольном возрасте обязательно нужно читать детям и
прослушивать музыку. Это с раннего детства развивает слуховое внимание и
интерес к речевой активности. Не надо думать, что ребёнок маленький, всё
равно ничего не поймёт. Уже с младенчества каждый ребёнок может
различать голос матери среди других остальных. И по мере того, как
ребёнок научится говорить и пополнит свой словарный запас, он уже
научится слушать и слышать (если вы ему будете читать хотя бы несколько
минут в день). Для чтения дошкольникам конечно лучше всего подбирать
классических детских писателей и народный фольклор. Читать тоже
желательно так, как будто вы «народный артист» или «великий оратор». От
этого зависит развитие речи вашего ребёнка и её выразительность. Для
прослушивания музыки тоже желательно подбирать такую музыку, которая
выражает разные настроения и жанры, а в песнях хорошо слышны все слова
и звуки.
Походы в театры и другие культурные заведения тоже очень
приветствуются даже для самых маленьких дошкольников.
При любой возможности развивайте у своего ребёнка
наблюдательность за окружающим миром (природным и рукотворным). При
этом сначала нужно самим описывать ваши общие наблюдения. Когда
ребёнок научится разговаривать целыми предложениями и у него уже
появится запас знаний из ваших же описаний, тогда уже можно задавать
вопросы по наблюдаемым объектам. Это очень поможет ребёнку в учебной
деятельности не только для пересказывания, но и для развития других
учебных навыков и умений.
В заключении хочется вспомнить третью заповедь для родителей
великого педагога-психолога Ш. А. Амонашвилли: «Верить, что ребёнок
несёт своё предназначенье (индивидуальное, а не своих родителей). – Дайте
мне накрытый стол, а я скажу, что я хочу».
Свобода – это выбор из созданной среды.