Напоминание

"Как воспитать разностороннюю личность?"


Автор: Усикова Антонина Юрьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ФГБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 188"
Населённый пункт: г, Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Как воспитать разностороннюю личность?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Как воспитать разностороннюю личность?

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Усикова Антонина Юрьевна

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 188»

В наше время всё чаще в дошкольные учреждения стали поступать

дети с разными психическими и физиологическими отклонениями от

общепринятых норм роста и развития ребёнка (нормы развития и роста

дошкольника каждого возраста можно найти в психологии и физиологии

дошкольника или «Что ваш ребёнок умеет в определённом дошкольном

возрасте?»). Эти отклонения, конечно, обусловлены многими

современными причинами: экологическим состоянием окружающей

природы и социально-общественной обстановкой в современном обществе.

Но всё же многие из этих детей имеют психические и

физиологические отклонения из-за педагогической безграмотности

родителей, которые либо не уделяют достаточного внимания своему

ребёнку из-за нехватки времени и ему «условно» ставят диагноз на

современном языке «педагогическая запущенность». Либо уделяют очень

много внимания и создают «тепличные» условия, в которых ребёнок

находится под «гиперопекой» родителей и у него очень мало возможностей

проявлять свою самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль, что в

последующей учебной жизни (и не только) ему очень понадобится. Очень

часто в таких случаях многие родители думают, что если ребёнка в 3-5 лет

научили считать и читать, значит, он уже всё знает и умеет. Но при этом не

учитывают то, что ребёнок пропустил «сензитивный» период (наиболее

благоприятный для развития тех или иных психологических и

физиологических качеств у ребёнка) к игровой и двигательной

деятельности. Потому что у таких детей чаще обычного наблюдается слабо

развитая мелкая моторика кистей рук и крупных мышц детского организма,

гиперактивность или наоборот – очень маленький интерес к двигательной

активности и общению с окружающими их людьми (их неумение общаться

со сверстниками, флегматичность ко всему окружающему). Это ведёт к

нарушению общего развития ребёнка: нарушение режима питания и сна,

психических процессов возбуждения и торможения, физиологических

тонусов сокращения и расслабления всех мышц организма. А также при

этом у ребёнка идёт перегруз научной информации, которая ещё не

предназначена для несозревшего организма (т. е. не по возрасту). И от

этого у детей часто развивается «неприятие» образовательной

деятельности в д/с, а впоследствии и в школе.

Как же найти ту «золотую середину» в воспитании и обучении своего

ребёнка для его всестороннего своевременного развития?

Но есть и такие родители «МОЛОДЦЫ», которые сами постоянно

повышают свою педагогическую образованность, т.е. находят эту самую

«золотую середину» в общении и воспитании своего ребёнка. Ещё они

иногда дают очень полезные советы и педагогам, которые помогают в

воспитательно-образовательном процессе относительно не только этого

ребёнка, но и всего детского коллектива.

Итак, несколько советов в помощь родителям в этом нелёгком труде –

воспитании всесторонне развитой личности ребёнка.

Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте самой главной и

ведущей деятельностью ребёнка должна являться игровая деятельность.

Причём с ростом и развитием меняется и игровая деятельность. Можно

даже проследить некоторую прогрессию: чем меньше ребёнок – тем

игрушки для него должны быть простыми по смыслу, яркими и достаточно

большими по размеру (разного вида погремушки, мячи, шары, кубики и

т.п.). Чем ребёнок становится старше – тем игрушки становятся меньше по

размеру, и меняется их смысловой контекст.

Надо ещё учитывать то, что ребёнок не может сразу сам играть той или

иной игрушкой (даже самой простой). Поэтому главной задачей родителей

на этом возрастном периоде – это научить ребёнка играть сначала

игрушками, а впоследствии и в другие разнообразные игры. Потому что

через эту игровую деятельность ребёнок учится познавать окружающий

мир: сначала выполняя определённые действия с самой игрушкой, т.е. с

предметом. Потом идут игры «подражание». А в более старшем возрасте

это сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, игры – опыты или

эксперименты и т.п. В эти игры ребёнок играет, опираясь на свой

предыдущий опыт, который напрямую зависит от разнообразия игрушек-

предметов и проигранных ситуаций для подражания.

Где найти это «разнообразие»?

Для этого постарайтесь не замыкать круг общения ребёнка только

близкими, родными людьми. Пытайтесь его как можно больше расширить

(друзья, коллеги, соседи и т.д.), чтобы ребёнок привыкал видеть разных

людей.

Через игру давайте детям трудовые поручения, сначала лёгкие

(собрать игрушки после игры), потом – посложнее (помыть посуду, полить

комнатные растения и т.п.). А также навыки по самообслуживанию. Это

конечно требует от родителей определённого времени и терпения, но

поверьте, чем раньше вы научите ребёнка самообслуживанию, тем меньше

впоследствии ваш ребёнок получит психологических стрессов и травм.

Также очень помогает найти это игровое разнообразие общение с

домашними питомцами, походы в цирк, в зоопарк, выставки животных и т.д.

(хоть и многие маленькие дети часто не выдерживают время

представлений).

В дошкольном возрасте обязательно нужно читать детям и

прослушивать музыку. Это с раннего детства развивает слуховое внимание и

интерес к речевой активности. Не надо думать, что ребёнок маленький, всё

равно ничего не поймёт. Уже с младенчества каждый ребёнок может

различать голос матери среди других остальных. И по мере того, как

ребёнок научится говорить и пополнит свой словарный запас, он уже

научится слушать и слышать (если вы ему будете читать хотя бы несколько

минут в день). Для чтения дошкольникам конечно лучше всего подбирать

классических детских писателей и народный фольклор. Читать тоже

желательно так, как будто вы «народный артист» или «великий оратор». От

этого зависит развитие речи вашего ребёнка и её выразительность. Для

прослушивания музыки тоже желательно подбирать такую музыку, которая

выражает разные настроения и жанры, а в песнях хорошо слышны все слова

и звуки.

Походы в театры и другие культурные заведения тоже очень

приветствуются даже для самых маленьких дошкольников.

При любой возможности развивайте у своего ребёнка

наблюдательность за окружающим миром (природным и рукотворным). При

этом сначала нужно самим описывать ваши общие наблюдения. Когда

ребёнок научится разговаривать целыми предложениями и у него уже

появится запас знаний из ваших же описаний, тогда уже можно задавать

вопросы по наблюдаемым объектам. Это очень поможет ребёнку в учебной

деятельности не только для пересказывания, но и для развития других

учебных навыков и умений.

В заключении хочется вспомнить третью заповедь для родителей

великого педагога-психолога Ш. А. Амонашвилли: «Верить, что ребёнок

несёт своё предназначенье (индивидуальное, а не своих родителей). – Дайте

мне накрытый стол, а я скажу, что я хочу».

Свобода – это выбор из созданной среды.



В раздел образования