Автор: Бочкарева Елена Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №432
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы
Раздел: начальное образование
«Современные подходы к использованию здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения начальных классах школы»
Бочкарева Е.А.
Бочкарева Е.А. – учитель-логопед ГБОУ школы №432 Колпинского
района Санкт-Петербурга.
Аннотация: тема здоровьесберегающих технологий в начальном
образовании
детей
с
важна
и
актуальна
в
современном
начальном
образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно
доказывается
влияние
существующей
системы
обучения
на
здоровье
и
развитие подрастающего поколения.
Ключевые
слова:
здоровьсбережение,
технологии,
образование,
дефектология.
В течение последних лет учителя акцентируют больше внимания на
проблемы обеспечения здоровья обучающихся. Педагоги стремятся включить
различные виды деятельности такие, как двигательные, интеллектуальные,
эмоциональные
в
соответствие
с
особенностями
индивидуальными
и
возрастными, для того чтобы создать условия для самовыражения детей. Для
этого учителя применяют программы и методики формирования ценностей
здорового образа жизни у младших школьников, также различные способы
укрепления их здоровья.
Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательном
учреждении
базируются на трех методологических принципах (по Н.К. Смирнову):
сохранение,
укрепление,
формирование здоровья учащихся.
1
С у т ь принципа
сохранения
здоровья
составляет
гомеостаз
как
способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды
под
влиянием
внешних
воздействий.
Этот
принцип
реализуется
через
соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм.
Принцип
укрепления
реализуется
за
счет
наличия
различных
способов для повышения адаптации школьников к стрессовым ситуациям,
возникающим в процессе обучения. Образовательно-воспитательный процесс
должен
быть
направлен
на
обогащение
опыта
обучающихся.
Также
он
должен
соответствовать
цели
укрепления
здоровья.
При
правильных
условиях:
учет
индивидуальных
особенностей
школьника,
правильная
дозированность
стрессоров,
рост
резервов
здоровья
обучающихся
будет
возрастать.
Третий принцип
формирования
здоровья включает
формирование
мотивации
обучающихся
к
соблюдению
здорового
образа
жизни
и
его
ценностей, также это стремление получать валеологические знания и умения.
Принцип реализуется с помощью учебных материалов и их содержания, в
которых
дети
получают
знания
о
здоровье
и
здоровом
образе
жизни,
формируют ценности здоровья и способы его достижения.
Эффективность реализации перечисленных выше принципов зависит
от целенаправленной педагогической работы. Следовательно, очевидна роль
педагога в обеспечении здоровьесбережения младших школьников.
Главным
принципом
является
принцип
здоровьецентризма,
заключающийся в целевой ориентации педагогов на здоровье как главную
ценность
и
результат
педагогической
деятельности;
также
это
направленность учебного процесса на формирование у учеников интереса к
здоровому образу жизни; правильные методы и формы организации видов
деятельности,
которые
не
приводят
к
снижению
состояния
здоровья
обучающихся.
Сейчас
накоплен
значительный
практический
и
теоретический
материал по обеспечению сохранения здоровья школьников в воспитательно-
2
образовательном процессе на уроке. В этом направлении работают ученые
Смирнов Н.К., Петров К.П., Тверская Н.В., Халемский Г.А. и многие другие.
Анализ научно-методической литературы показывает, что ученые большое
внимание уделяют вопросам введения здоровьесберегающего содержания в
различные
учебные
дисциплины:
физкультуру,
биологию,
основы
безопасности и жизнедеятельности и другие.
При организации урока в соответствии со здоровьесберегающими
технологиями,
по
мнению
Н.К.
Смирнова,
следует
большое
внимание
обращать
на
3
основные
группы
факторов,
которые
влияют
на
работоспособность учеников:
физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья
и др.),
физического
(освещение
помещения,
температура
воздуха,
шум и т.д.),
психического
(самочувствие,
настроение,
порицание,
поощрение и др.).
Проведенный
анализ
научной
литературы
показывает,
что
предлагаемые
учеными
и
практиками
отдельные
способы
обеспечения
здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую
проблему.
В
то
же
время
накопленный
теоретический
и
практический
материал
позволяет
обозначить
основные
ориентиры
для
разработки
методических
рекомендаций
применения
оздоровительно-развивающих
приемов как основы здоровьесозидающего потенциала занятия.
Здоровье
-
это
понятие
комплексное.
Оно
зависит
от
качества
употребляемой
пищи,
экологической
обстановки,
медицинского
обслуживания,
профилактической
работы
медиков
и
учителей
и
многое
другое. Поэтому главная задача не только родителей, но и образовательных
учреждений - это научить вести здоровый образ жизни младших школьников,
а
также
научить
беречь
свое
здоровье.
Это
выражается
через
целенаправленное
обучение
воспитанников
здоровому
образу
жизни,
3
привитие гигиенических навыков, это использование здоровьесозидающих
технологий
в
процессе
обучения,
то
есть
использование
на
уроках
физкультминуток, зарядок для глаз, проведение подвижных игр на переменах,
также
это
частая
смена
и
чередование
различных
видов
деятельности.
Проведение
дней
здоровья
в
образовательном
учреждении,
тематических
праздников,
посвященных
здоровью
и
спорту.
Работа
с
семьей
и
педагогическим коллективом.
Сегодня
традиционная
классно-урочная
система
организации
учебного процесса становится достаточно ограниченной, поэтому актуален
поиск
более
эффективного
применения
современных
образовательных
технологий.
Понятие «технология» - это системный метод создания, определения,
применения
процесса
преподавания
и
усвоения
знаний
детьми
с
учетомчеловеческих и технических ресурсов и их взаимодействие, ставящее
своей задачей оптимизацию форм образования.
Часто
очень
близко
с
термином
«педагогическая
технология»
используется термин «методика», поскольку это понятие как совокупность
конкретных
действий
педагога,
наиболее
близко
по
смыслу
с
понятием
«образовательная технология». Однако методика описывает организацию и
систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как
деятельность
к
достижению
поставленной
образовательной
цели,
и
рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую
условия для работы ученика.
Здоровьесберегающая
педагогика
не
может
выражаться
какой-то
конкретной
образовательной
технологией.
В
то
же
время,
понятие
«здоровьесберегающие
технологии»
объединяет
в
себе
все
направления
деятельности
учреждения
образования
по
формированию,
сохранению
и
укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в
школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик
4
обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в
соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими
требованиями);
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Главная цель современной школы - это развитие и воспитание детей,
которые будут готовы к жизни. Каждый ученик за время обучения в школе
получает знания, умения и навыки, которые в дальнейшем будут успешно
использоваться им. Данные достижения в современной школе могут быть
достигнуты
с
помощью
здоровьясберегающей
педагогики,
которая
представляет собой совокупность методов и приемов учебного процесса, не
прино сящего
ущерба
здоровью
обучающихся.
Учитель
т е с н о
взаимодействует
с
семьей,
медицинскими
работниками
школы,
другими
педагогами, планирует свою работу в связи с приоритетным направлением
сохранения здоровья детей. Можно сказать, что когда учебно-воспитательный
процесс
решает
главную
задачу
-
сохранение
здоровья
учащихся,
то
он
полностью считается здоровьесберегающим процессом.
Обеспечение
обучающимся
сохранения
здоровья
в
период
всего
обучения их в школе, формирование важных знаний, навыков, умений в
области здорового образа жизни, использование детьми данных знаний в
повседневной
жизни
-
все
это
является
основополагающей
целью
образовательных здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья младших
школьников
с
использованием
здоровьесберегающих
технологий
важно
применять
вышеперечисленные
специфические
и
общепедагогические
принципы в учебно-воспитательном процессе.
5
Литература
1.
Андреева
И.Г.
Сохранение
и
укрепление
здоровья
школьников
–
актуальное направление развития содержания образования на этапе
инновационного становления России //Стандарты и мониторинг.- 2011.
-№3. -С.15-19.
2.
Баль
Л.В.
Педагогу
о
здоровом
образе
жизни
детей:
Книга
для
учителя/
Л.В.
Баль,
С.В.
Барканов,
С.А.
Горбатенко.
–
М.:
Просвещение, 2005. – 192 с.
3.
Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе
общего образования // Валеология. -2004. -№1. -С.21-26.
4.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5
классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152 с.
5.
Науменко
Ю.В.
Здоровьесберегающая
деятельность
школы
//
Педагогика. -2005. -№6. -С.37-44.
6.
Петров К.П. Здровьесберегающая деятельность в школе //Воспитание
школьников. -2005. -№2. -С.19-22.
7.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002. -121с.
8.
Смирнов
Н.К.
Здровьесберегающие
образовательные
технологии
и
психология здоровья в школе. - М.АРКТИ,2003. -270с.
9.
Смирнов
Н.К.
Ориентировочная
оценка
состояния
здоровья
обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.
-2006. -№1. -С.30-38.
6