Автор: Иванова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г Прокопьевска, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение моделей смешанного обучения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Применение моделей смешанного обучения в начальной школе
«... в недалеком будущем российские школы перейдут на смешанный тип урока, когда часть
занятия занимают объяснения учителя, а часть — работа детей с цифровыми технологиями»
О.Ю. Васильева, министр просвещения.
Смешанное
обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного
обучения
с элементами
электронного
обучения.
В нем
используются
специальные
информационные
технологии
(компьютерная
графика,
аудио
и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае
представляет
собой
чередование
фаз
традиционного
и электронного
обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное
и неструктурированное,
самостоятельное
и коллаборативное
обучение.
В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы,
связанные с образованием.
Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка
и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в России
цифровые
сервисы
используют 14%
учителей
(по данным
2017 года).
Применение
электронного
обучения
прописано
в законе
«Об образовании
РФ».
Смешанное обучение представляет собой активное использование
современных
электронных
ресурсов
обучения
наряду
с
традиционной
формой. Основная идея смешанного обучения
в
возможности
самому
контролировать свои темп, время и место обучения. Суть в том, что у ребенка
появляется возможность самому решать, КАК, КОГДА, ГДЕ и с КАКОЙ
СКОРОСТЬЮ учиться.
Модели смешанного обучения
«Ротация»
1.Автономная
группа.
Класс
делится
на две
половины:
одна
группа
занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой
необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп.
Критерий
деления
определяет
учитель.
Численный
состав
может
быть
постоянным или переменным.
2.Перевернутый
класс.
Знакомство
с новым
учебным
материалом
переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе.
Так
появляется
возможность
организовать
на уроке
индивидуальную
и групповую
работу,
обсудить
изученное,
уделить
время
практическим
задачам.
Это
очень
популярная
модель.
Основная
сложно сть
в ее использовании:
сделать
так,
чтобы
все
ученики
действительно
выполняли домашние задания. Смена рабочих зон. Класс делится на группы,
и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона
работы
онлайн.
Модель
чаще
всего
используется
в средней
и старшей
школах. При работе с младшеклассниками добавляется зона отдыха. Группы
действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают
учителю
широкие
возможности
для
обеспечения
индивидуализации
в обучении.
В отличие от традиционной организации уроков, модель «перевёрнутого
класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности
на домашнее изучение.
1.
Учитель
готовит
видеоматериал
или
презентацию,
или
находит
в
интернете и выкладывает их в сеть.
2.
Ребенок
дома
в
свободное
время
просматривает
видеоматериал.
Столько
раз,
сколько
ему
будет
понятна
тема. Одним
из
способов
увеличить эффективность работы как на уроках так и дома – создание
ментальных карт (интеллект карт). После изучения нового материала
начинает заполнять ментальную карту.
Ментальные
карты
(майндмэппинг,
maindmapping)
–
удобный
способ
структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а
связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде
древовидной схемы.
Для чего нужны ментальные карты?
Для представления в сжатой форме большого количества информации.
Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам наверняка
приходилось
сталкиваться
с
ситуациями,
когда
новая,
незнакомая
тема
ускользала от вашего понимания.
Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее
достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения
задачи
В
самостоятельном
обучении.
Вы
сможете
значительно
ускорить
процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в
ментальной карте.
При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:
• использование цветов и графических изображений;
• использование аббревиатур (или иностранных слов);
• использование условных обозначений и т.д.
При обучении. Карты помогают не только лучше усваивать материал , но и
запоминать
и
структурировать.
Дети
не
только
быстрее
запоминают
информацию и, что немаловажно, могут
правильно её воспроизводить и
использовать.
3.
Урочное время используется для выполнения заданий, закрепления и
структурирования и систематизации изученного материала, отработки
навыков и умений.
Чтобы
лучше
контролировать
усвояемость
материала
можно
также
использовать эти ментальные карты.
У Учителя остается больше времени на
индивидуальный подход, на организацию различными форм обучения, на
творчество и живое человеческое общение в классе.
3. Смена рабочих зон – является более сложной в организации и реализации.
Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей
параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по
зонам:
А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя)
На уроке математики дети отрабатывают умения на онлайн тренажерах, на
уроках окружающего мира смотрят видеоматериал или презентацию
Б) Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя)
выполняют задания по маршрутному листу и заполняют ментальные карты.
В) Зона работы с учителем – обсуждение материала, отработка и решение
сложных задач и тд. а
Оптимальное количество зон – не более 4-x.
Для начальной школы рекомендовано включать в зонирование пространство
для отдыха.
Таким образом смешанное обучение помогает не только добиваться
поставленных образовательных целей, но и поддерживать интерес ребенка к
обучению, развитию самостоятельности и различных метапредметных УУД.
Не случайно так много внимания было уделено работе с родителями. Из них,
до начала
проекта,
только 25%
однозначно
одобряли
новшество.
Однако
со временем
процент,
конечно,
существенно
вырос,
поскольку
мотивация
детей очевидно повысилась, познавательная деятельность учеников стала
активнее.