Автор: Чипчигина Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "СВЕТЛЯЧОК"
Населённый пункт: Г.ЛЯНТОР СУРГУТСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: МАСТЕР - КЛАСС
Тема: "Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс по теме
«Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии
ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Добрый день уважаемые коллеги!
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с
ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч - дети с
инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3) нарушением речи;
4) нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
5) с задержкой психического развития (ЗПР);
6) нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Важная составная часть социально-психологической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья это работа с семьей.
Цель нашей встречи: повышение педагогической компетенции родителей в
воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, что бы начать нашу работу я приглашаю 6 человек, которые, будут в роли
родителей и будут мне помогать сегодня. Для начала я предлагаю, нам
познакомится.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка
останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может
остаться в руках по желанию родителя) и говорит свое имя и несколько слов о себе.
Ну, вот мы с вами и познакомились, а теперь я вас прошу занять свои места.
Сегодня я хотела бы остановиться на категории детей с задержкой
психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития – это нарушение нормального развития
ребенка.
У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная
расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также
чувство тревоги и агрессии. Диагноз "задержка психического развития" зачастую
ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами.
Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же
мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же
делать дальше?"
Для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно создать все необходимые
условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка. Поэтому так важно
понять родителям, как и чему, учить ребенка дома.
Чтобы почувствовать
себя детьми и стать ближе к детям я предлагаю вам
поиграть в игры, которые, можно использовать в домашних условиях с детьми.
Начнем мы с небольшого упражнения.
Цель: создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.
( звучит музыка)
Нам понадобится поднос, на котором будет рассыпана манная крупа, и мы с
вами будем рисовать пальцами все что захотим (свое настроение, свое желание).
Давай те попробуем это сделать. Покажите свое творчество друг другу. Данное
упражнение можно выполнять и в домашних условиях с ребенком, оно поможет
снятию возбудимости и агрессии, наладить эмоциональный контакт с ребенком.
(так же можно использовать и цветной песок, сахар, мелкую соль)
Дети любят, рисовать и лепить. Через рисунки и творения, созданные
малышом, раскрывается его внутренний мир. Рисование позволяет ребенку
свободно выражать мысли, быть самим собой. Следующее упражнение называется
«Волшебный рисунок».
Цель:
детско-родительские отношения как сотрудничество, партнёрство
в совместной деятельности.
(Звучит музыка)
На чистом листе бумаги рисуем свечой любое изображение, например: цветок,
машина, рыбка, елочка и т. д., ребенок рисунка не видит, затем акварельной краской
закрашиваем поверхность листа – изображение проявилось.
Когда ваш ребенок чрезмерно активен, и возбужден рисование поможет
успокоиться вашему малышу. Поэтому чаще предлагайте малышу порисовать. И не
просто, а попросите изобразить в рисунке:
• свое настроение;
• то, что он делает, когда сердится; что заставляет его быть сердитым;
• себя — как он сейчас выглядит, и как хочет выглядеть, когда вырастет;
• подарок, который бы он хотел получить (и того, кто бы мог его подарить)
• свою семью
Упражнение “В лучах родительского солнца”.
Цель: провести самоанализ (рефлексию) детско-родительских отношений.
(звучит музыка)
Перед вами на столе лежит круг, этот круг будет символизировать солнышко,
напишите на нем свое имя. Теперь на каждом из лучиков отвечая на вопрос,
напишите: “Чем Я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?”
например “Я очень часто обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”.
Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Посмотрите на ваши солнышки, часто ли мы, родители говорим своим детям
ласковые слова, как часто или наоборот редко уделяем им внимание, обнимаем
их, гладим по голове, целуем. А сейчас возьмите свои лучики и приклейте на наше
большое родительское солнце.
Давайте внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое и щедрое, как то,
под которым мы живем! Оно дарит нам тепло, независимо от того какие мы.
Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.
Физическая пауза.
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению
группы.
(звучит музыка)
А сейчас предлагаю взяться за руки, образуя замкнутый круг. В центр круга я
бросаю 2-3 воздушных шарика. Ваша задача любыми способами но, не расцепляя
рук, удерживать шарики в воздухе.
Отдохнули? Вот в такую не затейливую игру вы можете дома поиграть со своим
ребенком и даже всей семьей. А теперь я прошу вас занять свои места.
« Птица счастья» музыка звучит
Ответьте себе на вопрос «Что такое счастье?»
Какое оно? Закройте
глаза и
постарайтесь представить себе птицу – Птицу счастья.
Какая она? Внимательно
рассмотрите ее оперение, цвет, окраску. Откройте глаза, перед вами на столе лежит
цветная глина. Из нее мы будем с вами лепить свою Птицу счастья.
Какие красивые и необычные у вас получились птицы. Теперь каждый из вас
пусть возьмет в ладошки свою Птицу счастья и скажет друг другу теплые и добрые
слова.
«Какие теплые слова вы сказали друг другу, даже не хочется расставаться». Но наше
время встречи подходит к концу. Свою птицу счастья вы можете забрать домой,
пусть она оберегает покой, уют и благополучие вашего дома,
(а сейчас я вас
попрошу занять свои места) (звучит музыка)
Нашу встречу я бы хотела закончить одной притчей
«О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ».
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором
жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного
города. Но был в городе человек, завидующий его славе.
И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него
ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней
и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в
руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка
умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все
поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между
ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в
руках, о мудрейший, - живая или мертвая?»
И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал:
«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….»
Все в ваших руках!!!!
(Берегите себя и своих близких.)