Напоминание

"Организация физического воспитания детей в семье"


Автор: Назарова Светлана Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация физического воспитания детей в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Ранний возраст.

Создание благоприятных условий для физического воспитания детей

только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно

эффективной мерой. Ведь часть времени дети проводят в семье и на

родителей тоже ложится ответственность за организацию физкультурно –

оздоровительной работы с ними.

В результате проведенных исследований было установлено, что

основными компонентами предметно – развивающей среды, обеспечивающей

физическое воспитание детей дома являются: мячи, санки, велосипеды и т.д.

Однако, как показал анализ полученных данных, возможности этой

предметной среды используются ограниченно. Большинство родителей не

могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей с

учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Физическое воспитание в домашних условиях следует организовать так,

чтобы и взрослые и дети чувствовали себя естественно и раскованно.

Особенностями двигательного поведения детей раннего возраста

являются овладение ходьбой и развитие координации движений.

Кроме того ребенок активно осваивает бег, причем многие дети бегают

гораздо успешнее, чем ходят. Эта особенность двигательного поведения

определяется тем, что частота

движений, как и скорость обменных

процессов, у ребенка выше, чем у

взрослых и более старших

дошкольников; процессы

возбуждения преобладают над

процессами торможения, поэтому

малышу легче двигаться, чем стоять

на одном месте.

В этом возрасте дети также начинают осваивать лазанье. Интерес к этому

двигательному навыку проявляется в стремлении ребенка перелезать через

какие-либо предметы: диванные подушки и кресла, скамейки, в попытках

залезать в кукольную кроватку или в ящик для хранения игрушек.

Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений

является совместная подвижная игра с взрослым.

Двигательная активность детей 1-3 лет во многом определяется

созданной в семье предметно – развивающей средой. Необходимо выделить в

квартире место, застелить его ковровым покрытием, на котором ребенок

сможет самостоятельно бегать, прыгать и ползать, а так же играть в такие

игры, как «Прокати шарик в воротики», «Сбей кегли», «Пройди - не задень»,

«Достань погремушку» и т.д.

«ПРОКАТИ ШАР В ВОРОТА»

Материал. Пластмассовый шар (диаметром 6-8 см), воротики или шесть

кубиков

высотой 10 –

15 см;

пластина из

набора

крупного

строительного материала.

Ход игры. В центре ковра строятся воротики, на расстоянии 1-1,5м от

них кладется шар. Ребенок с родителем садятся около шара и прокатывают

его в воротики.

Варианты игры.

Воротики ставятся у одного края ковра, ребенок с родителем

располагаются у другого края ковра. По очереди они стараются

закатить мяч в воротики, не сбив их.

В воротики ставится кегля. Задача игроков – сбить ее.

«ПРОВЕЗИ – НЕ ЗАДЕНЬ»

Материал. Игрушка – каталка.

Ход игры. На ковре сооружается несколько преград; стульчики, диванная

подушка, кубики, кегли и т.д. Сначала родитель, а затем ребенок прокатывают

игрушку с одного края ковра в другой, преодолев преграды и не сбив их.

Вариант игры.

На полу в произвольной

форме выложить шнур и

предложить ребенку пройти

по нему, провозя игрушку

справа или слева от себя.

«СОБИРАЕМ ШАРИКИ»

Материал. Разноцветные шары

различного диаметра и текстуры, корзина

или короб.

Ход игры. Взрослый высыпает из корзины шары на пол и предлагает

ребенку собрать их вместе.

Варианты игры.

Перед рассыпанными шариками поставить несколько преград:

стульчики, диванные подушки и т.д. участники игры должны

преодолеть преграду во время сбора шаров.

Собрать только красные (синие, зеленые, пластмассовые, большие,

маленькие и т.д.) шары.

Одновременно принести только один (два, много) шаров.

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст (3-5лет) – период формирования

двигательных умений и навыков детей на основе подражания

действиям взрослых и сверстников.

Особенностями двигательного поведения

детей этого возраста является совершенствование

навыков ходьбы, бега и лазанья, а также освоение

таких форм движения как выполнение движений

с предметами и упражнений на тренажерах.

Ведущая роль в этот период отводится овладению

различными формами прыжков, метания (бросание и

ловли

мяча

или

разнообразных

легких

предметов);

освоению

упражнений с сохранением равновесия.

Особенно интенсивно в этом возрасте формируются навыки

метания. Однако, бросая предмет в цель, ребенок не фиксирует

направленность и дальность броска. Чаще всего он просто

выпускает его из руки. Еще очень неуверенно младший дошкольник

ловит мячи и другие предметы. Постепенно у детей 3-5 лет

возникает интерес к правильности выполнения движений, их

соответствия заданному образцу, а также к новым сочетаниям ранее

освоенных движений.

Основным мотивом для выполнения детьми физических

упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и

другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки.

На пятом году жизни соревновательный момент и ориентир на

личный выигрыш становится значительным побудительным

мотивом к успешному овладению новыми движениями.

В условиях семейного воспитания детям младшего

дошкольного возраста необходимо создать определенную

развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед,

санки, качели, мяч, мяч – прыгунок, лыжи.

Дома необходимо оборудовать место для самостоятельной

двигательной активности детей, освободив участок комнаты и

застелив его ковровым покрытием.

Но если без тренажеров можно обойтись, то есть одна игрушка,

без которой жизнь ребенка была бы тусклой и бедной. Эта игрушка

– мяч.

Именно мяч является ключевым предметом способствующем

развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты

реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу.

Поэтому необходимо помочь родителям освоить простые

ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и

доставлять истинную радость ребенку.

«СБЕЙ КЕГЛИ»

Материал. Маленькие мячи диаметром 6-8 см, по 5-6 штук на

каждого играющего, кегли, корзина.

Ход игры. Взрослый устанавливает на полу 4-5 кеглей.

Играющие берут по два мяча. Поочередно взрослый и ребенок

сбивают кегли, эмоционально реагируя на игровую ситуацию.

Мяч можно бросать в цель снизу, сверху и сбоку.

«ДОГОНИ МЯЧ»

Материал. 2 мяча (большой и маленький).

Ход игры. Игроки встают в круг. По сигналу взрослого

«Большой, вперед!» начинают передавать друг другу сначала

большой, затем маленький мяч. По сигналу «Маленький, вперед!»

направление передачи мячей меняется. Игра продолжается до тех

пор, пока один мяч не догонит другой.

«ПЕРЕБРОСЬ МЯЧ»

Материал. Мяч.

Ход игры. Игроки сидят в кругу, водящий находится в центре.

Он бросает по очереди каждому игроку мяч различными способами

(от груди, сбоку, из-за головы, одной рукой, от плеча, с отскоком об

пол и т.д.). Задача игрока – поймать мяч и вернуть его водящему

таким же способом. Кому это не удается становится водящим.



В раздел образования