Напоминание

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».


Авторы: Гибнер Елена Александровна, Гарипова Рания Хашимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: Верхняя Тура, Свердловской области
Наименование материала: Проект
Тема: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».
Раздел: начальное образование





Назад




Проект

учителя начальных классов Гибнер Елены Александровны

МБОУ СОШ №19 ГО Верхняя Тура, Свердловской области

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

в инклюзивном образовательном пространстве».

Пояснительная записка.

Инклюзивное

(интегративное)

образование

это

процесс

развития

общего образования, который подразумевает доступность образования для

всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что

обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по

месту жительства ребёнка

и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в

интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в

семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися

сверстниками,

и

таким

образом

способствует

эффективному

решению

проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности

инклюзивного

образования

является организация системной подготовки, повышения квалификации и

переподготовки для широкого класса различных специалистов: педагогов,

психологов,

методистов,

логопедов,

дефектологов.

Она

направлена

на

овладение

специальными

знаниями

и

педагогическими

технологиями,

которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

отклонениями

в

развитии.

Такая

специальная

подготовка

и

переподготовка

кадров

должна

носить

регулярный и устойчивый характер.

Другим условием эффективности инклюзивного образования является

целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

популяризация

идей

интегративного образования.

Инклюзия

это

серьезная

интеллектуальная,

организационная

и

эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов

образовательного процесса в контексте институциональных изменений.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

Процесс

образовательной

и

социальной

адаптации

учащихся

с

ограниченными

возможностями

находится

на

острие

общественного

внимания. В МБОУ СОШ №19 города Верхняя Тура число лиц школьного

возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно

1,3% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число

учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться.

Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только

от характера

и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от

эффективности

учитывающих

эти

нарушения

образовательных

программ,

обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той

образовательной среды, в которой находится учащийся.

Краткая аннотация проекта.

Целью

данного

проекта

является

создание

модели

инклюзивного

образования

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

базе

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

средней

общеобразовательной школы №19 ГО Верхняя Тура.

Данный

проект

позволит

удовлетворить

потребности

общества

в

инклюзивном

образовании

путем

включения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

образовательную

среду

общеобразовательной

школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию

обучения

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Родители

(законные

представители)

ребёнка

получат

возможность

обучения

своих

детей

в

общеобразовательной

школе

по

индивидуальной

траектории

обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный

опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект

будет

реализован

через

вовлечение

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных

занятий,

специальных,

оздоровительных

мероприятий,

участия

в

общественной

жизни

школы,

с

использованием

психолого-медико-

педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет

инициативная

группа

педагогов

школы,

в

состав

которой

войдут

администрация

школы,

педагог-психолог,

учителя-предметники,

классные

руководители.

Всего в проекте будут принимать участие 50 педагогов и 10 учащихся с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Длительность

проекта

определяется

медицинскими

показаниями

учащихся,

индивидуальной

траекторией обучения.

Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет

использовать

в других образовательных учреждениях города Верхняя Тура. В перспективе,

это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного

повсеместного

перехода

к

инклюзивному

образованию,

как

к

более

гуманному,

адекватному

способу

интеграции

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в современное общество.

Актуальность проекта.

В МБОУ СОШ № 19 обучается 782 учащихся в 34 классах. Из них 10

– дети с ограниченными возможностями здоровья. С 1 сентября 2019 года в 1

классах обучаются 3 учащихся с ОВЗ, во 2 классах – 2 человека, в 3 классах – 2,

в 5 классе -1, в 9 классе -1, в 11 классе -1 учащийся.

Для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

полном

объёме

созданы

условия

для

реализации

образовательных

потребностей.

Создан

школьный

психолого-медико-педагогический

консилиум

(ПМПк)

из

трёх педагогов школы, логопеда, психолога, социального педагога, завуча по

учебно-воспитательной

работы,

школьного

педиатра.

Ведутся

дневники

сопровождения,

с

обучающимися

работает

психолог

и

логопед.

Но

отчуждённость таких детей ощутима. На сегодняшний день нет положения об

инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.

Коллектив школы состоит из 50 педагогов основного состава и 4

совместителей. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2019 -

2020

учебном

году

будут

работать

27

педагогов.

70%

педагогического

коллектива

понимают

и

принимают

ситуацию.

30%

коллектива

не

видят

перспективы такого образования. Для них не понятно, к чему в результате мы

должны

прийти,

как

дети

будут

сдавать

экзамены

и

т.п.,

поэтому

нам

необходима

помощь

в

подготовке

педагогического

коллектива

к

работе

в

условиях

инклюзии.

Таким

образом,

в

проекте

участвуют

27

педагогов-

предметников.

В школе создана команда: директор школы, завучи, учителя, учитель

АФК, психолог, логопед, школьный педиатр. В нашем случае существует риск

отсутствия помощи со стороны родителей, поэтому необходима организация

работы с родителями по данному направлению.

Анализ

организации

обучения

детей

с

о гр а н и че н н ы ми

возможностями

здоровья

доказывает

актуальность

и

обоснованность

реализации проекта инклюзивного образования.

Инклюзия

детей

с

ОВЗ

в

образовательное

пространство

школы

скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся

школы,

будет

способствовать

развитию

гуманной

личности,

способной

к

сопереживанию.

Инклюзия

учитывает

потребности,

которые

необходимы

ученикам и учителям для достижения успеха.

В

настоящее

время

школа

реализует

общеобразовательную

программу

обучения.

Учеников

со

специальными

потребно стями

поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе

реализации его особых образовательных потребностей.

В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе

для детей с ОВЗ) организованы кружки: «Оригами», «Ритмика», «Гитара»,

«Информатика для детей», секции волейбол, баскетбол, «АФК».

В ходе реализации проекта планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

-

повышение

квалификации

учителей

посредствам

курсовой

подготовки

с

проведением семинаров;

- распространение опыта работы через семинары, конференции, стажировки.

Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание условий для получения образования

по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-

образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья

и

детьми-инвалидами

(далее

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья).

Для

достижения

указанной

цели

должны

быть

решены

следующие

задачи:

повышение

степени

реализации

принципов

доступности

и

качества

образовательных услуг для детей с особыми нуждами;

разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного

образования в рамках региональной образовательной системы;

организация

психолого-педагогического

сопровождения

детей

с

ОВЗ

в рамках включения их в среду общеобразовательного учреждения;

создание

специальных

условий

реализации

образовательных

потребностей детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их

реализации);

организация

системной

подготовки,

переподготовки

и

повышения

квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся

решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями

здоровья;

создание системы мониторинга и учета численности детей с

ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для

получения ими образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного

образования»

определяется

следующими

имеющимися

оптимальными

условиями:

-

материально-техническая база.

Здание блочное трёхэтажное, рассчитанное на 850 учащихся. В школе

имеются следующие функциональные группы помещений:

1)вестибюль;

2)помещения:

- общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-

11 классов, которые оборудованы двухместными столами. В школе имеются

кабинеты:

2

кабинета,

информатики,

физики,

химии

с

лаборантской,

технологии (швейное, кулинарное дело, столярные мастерские);

- физкультурно-оздоровительные

(спортивный

зал,

оснащенный

гимнастическими

снарядами:

гимнастический

конь,

канат,

козел,

волейбольные стойки, брусья, теннисный стол);

- оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната,

актовый зал;

- библиотека;

- столовая на 228 посадочных мест;

- административно-бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое

левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное

освещение учебной доски софитами.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными

приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях

эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, у парадной лестницы

существуют пандусы.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом

для

реализации

специальной

(коррекционной)

и

общеобразовательной

программ, согласно Федеральному перечню на 2018-2019 учебный год.

кадровый состав;

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют:

высшее образование - 90%, среднее специальное – 10%

Из них:

с высшей категорией – 10%, с первой категорией – 78%.

Проходит курсовая подготовка по организации обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль

над

реализацией

проекта

осуществляет

администрация

школы в рамках внутришкольного контроля. Отчет о работе заслушивается на

педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза

в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробация модели рассчитана на 1 год и будет

проходить в 3 этапа:

Первый

этап

15.05.2019-01.08.2019)

создание

инициативной

группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному

образованию.

Второй этап (с 01.08.2019-01.11.2019) диагностические мероприятия,

создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории

обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное

образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников

эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап (с 01.11.2019-25.05.2020) проведение коррекционных,

индивидуальных

занятий,

реализация

программ

обучения

по

инклюзии

учителей-предметников,

использование

здоровьесберегающих

технологий,

работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии

ребёнка. Работа методической службы по созданию условий для процесса

инклюзивного

обучения.

Сбор

материала

для

мониторинга

результатов

обучения учащихся данной категории.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с

ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном

пространстве»

МБОУ СОШ №19 ГО Верхняя Тура на 2019-2020 учебный год.

Мероприятия

проекта

направлены

на

реализацию

модели

инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

и содержат следующие направления деятельности:

повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с

ограниченными возможностями здоровья;

материально-техническое и организационное обеспечение;

создание

системы

комплексного

психолого- педагогиче ского

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Образовательное

учреждение

с

инклюзивными

классами

решает

следующие задачи:

создание единой психологически комфортной образовательной среды для

детей, имеющих разные стартовые возможности;

обеспечение

диагностирования

эффективности

процессов

коррекции,

адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе

школьного обучения;

организация

системы

эффективного

психолого-педагогического

сопровождения

процесса

инклюзивного

образования

че р е з

взаимодействие

диагностико-консультативного,

коррекционно-

развивающего,

лечебно-профилактического,

социально-трудового

направлений деятельности;

преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы

через включение детей в успешную деятельность;

постепенное

повышение

мотивации

ребёнка

на

основе

его

личной

заинтересованности

и

через

осознанное

отношение

к

позитивной

деятельности;

охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

с о ц и а л ь н о - т р уд о в а я

а д а п т а ц и я

ш ко л ь н и ко в

с

о с о б ы м и

образовательными потребностями.

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1

Внесение изменений в уставы и

локальные акты учреждений

Администрация

Август 2020

2

Внесение изменений в штатное

расписание ОУ

Директор

Август 2020

3

Разработка и совершенствование

блока «Инклюзивное образование

в программе развития

образовательного учреждения»

Администрация

Сентябрь 2020

4

Создание компьютерной базы

о детях с ограниченными

возможностями здоровья, в том

числе, детях – инвалидах.

Корректировка базы 3 раза в год.

ШПМПК

Сентябрь 2020

В нут ренний

мониторинг

планирует ся

проводить

ч е р е з

социологические,

педагогические

и

психологические

анкеты

по

итогам

каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся.

В практической деятельности планируем взаимодействие со школами

городского округа.

Практическая значимость результатов проекта.

1.

Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в

условиях общеобразовательного учреждения;

2.

Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3.

Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей

с ОВЗ, максимально социализированных;

4.

Обучение станет более доступным для детей, испытывающих

проблемы в здоровье;

5.

Родители смогут быть активными участниками образовательного

процесса;

6.

Учащиеся

школы

приобретут

ценный

опыт

общения,

участия

в

судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения,

гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Список использованной литературы:

1.

Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к

детям

с

трудностями

обучения

в

условиях

общего

образования

/

Т.

В.

Ахутина, И. О. Камардина,

Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.

2.

Варенова

Т.

В.,

Коррекция

развития

детей

с

особыми

образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. –

М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.

3.

Голиков Н. А., Ребёнок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление.

Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. –

ISBN 978-5-222-23833-2.

4.

Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями

развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7.

- С. 175-182.

5.

Дубровская

Т.

А.,

Адаптация

и

реабилитация

детей

с

ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская,

М. В. Воронцова, В. С.

Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.

6.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный

образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. –

М.: Мозаика-

Синтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.

7.

Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост.

Л. В.

Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.

8.

Инклюзивное

образование.

Настольная

книга

педагога,

работающего с детьми

с ОВЗ:

учеб.-метод.

пособие

/

М.

С.

Староверова,

Е.

В.

Ковалев,

А.

В.

Захарова. – М.:

Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.

9.

Инновационные

процессы

в

системе

реабилитации

инвалидов

и

модель её дальнейшего развития / А. В. Иванов // Отечественный журнал

социальной работы, 2011. -

№3. – С. 78-85.

10. Интеграция

детей

с

ограниченными

возможностями

в

образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И.

В. Возняк. – Волгоград:

Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.

11. Интегрированное

и

инклюзивное

обучение

в

образовательном

учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова,

А. Н. Седегова. –

Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.

12. Крыжановская

Л.

М.,

Психологическая

коррекция

в

условиях

инклюзивного

образования:

учеб.

пособие

/

Л.

М.

Крыжановская.

М.:

Владос, 2014. – 142 с. – ISBN 978-5-691-01918-0.

13. Леонгард

Э.

И.,

Нормализация

условий

воспитания

и

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

в

условиях

инклюзивного

образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова.

– М.: МГППУ, 2011. – 278 с. – ISBN 978-5-94051-093-2.

14. Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель,

2011. - №4. –

С. 69-71.

15. Пасторова

А.

Ю.,

Инклюзивное

образование:

исследования

и

практика

в

Санкт-Петербурге:

монография

/

А.

Ю.

Пасторова.

СПб.:

Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-288-05364-1.

16. Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными

возможностями

здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160

с. – ISBN 978-5-91134-974-5.

17. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного

общего образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С.

Павлова, Ж. И.

Журавлева, Е. Н. Моргачева. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-

98594-523-2.

18. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке.

Начальная школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева.

– М.: Просвещение, 2014. – 126 с. – ISBN 978-5-09-030566-2.

19. Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению:

учеб. пособие

/ Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. –ISBN 978-

5-691-02023-0.

20. Староверова М. С., Психолого-педагогическое сопровождение

детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С.

Староверова, О. И.

Кузнецова. – М.: Владос, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-691-01919-7.

21. Сухих В. Г., Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по

результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха //

Социологические исследования, 2011. - №2. – С. 140-143.

22. Токарь

И.

Е.,

Инклюзивное

образование:

опыт

и

перспективы

развития / И. Е. Токарь // Социальная педагогика, 2011. - №5. – С. 93-105.

23. Формирование

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост.

Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-

Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 100 с. – ISBN 978-5-7057-3702-4.

24.

Хохлова

Н.,

Организация

работы

по

социальной

адаптации

дошкольников

в

процессе

интегрированного

обучения

дошкольников

и

младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. –

С. 115-120



В раздел образования