Автор: Старцева Наталья Вячеславовна
Должность: Учитель ИЗО и черчения
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 6
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Вещь в городе.Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
Раздел: среднее образование
Урок изобразительного искусства 8 класс
(по программе Б.М. Неменского)
«Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской
среды».
Цель урока:
Создать условия для понимания роли архитектурного дизайна в формировании городской
среды.
Рассказать
учащимся
о
роли
различных
вещей
в
городе
(скамейки,
фонари,
киоски,
рекламные тумбы и т.д.)
Воспитать
у
детей
интерес
к
искусству,
как
средству
выражения
чувств,
мыслей,
отношений и разнообразных замыслов.
Задачи урока: Продолжать формирование умений моделировать дизайнерские объекты в
объёме
Развивать творческие способности.
Содействовать
формированию
художественного
вкуса,
пространственного
мышления,
изобразительных способностей.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и
специфику;
особенности
образного
языка
конструктивных
видов
искусства,
единство
функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного
конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
Моделировать дизайнерские объекты в объёме
Использовать
в
макетных
композициях
ритм
линий,
объёмов,
статику
и
динамику
тектоники
Владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне
Ход урока
1.Оргмомент.
(Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку)
2.Актуализация знаний.
– Какие виды архитектуры вы знаете?
Объёмные сооружения (искусство проектировать и строить здания)
Градостроительство
(планировка
и
застройка
городов,
создание
новых
городов
и
реконструкция старых, формирование городской среды)
Ландшафтная архитектура (создание гармоничного сочетания естественного ландшафта
с архитектурой)
Виды
архитектуры
взаимосвязаны.
Городскую
среду
формируют
и
архитекторы-
градостроители, и ландшафтные архитекторы, и архитекторы объёмных сооружений.
3.Мотивация. Сообщение темы и цели урока
Притча о жителях города
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: "Что за
люди живут в этом городе?" "А кто живет там, откуда ты пришел?" - спрашивает мудрец.
"Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные" "Здесь то же самое", - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.
"А кто живет там, откуда ты пришел?" - спросил мудрец. "Прекрасные люди, добрые и
отзывчивые", - ответил путник. "Здесь ты найдешь таких же", - сказал мудрец.
"Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому - что здесь живут хорошие
люди?" - спросил мудреца ученик. "Везде есть и хорошие люди, и плохие", - ответил ему
мудрец. - "Просто каждый находит только то, что умеет искать" Как мы думаем про людей,
таких людей мы и встречаем!
В
последнее
время
очень
быстро
меняется
облик
городов,
изменились
и
принципы
градостроительства.
? – Почему? С чем это связано?
Бурный рост городов,
Быстрое развитие автотранспорта,
Загрязнение городской среды
Результатом проектирования городов должно быть создание для населения комфортной
среды
- Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды - это вопрос, на
который мы с вами будем отвечать.
4. Изучение нового материала.
Едва оформившись в самостоятельный вид искусства, дизайн быстро появился на улицах
городов.
Город
—
это
необыкновенная
вещно-пространственная
среда,
наполненная
различными малыми архитектурными формами, которые не только украшают улицы и
дороги, но и обладают определенными функциями.
Сначала
это
были
различные
типы
транспортных
средств,
затем
объекты
малой
архитектуры - киоски, павильоны, рекламные установки, телефонные будки. Конечно, в
создании облика города главенствующая роль принадлежит искусству архитектуры, ее
"штучным"
произведениям
-
храмам,
дворцам,
особнякам,
музеям,
жилым
и
производственным зданиям. Однако такие "городские аксессуары", как фонари, ограды,
реклама,
павильончики
и
киоски,
являются
не
просто
добавкой
к
архитектуре,
а
неотъемлемой составляющей городской среды.
Таким образом на примере городского дизайна мы можем вновь убедиться в том, что
красота не может существовать без пользы.
– Какова роль архитектурного дизайна в формировании городской среды?( Обсуждение.)
Таким образом, архитектурный дизайн :
Делает городскую среду красивой и неповторимой
Устанавливает связь между человеком и архитектурой, человеком и природой
Создаёт комфорт
Обеспечивает информационное пространство
Городской дизайн - это "мостик" между архитектурой и человеком, он устанавливает связь
человека и природы.
? - Какие предметы создают городскую среду?
Предметы дизайна городской среды: Информационные блоки ;
Городская мебель (скамьи, “диваны” и пр.); Блоки локального озеленения ;
Киоски; Скульптура малых форм;
Блоки освещения; Бетонные вазоны ;
Ограждения;
Дизайн
архитектурной
среды
не
обладает
такой
масштабной
мощью,
как
сама
архитектура, но его воздействие на человека и роль в его жизни достаточно велики.
Проектирование
городской
мебели,
в
частности,
парковых
скамеек,
диванов
-
интересная
тема,
затрагивающая
различные
области
человеческого
знания:
анатомию
человека, эргономику, механику, химию. Лавочки подчеркнут стройность ландшафтной
композиции, прямые линии дорожек сквера, уходящих вдаль.
Вазоны с посаженными в них цветами - украшение зоны отдыха, прекрасный способ
подчеркнуть красоту и уникальность города в течение всего сезона. Их можно также
поставить перед входом на участок или в дом. Вазоны отлично подходят для небольших
парков, где особенно важно оптимально использовать каждый кусочек территории.
Освещение всегда необходимо и мегаполисам, и небольшим городам. И большую роль в
обеспечении
необходимого
уровня
качества
света
играют
ландшафтные
светильники.
Термин ландшафтные светильники предполагает освещение города. Оно должно давать
возможность
людям
вне
зависимости
от
своего
местоположения
в
черте
города
чувствовать себя в безопасности. Садово-парковые светильники - часть стилевого решения
парка. Проект наружного освещения. Наряду с практической функцией освещения они
должны гармонично вписываться в окружающий ландшафт.
Вид города в ночное время является одним из главных критериев оценки, которую ставят
ему люди. И потом они даже сами не смогут объяснить, что же такого особенного и
прекрасного в том месте, которое они видели вечером, и которое так обыденно или даже
мрачно выглядит днем. А весь фокус в том, что это ландшафтные светильники смогли так
преподнести тот или иной объект. Они ничего не меняли. Ландшафтные светильники
лишь подчеркнули рельеф и сконцентрировали внимание на наиболее привлекательных
сторонах городских зданий. Ландшафтные светильники - это то, что создает атмосферу
города. Фонари имеют давнюю историю. И до сих пор используют старинную форму
фонарей, а также создают другие формы, применяют неожиданные решения.
Неотъемлемой
частью
городского
ландшафта
стали остановочные
павильоны.
Они
могут быть оборудованы: скамьями, навесами, под которым можно укрыться от дождя.
Остановочные павильоны это и лицо города.
Фонтаны и искусственные водоемы были и остаются самым выразительным средством
оформления парков и площадей - в ландшафтном и городском дизайне они становятся
центральным элементом архитектурных композиций. В жаркий летний период площади,
парки и скверы, где установлены фонтаны, являются наиболее популярными местами
отдыха горожан.
Мы
познакомились
с
ролью
архитектурного
дизайна
в
формировании
городской
среды,
это
поможет вам видеть организацию предметной среды, оценивать её, а также в будущем самим
принимать участие в ее создании.
5.Практическая работа. (индивидуальная или в группах)
Предлагается выполнить работу на тему «красивый уголок моего города». В работах постараться
передать определенное настроение городской среды (это может быть как изображение тихого
уютного парка со скамьями и фонтанами, так и рисунок центральной улицы города со множеством
витрин и афиш).
6.Рефлексия .
7.Подведение итогов урока(учащиеся демонстрируют свои работы)
- Какую роль играет вещь в городской среде?
- Влияет ли дизайн городской среды на архитектурный облик города?