Напоминание

"Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов по закону письма.Определение спряжения глагола".


Автор: Чекалова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №123"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов по закону письма.Определение спряжения глагола".
Раздел: начальное образование





Назад




Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 123»

Проект урока

Предмет: Русский язык. 4 класс (1-4).

Тема учебного занятия: Проверка орфограмм слабых

позиций в окончаниях глаголов по закону письма.

Тема урока: Определение спряжения глагола.

Тип

урока:

Урок

постановки

учебной

задачи

и

преобразования модели.

Учитель:

Чекалова Наталья Сергеевна

Нижний Новгород

Зона актуального развития:

Учащиеся знают:

1.

основной

закон

русского

письма:

«Орфограмму

слабой

позиции

проверяй по сильной позиции в той же части слова»;

2.

какую работу выполняют окончания;

3.

грамматические

значения

окончаний

суще с т в ит е льных,

прилагательных, глаголов;

4.

какие грамматические значения – постоянные, какие – переменные;

5.

какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;

6.

2 набора личных окончаний глаголов.

Учащиеся умеют:

1.

проверять

орфограмму

слабой

позиции

в

окончаниях

глаголов

по

заданному спряжению;

2.

определять спряжение по личным окончаниям глаголов.

Учебная задача урока: Создать модель, отражающую способы определения

спряжения глаголов.

Цели урока:

образовательная: учащиеся узнают и зафиксируют в модели способы

определения спряжения глаголов;

развивающая: предполагается, что дети через исследование откроют

способы

определения

спряжения

глаголов

по

форме

3-его

лица

множественного числа и по суффиксу неопределенной формы;

мировоззренческая: учащиеся убедятся в практической значимости

открытых способов.

Педагогическая задача урока:

Создать условия для:

преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу;

формирования

у

учащихся

коммуникативных

навыков

с о вм е с т н о й

«квазиисследовательской» деятельности: корректное ведение учебного диалога на

содержательной основе.

2

Этапы урока.

Предполагаемый результат

работы на каждом этапе.

Предполагаемая деятельность

учителя.

Предполагаемая деятельность

учащихся.

Интерпретация деятельности

учащихся и учителя на уроке.

Мотивационно-ориентировочная

часть.

1.Этап актуализации.

Цель

д а н н о г о

э т а п а :

формирование

эмоциональной

удовлетворенности

учащихся

своими

знаниями

и

умениями,

положительная оценка учите-лем

достижений учеников.

С о з д а н и е

д л я

у ч а щ и х с я

«ситуации успеха».

На

ин.доске

зафиксирована

« Л е с т н и ц а

з н а н и й » ,

выстроенная

на

предыдущих

уроках.

-

Кто

может

озвучить

нашу

«Лестницу знаний»?

1.

Перед нами встал вопрос: «Как

проверить

орфограмму

слабой

п о з и ц и и

в

о к о н ч а н и и

глаголов?»

2.

Нам

известно,

что

глаголы

изменяются по временам.

3.

В

п р о ш е д ш е м

в р е м е н и

изменяются по родам и числам.

4.

А

в

настоящем

и

будущем

времени изменяется по лицам и

числам.

5.

Одновременное

изменение

глагола

по

лицам

и

числам

называется спряжением.

6.

В

русском

языке

есть

два

набора

личных

окончаний

Учащие ся

де мон с т ри руют

умение

вставлять

безударные

гласные

в

личных

окончаниях

глаголов.

Учитель

не

« н а вя з ы ва е т »

задание

в

готовом

в и д е .

Подобный

вопрос

не

только

помогает ученикам перейти от

в н е ш н е й

м о т и в а ц и и

к

внутренней, но и способствует

более

глубокому

осмыслению

частных

знаний,

кото р ы е

в ы в о д я т с я

и з

о б щ е г о

и

абстрактного

знания

как

единой основы.

Учащиеся

дают

ожидаемый

педагогом ответ.

В о

ф р о н т а л ь н о й

р а б о т е

закрепляют свой успех.

На доске слова:

скаж_т занавес_шь

мо_т задум_шь

люб_м пиш_шь

тян_м вылет_шь

уч_т помож_т

гасн_т ед_т

- Ребята, сформулируйте задание,

которое я для вас составила.

-

Замечательно.

Как

вы

будете

действовать,

если

нет

никаких

подсказок?

глаголов.

7.

Цифры

рядом

с

глаголами

указывают

на

их

спряжение.

М ы

з н а е м ,

е с л и

гл а г о л I

спряжения пиши букву Е, если

II спряжение – И.

8.

Чтобы

определить

спряжение

глагола, нужно поставить его в

3-е

лицо

мн.числа:

окончание

ут(ют)

говорит

нам,

что

это

глагол I спряжения; окончания

ат(ят) – II спряжения.

-

Вставить

буквы

в

личные

окончания глаголов, но для этого

н а д о

с н а ч а л а

о п р е д е л и т ь

спряжение глаголов.

-

Будем

использовать

способ,

который мы открыли – форму 3л.,

мн.ч.

4

2. Этап мотивации.

Цель

д а н н о г о

э т а п а :

формирование

внутренних

и

личных

мотивов

учебной

-

П о п р о б у е м

в ы п о л н и т ь

следующее задание.

- Как вам удалось так быстро и

п р а в и л ь н о

с п р а в и л и с ь

с

заданием?

- Вы такие молодцы, так быстро

и

п р а в и л ь н о

в с т а в и л и

пропущенные буквы!

-

Хорошо

работать

вместе!

А

хотите

каждый

проверить

свои

силы.

Д е т и

в с т а в л я ю т

б у к в ы

и

о п р е д е л я т

с п р я ж е н и е ,

руководствуясь

моделью

в

своих

блокнотах.

-

Чтобы

определить

спряжение

глагола, нужно поставить его в 3-е

лицо

мн.числа:

окончание ут(ют)

говорит

нам,

что

это

глагол

I

спряжения;

окончания ат(ят) – II

спряжения

Положительный ответ детей.

Идет присвоение знаний. Дети

демонстрируют эти знания и

умения в индивидуальной

работе.

5

деятельности.

Закрепление «ситуации успеха»

Тренинг

на

индивидуальных

листочках.

Учитель раздает каждому

ребенку карточку:

чита__шь

мо__те

вытира__м

корм__т

лов__те

слуша__шь

собира__м

-

К а к о е

з а д а н и е

м о ж н о

выполнить?

- Что вам поможет в работе?

-

С к о л ь к о

в р е м е н и

в а м

потребуется на выполнение этого

задания?

-

Хорошо,

но

я

думаю,

вы

справитесь

с

этим

заданием

быстрее.

-

Проверим

наш

ре зульт ат.

Сравните его с образцом.

Учитель

предполагает,

что

ошибок не сделает никто.

- Вставить безударные гласные в

личные окончания глаголов.

- Глагол в форме 3л., мн.ч.

- 1 минута.

Выполнение задания.

Самопроверка.

Учащиеся действуют по

предполагаемому плану

учителя, задание соответствует

хронометражу, предложенному

самими детьми, т.е. выполняют

учебное действие анализа и

планирования.

Дети сверяют результаты

работы одноклассника с

образцом, действие контроля

выполняется осознанно.

6

- П о ч е м у

в ы

т а к

б ы с т р о

справились с заданием?

-

Мы знаем, если глагол

I

спряжения – пиши букву Е, если

глагол II спряжения – пиши букву И.

Чтобы определить спряжение мы

ставили глагол в форму 3л, мн.ч.:

окончание ут(ют) говорит нам, что это

глагол I спряжения; окончания ат(ят)

II спряжения.

3. Этап постановки учебной

задачи.

Цель этого этапа: подведение к

самостоятельному

выделению

п р е д м е т а

и с с л е д о в а н и я ,

преобразование

конкретной

практической

задачи

в

УЗ,

к

от к ры т ию

нового

с п о с о б а

деятельности.

На

этом

этапе

осуществляется поиск ответа на

вопрос:

«Что

же

мы

должны

узнать, чтобы иметь возможность

двигаться дальше?»

Здесь, на фоне «ситуации успеха»

с озд а е т с я

а н а лог и ч н а я

п о

внешним

признакам,

но

более

сложная

проблемная

ситуация.

П р и

э т о м

д е т и

д о л ж н ы

п о ч у в с т в о в а т ь

д е ф и ц и т

с о б с т в е н н ы х

з н а н и й

и

несовершенство ранее открытого

способа решения новой учебной

задачи.

- Вы такие молодцы! Я уверена,

что и со следующее задание у вас

не вызовет затруднений.

На доске записан отрывок из

стихотворения С.Есенина:

Скач_т конь, простору много,

Вал_т снег и стелит шаль.

С.Есенин

- Запишите эти строки в тетрадь.

- Дети, я вижу, что некоторые из

вас вставили букву И, некоторые

букву Е. То есть, я правильно вас

поняла, на одном и том же месте

В результате работы возможны

следующие варианты:

1 ) дети вставят буквы, учитель

просит их объяснить, как они это

сделали;

2)

дети скажут, что не могут

выполнить

это

задание,

т.к.

не

у м е ю т

с а м о с т о я т е л ь н о

определять спряжение глаголов.

Именно на этом этапе урока у

учащихся возникает

познавательный мотив –

двигаться к новым знаниям.

Запланированный учителем

«разрыв» в умениях

прогнозировался, ситуация на

уроке накаляется, занятие

подходит к своей кульминации.

Д е т и

а н а л и з и р у ю т

сложившуюся ситуацию, видят

с у щ е с т в е н н ы е

с в я з и

в

и з у ч а е м о м

п р е д м е т е

исследования,

формулируют

с а м и

п р о бл е м у,

ко т о р у ю

необходимо разрешить.

Учащиеся самостоятельно

формулируют учебную задачу.

Главная цель урока постановки

учебной задачи достигнута.

7

Г р а ф и ч е с к а я

ф и к с а ц и я

поставленной

детьми

учебной

задачи.

в слове у нас может быть

написано две буквы?

- С какой проблемой вы

столкнулись?

- Но у вас же есть способ

определения спряжения глагола,

по форме 3л. мн.ч.

-

Как

эти

глаголы

правильно

произносить

в

третьем

лице

множественного числа:

скачат или скачут?

валят или валют?

- Как же быть? От задания

отказываемся?

-Нет. Это не возможно.

- Мы не знаем, какую букву

вставить, так как нам неизвестно

спряжение глаголов.

скач_т – скачат (II)

?

скачут (I)

?

вал_т – валят (

II)

?

валют (I)

?

Дети сталкиваются с проблемой,

когда

проверяют

орфограмму

в

окончании

глагола

скач[и]т ,

вал[и]т .

- Мы не знаем, как правильно

произнести эти слова в форме

3л.мн.ч. поэтому наш способ не

работает на этих словах.

П ред пол аг ает ся ,

чт о

д е т и

сделают

вывод,

что

открытый

8

- Еще раз сформулируйте

учебную задачу, которую

поставим перед собой сегодня на

урок?

Учитель фиксирует на правой

стороне доски учебную задачу.

I спр .

?

II спр.

способ работает не всегда, надо

искать другой способ.

- Нам нужно найти другой способ

определения спряжения глаголов.

- Найти новый способ определения

спряжения глаголов.

Операционно-исполнительная

часть.

1. Этап планирования.

Цель этого этапа: поиск нового

способа

деятельности,

решение

поставленной учебной задачи.

-

-

Если

существуют

такие

трудности,

полагаться

на

открытый нами способ нельзя.

- Первый шаг нами уже сделан:

будет

изве стно

с п р я же н и е

глагола, будет определена и буква

на месте слабого звука.

Учитель

выдвигает

гипотезу

(предположение):

у меня есть предположение: если

м ы

у ж е

н а ш л и

с п о с о б

определения спряжения глаголов

через личные окончания глаголов

в форме 3л.мн.ч., то может, стоит

вернуться к начальной форме и

попытаться поискать ответ в ней.

Для наиболее конструктивного

решения проблемы необходимо

привлечение к ее обсуждению

всех детей в классе. Возникает

потребность в групповой форме

работы.

Д е т и

м о г у т

п р е д ъ я в и т ь

результат своей деятельности, в

в и д е

ка ко й - то

г и п о т е з ы ;

9

2. Преобразование модели.

- Попробуем найти решение этой

проблемы в паре? Что мы можем

сделать с глаголами?

Вариант слов для анализа:

заплатить(II) веять(I)

просить(II) колоть(I)

лечить(II) искать(I)

грузить(II) махнуть(I)

разбудить(II) брызгать(I)

шутить(II)

краснеть(I)

уе х а т ь ( I )

заболеть(I)

сторожить(II)

клеить(II) согревать(I)

-

Прочитайте

глаголы.

В

какой

форме они стоят?

- Что указано в скобках?

-

К а ко е

з а д а н и е

м о ж н о

выполнить с этими глаголами?

-Распределите их по группам.

-

Что

вы

заметили?

По

какому

общему

признаку

гл а го л ы

объединились во втором столбце?

Предполагают, как можно

изменить глаголы.

- Мы можем посмотреть на глаголы

в форме инфинитива.

-В форме инфинитива.

-

В

скобках

указано,

к

какому

спряжению относится глагол.

- Разделить глаголы на две группы

по спряжениям.

Работа в парах.

модели,

фиксирующей

общие

наиболее

значимые

признаки

исследуемого объекта.

Дети самостоятельно

открывают способ, как

определять спряжение глаголов.

Дети

пытаются

применить

открытый способ при решении

конкретных

орфографических

з а д а ч ,

д а ю т

р а з у м н о е

теоретическое обоснование.

Нет смысла отрабатывать этот

алгоритм в течение длительного

времени:

его

п р и м е н е н и е

о г р а н и ч е н н о ,

т а к

к а к

10

- То есть я правильно вас поняла,

глаголы на –ить- относятся ко II

спряжению?

-

Тогда

какие

глаголы

вы

выписали в первый столбец?

- Как их можно объединить?

Э т о т

в ы в о д

и

последовательность

действий

при проверки орфограмм слабых

позиций

фиксируются

в

виде

схемы:

ч

_______ ___ л

неопределенная форма

не на – ИТЬ на – ИТЬ

I спр. II спр.

Е И

- То есть я правильно вас поняла:

чтобы

определить

спряжение

глагола, нужно поставить его в

форму

инфинитива:

е с л и

суффикс –и-,

значит

глагол II

- Глаголы на –ить- относятся ко II

спряжению.

- Да.

-

На

–еть-,

-оть-,

-ать-,

-уть-,

-ять-.

- Глаголы не на –ить-.

Работа в парах.

Д е т и

о б н а р у ж а т

в

неопределенной

форме

глаголов II

спря жен ия

общ ий

п р и з н а к :

наличие суффикса -и-.

Вывод, к которому приходят дети:

чтобы

определить

спряжение

глагола,

надо

поставить

его

в

н е о п р е д е л е н н у ю

ф о р м у ,

определить

суффикс.

Е с л и

суффикс –и-,

значит

гл а го л II

спряжения,

не –и-

-

г л а г о л I

спряжения.

С в е р я ю т

с в о и

в ы в о д ы

с

результатом

исследования,

то

есть с таблицей спряжения.

встречаются

отклонения

в

произношении

глаголов

в

ф о р м е

3 - г о

л и ц а

множественного числа.

11

спряжения,

не –и-

-

гл а го л I

спряжения.

-

Уважаемые

го сти!

Мы

с

ребятами

только

что

открыли

способ

определения

спряжения

ч е р е з форму

инфинитива.

С к а ж и т е ,

п о ж а л у й с т а ,

существует ли такой способ?

Учитель

записывает

на

доске

полученный алгоритм:

ч

_______ ___ л

неопределенная форма

не на – ИТЬ на – ИТЬ

I спр. II спр.

Е И

- Дети, как нам убедиться в том,

что способ, открытый на уроке,

работает?

-

Возвратимся

к

строкам

из

стихотворения.

скач_т

( Г о с т и

у р о к а

д а ю т

положительный ответ.)

- Определить спряжение глаголов

скач_т, вал_т.

12

вал_т

- С какой проблемой мы

столкнулись в начале уроке?

- Ребята, а как же правильно

произнести эти слова в форме 3л.

мн.ч.?

- Предлагаю зафиксировать в

своих тетрадях способ, который

мы открыли сегодня на уроке.

- У нас возникло сомнение, как

правильно произнести слово в

форме 3л.мн.ч.

Мы можем воспользоваться нашим

новым способом.

Поставим эти глаголы в форме

инфинитива.

Что делать? скакать

Суффикс –ать- , значит глагол I

спряжения, пишем букву Е.

- Что делать? валить

Суффикс – ить - , глагол II

спряжения, пишем букву И.

-Скакать I спряжения, значит

окончание –ут/ют.

- Валить II спряжения, значит

окончание –ат/ят.

Дети фиксирует модель

открытых способов проверки

безударных гласных в личных

окончаниях глаголов в тетради.

Рефлексивно-оценочный

этап.

Цель этого этапа:

- Дети, мы можем проверить наш

способ на других глаголах с

Дети

рефлексируют

в

итоге

у р о к а .

М а т е р и а л

у р о к а

13

1.

Рефлексия

(мысленное

возвращение

к

прошлым

действиям).

2.

О ц е н к а

с о б с т в е н н о й

учебной деятельности.

3.

О б у ч е н и е

в ы з ы в а е т

положительные эмоции от

радо сти

за

п о з н а н и е

нового.

безударным личным окончанием,

но, к сожалению, наш урок

близится к завершению.

- Какую учебную задачу мы

решали сегодня на уроке?

-

Справились

с

поставленной

задачей?

I спр .

?

II спр.

-

Чем

будем

заниматься

на

следующем уроке?

- Какое домашнее задание вы бы

выбрали?

-

Чью

работу

на

уроке

вы

отметили особо?

- Находили новый способ, как

определять спряжение глаголов.

-Да.

-

Нужно проверить этот способ на

других словах.

- Будем проверять открытый

способ.

-

Тренироваться писать глаголы с

безударными

гласными

в

личных

окончаниях.

- Выполнить упражнение из

учебника, чтобы тренироваться

писать глаголы с безударными

гласными в личных окончаниях.

Высказывают свои мнения.

осмыслен.

Дети самостоятельно

предлагают домашнее задание.

14



В раздел образования