Напоминание

"Применение моделей смешанного обучения в начальной школе"


Автор: Иванова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г Прокопьевска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение моделей смешанного обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Применение моделей смешанного обучения в начальной школе

«... в недалеком будущем российские школы перейдут на смешанный тип урока, когда часть

занятия занимают объяснения учителя, а часть — работа детей с цифровыми технологиями»

О.Ю. Васильева, министр просвещения.

Смешанное

обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного

обучения

с элементами

электронного

обучения.

В нем

используются

специальные

информационные

технологии

(компьютерная

графика,

аудио

и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае

представляет

собой

чередование

фаз

традиционного

и электронного

обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное

и неструктурированное,

самостоятельное

и коллаборативное

обучение.

В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы,

связанные с образованием.

Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка

и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в России

цифровые

сервисы

используют 14%

учителей

(по данным

2017 года).

Применение

электронного

обучения

прописано

в законе

«Об образовании

РФ».

Смешанное обучение представляет собой активное использование

современных

электронных

ресурсов

обучения

наряду

с

традиционной

формой. Основная идея смешанного обучения

в

возможности

самому

контролировать свои темп, время и место обучения. Суть в том, что у ребенка

появляется возможность самому решать, КАК, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ

СКОРОСТЬЮ учиться.

Модели смешанного обучения

«Ротация»

1.Автономная

группа.

Класс

делится

на две

половины:

одна

группа

занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой

необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп.

Критерий

деления

определяет

учитель.

Численный

состав

может

быть

постоянным или переменным.

2.Перевернутый

класс.

Знакомство

с новым

учебным

материалом

переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе.

Так

появляется

возможность

организовать

на уроке

индивидуальную

и групповую

работу,

обсудить

изученное,

уделить

время

практическим

задачам.

Это

очень

популярная

модель.

Основная

сложно сть

в ее использовании:

сделать

так,

чтобы

все

ученики

действительно

выполняли домашние задания. Смена рабочих зон. Класс делится на группы,

и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона

работы

онлайн.

Модель

чаще

всего

используется

в средней

и старшей

школах. При работе с младшеклассниками добавляется зона отдыха. Группы

действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают

учителю

широкие

возможности

для

обеспечения

индивидуализации

в обучении.

В отличие от традиционной организации уроков, модель «перевёрнутого

класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности

на домашнее изучение.

1.

Учитель

готовит

видеоматериал

или

презентацию,

или

находит

в

интернете и выкладывает их в сеть.

2.

Ребенок

дома

в

свободное

время

просматривает

видеоматериал.

Столько

раз,

сколько

ему

будет

понятна

тема. Одним

из

способов

увеличить эффективность работы как на уроках так и дома – создание

ментальных карт (интеллект карт). После изучения нового материала

начинает заполнять ментальную карту.

Ментальные

карты

(майндмэппинг,

maindmapping)

удобный

способ

структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а

связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде

древовидной схемы.

Для чего нужны ментальные карты?

Для представления в сжатой форме большого количества информации.

Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам наверняка

приходилось

сталкиваться

с

ситуациями,

когда

новая,

незнакомая

тема

ускользала от вашего понимания.

Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее

достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения

задачи

В

самостоятельном

обучении.

Вы

сможете

значительно

ускорить

процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в

ментальной карте.

При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:

• использование цветов и графических изображений;

• использование аббревиатур (или иностранных слов);

• использование условных обозначений и т.д.

При обучении. Карты помогают не только лучше усваивать материал , но и

запоминать

и

структурировать.

Дети

не

только

быстрее

запоминают

информацию и, что немаловажно, могут

правильно её воспроизводить и

использовать.

3.

Урочное время используется для выполнения заданий, закрепления и

структурирования и систематизации изученного материала, отработки

навыков и умений.

Чтобы

лучше

контролировать

усвояемость

материала

можно

также

использовать эти ментальные карты.

У Учителя остается больше времени на

индивидуальный подход, на организацию различными форм обучения, на

творчество и живое человеческое общение в классе.

3. Смена рабочих зон – является более сложной в организации и реализации.

Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей

параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по

зонам:

А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя)

На уроке математики дети отрабатывают умения на онлайн тренажерах, на

уроках окружающего мира смотрят видеоматериал или презентацию

Б) Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя)

выполняют задания по маршрутному листу и заполняют ментальные карты.

В) Зона работы с учителем – обсуждение материала, отработка и решение

сложных задач и тд. а

Оптимальное количество зон – не более 4-x.

Для начальной школы рекомендовано включать в зонирование пространство

для отдыха.

Таким образом смешанное обучение помогает не только добиваться

поставленных образовательных целей, но и поддерживать интерес ребенка к

обучению, развитию самостоятельности и различных метапредметных УУД.

Не случайно так много внимания было уделено работе с родителями. Из них,

до начала

проекта,

только 25%

однозначно

одобряли

новшество.

Однако

со временем

процент,

конечно,

существенно

вырос,

поскольку

мотивация

детей очевидно повысилась, познавательная деятельность учеников стала

активнее.



В раздел образования