Авторы: Гибнер Елена Александровна, Гарипова Рания Хашимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: Верхняя Тура, Свердловской области
Наименование материала: Проект
Тема: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».
Раздел: начальное образование
Проект
учителя начальных классов Гибнер Елены Александровны
МБОУ СОШ №19 ГО Верхняя Тура, Свердловской области
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
в инклюзивном образовательном пространстве».
Пояснительная записка.
Инклюзивное
(интегративное)
образование
–
это
процесс
развития
общего образования, который подразумевает доступность образования для
всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Организация
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по
месту жительства ребёнка
и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в
интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в
семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися
сверстниками,
и
таким
образом
способствует
эффективному
решению
проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности
инклюзивного
образования
является организация системной подготовки, повышения квалификации и
переподготовки для широкого класса различных специалистов: педагогов,
психологов,
методистов,
логопедов,
дефектологов.
Она
направлена
на
овладение
специальными
знаниями
и
педагогическими
технологиями,
которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
отклонениями
в
развитии.
Такая
специальная
подготовка
и
переподготовка
кадров
должна
носить
регулярный и устойчивый характер.
Другим условием эффективности инклюзивного образования является
целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
популяризация
идей
интегративного образования.
Инклюзия
–
это
серьезная
интеллектуальная,
организационная
и
эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов
образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс
образовательной
и
социальной
адаптации
учащихся
с
ограниченными
возможностями
находится
на
острие
общественного
внимания. В МБОУ СОШ №19 города Верхняя Тура число лиц школьного
возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно
1,3% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число
учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться.
Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только
от характера
и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от
эффективности
учитывающих
эти
нарушения
образовательных
программ,
обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той
образовательной среды, в которой находится учащийся.
Краткая аннотация проекта.
Целью
данного
проекта
является
создание
модели
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
базе
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №19 ГО Верхняя Тура.
Данный
проект
позволит
удовлетворить
потребности
общества
в
инклюзивном
образовании
путем
включения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
образовательную
среду
общеобразовательной
школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию
обучения
детей
с
особыми
образовательными
потребностями.
Родители
(законные
представители)
ребёнка
получат
возможность
обучения
своих
детей
в
общеобразовательной
школе
по
индивидуальной
траектории
обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный
опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект
будет
реализован
через
вовлечение
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных
занятий,
специальных,
оздоровительных
мероприятий,
участия
в
общественной
жизни
школы,
с
использованием
психолого-медико-
педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет
инициативная
группа
педагогов
школы,
в
состав
которой
войдут
администрация
школы,
педагог-психолог,
учителя-предметники,
классные
руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 50 педагогов и 10 учащихся с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Длительность
проекта
определяется
медицинскими
показаниями
учащихся,
индивидуальной
траекторией обучения.
Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет
использовать
в других образовательных учреждениях города Верхняя Тура. В перспективе,
это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного
повсеместного
перехода
к
инклюзивному
образованию,
как
к
более
гуманному,
адекватному
способу
интеграции
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в современное общество.
Актуальность проекта.
В МБОУ СОШ № 19 обучается 782 учащихся в 34 классах. Из них 10
– дети с ограниченными возможностями здоровья. С 1 сентября 2019 года в 1
классах обучаются 3 учащихся с ОВЗ, во 2 классах – 2 человека, в 3 классах – 2,
в 5 классе -1, в 9 классе -1, в 11 классе -1 учащийся.
Для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
полном
объёме
созданы
условия
для
реализации
образовательных
потребностей.
Создан
школьный
психолого-медико-педагогический
консилиум
(ПМПк)
из
трёх педагогов школы, логопеда, психолога, социального педагога, завуча по
учебно-воспитательной
работы,
школьного
педиатра.
Ведутся
дневники
сопровождения,
с
обучающимися
работает
психолог
и
логопед.
Но
отчуждённость таких детей ощутима. На сегодняшний день нет положения об
инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.
Коллектив школы состоит из 50 педагогов основного состава и 4
совместителей. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2019 -
2020
учебном
году
будут
работать
27
педагогов.
70%
педагогического
коллектива
понимают
и
принимают
ситуацию.
30%
коллектива
не
видят
перспективы такого образования. Для них не понятно, к чему в результате мы
должны
прийти,
как
дети
будут
сдавать
экзамены
и
т.п.,
поэтому
нам
необходима
помощь
в
подготовке
педагогического
коллектива
к
работе
в
условиях
инклюзии.
Таким
образом,
в
проекте
участвуют
27
педагогов-
предметников.
В школе создана команда: директор школы, завучи, учителя, учитель
АФК, психолог, логопед, школьный педиатр. В нашем случае существует риск
отсутствия помощи со стороны родителей, поэтому необходима организация
работы с родителями по данному направлению.
Анализ
организации
обучения
детей
с
о гр а н и че н н ы ми
возможностями
здоровья
доказывает
актуальность
и
обоснованность
реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия
детей
с
ОВЗ
в
образовательное
пространство
школы
скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся
школы,
будет
способствовать
развитию
гуманной
личности,
способной
к
сопереживанию.
Инклюзия
учитывает
потребности,
которые
необходимы
ученикам и учителям для достижения успеха.
В
настоящее
время
школа
реализует
общеобразовательную
программу
обучения.
Учеников
со
специальными
потребно стями
поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе
реализации его особых образовательных потребностей.
В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе
для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Оригами», «Ритмика», «Гитара»,
«Информатика для детей», секции волейбол, баскетбол, «АФК».
В ходе реализации проекта планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
-
повышение
квалификации
учителей
посредствам
курсовой
подготовки
с
проведением семинаров;
- распространение опыта работы через семинары, конференции, стажировки.
Цель и задачи Программы.
Целью программы является создание условий для получения образования
по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-
образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья
и
детьми-инвалидами
(далее
–
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья).
Для
достижения
указанной
цели
должны
быть
решены
следующие
задачи:
повышение
степени
реализации
принципов
доступности
и
качества
образовательных услуг для детей с особыми нуждами;
разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного
образования в рамках региональной образовательной системы;
организация
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
ОВЗ
в рамках включения их в среду общеобразовательного учреждения;
создание
специальных
условий
реализации
образовательных
потребностей детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их
реализации);
организация
системной
подготовки,
переподготовки
и
повышения
квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся
решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями
здоровья;
создание системы мониторинга и учета численности детей с
ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для
получения ими образования.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного
образования»
определяется
следующими
имеющимися
оптимальными
условиями:
-
материально-техническая база.
Здание блочное трёхэтажное, рассчитанное на 850 учащихся. В школе
имеются следующие функциональные группы помещений:
1)вестибюль;
2)помещения:
- общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-
11 классов, которые оборудованы двухместными столами. В школе имеются
кабинеты:
2
кабинета,
информатики,
физики,
химии
с
лаборантской,
технологии (швейное, кулинарное дело, столярные мастерские);
- физкультурно-оздоровительные
(спортивный
зал,
оснащенный
гимнастическими
снарядами:
гимнастический
конь,
канат,
козел,
волейбольные стойки, брусья, теннисный стол);
- оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната,
актовый зал;
- библиотека;
- столовая на 228 посадочных мест;
- административно-бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое
левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное
освещение учебной доски софитами.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными
приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях
эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, у парадной лестницы
существуют пандусы.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо:
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом
для
реализации
специальной
(коррекционной)
и
общеобразовательной
программ, согласно Федеральному перечню на 2018-2019 учебный год.
кадровый состав;
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют:
высшее образование - 90%, среднее специальное – 10%
Из них:
с высшей категорией – 10%, с первой категорией – 78%.
Проходит курсовая подготовка по организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль
над
реализацией
проекта
осуществляет
администрация
школы в рамках внутришкольного контроля. Отчет о работе заслушивается на
педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза
в год), заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробация модели рассчитана на 1 год и будет
проходить в 3 этапа:
Первый
этап
(с
15.05.2019-01.08.2019) –
создание
инициативной
группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному
образованию.
Второй этап (с 01.08.2019-01.11.2019) – диагностические мероприятия,
создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории
обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное
образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников
эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 01.11.2019-25.05.2020) – проведение коррекционных,
индивидуальных
занятий,
реализация
программ
обучения
по
инклюзии
учителей-предметников,
использование
здоровьесберегающих
технологий,
работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии
ребёнка. Работа методической службы по созданию условий для процесса
инклюзивного
обучения.
Сбор
материала
для
мониторинга
результатов
обучения учащихся данной категории.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном
пространстве»
МБОУ СОШ №19 ГО Верхняя Тура на 2019-2020 учебный год.
Мероприятия
проекта
направлены
на
реализацию
модели
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
и содержат следующие направления деятельности:
повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с
ограниченными возможностями здоровья;
материально-техническое и организационное обеспечение;
создание
системы
комплексного
психолого- педагогиче ского
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Образовательное
учреждение
с
инклюзивными
классами
решает
следующие задачи:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для
детей, имеющих разные стартовые возможности;
обеспечение
диагностирования
эффективности
процессов
коррекции,
адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе
школьного обучения;
организация
системы
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения
процесса
инклюзивного
образования
че р е з
взаимодействие
диагностико-консультативного,
коррекционно-
развивающего,
лечебно-профилактического,
социально-трудового
направлений деятельности;
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
постепенное
повышение
мотивации
ребёнка
на
основе
его
личной
заинтересованности
и
через
осознанное
отношение
к
позитивной
деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
с о ц и а л ь н о - т р уд о в а я
а д а п т а ц и я
ш ко л ь н и ко в
с
о с о б ы м и
образовательными потребностями.
№
Мероприятия
Исполнители
Сроки
1
Внесение изменений в уставы и
локальные акты учреждений
Администрация
Август 2020
2
Внесение изменений в штатное
расписание ОУ
Директор
Август 2020
3
Разработка и совершенствование
блока «Инклюзивное образование
в программе развития
образовательного учреждения»
Администрация
Сентябрь 2020
4
Создание компьютерной базы
о детях с ограниченными
возможностями здоровья, в том
числе, детях – инвалидах.
Корректировка базы 3 раза в год.
ШПМПК
Сентябрь 2020
В нут ренний
мониторинг
планирует ся
проводить
ч е р е з
социологические,
педагогические
и
психологические
анкеты
по
итогам
каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся.
В практической деятельности планируем взаимодействие со школами
городского округа.
Практическая значимость результатов проекта.
1.
Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в
условиях общеобразовательного учреждения;
2.
Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;
3.
Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей
с ОВЗ, максимально социализированных;
4.
Обучение станет более доступным для детей, испытывающих
проблемы в здоровье;
5.
Родители смогут быть активными участниками образовательного
процесса;
6.
Учащиеся
школы
приобретут
ценный
опыт
общения,
участия
в
судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения,
гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Список использованной литературы:
1.
Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к
детям
с
трудностями
обучения
в
условиях
общего
образования
/
Т.
В.
Ахутина, И. О. Камардина,
Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.
2.
Варенова
Т.
В.,
Коррекция
развития
детей
с
особыми
образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. –
М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.
3.
Голиков Н. А., Ребёнок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление.
Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. –
ISBN 978-5-222-23833-2.
4.
Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями
развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7.
- С. 175-182.
5.
Дубровская
Т.
А.,
Адаптация
и
реабилитация
детей
с
ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская,
М. В. Воронцова, В. С.
Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.
6.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный
образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. –
М.: Мозаика-
Синтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.
7.
Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост.
Л. В.
Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.
8.
Инклюзивное
образование.
Настольная
книга
педагога,
работающего с детьми
с ОВЗ:
учеб.-метод.
пособие
/
М.
С.
Староверова,
Е.
В.
Ковалев,
А.
В.
Захарова. – М.:
Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.
9.
Инновационные
процессы
в
системе
реабилитации
инвалидов
и
модель её дальнейшего развития / А. В. Иванов // Отечественный журнал
социальной работы, 2011. -
№3. – С. 78-85.
10. Интеграция
детей
с
ограниченными
возможностями
в
образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И.
В. Возняк. – Волгоград:
Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.
11. Интегрированное
и
инклюзивное
обучение
в
образовательном
учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова,
А. Н. Седегова. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.
12. Крыжановская
Л.
М.,
Психологическая
коррекция
в
условиях
инклюзивного
образования:
учеб.
пособие
/
Л.
М.
Крыжановская.
–
М.:
Владос, 2014. – 142 с. – ISBN 978-5-691-01918-0.
13. Леонгард
Э.
И.,
Нормализация
условий
воспитания
и
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
в
условиях
инклюзивного
образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова.
– М.: МГППУ, 2011. – 278 с. – ISBN 978-5-94051-093-2.
14. Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель,
2011. - №4. –
С. 69-71.
15. Пасторова
А.
Ю.,
Инклюзивное
образование:
исследования
и
практика
в
Санкт-Петербурге:
монография
/
А.
Ю.
Пасторова.
–
СПб.:
Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-288-05364-1.
16. Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными
возможностями
здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160
с. – ISBN 978-5-91134-974-5.
17. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного
общего образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С.
Павлова, Ж. И.
Журавлева, Е. Н. Моргачева. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-
98594-523-2.
18. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке.
Начальная школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева.
– М.: Просвещение, 2014. – 126 с. – ISBN 978-5-09-030566-2.
19. Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению:
учеб. пособие
/ Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. –ISBN 978-
5-691-02023-0.
20. Староверова М. С., Психолого-педагогическое сопровождение
детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С.
Староверова, О. И.
Кузнецова. – М.: Владос, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-691-01919-7.
21. Сухих В. Г., Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по
результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха //
Социологические исследования, 2011. - №2. – С. 140-143.
22. Токарь
И.
Е.,
Инклюзивное
образование:
опыт
и
перспективы
развития / И. Е. Токарь // Социальная педагогика, 2011. - №5. – С. 93-105.
23. Формирование
универсальных
учебных
действий
у
младших
школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост.
Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-
Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 100 с. – ISBN 978-5-7057-3702-4.
24.
Хохлова
Н.,
Организация
работы
по
социальной
адаптации
дошкольников
в
процессе
интегрированного
обучения
дошкольников
и
младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. –
С. 115-120