Напоминание

Специфические особенности работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ.


Автор: Кулагина Кира Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Статья
Тема: Специфические особенности работы концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфические особенности работы концертмейстера в классе струнно-

смычковых инструментов ДМШ и ДШИ.

По

мнению

известного

концертмейстера,

профессора

Московской

консерватории К. Л. Виноградова «нет, пожалуй, ни одной музыкантской

профессии более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни,

чем

концертмейстер-пианист».

И

действительно,

без

концертмейстера

невозможна работа оперных театров, филармоний, хореографических студий,

музыкальных учебных заведений различного уровня.

Общеизвестно, что профессиональные творческие союзы выдающихся

солистов

и

пианистов-концертмейстеров

создаются

на

принципах

равнозначности

исполнительского

мастерства,

музыкальной

культуры

и

эрудиции. Иной предстает работа пианиста-концертмейстера работающего с

учениками-солистами

в

вокальных

и

инструментальных

классах

детских

музыкальных

школ

и

детских

школ

искусств.

В

данном

случае

концертмейстер

становится

наставником,

помощником,

ведь

участники

ансамбля

являются

представителями

различных

возрастов,

и

обладают

разным уровнем слухового, технического и исполнительского опыта. Таким

образом,

перед

концертмейстером

становится

ряд

задач,

невыполнение

которых приведет к «невыигрышному» исполнению произведения учащимся.

На

уроке

основная

обучающая

функция

отведена

преподавателю.

Однако концертмейстер наравне вникает в творческий замысел, параллельно

выгрываясь в текст произведения. Одна из первоочередных составляющих

начального этапа освоения музыкального материала для концертмейстера –

помочь ребёнку разучить его партию. Поэтому пианисту нужно совмещать

партию

аккомпанемента

с

подыгрыванием

партии

ученика.

Роль

концертмейстера на этом этапе работы крайне велика, так как

струнно-

смычковые

– инструменты обладают нефиксированным интонационным

строем. При этом важно, чтобы рояль, или фортепиано были очень хорошо

настроены.

Одной из важнейших задач концертмейстера в классной и концертной

деятельности является соизмерение звучности фортепиано с возможностями

солирующего инструмента и самого ученика.

Для этого концертмейстеру

требуются

знание

о

строе,

тембровых,

и

динамических

возможностях

инструмента, штриховом разнообразии, специфике звукоизвлечения. А для

постижения

динамических

возможностей

учащегося

крайне

важно

принимать во внимание особенности рабочего аппарата солиста, который

будет отличаться у детей разных возрастов, разных физических данных.

Учитывать

психологические

особенности

ребенка,

также

связанные

с

возрастом, здоровьем, социальным статусом семьи и т.д., от которых будет

зависеть звуковая насыщенность и эмоциональность исполнения.

Особый

вид

концертмейстерской

деятельности

представляет

концертное исполнение, где концертмейстер остается на сцене с учащимся

тат-а-тет. Бесспорно, партия солиста изначально ведущая. И если ученик-

солист одарен, имеет большой опыт концертной деятельности, то задача

концертмейстера

лишь

поддержать

его

своим

аккомпанементом.

Иная

картина

возникает,

если

ученик

ещё

не

в

полной

мере

владеет

профессиональными навыками, умением слышать себя со стороны, проявляет

пассивность

в

реализации

художественного

замысла

произведения.

В

младшем

возрасте,

ребенок

может

даже

потеряться

на

сцене,

тогда

концертмейстер

обязан

помочь

учащемуся

правильно

встать,

при

этом

эмоционально

успокоив

и

внушив

чувство

полной

уверенности.

В

силу

особого

эмоционального

состояния,

на

сцене

учащийся

может

взять

совершенно иной темп, в этом случае концертмейстер имеет право очень

деликатно,

почти

незаметно

влиять,

корректировать

на

сцене

темповые

отклонения

от

задуманного.

В

большинстве

случаев,

в

исполнительской

деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, солисту-ученику

необходимо

определенное

«наставничество»

концертмейстера

которому

следует ярче выделять бас, устойчиво держать метро-ритмическую основу

произведения,

предвосхищать

динамическое

развитие

музыкального

произведения.

В

любом

случае

концертмейстер

должен

мгновенно

реагировать и корректировать любые «непредвиденные» исполнительские

намерения ученика.

В завершении следует отметить, что искусство быть концертмейстером

доступно

далеко

не

всем.

Оно

требует

призвания

и

художественного

мастерства

высокого

уровня.

Концертмейстер

должен

владеть

не

только

полным арсеналом пианистического мастерства, обладать педагогическими

навыками, но еще и должен создать удобную для солиста психологическую

атмосферу доверия,

как в повседневной работе, так и при концертном

исполнении.

Литература:

1.

Брыкина

Г.

Н.

Особенности

работы

пианиста-концертмейстера

с

виолончельным репертуаром // Фортепиано. 1999, №2. С. 14-15.

2.

Виноградов

К.

Л.

О

специфике

творческих

взаимоотношений

пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство

и современность: сборник статей. — М.: Музыка, 1988. С. 156–179.

3.

Задонская

Е.

М.

Психология

взаимоотношений

участников

камерного

ансамбля

//

Концертмейстерский

класс

и

камерный

ансамбль в контексте специальных дисциплин: сборник докладов

научно-практической конференции. — Курск, 2001. С.8–16.

4.

Кленова Н. М. В концертмейстерском классе (из опыта практической

работы)

//

Концертмейстерский

класс

и

камерный

ансамбль

в

контексте

специальных

дисциплин:

сборник

докладов

научно-

практической конференции. — Курск, 2001. С.37–41.

5.

Сахарова С. П. Воспитание концертмейстера: сборник методических

статей

/

С.

П.

Сахарова.

Ростов-на-Дону:

Изд-во

Ростовской

государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001.



В раздел образования