Напоминание

"Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Чипчигина Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "СВЕТЛЯЧОК"
Населённый пункт: Г.ЛЯНТОР СУРГУТСКИЙ РАЙОН
Наименование материала: МАСТЕР - КЛАСС
Тема: "Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс по теме

«Повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии

ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Добрый день уважаемые коллеги!

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с

ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч - дети с

инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие

недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3) нарушением речи;

4) нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) с задержкой психического развития (ЗПР);

6) нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Важная составная часть социально-психологической помощи детям с

ограниченными возможностями здоровья это работа с семьей.

Цель нашей встречи: повышение педагогической компетенции родителей в

воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, что бы начать нашу работу я приглашаю 6 человек, которые, будут в роли

родителей и будут мне помогать сегодня. Для начала я предлагаю, нам

познакомится.

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить

участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному

общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка

останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может

остаться в руках по желанию родителя) и говорит свое имя и несколько слов о себе.

Ну, вот мы с вами и познакомились, а теперь я вас прошу занять свои места.

Сегодня я хотела бы остановиться на категории детей с задержкой

психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это нарушение нормального развития

ребенка.

У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная

расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также

чувство тревоги и агрессии. Диагноз "задержка психического развития" зачастую

ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами.

Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же

мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же

делать дальше?"

Для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно создать все необходимые

условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка. Поэтому так важно

понять родителям, как и чему, учить ребенка дома.

Чтобы почувствовать

себя детьми и стать ближе к детям я предлагаю вам

поиграть в игры, которые, можно использовать в домашних условиях с детьми.

Начнем мы с небольшого упражнения.

Цель: создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.

( звучит музыка)

Нам понадобится поднос, на котором будет рассыпана манная крупа, и мы с

вами будем рисовать пальцами все что захотим (свое настроение, свое желание).

Давай те попробуем это сделать. Покажите свое творчество друг другу. Данное

упражнение можно выполнять и в домашних условиях с ребенком, оно поможет

снятию возбудимости и агрессии, наладить эмоциональный контакт с ребенком.

(так же можно использовать и цветной песок, сахар, мелкую соль)

Дети любят, рисовать и лепить. Через рисунки и творения, созданные

малышом, раскрывается его внутренний мир. Рисование позволяет ребенку

свободно выражать мысли, быть самим собой. Следующее упражнение называется

«Волшебный рисунок».

Цель:

детско-родительские отношения как сотрудничество, партнёрство

в совместной деятельности.

(Звучит музыка)

На чистом листе бумаги рисуем свечой любое изображение, например: цветок,

машина, рыбка, елочка и т. д., ребенок рисунка не видит, затем акварельной краской

закрашиваем поверхность листа – изображение проявилось.

Когда ваш ребенок чрезмерно активен, и возбужден рисование поможет

успокоиться вашему малышу. Поэтому чаще предлагайте малышу порисовать. И не

просто, а попросите изобразить в рисунке:

• свое настроение;

• то, что он делает, когда сердится; что заставляет его быть сердитым;

• себя — как он сейчас выглядит, и как хочет выглядеть, когда вырастет;

• подарок, который бы он хотел получить (и того, кто бы мог его подарить)

• свою семью

Упражнение “В лучах родительского солнца”.

Цель: провести самоанализ (рефлексию) детско-родительских отношений.

(звучит музыка)

Перед вами на столе лежит круг, этот круг будет символизировать солнышко,

напишите на нем свое имя. Теперь на каждом из лучиков отвечая на вопрос,

напишите: “Чем Я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?”

например “Я очень часто обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”.

Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Посмотрите на ваши солнышки, часто ли мы, родители говорим своим детям

ласковые слова, как часто или наоборот редко уделяем им внимание, обнимаем

их, гладим по голове, целуем. А сейчас возьмите свои лучики и приклейте на наше

большое родительское солнце.

Давайте внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое и щедрое, как то,

под которым мы живем! Оно дарит нам тепло, независимо от того какие мы.

Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.

Физическая пауза.

Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению

группы.

(звучит музыка)

А сейчас предлагаю взяться за руки, образуя замкнутый круг. В центр круга я

бросаю 2-3 воздушных шарика. Ваша задача любыми способами но, не расцепляя

рук, удерживать шарики в воздухе.

Отдохнули? Вот в такую не затейливую игру вы можете дома поиграть со своим

ребенком и даже всей семьей. А теперь я прошу вас занять свои места.

« Птица счастья» музыка звучит

Ответьте себе на вопрос «Что такое счастье?»

Какое оно? Закройте

глаза и

постарайтесь представить себе птицу – Птицу счастья.

Какая она? Внимательно

рассмотрите ее оперение, цвет, окраску. Откройте глаза, перед вами на столе лежит

цветная глина. Из нее мы будем с вами лепить свою Птицу счастья.

Какие красивые и необычные у вас получились птицы. Теперь каждый из вас

пусть возьмет в ладошки свою Птицу счастья и скажет друг другу теплые и добрые

слова.

«Какие теплые слова вы сказали друг другу, даже не хочется расставаться». Но наше

время встречи подходит к концу. Свою птицу счастья вы можете забрать домой,

пусть она оберегает покой, уют и благополучие вашего дома,

(а сейчас я вас

попрошу занять свои места) (звучит музыка)

Нашу встречу я бы хотела закончить одной притчей

«О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ».

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором

жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного

города. Но был в городе человек, завидующий его славе.

И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него

ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней

и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в

руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка

умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все

поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между

ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в

руках, о мудрейший, - живая или мертвая?»

И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал:

«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ….»

Все в ваших руках!!!!

(Берегите себя и своих близких.)



В раздел образования