Автор: Вавилова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 13 "Рябинушка"
Населённый пункт: Красноярский край, город Железногорск
Наименование материала: Воспитательно - образовательный проект
Тема: Животные и птицы севера
Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
«ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА»
Группа № 3
Старший возраст
Воспитатель:
Вавилова О.Н.
МКДОУ №13 «РЯБИНУШКА»
Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2017 г.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА»
Участники проекта: дети старшей группы
Сроки реализации 2 недели.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Недостаточно дифференцируют понятия из мира птиц и животных Севера.
У детей слабо развит познавательный интерес.
Дети неуверенно используют обобщающие понятия.
У детей бедный словарь существительных, признаков, действий по теме «Животные и
птицы холодных стран»
I этап•
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ЦЕЛЬ: 1 Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
2 Развивать речь детей, обогащать их словарь словами: север, льдина, морж, ласты,
нырять, важенка, тюлень, тундра, белек
3 Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран
4 Воспитывать бережное отношение к ним, к друзьям нашим меньшим, животным и
птицам севера.
5 Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ
УЧАСТНИКИ
1. Рассматривание
иллюстраций «Животные и
птицы Севера».
Расширить представление
детей о жизни животных
севера.
Дети
Воспитатель
2.Чтение художественных
произведений «Отважный
пингвинёнок», «Почему
олень быстро бегает».
Отчего у белого медведя
чёрный нос».
Учить внимательно слушать
сказку, отвечать на вопросы
полными предложениями.
Развивать логическое
мышление.
Активизировать детей
словарь.
Воспитатель
Дети
3.
Беседа о «Животных и
птицах Севера»
- О ком вы сейчас
рассказывали?
- Где живут эти животные?
- Как вы думаете там, где
живут эти животные –
холодно или тепло?
- Животные, живущие в
холодных климатических
условиях называются
северными животными.
-развивать умение
поддерживать беседу,
обогащать словарь детей
существительными,
совершенствовать
диалогическую форму речи,
поощрять попытки
высказывать свою точку
зрения.
Воспитатель
Дети
4. Нахождение место
обитания животных и птиц
холодных стран на детской
карте мира.
Воспитывать внимание,
наблюдательность.
Воспитатель
Дети
5. Лепка «Белый медведь»
(пластилин + манка).
Развивать творческую
фантазию и воображение.
любознательность и
стремление изучать природу
и живых обитателей Земли.
Воспитатель
Дети
6. Изодеятельность
Рисование граттаж
«В царстве снега и льда».
Закреплять представления
детей об изобразительных
техниках. Познакомить с
новой техникой
изображения- граттаж.
Закреплять умение
рисования в штриховой
технике. Развивать интерес к
художественному
творчеству.
Воспитатель
Дети
7.
Аппликация «Пингвин на
льдине».
Учить вырезать пингвина,
Закреплять умение
ориентироваться на листе
бумаги
Развивать глазомер.
Воспитатель
Дети
8.
Заучивание и чтение
стихов, о животных и
птицах севера.
развивать память, внимание,
словесно- логическое
мышление; воспитывать
доброжелательные
отношения к животным.
Воспитатель
Дети
9. .
Прослушивание песен,
просмотр мультфильмов и
документальных фильмов.
продолжать развивать
внимание, умение понимать
поставленную задачу,
воспитывать усидчивость
Воспитатель
Дети
10.
Загадывание загадок о
животных и птицах севера.
Воспитатель
Дети
11. Составление рассказов о
животных и птицах Севера.
Учить детей составлять
описательные рассказы о
животных
продолжать учить
связности, развёрнутости,
непрерывности высказывания;
активизировать словарь по
теме.
Воспитатель
Дети
12. Консультация для
родителей по сбору
информации и оформление
докладов (моржи, тюлени,
пингвины, белые медведи,
северные олени).
Воспитатель
Дети
Родители
13.Итоговое занятие
Воспитатель
Дети
14.Выставка рисунков по
теме:
«Животные и птицы
Севера».
Воспитатель
дети
II этап
ПРАКТИЧЕСКИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПЛАНА
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ «ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА»
НАХОЖДЕНИЕ МЕСТА ОБИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ХОЛОДНЫХ СТРАН НА
ДЕТСКОЙ КАРТЕ МИРА.
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РИСОВАНИЕ ГРАТТАЖ «В ЦАРСТВЕ СНЕГА И ЛЬДА»
АППЛИКАЦИЯ «ПИНГВИН НА ЛЬДИНЕ»
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ СЕВЕРА
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ПО ТЕМЕ:
«ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА», «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ», «КТО
БОЛЬШЕ ПОЙМАЕТ РЫБЫ», «ЕДЕМ, ЕДЕМ ПО СУГРОБАМ»,
«НЕ ЗАДЕНЬ ЛЬДИНУ».
СТИХИ И ЗАГАДКИ
«ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СЕВЕРА»
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
БРОДЯТ В ТОЛСТЫХ ШУБАХ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ,
САМЫЕ БОЛЬШИЕ ХИЩНИКИ НА СВЕТЕ.
НА МОРЖЕЙ ПОРОЮ НАПАДАТЬ РЕШАЮТСЯ.
ВПРОЧЕМ, И РЫБЁШКОЙ ТОЖЕ НЕ ГНУШАЮТСЯ.
КРОМЕ ЧЕЛОВЕКА, НЕТ ВРАГОВ ПРАКТИЧЕСКИ
У КРАСАВЦЕВ ЭТИХ ИЗ ПУСТЫНЬ АРКТИЧЕСКИХ.
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
ЛЮДИ В ТУНДРЕ ВЫЖИТЬ НЕ СМОГЛИ БЫ
БЕЗ ОЛЕНЕЙ СЕВЕРНЫХ, КАРИБУ.
НА ОЛЕНЕЙ В ТУНДРЕ ВСЯ НАДЕЖДА:
ВСЁ ОТ НИХ – И ТРАНСПОРТ, И ЖИЛЬЁ,
И ЕДА, И ОБУВЬ, И ОДЕЖДА…
БЕЗ ОЛЕНЕЙ В ТУНДРЕ НЕ ЖИТЬЁ.
МОРЖ
ПРАВДА, ТОЛСТОКОЖИЙ МОРЖ
НА СЛОНА ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОХОЖ?
БИВНИ НОСИТ ОН, КАК СЛОН,
ДА И ВЕСИТ ПАРУ ТОНН.
НО ЖИВЁТ ОН В ЦАРСТВЕ ЛЬДА,
ГДЕ ХОЛОДНАЯ ВОДА.
ЗАКАЛЁННЫЙ, ХЛАДОСТОЙКИЙ,
С ТОЛСТОЙ ЖИРОВОЙ ПРОСЛОЙКОЙ.
И ПИТАЕТСЯ НЕ ФРУКТАМИ –
РЫБОЙ И МОРЕПРОДУКТАМИ.
ПЕСЕЦ
ПЕСЕЦ, ПОЛЯРНАЯ ЛИСИЦА,
ЖИТЬ В ЗАПОЛЯРЬЕ НЕ БОИТСЯ.
ПЕСЦОВ ОТ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ
СПАСАЮТ ШУБЫ И ХВОСТЫ:
ЗВЕРЬКИ ПОД ХВОСТИК ПРЯЧУТ СПИНЫ
И СПЯТ – БЕЗ ПЛЕДА И ПЕРИНЫ.
ПТИЧИЙ БАЗАР
В ЗАПОЛЯРНОГО ЛЕТА РАЗГАР
ОТКРЫВАЕТСЯ ПТИЧИЙ БАЗАР.
В ЭТУ ПОРУ ОГРОМНЫЕ СТАИ
ПОКОРМИТЬСЯ ДОМОЙ ПРИЛЕТАЮТ.
ЧАЙКИ, КРАЧКИ, БАКЛАНЫ, ГАГАРЫ
ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ТАКИЕ БАЗАРЫ.
И ПУСКАЙ ТАМ ИДЁТ НЕ ТОРГОВЛЯ,
А ОБЫЧНАЯ РЫБНАЯ ЛОВЛЯ,
ПУСТЬ И ТЕСНО, И СУЕТНО ТАМ,
НО ПРИВОЛЬНО И СЫТНО ПТЕНЦАМ.
КРАТКОВРЕМЕННО В ТУНДРЕ ТЕПЛО:
ТОЛЬКО ВСТАЛ МОЛОДНЯК НА КРЫЛО,
СОБИРАЮТСЯ ПТИЦЫ ОПЯТЬ
НА ЧУЖБИНУ ЛЕТЕТЬ ЗИМОВАТЬ.
МЕЧТЫ ОБ АРКТИКЕ
ПОПАСТЬ БЫ МНЕ ОДНАЖДЫ ВДРУГ
ЗА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ
ТАМ, ГОВОРЯТ, БЫВАЮТ
ТАКИЕ ЧУДЕСА:
ТАМ СЕВЕРНЫМ СИЯНИЕМ
СВЕРКАЮТ НЕБЕСА.
ТАМ НА ЗИМУ СМЕНЯЕТ НОЧЬ
ПОЛЯРНЫЙ ДОЛГИЙ ДЕНЬ.
ТАМ ПЛАВАЕТ УСАТЫЙ МОРЖ
И БАРХАТНЫЙ ТЮЛЕНЬ.
ТАМ СКВОЗЬ АРКТИЧЕСКИЕ ЛЬДЫ,
МЕТЕЛИ, ХОЛОДА
ПРОВОДЯТ ЛЕДОКОЛЫ
ПРОМЁРЗШИЕ СУДА.
ТАМ ПО ПРОСТОРАМ ТУНДРЫ
СТАДА СВОИ ВЕДЁТ
ШИРОКОСКУЛЫЙ МУДРЫЙ
СТАРИК ОЛЕНЕВОД.
ЖИВЁТ ОН В ТЁПЛОМ ЧУМЕ -
ТАКОЙ У НЕНЦЕВ ДОМ -
И С МЕДВЕЖОНКОМ УМКОЙ
НАВЕРНЯКА ЗНАКОМ.
Я С УМКОЙ ПОДРУЖИТЬСЯ
ХОЧУ УЖЕ ДАВНО.
И В АРКТИКУ ОДНАЖДЫ
УЕДУ ВСЁ РАВНО!
БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК МАЛЕНЬКИЙ
НИКОГДА НЕ НОСИТ ВАЛЕНКИ:
НЕ БОИТСЯ ОН ХОДИТЬ ПЕШКОМ
ПРЯМО ПО СУГРОБАМ БОСИКОМ.
В АНТАРКТИДЕ – ЧУДО ПТИЦА,
ЧТО МОРОЗА НЕ БОИТСЯ.
ДО ЧЕГО ПИНГВИН ХОРОШ,
С МУЗЫКАНТОМ ОЧЕНЬ СХОЖ!
ХОДИТ ВАЖНО ВПЕРЕВАЛКУ
ОН НА ЗИМНЮЮ РЫБАЛКУ.
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЫРЯТЬ ГОТОВ,
ЧТОБЫ БЫЛ БОЛЬШОЙ УЛОВ.
ВОЗЯТ ГРУЗ БОЛЬШОЙ БЕЗ ЛЕНИ
В ТУНДРЕ СЕВЕРНОЙ ОЛЕНИ:
ХОТЬ КОПЫТА И НЕ ШИНЫ,-
ВЫПОЛНЯЮТ РОЛЬ МАШИНЫ.
УЙДУ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ –
ПОДУМАЛ СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, –
ПОЙДУ ТУДА, ГДЕ ХОРОШО,
ГДЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ И ТЕПЛО,
ГДЕ ВСТРЕЧУ ДОБРЫХ Я ДРУЗЕЙ
И СРАЗУ СТАНЕТ ВЕСЕЛЕЙ!
А-ТО Я ЗДЕСЬ СТОЮ ОДИН
СРЕДИ БОЛОТИСТЫХ ТРЯСИН.
НЕЖИТСЯ НА ЛЬДИНЕ
ТОЛСТЕНЬКИЙ ТЮЛЕНЬ,
НА СНЕГУ ВАЛЯТЬСЯ
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ НЕ ЛЕНЬ
ТАМ В КРАЯХ СУРОВЫХ
НА ХОЛОДНЫХ ЛЬДИНАХ,
ХОДЯТ НА МОРОЗЕ
ГОРДЫЕ ПИНГВИНЫ.
ВАЖНЫЙ-ВАЖНЫЙ, ЧЁРНО-БЕЛЫЙ,
ОН ИДЁТ ПО СНЕГУ СМЕЛО.
СНЕГ ПОД ЛАПКАМИ ХРУСТИТ,
НО ПИНГВИН ВПЕРЁД БЕЖИТ.
ВСЁ БЫСТРЕЙ, ПРИБАВИВ ХОДУ,
ПЛЮХ – С РАЗБЕГА ПРЯМО В ВОДУ!
ПРЫГ – ПИНГВИН НАЗАД ЛЕТИТ,
РЫБКА В КЛЮВИКЕ БЛЕСТИТ.
ВАЖНО-ВАЖНО, СЛОВНО КОТ,
ОН УЛОВ ДОМОЙ НЕСЁТ
СВОИМ МАЛЕНЬКИМ ДЕТИШКАМ,
ПИНГВИНЯТАМ-ШАЛУНИШКАМ.
СРЕДИ ЛЬДИН И СНЕГА РОС,
НЕ СТРАШИТ ЕГО МОРОЗ.
КАК ПАРЯТ НАД ОКЕАНОМ
ЧАЙКИ, КРАЧКИ И БАКЛАНЫ!
А ПИНГВИН, ХОТЯ И ПТИЦА,
ДЛЯ ПОЛЁТА НЕ ГОДИТСЯ,
НО ЗАТО ПЛОВЕЦ ОТЛИЧНЫЙ, -
ВОТ КАКОЙ ОН НЕОБЫЧНЫЙ!
ДРУЖБУ ВОДИТ ОН С КИТАМИ
И С МОРСКИМИ СО СЛОНАМИ.
РЫБКУ ЮРКУЮ СТРЕЛОЙ
ДОГОНЯЕТ ПОД ВОДОЙ.
И, ПО ЛЬДУ ПРОТОПАВ ЗВОНКО,
УГОЩАЕТ ПИНГВИНЁНКА.
Л. САШИНА
БЕЛЫЙ ЛЁД И МИШКА — БЕЛ,
ШУБКУ ТЁПЛУЮ НАДЕЛ.
ОН ИЗ КУБИКОВ ЛЕДОВЫХ
СТРОИТ БАШЕНКУ И ДОМИК.
ЗАМЕРЗАЮТ БЫСТРО ЛАПЫ,
МИШКА К МАМЕ КОСОЛАПИТ:
— МАМА, ВАРЕЖКИ СВЯЖИ,
Я НА ЛЬДИНЕ БУДУ ЖИТЬ!
Н. РОДИВИЛИНА
МОЖЕТ КТО-ТО НЕ ПОВЕРИТ:
ЛЮБЯТ ХОЛОД ЭТИ ЗВЕРИ.
ШУБОК БЕЛЫХ НЕ СНИМАЮТ,
В ШУБКАХ СПЯТ, ЕДЯТ, ИГРАЮТ,
ДАЖЕ В ШУБКАХ РЫБУ ЛОВЯТ.
ГДЕ ВЫ ВИДЕЛИ ТАКОЕ?
ЕСЛИ ЗНАЕШЬ, ТО ОТВЕТЬ:
ЭТО СЕВЕРНЫЙ МЕДВЕДЬ.
БЕЛЫЙ ЛЁД И МИШКА — БЕЛ,
ШУБКУ ТЁПЛУЮ НАДЕЛ.
ОН ИЗ КУБИКОВ ЛЕДОВЫХ
СТРОИТ БАШЕНКУ И ДОМИК.
ЗАМЕРЗАЮТ БЫСТРО ЛАПЫ —
МИШКА К МАМЕ КОСОЛАПИТ:
— МАМА, ВАРЕЖКИ МНЕ ДАЙ!
ЛАПКАМ ХОЛОДНО ОТ ЛЬДА!
КРАЙНИЙ СЕВЕР. ОКЕАН.
ТО МЕТЕЛИ, ТО БУРАН
НО В ЛЮБУЮ НЕПОГОДУ
ОН НЫРЯЕТ СМЕЛО В ВОДУ.
БЫСТРО ПЛАВАЕТ, РЕЗВИТСЯ.
ХОЛОДОВ ОН НЕ БОИТСЯ,
ВЕДЬ ОТ НИХ ЕГО НАДЁЖНО
ЗАЩИЩАЕТ ЖИР ПОДКОЖНЫЙ.
ОН БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ РЫБЫ.
ФОРМОЙ ТЕЛА СХОЖ ОН С ГЛЫБОЙ.
БЫТЬ В ВОДЕ ГОТОВ ВЕСЬ ДЕНЬ.
КАК ЗОВУТ ЕГО? ТЮЛЕНЬ
РАСТОЛСТЕЛИ НЕ ОТ ЛЕНИ
ТОЛСТОКОЖИЕ ТЮЛЕНИ.
ЗНАЮ – ЖИР ТЮЛЕНЯМ НУЖЕН,
ЧТОБ БОРОТЬСЯ С ЛЮТОЙ СТУЖЕЙ.
НО ПО МНЕ Б, НА САМОМ ДЕЛЕ,
ЛУЧШЕ Б В ШУБЫ ИХ ОДЕЛИ.
АХ! КАК БЫЛО БЫ – КРАСИВО!
КРАСОТА – БОЛЬШАЯ СИЛА!
ПОД ВОДОЙ МЕЛЬКНУЛА ТЕНЬ,
ПОКАЗАЛИСЬ ЛАСТЫ.
«ТЫ КУДА ЗАЛЕЗ, ТЮЛЕНЬ,
ЭТО ЖЕ ОПАСНО!
ТЫ СМОТРИ НЕ УТОНИ,
ВЫЛЕЗАЙ НА СУШУ,
ТАМ ВЕДЬ РЫБЫ ЛИШЬ ОДНИ,
ТЫ МЕНЯ ПОСЛУШАЙ».
РАССЕРДИЛСЯ ВДРУГ ТЮЛЕНЬ,
ШЕВЕЛЬНУЛ УСАМИ:
«ГДЕ СИДЕТЬ МНЕ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ —
РАЗБЕРЕМСЯ САМИ!»
ПРО ПОЛЁТЫ ПОЗАБЫЛ,
КРЫЛЬЯ В ЛАСТЫ ПРЕВРАТИЛ,
РЫБКУ ЛОВИТ СРЕДИ ЛЬДИН
АНТАРКТИЧЕСКИЙ … (ПИНГВИН)!
НЕ ГНЕЗДИТЬСЯ, НЕ ЛЕТАЕТ,
В АНТАРКТИДЕ ОБИТАЕТ
СРЕДЬ ЗАСНЕЖЕННЫХ РАВНИН
МОРЕПЛАВАТЕЛЬ (ПИНГВИН)
БОЛЬШАЯ ПТИЦА-
МОРОЗА НЕ БОИТСЯ.
С КРЫЛЬЯМИ, А НЕ ЛЕТАЕТ-
ЛОВКО ПРЫГАЕТ, НЫРЯЕТ.
(ПИНГВИН)
ГДЕ МОРОЗ И ХОЛОДИНА,
В ОКЕАНЕ ХОДИТ ЛЬДИНА.
У НЕГО ДРУЖКОВ НЕ СЧЕСТЬ,
БРЮШКО БЕЛЕНЬКОЕ ЕСТЬ:
ОН НА ЛЬДИНЕ НЕ ОДИН
И ЗОВУТ ЕГО (ПИНГВИН)
НА ПОЛЮСЕ ЮЖНОМ
МОРОЗНОМ И ВЬЮЖНОМ
РОДИЛСЯ У МАМЫ ДЕТЁНЫШ ОДИН.
ОН В МОРЕ НЫРЯЕТ,
ПРОСТУДЫ НЕ ЗНАЕТ,
ВЕДЬ ОН НАСТОЯЩИЙ…
(ПИНГВИН)
УДИВИТЕЛЬНЫЙ НАРОД
ЗДЕСЬ НА ПОЛЮСЕ ЖИВЁТ.
ВПЕРЕВАЛКУ ХОДЯТ БРАТЦЫ
В ПОЛЫНЬЮ ЗИМОЙ КУПАТЬСЯ
И СОЛДАТИКАМИ С ХОДУ
ВСЕ НЫРЯЮТ ДРУЖНО В ВОДУ!
А НА КУЧЕ СНЕГОВОЙ
ОСТАЁТСЯ ЧАСОВОЙ.
ЕСЛИ ГРОЗНАЯ АКУЛА
ПОГОСТИТЬ К НИМ ЗАВЕРНУЛА.
ВЫЛЕТАЮТ ИЗ ВОДЫ,
КАК БЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ.
(ПИНГВИНЫ.)
В АНТАРКТИДЕ КТО ЖИВЕТ,
ОБОЖАЕТ СНЕГ И ЛЕД?
ВМЕСТО ПЛЮШЕК И КОНФЕТ
РЫБКУ КУШАЕТ В ОБЕД.
ЛОВИТ ОН ЕЕ ВЕСЬ ДЕНЬ
С ЛЕГКОСТЬЮ! ВЕДЬ ОН - ... (ТЮЛЕНЬ)
КТО В ХОЛОДНОМ ОКЕАНЕ,
СЛОВНО В ТЕПЛОЙ ПЕННОЙ ВАННЕ,
МОЖЕТ ПЛАВАТЬ И НЫРЯТЬ,
СТАИ ЛЬДИНОК РАЗГОНЯТЬ?
ДА! ТАКИЕ ВИРАЖИ
МОГУТ ДЕЛАТЬ ЛИШЬ... (МОРЖИ)
КТО РЫБУ ЛОВИТ И РЕЗВИТСЯ,
ВОДЫ ХОЛОДНОЙ НЕ БОИТСЯ?
И КАК ИГОЛКИ У ЕЖА -
УСЫ КОЛЮЧИЕ У... (МОРЖА)
НЕУКЛЮЖИЙ И БОЛЬШОЙ,
ТОЛЬКО В МОРЕ ОН ГЕРОЙ,
С КЛЫКАМИ ОСТРЫМИ, КАК НОЖ
ЛЮБИТЕЛЬ РЫБЫ - БУРЫЙ... (МОРЖ)
ХОДИТ МЕДЛЕННО, СТЕПЕННО,
В ЧЕРНОМ ФРАКЕ НЕПРЕМЕННО
ЧТО ЗА ВАЖНЫЙ ГОСПОДИН?
ПТИЦА СТРАННАЯ -... (ПИНГВИ
ГУЛЯЕТ ОН НЕ ПО САВАННЕ,
А В МОРЕ-ОКЕАНЕ,
И ЛЬВИНОЙ ГРИВЫ ВОВСЕ НЕТ,
И РЫБУ ЛОВИТ НА ОБЕД.
УГАДАЙ, КТОН ТАКОЙ? -
ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ! НО ЛЕВ... (МОРСКОЙ)
СТРАННЫЙ ГЛАДКИЙ СЕРЫЙ КОТ
РЫБУ ЕСТ, ВО ЛЬДАХ ЖИВЕТ,
ЕСТЬ УСЫ, И ХВОСТ, И РОТИК
КТО ЖЕ ЭТО? - МОРСКОЙ... (КОТИК)
ПОЛЮС СЕВЕРНЫЙ СНЕГА
ПОЛЮБИЛИ НАВСЕГДА.
ДАЖЕ ЛЕТОМ СНЕГ НЕ ТАЕТ -
СОЛНЦУ СИЛЫ НЕ ХВАТАЕТ!
К НЕБО РАДУГОЙ ЦВЕТНОЙ
НАРЯЖАЕТСЯ ПОРОЙ!
ЧТО ЗА ЧУДО-ОДЕЯНИЕ? -
ЭТО -... (СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ)
БРАТЬЯ, СЕСТРЫ БУРЫМ МИШКАМ,
НО НЕ ЛЮБЯТ МЕД И ШИШКИ,
МОРЖИ, ТЮЛЕНИ ИМ СОСЕДИ.
КТО ЭТО? – БЕЛЫЕ..... (МЕДВЕДИ)
ИНТЕРЕСНО ТЕБЕ БУДЕТ,
ЕСЛИ Я СКАЖУ, ЧТО ЛЮДИ
ТАМ, НА СЕВЕРЕ ЖИВУТ?
И ЧТО БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ,
ЛЮДЯМ БЛИЗКИЕ СОСЕДИ,
ИМ ПРОБЛЕМ НЕ СОЗДАЮТ?
НА ЮЖНЫЙ ПОЛЮС КОРАБЛИ
ГРУЗ ВЕЗУТ С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ.
ВОВРЕМЯ КОРАБЛЬ ПРИБУДЕТ,
КТО ЖДЕТ ГРУЗ НА ЛЬДИНЕ? (ЛЮДИ)
НА ОГРОМНОЙ БЕЛОЙ ЛЬДИНЕ
В МОРЕ, КАК НА БРИГАНТИНЕ,
ГОРОД-СТАНЦИЯ ПЛЫВЕТ,
НА ЧТО ПОХОЖ? - НА... (ПАРОХОД)
"ПОЛЯРНОЙ" СТАНЦИЯ ЗОВЕТСЯ,
ИЗ ТРУБ ДЫМОК КЛУБАМИ ВЬЕТСЯ,
В ДОМАХ-ВАГОНЧИКАХ - УЮТ,
В ДОМАХ ЧТО ДЕЛАЮТ? (ЖИВУТ)
ПОЛЮС ЮЖНЫЙ ДАЛЕКО,
ЖИТЬ ТАМ ОЧЕНЬ НЕЛЕГКО,
ПОБЕДИТЬ МОРОЗ И ВЬЮГУ
ЧТО ПОМОЖЕТ? - ВЕРНОСТЬ... (ДРУГА)
СНЕГ КОПЫТОМ ЗВОНКИМ БЬЁТ
ЧУДНЫЙ ЯГЕЛЬ ДОСТАЁТ.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ.)
РОГАТАЯ ЛОШАДКА
ЖИВЁТСЯ ЕЙ НЕ СЛАДКО.
В ХОЛОД И ПУРГУ
ИЩЕТ МОХ В СНЕГУ.
КАТАЕТ ПО СЕВЕРУ
ХРАБРЫХ ДЕТИШЕК,
А МЫ ТУ ЛОШАДКУ
ВИДИМ В КНИЖКЕ.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ.)
ЭТОТ ЖИТЕЛЬ КРУГЛЫЙ ГОД
ЛИШЬ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕТ.
ОН С ВЕТВИСТЫМИ РОГАМИ
И СО СТРОЙНЫМИ НОГАМИ.
А НА НОЖКАХ ТЕХ КОПЫТА,
ЗВЕРЬ ХОРОШИЙ, НЕ СЕРДИТЫЙ.
МОХ ЖУЕТ ОН ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ.
ЭТО СЕВЕРНЫЙ … (ОЛЕНЬ).
КУСТ НА ГОЛОВЕ, ВОТ ДИВО,
ВЫРОС, И ТАСКАТЬ НЕ ЛЕНЬ.
СТРОЙНЫЙ, ГОРДЫЙ И КРАСИВЫЙ
БЛАГОРОДНЫЙ ОН.. ( ОЛЕНЬ)
ОН НА СЕВЕРЕ ЖИВЁТ,
ГРОМКИМ ГОЛОСОМ РЕВЁТ,
В ЦИРКЕ МЯЧ ЛОВИТЬ НЕ ЛЕНЬ -
ТАМ РАБОТАЕТ ...(ТЮЛЕНЬ).
В ТУНДРЕ ОН БРОДИТ БОЛЬШИМИ СТАДАМИ,
СЛОВНО КОРОНОЙ, КРАСУЯСЬ РОГАМИ.
ВАЖЕН ОН В ЖИЗНИ ПОЛЯРНЫХ НАРОДОВ-
ТРАНСПОРТ НАДЁЖНЫЙ ДЛЯ ДАЛЬНИХ ПОХОДОВ.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ)
НА КОМ ПРИЕХАЛ ДЕД МОРОЗ
КОГДА ПОДАРКИ НАМ ПРИВЁЗ?
ОН СКАКАЛ И НОЧЬ И ДЕНЬ,
ЭТО (СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ)
Я СКАЖУ, А ТЫ - ПОВЕРЬ.
ПРОБЕГАЛ ПО ЛЕСУ ЗВЕРЬ.
НЁС НА ЛБУ ЗВЕРЬ НЕСПРОСТА,
ДВА ОГРОМНЕЙШИХ КУСТА,
ИХ ЕМУ НОСИТЬ НЕ ЛЕНЬ
ЗВЕРЯ ЖЕ ЗОВУТ?...(ОЛЕНЬ
ОН НА СЕВЕРЕ ЖИВЁТ.
СНЕЖНЫЙ НАСТ КОПЫТОМ БЬЁТ,
ИЗ-ПОД СНЕГА КОРМ ДОБУДЕТ.
СНЕГ ПОЕСТ - ВОТ ТАК ОН ПЬЁТ.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ)
ЖИТЕЛЬ КРАЙНЕГО СЕВЕРА,
ГДЕ НЕТ, НИ КУСТА, НИ ДЕРЕВА.
ОН СНЕГ И ЗЕМЛЮ БЬЁТ КОПЫТОМ,
ЧТОБ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ, СИЛЬНЫМ, СЫТЫМ.
(СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ.)
ЗА ТРЕСКОЙ И ЗА СЕЛЕДКОЙ,
МОЖЕТ ПЛАВАТЬ ОЧЕНЬ ЛОВКО,
И НЫРЯЕТ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ,
ЭТОТ СЕВЕРНЫЙ ( ТЮЛЕНЬ)
В ДАЛЬНИХ СЕВЕРНЫХ МОРЯХ,
НА АРКТИЧЕСКИХ ПОЛЯХ,
Я ОХОЧУСЬ ДЕНЬ-ДЕНЬСКОЙ,
КРИКИ ЧАЕК НАДО МНОЙ;
Я НЫРЯЮ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ,
А ЗОВУТ МЕНЯ - (ТЮЛЕНЬ
ОБОЖАЕТ СОН И ЛЕНЬ
НЕПОВОРОТЛИВЫЙ (ТЮЛЕНЬ.)
МЕШОК, НАБИТЫЙ ЛЕНЬЮ,
ПОЛУЧИТ "ПЯТЬ" ПО ПОВЕДЕНЬЮ.
ЛЕЖАТЬ, ЛЕЖАТЬ, ЛЕЖАТЬ
И ВЗГЛЯДОМ ЧАЕК ПРОВЖАТЬ.
(ТЮЛЕНЬ )
ЖИВЕТ В КРАЮ ХОЛОДА, СНЕГА И ЛЬДА,
ЕМУ НЕ СТРАШНА ЛЕДЯНАЯ ВОДА,
НЕ ЛЕНИТСЯ РЫБКУ ЛОВИТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ,
ЗОВЕТСЯ ЖИВОТНОЕ ЭТО ... . (ТЮЛЕНЬ)
НЕПОДВИЖЕН ОН, КАК ГЛЫБА
ШЕВЕЛЬНУТСЯ ЛЕНЬ.
ЗВЕРЬ МОРСКОЙ ОН, А НЕ РЫБА.
ЭТО ЗВЕРЬ- ...(ТЮЛЕНЬ)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
III этап
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели:
-
закрепить
представления
детей
о
животных
Севера,
правильно
называя
их
детёнышей;
- учить координировать речь с движением;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать связную речь;
- воспитывать любовь к окружающему миру, взаимовыручку, доброту, чуткость друг к
другу и другим людям.
Введение игрового момента.
- Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Давайте его послушаем.
Звучит музыка.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
-
Сегодня
наша
научная
экспедиция
отправляется
на
Крайний
Север
Земли.
На
противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом
полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на севере. Полгода в этих краях
солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи
слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты - Антарктида,
закованный в лёд материк на Южном полюсе, Но наш путь сегодня лежит в Арктику —
центральную
часть
Северного
Ледовитого
океана
с
островами
и
прилегающими
побережьями материков.
Беседа о природе Крайнего Севера Земли.
- Как вы представляете себе Арктику?
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне?
- Где находится Крайний Север?
- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет. (Северное сияние.)
- Какие растения могут быть в полярных районах? Почему?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?
- В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с
полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в
период короткого лета.
- Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие растения могут здесь
расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники;
кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Из трав на Крайнем
Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищенных местах можно
увидеть
редкие,
стелющиеся
и
прижимающиеся
к
земле
кустарники.
Такая
форма
позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой
укрыться от стужи под снегом.
Педагог показывает фотографии и рассказывает о животном мире полярных районов
Земли.
- Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод,
метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу. Летом же океан преображается
- льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (камбала, треска,
сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени - морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От
сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры
тюленей до 1,5-2 м, а вес 250-300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени
могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.
Морж - крупное морское животное длиной до 3—4 м и весом до 800-1000 кг. Имеют
клыки длиной 40—50 см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна
раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу.
Кожа
у
моржей
достигает
3-4
см
толщины.
Ласты
помогают
хорошо
плавать
и
передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав
плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной
опасности не бросает детёныша.
Белый медведь — крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает.
Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу -
моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый
медведь занесён в Красную книгу.
Игра “Назови детёнышей”
Следующее задание на пути.
Нужно назвать детёнышей животных.
Пингвин – пингвинёнок
Полярный волк – волчок
Олень – оленёнок
Морж – моржонок
Тюлень – тюленёнок или белёк
Полярная сова – совёнок
Кит – китёнок
- Давайте движениями изобразим белого медведя.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Птицы - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы
перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они
питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой,
кроме этого они отличные ныряльщики. Гнёзда же делают самые простые — из камешков,
в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому, что гнёзда делать не из чего. Тупики
крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся.
При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую
воду и пищу в ней, они улетают на юг.
На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо
приспособившаяся
к
суровым
условиям.
Животный
мир
Арктики
удивителен
и
неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.
Игра “Чей? Чьё? Чья? Чьи?”
Посмотрите, из сугроба выглядывают животные. Как мы можем сказать:
У медведя голова чья? (медвежья)
У пингвина крылья чьи? (пингвиньи)
У тюленя ласты чьи? (тюленьи)
У совы клюв чей? (Совий)
У волка лапы чьи? (волчьи)
Вот и закончилось наше путешествие на Север, пора возвращаться в детский сад. А
свои впечатления о путешествии мы нарисуем.