Напоминание

"Мы и природа"


Автор: Бекшиева Сабина Физулиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 г. Химки
Населённый пункт: г. Химки Московская область
Наименование материала: проект
Тема: "Мы и природа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект «Мы и природа» в средней группе "Ромашка"

Воспитатель:

Бекшиева Сабина Физулиевна

Вид проекта:

• По направленности: информационно – познавательный, эмоционально-

нравственный, творческий.

• По количеству участников: групповой.

• По продолжительности: годовой.

Участники проекта:

• Дети средней группы

• Воспитатели

• Инструктор по физкультуре

• Родители

База проектной деятельности:

МБДОУ «Детский сад №58 «Акварельки»

Сроки реализации:

2018 - 2019 учебный год

Актуальность проекта

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но,

пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема

окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на

грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все

новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от

загрязненности воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и

заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не

вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека.

Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда

умеем вести себя по отношению к природе.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на

духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа

раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем

познают мир.

Именно поэтому был разработан проект: «Мы и природа»

Для этого были намечены цели и задачи, составлен план работы.

Цель проекта:

• Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к

явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их

непосредственное окружение.

• Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного,

практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему

здоровью.

Задачи проекта:

• Формировать систему элементарных научных экологических знаний,

доступных для дошкольника.

• Развивать познавательный интерес к миру природы.

• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и

безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

• Прививать трудовые природоведческие знания.

• Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края,

подводить к пониманию ее хрупкой красоты, воспитывать желание беречь её.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы,

растительном и животном мире, правилах поведения на природе, о

существующих в ней взаимосвязях;

2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе,

бережного отношения к ней; проявление интереса к животным и растениям и

их особенностям;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;

4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

5. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции

родителей как участников педагогического процесса.

Успех реализации задач экологического образования дошкольников

обеспечивается построением системы работы по данному направлению,

включая следующие компоненты:

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования

является организация развивающей предметной среды. Предметная среда

окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых

минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала

развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы

предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал

стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности

дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов

действий, на которые можно опереться.

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована

как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория,

речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный

уголок.

Различные виды деятельности. Берется тема недели и погружается во весь

педагогический процесс.

Экологическое просвещения родителей: активное участие родителей в

экологическом образование дошкольников.

Формы работы с родителями:

1. Консультации:

«Берегите природу», «Интересное рядом», «Безопасные выходные».

«Экспериментируем вместе с детьми».

2. Проведение конкурсов: «Папа, мама я дружная семья» (использование

природного материала, «Птичья столовая-Домик для птиц» и т. д.

3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования.

4. Помощь в подборе литературы.

5. Анкетирование

Работа с социумом: сотрудничество с коллегами, координация работы по

экологии с руководством детского сада и родителями.

Этапы работы:

1-й этап – информационно-аналитический (сентябрь-октябрь)

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

Выявить характер представлений ребенка о природе: живой, неживой.

Взаимосвязь всех объектов.

Цель:

• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу

по теме; подбор программно – методического материала по направлению

работы;

• Изучить уровень знаний экологического образования дошкольников.

• Составить план работы: составление перспективного плана проведения

НОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности

воспитанников;

•совершенствование развивающей среды;

•подбор и проведение дидактических, речевых, подвижных игр на

экологическую тему;

• подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;

• подбор наглядного материала, музыкальных композиций

2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации, ноябрь – март)

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения

высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение

знаний детей.

Реализация проекта по формированию экологической культуры: «Мы и

природа»

План действий:

Экологизация всех занятий: коммуникация, познание, художественное

творчество, худ. литература, музыка, физическая культура, труд,

социализация, здоровье, безопасность.

Планирование занятий подчинено тематическому принципу. Каждая тема

преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному

усвоению материала.

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только

оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты,

материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание,

память, речь.

Среди разнообразных методов экологического образования большое место

занимает наблюдения, которые формирует у детей отчетливое представление

о животных, растениях, о сезонных явлениях. Некоторые примеры: «Деревья

нашего участка», «Птицы нашего участка», «Рост и состояние комнатных

растений», «Весенние явления природы», «Животные нашего города»,

«Перелетные птицы», «Наблюдения за небом»,«Живая и неживая природа»

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно

подвижным. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную

работу с детьми. Некоторые примеры подвижных игр: «Буря на море»,

«Одуванчики», «Журавли – Журавли», «В лес по ягоды пойду», «Садовник»,

Воробьи», «Сокол и лиса», «Мы детки с одной ветки», «Танец бабочек»,

«Совушка»

Труд в природе - формирование умения и желания сохранять природу и при

необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также

навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем

окружении) Примеры трудовой деятельности: Изготовление кормушек для

птиц, уход за комнатными растениями, подкормка птиц на участке, сбор

мусора на участке, забота о домашних животных, подкорм рыб в аквариуме и

забота о черепахе в живом уголке, посадка рассады для цветника, сбор

листьев для изготовления журнала «Гербарий».

Экспериментальная деятельность

Для того чтобы знания детей были осознанными используется

экспериментальная деятельность.

На пример 1.03.2017 мною был представлен эксперимент "Сад Ростков"

который занял 3 недели (фото отчёт прилагается). Был проведён ряд опытов и

экспериментов, которые помогли понять:

1. Что у семян внутри

2. Узнать какие условия необходимы растениям, чтобы расти

3. Выяснить откуда растения получают питательные вещества

4. Увидеть как они растут

5. Вырастить растения из семян самостоятельно

Работая с данным материалом дети научились:

1. Обращать внимание на то, что важно

2. Концентрировать внимание и тщательно обдумывать ход эксперимента

3. Испытывать чувство удовлетворенности от решения задачи

4. Стремиться к достижению цели, опираясь на полученные результаты.

Опыты и эксперименты способствуют

формированию познавательного интереса

к природе, развивают наблюдательность,

мыслительную деятельность. Поисковая

деятельность предполагает высокую

активность и самостоятельность детей,

открытие новых знаний и способов

познания.

Чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций, помогают

закреплять и уточнять представления

детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных

объектов. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях

природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать не

возможно.

На пример: В. Бианки» Как муравьишки спешили домой», Д. Н. мамин –

Сибиряк «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», А.

Дайнеко «Вот на Земле огромный дом», В. Бианки «Синичкин календарь», И.

Крылов «Кукушка и петух», Б. Житков «Сад», «Что я видел», Г. Серебрицкий

«Берегите птиц».Знакомство со стихотворениями о природе русских

писателей: Е. Благинина «Одуванчик», А Стариков «Вечер», А. Фет «Зреет

рожь», Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», А. а Блок «на лугу»,

Ф. и. Тютчев «Зима не даром злится…» Знакомство с экологическими

стихотворениями.

Немалую роль в формировании представлений о красоте и важности природы

играют и познавательные беседы с детьми. Мною были проведены беседы :

«О правилах поведения на природе», «Животные нашего леса», «Птицы

нашего края», «Наши зелёные друзья», «Как уберечь природу», «Химки-наш

город родной!» и многие другие.

Нельзя оставить без внимания и творческую деятельность.

Лепка: «Корзина из леса», «Красивая птица», «Мой четвероногий друг»,

«Грибная поляна»

Рисование: «Лесные звери», «Моя любимая рыбка», «Летят скворцы», «Мой

любимый цветок», «Ваза с цветами», «Здравствуй Осень!» и др.

Аппликация: «Деревья в лесу», «Дельфины», «Птицы летят», «Рыбки в

аквариуме» и другие

Работа с родителями:

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры

является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое

образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного

воспитания родителей, направленный на формирование экологической

культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение)

родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее

сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями широко используются: консультации для

родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-

конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники.

Самостоятельная деятельность детей, в которой закрепляются все умения и

навыки, чем больше знаний у детей, тем разнообразнее их самостоятельная

деятельность.

3-й этап – презентация, (апрель-май)

Выпуск стенгазеты: «Прикоснись к природе сердцем»

Развлечение: «Именины у Земли»

Обеспечение проекта:

Техническое: музыкальный центр, компьютер, планшет, ТВ для просмотра

презентации.

Кадровое: взаимосвязь с администрацией, педагогами, физкультурным

блоком, методистом и музыкальным руководителем ДОУ.

Информационные: методическая и художественная литература, материалы

мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.

Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация

детской деятельности в ДОУ.

Финансовое: за счет собственных средств.

Выводы:

• Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности,

то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к ее

явлениям, в частности, развитие экологической культуры.

• Работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта.



В раздел образования