Автор: Мартьянова Татьяна Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №3 им. С. Орджоникидзе
Населённый пункт: город Клинцы, Брянская область
Наименование материала: конспект урока музыки в 5 классе
Тема: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"
Раздел: среднее образование
Урок музыки в 5 классе
«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".
(по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Цель урока: сформировать представление учащихся об опере, как жанре
музыкально-литературного искусства, на примере оперы Н.А.Римского –
Корсакова «Садко».
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитание интереса, любви к искусству.
• Воспитание эмоциональной отзывчивости.
• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.
• Создание ситуации успеха для каждого ученика.
Образовательные: познакомить с особенностями оперного жанра,
возникающего на основе литературного произведения как источника
либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм
внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова
"Садко".
Развивающие:
• развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой
активности учащихся;
• развитие чувства ритма, творческих способностей;
• развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать,
сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
1.
Организационный момент.Приветствие.Вступительное слово
учителя.
Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас
хорошее, все готовы к уроку.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Песни, звуки инструментов – всё для Вас!
Пожелаем всем удачи, за работу!
В добрый час!
Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир
музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы
догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:
1.Сон и отдых позабыты, пишет песню … (композитор)
2.Композитор и поэт- это творческий… (дуэт)
3. Взмахнёт волшебник палочкой, и музыка звучит.
Палочка застынет и весь оркестр молчит.
Палочка подскажет, кому пора вступать,
Палочка укажет, как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)
4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,
То такое представленье называется… (Балет)
5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!
Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!
Такой спектакль, где все поют, в театре… (оперой) зовут!
6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:
Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку…
К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.
Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала… (увертюра)
7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.
И город, и деревня, ты угадал, наверно:
Чтоб слышались овации
Что нужно? (декорации)
Ребята, на экране вы видите слова-отгадки (перечислить после того, как
разгадали). Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)
Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о
театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в
музыкальный театр. Опера».
Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы
поставим перед собой?
- познакомиться с разновидностями спектаклей, которые можно увидеть в
музыкальном театре;
- узнать какие жанры музыки встречаются в опере.
II. Актуализация знаний.
Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором
разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит
музыке. Так какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?
- опера,
- балет,
- оперетта,
- мюзикл.
Что такое опера? (музыкально-театральный жанр)
Что такое балет? (театральное представление, состоящее из танцев и
мимических движений, сопровождаемых музыкой)
Что такое оперетта? (уменьшительное от «опера»). По своим признакам
оперетта близка к комической опере, но для оперетты характерно более
широкое использование разговорного диалога.
Что такое мюзикл? (музыкальное представление с использованием элементов
эстрады, оперы и балета). Мюзикл – самый молодой жанр из всех
вышеперечисленных.
Сейчас на экране вы видите лучшие театры России. Это Мариинский театр,
Московский театр оперетты, Большой академический театр в Москве.
Сегодня мы отправимся в оперу.В опере на основе литературного сюжета
соединились музыка (вокальная и инструментальная), театральное действие,
сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации).
III. Изучение, объяснение нового материала.
Итак, давайте представим, что мы находимся в театре.Пройдя в зрительный
зал, мы усаживаемся в удобное бархатное кресло и в предвкушении ждем
встречу с оперой «Садко». Именно с этой оперой мы встретимся сегодня. Кто
из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко? (Н.А.Римский-
Корсаков). Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке, педагог,
дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных
фортепианных произведений, романсов, симфоний и т.д. Любимый жанр –
опера.
Мы поудобнее устроились в своих креслах в зрительном зале и.. зазвучала
увертюра.
Слушание увертюры (фрагмент)
- Что рисует музыка? (образ моря, величавую и полную жизни морскую
стихию)
- Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то
взволнованным и грозным)
В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре,
бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы -
прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе
Садко. Мы с вами послушаем два фрагмента из оперы, рассмотрев образы 2-х
главных героев оперы:
Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.
По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте мои
гусельки» (слушание).
- Какой характер музыки?
В последней седьмой картине звучит еще одна песня.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.
Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы».
Какую песню поёт наша героиня? – колыбельная.
Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а
потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний
туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.Развеялись
волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют
смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские.
Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный. А Волхова?
(Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные
события, но добавлена сказка). Озеро Ильмень существует на самом деле и
река Волхов есть.
А сейчас мы устроим себе небольшой антракт и выйдем из зала в холл
театра, чтобы немного передохнуть.
Физминутка.
IV. Вокально-хоровая работа.
- Продолжим наше сказочное музыкальное путешествие.
Наигрывание песни «Сказки гуляют по свету». Распевание на 1-м куплете и
припеве под инструмент. Концертное исполнение под фонограмму.
К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня
заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи
на следующих уроках. А сейчас подведём итоги.
V. Итог урока.
1. О каком музыкально- театральном жанре мы говорили на уроке? (опера)
2. Музыку какой оперы слушали? Композитор?
3. Какое литературное произведение (жанр) в основе оперы? (былина)
5. Что мы можем увидеть в театре?
6. Какие музыкальные жанры мы встретили в опере «Садко»?
Я полагаю, что мы достигли цели сегодняшнего урока. Мне остается
только пожелать вам хорошего дня и до новых встреч на уроках музыки!