Автор: Петрина Наталья Григорьевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Депутатская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: п. Депутатский
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа по физической культуре для учащихся 5-11 классов
Раздел: среднее образование
Рассмотрено на заседании кафедры «Согласовано» зам директора по УР «Утверждаю» директор МБОУ «Депутатская
________________Кардашевская М.Е. _____________Голикова В.А. СОШ с УИОП»
________________Местников П.П.
Рабочая программа по «Физической культуре»
Класс: 5-11 кл
Количество часов в неделю: 3
Составила: Петрина Н.Г.
учитель физической культуры
Депутатский 2019
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
3
4
Пояснительная записка
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего общего образования по физиче -
ской культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической
культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.
Программа составлена с учетом климатических условий Крайнего Севера и материально технической базы школы для трехразовых занятий в
неделю, что предусмотрено используемой комплексной программой физического воспитания.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенно -
стей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть
физической культуры. Календарно-тематическое планирование в 5-9 классах предусматривает углубленное обучение базовым двигательным действиям,
включая технику основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика c элементами акробатики, спортивные игры (волейбол, баскетбол), плавание.
Часы, предусмотренные программой на лыжную подготовку в 5-8 классах, заменены разделом плавание, т.к. школа располагает плавательным
бассейном, и климатические условия Крайнего Севера не позволяют заниматься лыжным спортом в полном объеме.
В 5-11 классах часы, предусмотренные программой на вариативную часть физической культуры, распределены на обучение баскетболу и общей
физической подготовке. Так каждую четверть учащиеся проходят тестирование по общей физической подготовке по нормативному комплексу ГТО.
Из раздела легкой атлетики значительная часть часов, заменена обучением и освоением якутских национальных прыжков, так как климатиче -
ские условия Крайнего Севера не позволяют заниматься в осенний период на свежем воздухе беговыми видами легкой атлетики, а весной заниматься на
улице возможно только в конце мая. Для развития общей физической подготовленности, пропаганды ЗОЖ и мотивации к активным занятиям физиче -
ской культурой и спортом для учениц 9-11 класов в программу включены элементы фитнеса и йоги.
При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов по Всероссийскому нормативному комплексу ГТО.
Цель учебного предмета «физическая культура» -
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно исполь-
зовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и органи -
зации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к сво -
ему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здоро -
вого образа жизни.
Предмет «физическая культура» решает следующие задачи:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей напрв -
ленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорт;
Освоение знаний о физической культуре спорта;
Освоение знаний о физической культуре и спорте,, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самрстоятельной организациизаня -
тий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодейтсвия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятель
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание
ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к системати -
ческим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобрете -
ние опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания вы -
сокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение ба-
зовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная
адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой че -
ловек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не за -
висит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей,
региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Настоящая рабочая программа имеет три раздела, которые описывают содержание форм физической культуры в 5 – 9 и 10 – 11 классах, состав-
ляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов.
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблаго -
приятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигие -
ны;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и
точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных
параметров движений);
развитие кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости)
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие во -
левых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во
время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
развитие организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы долж -
ны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные фор -
мы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования
в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и
свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля над развитием адаптивных свойств организма, способы укрепления здоровья и повышения физической подготов -
ленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования
спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревнователь -
ной деятельности и организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индиви -
дуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффек -
та и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и не -
счастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Показатели физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до
15 мин (мальчики) и до 10 мин (девочки); прыжок в длину с места; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта
бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15
м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12, метать гранату на дальность.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из 5-7 элементов, включающую кувырки вперед и на -
зад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, шпагат, мост и поворот в упор, стоя на одном колене
(девочки), стойку на лопатках.
В спортивных играх: уметь играть в спортивные игры по основным правилам.
Физическая подготовленность: должна соответствовать, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом регио -
нальных условий, национальных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие развитие физических качеств (быстроты,
координации, выносливости, силы, гибкости); соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и
личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять актив -
ность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления
физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяе -
мый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов.
Задачи физического воспитания учащихся 10 – 11 классов направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней
среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической под -
готовленности;
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различ -
ных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты пере -
строения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости идр.) способ -
ностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значений занятий физической культурой для буду -
щей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма;
развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны
достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в
современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования
индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессиональноприкладной и оздоровительно-
корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, ос,обенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
• самостоятельные и самодеятельньте занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и самомассажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и
др.), с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четырехшажного варианта бросковьтх шагов. Метать различные по массе и форме снаря -
ды в горизонтальнук цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и
с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувы-
рок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши). Комбинацию из пяти ранее
освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс
вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основ-
ные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом
региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровательной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствова-
ния, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуля -
цию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании якутским национальным прыжкам, бег 100 м, прыжок в длину или высоту ме-
тание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении
упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознатель -
но тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления
физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый
самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебно -
го предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихсч к занятиям двига -
тельной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а так же в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индиви -
дуальных интересов и потребностей, достижения личночтно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личнгостные результаты могут проявлятся в разных областях культуры.
В области познвательной культуры:
-владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответсвии их возрастным и половым
нормативам;
-владения знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и
перенапряжения средствами физической культуры;
-владение знаниями по соновам организации проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной напрвленности, составления
содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физичской подготовленности.
В области нравственной культуры:
-способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и со -
ревновательной деятельностью;
-способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимть участие в их организации и про -
ведении;
-владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные пробле -
мы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
-умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
-умение проводить туристкие пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
-умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным со-
ревнованиям.
В области эстэтической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
-хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
-культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
-владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творче-
ски применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом;
-владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
спортивно-оздоровительной деятельностью, излать их содержание;
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во
время учебной и игровой деятельностию
В области физической культуры:
-владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья идр.) различными способами, в различных из -
меняющихся внешних условиях;
-владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых
видов спорта, а так же применение их в игровой и соревновательной деятельности;
-умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиованности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знанийи умений в познавательной и прдметно-практической деятельности. Приобретенные на базе осовения содержания предме -
та «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребу -
ются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседненвной жизни учащихся.
Метапредметные результаты, так же как предметные и личностные, проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
-понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
-понимание здоровья как важнейшего условиясаморазвития и самореализации чесловека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельно -
сти и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
-понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных пивычек и девиантног поаедения.
В области нравственной культуры:
-бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограни -
ченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
-уважительное отношение к оружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совмест -
ной деятельности;
-ответсвенное отношение к порученному делу,проявление осознанной дисциплиннированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать
за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
-добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стемление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результа -
тивность выполнения заданий;
-рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятийи обеспечивать их безопасность;
-поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культу -
рой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстэтичекой культуры:
-- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соотвествии с культурными образцами и эсетическими канонами, формирование физи -
ческой красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья;
-понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответсвии с их целесообразностью и эстети -
ческой привлкательностью;
-восприятие спортивного сорвенования как культурно массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантогони -
стических способов общения и взаимодействия.
В облатси коммуникативной культуры:
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
-владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открыиой форме, проявление к собескеднику внимания, интереса и уважения;
-владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятиий об -
щих решений;
-владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физичской культуры:
-владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного напол-
нения;
-владение широким арсеналом двигательных действий и ифизичсеких упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры , активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
-владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использо -
вание этих показателей в оранизации прведении смаостоятельных форм занятий физической культурой.
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
3
4
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
№
п/п
Физические
спо собно сти
Контрольное
упражнение
(теcт)
Воз-
раст
лет
Уровень
Мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, c
11
12
13
14
15
6,3 и выше
6,0
5,9
5,8
5,5
6,1—5,5
5,8—5,4
5,6—5,2
5,5—5,1
5,3—4,9
5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
6,4 и выше
6,3
6,2
6,1
6,0
6,3—5,7
6,2—5,5
6,0—5,4
5,9—5,4
5,8—5,3
5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
2
Координацион-
ные
Челночный бег
3x10 м, с
11
12
13
14
15
9,7 и выше
9,3
9,3
9,0
8,6
9,3—8,8
9,0—8,6
9,0—8,6
8,7—8,3
8,4—8,0
8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7
10,1 и выше
10,0
10,0
9,9
9,7
9,7—9,3
9,6—9,1
9,5—9,0
9,4—9,0
9,3—8,8
8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5
3
Скоростно-сило-
вые
Прыжок в
дли-
ну с места, см
11
12
13
14
15
140 и ниже
145
150
160
175
160—180
165—180
170—190
180—195
190—205
195 и выше
200
205
210
220
130 и ниже
135
140
145
155
150—175
155—175
160—180
160—180
165—185
185 и выше
190
200
200
205
4
Выносливость
6-минутный
бег, м
11
12
13
14
15
900 и менее
950
1000
1050
1100
1000—1100
1100—1200
1150—1250
1200—1300
1250—1350
1300 и выше
1350
1400
1450
1500
700 и ниже
750
800
850
900
850—1000
900—1050
950—1100
1000—1150
1050—1200
1100 и выше
1150
1200
1250
1300
5
Гибкость
Наклон
вперед из
положения
сидя, см
11
12
13
14
15
2 и ниже
2
2
3
4
6—8
6—8
5—7
7—9
8—10
10 и выше
10
9
11
12
4 и ниже
5
6
7
7
8—10
9—11
10—12
12—14
12—14
15 и выше
16
18
20
20
1
2
1
2
3
3
4
6
Силовые
Подтягивание:
на
высокой
пе-
р е к л а д и н е
и з
в и с а ,
к о л - в о
раз
(мальчики)
11
12
13
14
15
1
1
1
2
3
4—5
4—6
5—6
6—7
7—8
на
низкой
пе-
р е к л а д и н е
и з
в и с а
л е ж а ,
кол-во
раз
(де-
вочки)
11
12
13
14
15
4 и ниже
4
5
5.
5
10—14
11—15
12—15
13—15
12—13
19 и выше
20
19
17
16
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
3
4
Уровень физической подготовленности учащихся 16 – 17 лет
№
п/п
физические
способности
Контрольное
упражнение
(тест)
Возраст,
лет
Уровень
Юноши
Девушки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 100 м, с
16
17
15,5-14,9 -
15,0-14,4
15,4-13,7
14,9-13,4
13,6(-)
13,3(-)
18,6-17,8
18,4-17,6
17,7-16,3
17,5-16,0
16,2 (-)
15,9 (-)
2
Координацион-
ные
Челночный бег
3 х 10 м, с
16
17
8,5-8,3
8,3-8,1
8,2-8,0
8,0-7,7
7,9 (-)
7,6 (-)
9,9-9,6
9,7-9,4
9,5-9,1
9,3-8,9
9,0 (-)
8,8 (-)
3
Скоростно-сило-
вые
Прыжки в длину с
места, см
16
17
170-190
180-200
191-223
201-238
224 (+)
239 (+)
148-165
150-168
166-194
169-198
195 (+)
199 (+)
4
Якутские нацио-
нальные
прыж-
ки
Кылыы
7пр.
(мал),
5
пр.
(дев)
16
17
14,70-16,35
15,40-17,25
16,36-19,59
17,26-20,98
19,60 (+)
20,99 (+)
8,80-9,25
8,20-8,85
9,26-10,14
8,86-10,19
10,15 (+)
10,20 (+)
Ыстанга
16
17
13,60-15,35
14,40-17,25
15,36-18,79
16,26-19,98
18,80- (+)
19,99 (+)
8,50-9,00
8,00-8,70
9,01-9,99
8,71-10,09
10,00 (+)
10,10 (+)
Куобах
16
17
12,30-15,35
12,60-14,25
13,86-16,98
14,26-17,48
16,99 (+)
17,49 (+)
7,35-8,10
7,50-8,30
8,11-9,59
8,31-9,93
9,60 (+)
9,94 (+)
4
Выносливость
Бег на 1500
16
17
6,20-6,08
6,15-5,57
6,07-5,46
5,56-5,22
5,45 (-,)
5,21 (-)
8,45-8,20
8,30-8,00
8,19-7,31
7,59-7,02
7,30 (-)
7,01 (-)
5
Гибкость
Наклон вперед из
положения стоя,
см
16
17
5 -6
4-5
7-8
6-8
9 (+)
9 (+)
6-8
6-8
9-13
9-14
20 (+)
20 (+)
6
Силовые
Подтягивание:
на
высокой
п е-
рекладине из виса,
кол-во раз (юноши)
,
на
низкой
пе-
рекладине из виса
лежа,
кол-во
раз
(девушки)
16
17
4-6
3-6
7-10
7-10
11 (+)
11 (+)
4-9
4-9
10-19
10-19
20 (+)
20 (+)
1
2
1
2
3
4
1
2
1
2
3
4
1
1
2
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре.
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными
умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания об -
разования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей раз-
вития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отража -
ет направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и сти -
мулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период
времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особен-
ности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающего -
ся, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учеб-
ный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями,
двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физ -
культурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументирован -
ность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
За ответ, в котором:
За тот же ответ, если:
За ответ, в котором:
За непонимание и:
Учащийся демонстрирует глу-
бокое понимание сущности ма-
териала; логично его излагает,
используя в деятельности.
В нём содержаться небольшие не-
точности и незначительные ошиб-
ки.
Отсутствует логическая по-
следовательность,
имеются
пробелы в знании материа-
ла, нет должной аргумента-
ции и умения использовать
знания на практике.
Не знание материала программы.
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из
строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
2
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
За выполнение, в котором:
За тоже выполнение, если:
За выполнение, в котором:
За выполнение, в кото-
ром:
Движение или отдельные его
элементы выполнены правильно, с
соблюдением всех требований, без
ошибок,
легко,
свободно.
чётко,
уверенно,
слитно,
с
отличной
осанкой,
в
надлежащем
ритме;
ученик
понимает
сущность
дви-
жения,
его
назначение,
может
разобраться
в
движении,
объяс-
нить, как оно выполняется, и про-
демонстрировать в нестандартных
условиях; может определить и ис-
править
ошибки,
допущенные
другим
учеником;
уверенно
вы-
полняет учебный норматив.
При выполнении ученик
действует так же, как и в предыду-
щем случае, но допустил не более
двух незначительных ошибок.
Двигательное действие в основном
выполнено правильно, но допущена
одна
грубая
или
несколько
мелких
ошибок,
приведших
к
скованности
движений, неуверенности. Учащийся
не может выполнить движение в не-
стандартных и сложных в сравнении
с уроком условиях.
Движение или отдельные
его
элементы выполнены не-
правильно, допущено бо-
лее
двух
значительных
или одна грубая ошибка.
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
1
1
2
3
4
5
2
Учащийся умеет:
-
самостоятельно
организовать
место занятий;
-подбирать средства и инвентарь
и
применять
их
в
конкретных
условиях;
- контролировать ход выполнения
деятельности и оценивать итоги.
Учащийся:
-
организует
место
занятий
в
основном самостоятельно, лишь с
незначительной помощью;
-
допускает
незначительные
ошибки в подборе средств;
-
контролирует
ход
выполнения
деятельности и оценивает итоги.
Более половины видов самостоя-
тельной деятельности выполнены
с помощью учителя или не вы-
полняется один из пунктов.
Учащийся
не
может
выполнить
самостоятельно ни один из пунк-
тов.
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
Исходный показатель соответствует
высокому
уровню
подготовленно-
сти,
предусмотренному
обязатель-
ным минимумом подготовки и про-
граммой
физического
воспитания,
которая отвечает
Исходный показатель соответствует
среднему уровню подготовленности
и достаточному темпу прироста.
Исходный показатель соответствует
низкому уровню подготовленности
и незначительному приросту.
Учащийся
не
выполняет
государственный
стан-
дарт, нет темпа роста по-
казателей
физиче ской
подготовленности.
требованиям
го сударственного
стандарта и обязательного миниму-
ма содержания обучения по физиче-
ской культуре, и высокому приросту
ученика в показателях физической
подготовленности за определённый
период времени.
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по
улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого уча -
щегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для вы -
ставления высокой оценки.
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём
сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам
программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физ -
культурно-оздоровительную деятельность.
Учебно-методический комплект
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классы
Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук
А.А.Зданевич
6-е издание, Москва «Просвещение» 2009.
Учебники:
1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина,
З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 8 – 9 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха А.А.Зданевича
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.
3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич
Физическая культура 10 – 11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2