Автор: Кулагина Кира Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: Специфические особенности работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование
Специфические особенности работы концертмейстера в классе струнно-
смычковых инструментов ДМШ и ДШИ.
По
мнению
известного
концертмейстера,
профессора
Московской
консерватории К. Л. Виноградова «нет, пожалуй, ни одной музыкантской
профессии более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни,
чем
концертмейстер-пианист».
И
действительно,
без
концертмейстера
невозможна работа оперных театров, филармоний, хореографических студий,
музыкальных учебных заведений различного уровня.
Общеизвестно, что профессиональные творческие союзы выдающихся
солистов
и
пианистов-концертмейстеров
создаются
на
принципах
равнозначности
исполнительского
мастерства,
музыкальной
культуры
и
эрудиции. Иной предстает работа пианиста-концертмейстера работающего с
учениками-солистами
в
вокальных
и
инструментальных
классах
детских
музыкальных
школ
и
детских
школ
искусств.
В
данном
случае
концертмейстер
становится
наставником,
помощником,
ведь
участники
ансамбля
являются
представителями
различных
возрастов,
и
обладают
разным уровнем слухового, технического и исполнительского опыта. Таким
образом,
перед
концертмейстером
становится
ряд
задач,
невыполнение
которых приведет к «невыигрышному» исполнению произведения учащимся.
На
уроке
основная
обучающая
функция
отведена
преподавателю.
Однако концертмейстер наравне вникает в творческий замысел, параллельно
выгрываясь в текст произведения. Одна из первоочередных составляющих
начального этапа освоения музыкального материала для концертмейстера –
помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому пианисту нужно совмещать
партию
аккомпанемента
с
подыгрыванием
партии
ученика.
Роль
концертмейстера на этом этапе работы крайне велика, так как
струнно-
смычковые
– инструменты обладают нефиксированным интонационным
строем. При этом важно, чтобы рояль, или фортепиано были очень хорошо
настроены.
Одной из важнейших задач концертмейстера в классной и концертной
деятельности является соизмерение звучности фортепиано с возможностями
солирующего инструмента и самого ученика.
Для этого концертмейстеру
требуются
знание
о
строе,
тембровых,
и
динамических
возможностях
инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения. А для
постижения
динамических
возможностей
учащегося
крайне
важно
принимать во внимание особенности рабочего аппарата солиста, который
будет отличаться у детей разных возрастов, разных физических данных.
Учитывать
психологические
особенности
ребенка,
также
связанные
с
возрастом, здоровьем, социальным статусом семьи и т.д., от которых будет
зависеть звуковая насыщенность и эмоциональность исполнения.
Особый
вид
концертмейстерской
деятельности
представляет
концертное исполнение, где концертмейстер остается на сцене с учащимся
тат-а-тет. Бесспорно, партия солиста изначально ведущая. И если ученик-
солист одарен, имеет большой опыт концертной деятельности, то задача
концертмейстера
лишь
поддержать
его
своим
аккомпанементом.
Иная
картина
возникает,
если
ученик
ещё
не
в
полной
мере
владеет
профессиональными навыками, умением слышать себя со стороны, проявляет
пассивность
в
реализации
художественного
замысла
произведения.
В
младшем
возрасте,
ребенок
может
даже
потеряться
на
сцене,
тогда
концертмейстер
обязан
помочь
учащемуся
правильно
встать,
при
этом
эмоционально
успокоив
и
внушив
чувство
полной
уверенности.
В
силу
особого
эмоционального
состояния,
на
сцене
учащийся
может
взять
совершенно иной темп, в этом случае концертмейстер имеет право очень
деликатно,
почти
незаметно
влиять,
корректировать
на
сцене
темповые
отклонения
от
задуманного.
В
большинстве
случаев,
в
исполнительской
деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, солисту-ученику
необходимо
определенное
«наставничество»
концертмейстера
которому
следует ярче выделять бас, устойчиво держать метро-ритмическую основу
произведения,
предвосхищать
динамическое
развитие
музыкального
произведения.
В
любом
случае
концертмейстер
должен
мгновенно
реагировать и корректировать любые «непредвиденные» исполнительские
намерения ученика.
В завершении следует отметить, что искусство быть концертмейстером
доступно
далеко
не
всем.
Оно
требует
призвания
и
художественного
мастерства
высокого
уровня.
Концертмейстер
должен
владеть
не
только
полным арсеналом пианистического мастерства, обладать педагогическими
навыками, но еще и должен создать удобную для солиста психологическую
атмосферу доверия,
как в повседневной работе, так и при концертном
исполнении.
Литература:
1.
Брыкина
Г.
Н.
Особенности
работы
пианиста-концертмейстера
с
виолончельным репертуаром // Фортепиано. 1999, №2. С. 14-15.
2.
Виноградов
К.
Л.
О
специфике
творческих
взаимоотношений
пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство
и современность: сборник статей. — М.: Музыка, 1988. С. 156–179.
3.
Задонская
Е.
М.
Психология
взаимоотношений
участников
камерного
ансамбля
//
Концертмейстерский
класс
и
камерный
ансамбль в контексте специальных дисциплин: сборник докладов
научно-практической конференции. — Курск, 2001. С.8–16.
4.
Кленова Н. М. В концертмейстерском классе (из опыта практической
работы)
//
Концертмейстерский
класс
и
камерный
ансамбль
в
контексте
специальных
дисциплин:
сборник
докладов
научно-
практической конференции. — Курск, 2001. С.37–41.
5.
Сахарова С. П. Воспитание концертмейстера: сборник методических
статей
/
С.
П.
Сахарова.
—
Ростов-на-Дону:
Изд-во
Ростовской
государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001.