Автор: Проскурякова Вера Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 г. Химки
Населённый пункт: г. Химки Московская область
Наименование материала: материал
Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников как средство развития речи
Раздел: дошкольное образование
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
Не интеллектуальные преимущества сделали человека
властелином над всем живущим, но то, что одни мы
владеем руками – этим органом всех органов.
Джордано Бруно
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все
большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых
мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение
количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,
прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными
инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их
необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей
заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой
культуры: широкое распространение получили низкопробная литература,
«бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми,
ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает
нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует,
а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка,
как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в
комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка
связано формирование личности в целом, развитие основных психических
процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное
слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой
речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных
проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов
чтения и письма.
П. Павлов сказал: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим
формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку
преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим
образом связана с мышлением».
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы
усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через
развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и
речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной,
целенаправленной, я следую ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического
развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная
система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из
ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в
отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому же
принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый
вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является
пропедевтическим по отношению к следующему.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
«Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы
отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что
дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,
«вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих
«пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр»,
куда вошел практический материал различных авторов.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с
движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется
движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие
рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры
для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну
«пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую
инсценировку для других стихов и песенок.
Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Мы
пальчиковую гимнастику и массаж проводим перед каждым занятием,
рисованием, после занятий, требующих напряжённой
работы мелкой мускулатуры пальцев (работа с мелкими предметами,
лепка). Нашим детям очень нравится работа с «колючими» мячиками. С их
помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция
массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции
кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка,
позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток
кистей и пальцев рук. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу
или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек
и улучшение координации движений кисти.
В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению
диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию
пространственных представлений я часто использую такие предметы-
заместители, как деревянные, пластмассовые бельевые прищепки разных
цветов и размеров. В совместной деятельности с детьми
прищепки «превращаются» в различных животных и птиц,
помогая развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и
пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение. Игра с
яркими, разноцветными прищепками доставляет удовольствие и детям.
По моему мнению, применение обычных бытовых прищепок
многофункционально и позволяет решать несколько развивающих задач в
разных образовательных областях, то есть соблюдается принцип интеграции
образовательных областей. Игры с прищепками способствуют не
только развитию тонкой моторики, но и сенсорному развитию,
пространственному ориентированию, развитию речи, воображения, анализа
и синтеза. Их можно использовать и при сравнении и классификации по
цвету, размеру, материалу
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей
улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие,
воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая
деятельность. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и
более успешного обучения в школе.