Напоминание

Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы


Автор: Бочкарева Елена Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №432
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы
Раздел: начальное образование





Назад




«Современные подходы к использованию здоровьесберегающих

технологий в процессе обучения начальных классах школы»

Бочкарева Е.А.

Бочкарева Е.А. – учитель-логопед ГБОУ школы №432 Колпинского

района Санкт-Петербурга.

Аннотация: тема здоровьесберегающих технологий в начальном

образовании

детей

с

важна

и

актуальна

в

современном

начальном

образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно

доказывается

влияние

существующей

системы

обучения

на

здоровье

и

развитие подрастающего поколения.

Ключевые

слова:

здоровьсбережение,

технологии,

образование,

дефектология.

В течение последних лет учителя акцентируют больше внимания на

проблемы обеспечения здоровья обучающихся. Педагоги стремятся включить

различные виды деятельности такие, как двигательные, интеллектуальные,

эмоциональные

в

соответствие

с

особенностями

индивидуальными

и

возрастными, для того чтобы создать условия для самовыражения детей. Для

этого учителя применяют программы и методики формирования ценностей

здорового образа жизни у младших школьников, также различные способы

укрепления их здоровья.

Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательном

учреждении

базируются на трех методологических принципах (по Н.К. Смирнову):

сохранение,

укрепление,

формирование здоровья учащихся.

1

С у т ь принципа

сохранения

здоровья

составляет

гомеостаз

как

способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды

под

влиянием

внешних

воздействий.

Этот

принцип

реализуется

через

соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм.

Принцип

укрепления

реализуется

за

счет

наличия

различных

способов для повышения адаптации школьников к стрессовым ситуациям,

возникающим в процессе обучения. Образовательно-воспитательный процесс

должен

быть

направлен

на

обогащение

опыта

обучающихся.

Также

он

должен

соответствовать

цели

укрепления

здоровья.

При

правильных

условиях:

учет

индивидуальных

особенностей

школьника,

правильная

дозированность

стрессоров,

рост

резервов

здоровья

обучающихся

будет

возрастать.

Третий принцип

формирования

здоровья включает

формирование

мотивации

обучающихся

к

соблюдению

здорового

образа

жизни

и

его

ценностей, также это стремление получать валеологические знания и умения.

Принцип реализуется с помощью учебных материалов и их содержания, в

которых

дети

получают

знания

о

здоровье

и

здоровом

образе

жизни,

формируют ценности здоровья и способы его достижения.

Эффективность реализации перечисленных выше принципов зависит

от целенаправленной педагогической работы. Следовательно, очевидна роль

педагога в обеспечении здоровьесбережения младших школьников.

Главным

принципом

является

принцип

здоровьецентризма,

заключающийся в целевой ориентации педагогов на здоровье как главную

ценность

и

результат

педагогической

деятельности;

также

это

направленность учебного процесса на формирование у учеников интереса к

здоровому образу жизни; правильные методы и формы организации видов

деятельности,

которые

не

приводят

к

снижению

состояния

здоровья

обучающихся.

Сейчас

накоплен

значительный

практический

и

теоретический

материал по обеспечению сохранения здоровья школьников в воспитательно-

2

образовательном процессе на уроке. В этом направлении работают ученые

Смирнов Н.К., Петров К.П., Тверская Н.В., Халемский Г.А. и многие другие.

Анализ научно-методической литературы показывает, что ученые большое

внимание уделяют вопросам введения здоровьесберегающего содержания в

различные

учебные

дисциплины:

физкультуру,

биологию,

основы

безопасности и жизнедеятельности и другие.

При организации урока в соответствии со здоровьесберегающими

технологиями,

по

мнению

Н.К.

Смирнова,

следует

большое

внимание

обращать

на

3

основные

группы

факторов,

которые

влияют

на

работоспособность учеников:

физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья

и др.),

физического

(освещение

помещения,

температура

воздуха,

шум и т.д.),

психического

(самочувствие,

настроение,

порицание,

поощрение и др.).

Проведенный

анализ

научной

литературы

показывает,

что

предлагаемые

учеными

и

практиками

отдельные

способы

обеспечения

здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую

проблему.

В

то

же

время

накопленный

теоретический

и

практический

материал

позволяет

обозначить

основные

ориентиры

для

разработки

методических

рекомендаций

применения

оздоровительно-развивающих

приемов как основы здоровьесозидающего потенциала занятия.

Здоровье

-

это

понятие

комплексное.

Оно

зависит

от

качества

употребляемой

пищи,

экологической

обстановки,

медицинского

обслуживания,

профилактической

работы

медиков

и

учителей

и

многое

другое. Поэтому главная задача не только родителей, но и образовательных

учреждений - это научить вести здоровый образ жизни младших школьников,

а

также

научить

беречь

свое

здоровье.

Это

выражается

через

целенаправленное

обучение

воспитанников

здоровому

образу

жизни,

3

привитие гигиенических навыков, это использование здоровьесозидающих

технологий

в

процессе

обучения,

то

есть

использование

на

уроках

физкультминуток, зарядок для глаз, проведение подвижных игр на переменах,

также

это

частая

смена

и

чередование

различных

видов

деятельности.

Проведение

дней

здоровья

в

образовательном

учреждении,

тематических

праздников,

посвященных

здоровью

и

спорту.

Работа

с

семьей

и

педагогическим коллективом.

Сегодня

традиционная

классно-урочная

система

организации

учебного процесса становится достаточно ограниченной, поэтому актуален

поиск

более

эффективного

применения

современных

образовательных

технологий.

Понятие «технология» - это системный метод создания, определения,

применения

процесса

преподавания

и

усвоения

знаний

детьми

с

учетомчеловеческих и технических ресурсов и их взаимодействие, ставящее

своей задачей оптимизацию форм образования.

Часто

очень

близко

с

термином

«педагогическая

технология»

используется термин «методика», поскольку это понятие как совокупность

конкретных

действий

педагога,

наиболее

близко

по

смыслу

с

понятием

«образовательная технология». Однако методика описывает организацию и

систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как

деятельность

к

достижению

поставленной

образовательной

цели,

и

рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую

условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая

педагогика

не

может

выражаться

какой-то

конкретной

образовательной

технологией.

В

то

же

время,

понятие

«здоровьесберегающие

технологии»

объединяет

в

себе

все

направления

деятельности

учреждения

образования

по

формированию,

сохранению

и

укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в

школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик

4

обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в

соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими

требованиями);

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и

рационально организованный двигательный режим.

Главная цель современной школы - это развитие и воспитание детей,

которые будут готовы к жизни. Каждый ученик за время обучения в школе

получает знания, умения и навыки, которые в дальнейшем будут успешно

использоваться им. Данные достижения в современной школе могут быть

достигнуты

с

помощью

здоровьясберегающей

педагогики,

которая

представляет собой совокупность методов и приемов учебного процесса, не

прино сящего

ущерба

здоровью

обучающихся.

Учитель

т е с н о

взаимодействует

с

семьей,

медицинскими

работниками

школы,

другими

педагогами, планирует свою работу в связи с приоритетным направлением

сохранения здоровья детей. Можно сказать, что когда учебно-воспитательный

процесс

решает

главную

задачу

-

сохранение

здоровья

учащихся,

то

он

полностью считается здоровьесберегающим процессом.

Обеспечение

обучающимся

сохранения

здоровья

в

период

всего

обучения их в школе, формирование важных знаний, навыков, умений в

области здорового образа жизни, использование детьми данных знаний в

повседневной

жизни

-

все

это

является

основополагающей

целью

образовательных здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья младших

школьников

с

использованием

здоровьесберегающих

технологий

важно

применять

вышеперечисленные

специфические

и

общепедагогические

принципы в учебно-воспитательном процессе.

5

Литература

1.

Андреева

И.Г.

Сохранение

и

укрепление

здоровья

школьников

актуальное направление развития содержания образования на этапе

инновационного становления России //Стандарты и мониторинг.- 2011.

-№3. -С.15-19.

2.

Баль

Л.В.

Педагогу

о

здоровом

образе

жизни

детей:

Книга

для

учителя/

Л.В.

Баль,

С.В.

Барканов,

С.А.

Горбатенко.

М.:

Просвещение, 2005. – 192 с.

3.

Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе

общего образования // Валеология. -2004. -№1. -С.21-26.

4.

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5

классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152 с.

5.

Науменко

Ю.В.

Здоровьесберегающая

деятельность

школы

//

Педагогика. -2005. -№6. -С.37-44.

6.

Петров К.П. Здровьесберегающая деятельность в школе //Воспитание

школьников. -2005. -№2. -С.19-22.

7.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002. -121с.

8.

Смирнов

Н.К.

Здровьесберегающие

образовательные

технологии

и

психология здоровья в школе. - М.АРКТИ,2003. -270с.

9.

Смирнов

Н.К.

Ориентировочная

оценка

состояния

здоровья

обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.

-2006. -№1. -С.30-38.

6



В раздел образования