Автор: Морозова Людмила Ивановна
Должность: пегагог - библиотекарь
Учебное заведение: МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области
Населённый пункт: Саратовская область город Ртищево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: план конспект библиотечного урока в 3 классе на тему "Структура книги"
Раздел: начальное образование
Библиотечный урок
Библиотека — дом, где хранится
информация.
Подготовила и провела
Педагог –библиотекарь
МОУ СОШ № 2
Морозова Людмила Ивановна
г. Ртищево, Саратовская область.
Библиотека — дом, где хранится информация.
Задачи:
сформировать основу понятий «информация», «носители информации»;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
выставка, на которой представлены информационные ресурсы: книги, журналы,
видео, аудиокассеты, дискеты, CD-ROM;
книжная выставка;
презентация различных носителей информации.
Ход занятия.
Слайд 1
Ребята, мы начинаем библиотечные уроки, на которых вы узнаете, что такое
информация, как ее можно сохранять и передавать, где хранятся информационные ресурсы;
из каких элементов состоит книга. Вы научитесь пользоваться библиотекой и правильно
читать книги.
Слайд 2
А сейчас... Хотите, я расскажу вам сказку? Ну, так слушайте. Давным-давно, когда люди еще
обитали в пещерах и лесах, жило-было одно племя. У вождя племени, храброго и мудрого
Сигулда, были жена и красавица-дочь Борея. Пришло время, и посватался к его дочери
молодой человек из соседнего племени, которое жило в горах. Жалко было Сигулду
единственную дочь чужому отдавать, да делать нечего — полюбили они друг друга. И ушла
его ненаглядная Борея жить в соседнее племя. Сигулд с женой часто вспоминали свою
доченьку, горевали, что ее нет рядом.
Прошел год. Однажды, когда Сигулд учил молодых воинов охотничьему искусству,
вдруг появился гонец из горного племени с криком, что тяжелая болезнь напала на них, косит
людей, и стал слезно молить о помощи. Расспросил его Сигулд, что за болезнь, и вскрикнул:
«Не горюй! Я знаю растение, которое поможет вам спастись. Оно называется остролист.
Беги скорее, скажи всем,чтобы они нашли это растение и откусили по кусочку!» Он хотел и
сам побежать, там ведь была его дочь, но уже не мог бегать быстро — староват становился.
Гонец повернулся и помчался назад, но так торопился и волновался, что, пока бежал, забыл,
как растение называется. И вот, когда он вернулся к своему народу, и все бросились к нему с
надеждой , то он мог только стоять и бормотать: «Растение ...надо съесть, … это как его …
растение». Вздох разочарования пронесся над племенем, люди поняли, что нет у них никакой
надежды на спасение. Уже половина племени умерла от этой страшной болезни, другие
лежали ослабевшие и ждали неизбежной смерти, как вдруг из темноты появился Сигулд,
который все-таки не мог оставаться спокойным и пошел по следам гонца. Он принес с собой
остролист и дал откусить всем по кусочку. Как по волшебству люди стали оживать,
улыбаться, поправляться. Потом все бросились обнимать и благодарить Сигулда.
Ребята, хорошо, конечно, что сказка закончилась благополучно. А если бы Сигулд не
успел прийти? Или не захотел? Все закончилось бы очень печально. Видите, как важно
уметь передавать и получать нужные сведения в нужное время.
Слайд 3
Сведения, факты об окружающем мире, которые люди передают друг другу, называются
информацией. Например, я прочитала интересную книгу о том, как выращивают виноград и
рассказала ее своим соседям. Они получили от меня информацию, как можно вырастить
виноград. Вы собираетесь в школу утром и слушаете прогноз погоды — вы получаете
информацию, которая поможет вам правильно одеться.
Итак,
Информация — это сведения, факты об окружающем мире, которые люди
передают друг другу.
Информация может передаваться различными путями.
Вы увидели, что на клумбе растут георгины — получили информацию, что георгины
бывают разных цветов: синие, желтые, белые, розовые, красные. Вы услышали в автобусе
рекламу и получили информацию, что в город приехал цирк.
Слайд 4
А вот африканские племена передавали дружественным соседям информацию о том, что
наступает враг, с помощью тамтамов — барабанов, звук которых разносился очень далеко. А
иногда использовали такой способ, как поджог травы и хвороста: когда племя видело, что со
стороны соседей вздымается столб дыма, они знали, что опасность близка.
Значит, мы можем передавать и воспринимать информацию различными способами.
Какими? (говорить и слышать; писать и читать; показывать и смотреть)
Слайд 5
Информацию можно передавать, получать различными путями:
передавать — с помощью знаков, звуков, рисунков, получать — слушать,
смотреть, читать.
Вернемся к нашей сказке. Как вы думаете, что можно было сделать, чтобы гонец
обязательно принес название растения? Что мы делаем, когда боимся забыть что-то важное?
Правильно, записываем. Если бы название растения было записано, то не случилось
бы беды, даже если бы он забыл, как оно называется.
То есть, для того чтобы запомнить важную информацию, ее нужно сохранить. А как
можно сохранять информацию?
Информацию об окружающем мире, которую люди узнавали в древности, они
передавали своим потомкам, пересказывая ее многократно. По мере того как люди узнавали
все больше новых сведений, их стало невозможно запомнить, и люди их стали записывать,
т.е. сохранять.
Слайд 6
Некоторые народы изобрели рисуночное письмо, другие придумали символическое письмо
— стали изображать то, что хотели сказать, специальными значками. Ну, и наконец
придумали, как можно изображать звуки и буквы.
Слайд 7
Так возникла письменность — один из самых распространенных видов сохранения
информации.
Слайд 8
Но рисунки, значки и буквы надо было рисовать и писать на чем-то. Древние люди
писали свои значки на стенах пещер (слайд 9), на коре деревьев (слайд 10), на глиняных
табличках (слайд 11), на тростнике (слайд 12), на телячьей коже (слайд 13), пока, в конце
концов, в древнем Китае не была изобретена бумага (слайд 14, 15).
Материалы, на которых можно сохранять информацию с помощью различных
символов, называются носителями информации.
Слайд 16
Тростник, глиняная табличка, пергамент, бумага, электронный диск
— это носители информации.
Постепенно люди накапливали все новые и новые сведения об окружающем мире.
Они записывали эти сведения в книги, которых становилось все больше и больше.
Понадобились помещения, где можно было хранить книги. Так и возникли библиотеки —
специальные помещения для хранения книг.
Первые библиотеки возникли очень давно — например, более 2,5 тысяч лет тому
назад в Междуречье у царя Ашшурбанапала была собрана целая библиотека из глиняных
табличек. В ней было больше тысячи глиняных книг, на которых специальными значками —
клинописью — были написаны тексты. Потом стали создаваться библиотеки, где хранилось
множество бумажных книг.
А как еще можно хранить и передавать информацию?
Когда люди изобрели пластинки и магнитофонные ленты, книги стало возможно не
только читать, но и слушать. Потом подошла очередь видеокассет, с помощью которых
можно было не только слушать, но и смотреть. Потом оказалось, что информация
накапливается очень быстро, книги, кассеты занимают слишком много места. Ученые
попытались найти пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом
виде. Так появился компьютер. Сегодня информацию можно сохранять, передавать с
помощью компьютера и электронных носителей информации — дисков, дискет.
Видите, ребята, как много существует носителей информации, на которых люди
сохраняют важные сведения и накапливают знания. Где мы можем получить нужную и
интересную информацию? (Из газет, из книг, по радио, по телевидению, в Интернете)
Но больше всего информации хранится, как и прежде, в библиотеках. Крупные
библиотеки сейчас оснащены компьютерами, имеют доступ к Интернету.
Слайд 16
Но самым главным источником информации и знания пока остается книга.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь лучше и умней.
Важнейшим источником информации и знания является книга.
Давайте проверим, как вы поняли, что же такое информация, как ее можно сохранить
и передать.
Как вы передадите маме информацию о том, что задержитесь после уроков,
потому что зайдете в библиотеку?
Как вы получите информацию о том, что наступила зима?
Как вы получаете информацию о том, что бабочки бывают желтые, красные,
синие, оранжевые, белые?
Как вы получаете информацию о том, что арбуз сладкий, а перец горький?
Где вы будете искать информацию о том, как дрессировать собаку?
Где вы будете искать информацию о том, какие мультфильмы можно посмотреть по
телевизору на этой неделе?
Где вы будете искать информацию о том, какое животное на земле самое большое?
Как ты сохранишь информацию о том, какие бывают динозавры, чтобы не забыть ее?
Как ты сохранишь информацию о том, как испечь торт, чтобы не забыть ее?
Итак, что же такое информация?
Какие бывают источники информации?