Напоминание

"Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"


Автор: Мартьянова Татьяна Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №3 им. С. Орджоникидзе
Населённый пункт: город Клинцы, Брянская область
Наименование материала: конспект урока музыки в 5 классе
Тема: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок музыки в 5 классе

«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

(по программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

Цель урока: сформировать представление учащихся об опере, как жанре

музыкально-литературного искусства, на примере оперы Н.А.Римского –

Корсакова «Садко».

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитание интереса, любви к искусству.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости.

• Способствовать воспитанию духовной культуры учащихся.

• Создание ситуации успеха для каждого ученика.

Образовательные: познакомить с особенностями оперного жанра,

возникающего на основе литературного произведения как источника

либретто, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм

внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова

"Садко".

Развивающие:

• развитие познавательного интереса к урокам музыки, творческой

активности учащихся;

• развитие чувства ритма, творческих способностей;

• развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать,

сравнивать, рассуждать при выполнении заданий.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

1.

Организационный момент.Приветствие.Вступительное слово

учителя.

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Вижу, настроение у вас

хорошее, все готовы к уроку.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Песни, звуки инструментов – всё для Вас!

Пожелаем всем удачи, за работу!

В добрый час!

Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир

музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы

догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1.Сон и отдых позабыты, пишет песню … (композитор)

2.Композитор и поэт- это творческий… (дуэт)

3. Взмахнёт волшебник палочкой, и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает? (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется… (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре… (оперой) зовут!

6. Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:

Про злодея – Черномора, про борьбу, добро и ласку…

К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала… (увертюра)

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня, ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно? (декорации)

Ребята, на экране вы видите слова-отгадки (перечислить после того, как

разгадали). Подберите общее слово, объединяющее все эти слова. (Театр)

Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о… театре, а точнее о

театре музыкальном и тема нашего урока «Первое путешествие в

музыкальный театр. Опера».

Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы

поставим перед собой?

- познакомиться с разновидностями спектаклей, которые можно увидеть в

музыкальном театре;

- узнать какие жанры музыки встречаются в опере.

II. Актуализация знаний.

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором

разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит

музыке. Так какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

- опера,

- балет,

- оперетта,

- мюзикл.

Что такое опера? (музыкально-театральный жанр)

Что такое балет? (театральное представление, состоящее из танцев и

мимических движений, сопровождаемых музыкой)

Что такое оперетта? (уменьшительное от «опера»). По своим признакам

оперетта близка к комической опере, но для оперетты характерно более

широкое использование разговорного диалога.

Что такое мюзикл? (музыкальное представление с использованием элементов

эстрады, оперы и балета). Мюзикл – самый молодой жанр из всех

вышеперечисленных.

Сейчас на экране вы видите лучшие театры России. Это Мариинский театр,

Московский театр оперетты, Большой академический театр в Москве.

Сегодня мы отправимся в оперу.В опере на основе литературного сюжета

соединились музыка (вокальная и инструментальная), театральное действие,

сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации).

III. Изучение, объяснение нового материала.

Итак, давайте представим, что мы находимся в театре.Пройдя в зрительный

зал, мы усаживаемся в удобное бархатное кресло и в предвкушении ждем

встречу с оперой «Садко». Именно с этой оперой мы встретимся сегодня. Кто

из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко? (Н.А.Римский-

Корсаков). Вся жизнь композитора – беззаветное служение музыке, педагог,

дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных

фортепианных произведений, романсов, симфоний и т.д. Любимый жанр –

опера.

Мы поудобнее устроились в своих креслах в зрительном зале и.. зазвучала

увертюра.

Слушание увертюры (фрагмент)

- Что рисует музыка? (образ моря, величавую и полную жизни морскую

стихию)

- Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то

взволнованным и грозным)

В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре,

бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы -

прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе

Садко. Мы с вами послушаем два фрагмента из оперы, рассмотрев образы 2-х

главных героев оперы:

Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.

Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте мои

гусельки» (слушание).

- Какой характер музыки?

В последней седьмой картине звучит еще одна песня.

На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы».

Какую песню поёт наша героиня? – колыбельная.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а

потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний

туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.Развеялись

волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют

смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские.

Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный. А Волхова?

(Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные

события, но добавлена сказка). Озеро Ильмень существует на самом деле и

река Волхов есть.

А сейчас мы устроим себе небольшой антракт и выйдем из зала в холл

театра, чтобы немного передохнуть.

Физминутка.

IV. Вокально-хоровая работа.

- Продолжим наше сказочное музыкальное путешествие.

Наигрывание песни «Сказки гуляют по свету». Распевание на 1-м куплете и

припеве под инструмент. Концертное исполнение под фонограмму.

К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня

заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи

на следующих уроках. А сейчас подведём итоги.

V. Итог урока.

1. О каком музыкально- театральном жанре мы говорили на уроке? (опера)

2. Музыку какой оперы слушали? Композитор?

3. Какое литературное произведение (жанр) в основе оперы? (былина)

5. Что мы можем увидеть в театре?

6. Какие музыкальные жанры мы встретили в опере «Садко»?

Я полагаю, что мы достигли цели сегодняшнего урока. Мне остается

только пожелать вам хорошего дня и до новых встреч на уроках музыки!



В раздел образования