Автор: Антонина Васильевна Попова
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Великие математики, урок-игра "Поле чудес", 5кл
Раздел: среднее образование
Разработка внеклассного мероприятия
« Великие математики». 5 класс.
Подготовила учитель математики
МОУ « СОШ №9» г. Сыктывкара
Попова Антонина Васильевна.
В.А.
Сухомлинский
не
раз
напоминал
о
том,
что
каждый
нормальный
ребёнок
идёт
в
школу
с
горячим
желанием
учиться,
с
огоньком
любознательности
и
интереса.
Очень
важно
сохранить
этот
интерес
и
пронести его через все школьные годы. Среди различных путей воспитания у
школьников
интереса
к
учению
является
организация
внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность даёт возможность развивать ученика
всесторонне,
воспитывает
в
нём
целеустремлённость,
настойчивость
в
достижении результата. Внеурочные занятия раскрывают у ребёнка такие
способности как организаторские, творческие, исследовательские, что играет
немаловажную роль в развитии личности. Одна из форм внеклассной работы
– игровая деятельность, которая создаётся при помощи игровых приёмов,
которые стимулируют учащихся к учебной деятельности. Ребята на таких
занятиях
активны,
эмоциональны.
Соперничество,
творческий
подход,
свободная
развивающая
деятельность
приносит
ученику
не
только
удовольствие, но и хороший результат.
Цель:
1.
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
2.
Развивать любознательность и интерес к предмету.
Задачи:
Общеобразовательные:
- формировать у учащихся стремление к активной интеллектуальной
деятельности,
- познакомить с биографиями математиков,
- расширить кругозор учащихся, повысить уровень математического
развития.
Развивающие:
- развивать у обучающихся интерес к математике,
- выявлять учащихся, которые стремятся к углублению своих знаний по
математике
- развивать коммуникативные навыки работы в группах,
- развивать логическое мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать умение общаться, совместно трудиться,
- вовлечь в активную практическую деятельность
-воспитание умений защищать свои убеждения,
-воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение решать логические задачи,
- умение использовать знания в нестандартной ситуации,
-владение навыками вычислений.
Личностные:
- осознание красоты и значимости изучаемого предмета,
- готовность к самообразованию на основе мотивации ,
к обучению и познанию,
- готовность продемонстрировать коммуникативные компетентности в
процессе образовательной деятельности.
Метапредметные:
- умение участвовать в диалоге, в беседе, понимать члена команды,
высказывать и аргументировать своё мнение,
-умение планировать и действовать по плану
Тема: Великие математики.
Тип занятия: внеклассное мероприятие
Форма занятия: игра « Поле чудес»
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, развивающая.
Форма деятельности: групповая, фронтальная.
Ход мероприятия:
1.
Организационный.
По желанию детей класс делится на 4 команды. Каждая команда
выбирает
капитана
и
название
команды.
Учитель
рассказывает
правило игры: за правильный ответ – 1 балл, в случае неудачи ход
переходит другой команде. За правильно отгаданное слово команда
получает 10 баллов.
Розыгрыш
первого
хода:
ученики
должны
отгадать
о
чём
в
стихотворении идёт речь.
Опять ужасная пора,
В журнале будут двойки.
Слеза стекает на тетрадь
Нет сил держаться стойко.
Несчастный класс сидит в тоске,
От горя чуть не плачет.
А на доске, а на доске
Ужасные задачи.
Их целых пять. Нет, даже шесть!
Они страшней прививки.
Они мешают спать и есть
Глотать в столовке сливки.
Как час расплаты настаёт,
Такая вот работа
Холодный прошибает пот.
В глазах круги без счёта.
А за столом пугая всех,
Грозя кнутом и ссылкой
Сидит ужасный человек
С язвительной улыбкой.
Суров, неумолим и тих,
Внушая страх и лепет,
Он соберёт работы их
И всем по двойке влепит.
И греет лишь одно сердца
Учеников несчастных
Что две минуты до конца
Мучений их ужасных.
Что прозвенит звонок опять
Луч света в школьном царстве.
И можно вновь спокойно спать,
Забыв о дне ужасном.
( ответ: контрольная работа)
2.
Игра первая.
Фамилия математика состоит из 9 букв.
Задание .
Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном
к а м н е
н а п и с а л :
« … о т е ц
н а у к а м
и з у ч а л с я
д и в н ы м
и
неудобновероятным
способом».
В
1700
году
Петром
1
он
был
учинён
российскому
благородному
юношеству
учителем
математики.
Создал
первый
русский
для
школы
учебник
по
математике и навигации. Ломоносов хранил этот учебник до конца
своих дней и назвал его «вратами учёности». В знак признания
достоинств
этого
математика
Пётр
1
пожаловал
ему
другую
фамилию,
чем
хотел
подчеркнуть,
что
развитый
ум
и
знания
привлекают к человеку других людей с такой же силой, как магнит
притягивает
к
себе
железо.
Назовите
фамилию
этого
великого
математика.
( Отв. Магницкий )
3.
Математический отдых.
(Викторина. Каждый правильный ответ оценивается по 2 балла)
Учитель задаёт вопросы:
1.
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить
два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором
находится пшеница?
(Отв. Вложить друг в друга)
2.
Квадрат
и
ромб
имеют
одинаковые
стороны.
Площадь
какой
фигуры больше?
(Отв. Площадь квадрата)
3.
Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км.
С какой скоростью ехала каждая лошадь?
(Отв. 15км! час. )
4.
Что легче: пуд ваты или пуд железа.
(Отв. Одинаково )
5.
Петух, стоя на одной ноге, весит 5кг. Сколько он будет весить,
если он встанет на обе ноги?
( Отв. 5 кг)
4.
Игра вторая.
Фамилия математика состоит из 6 букв.
Задание.
Труды
этого
математика
были
почти
единственным
руководством
по
одному
из
разделов
математики
в
школе.
Он
самоотверженно
любил
науку
и
никогда
не
до п уска л
неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли
более краткого пути для познания этой математической науки, чем
изучения его трудов. На это он гордо ответил, что в математике нет
царской
дороги.
В
истории
западного
мира
его
книга
«Начала»
после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более
всего изучалась. Кто этот математик?
( Евклид)
5.
Математический отдых.
Конкурс
капитанов.
Одновременно
правой
рукой
рисуют
прямоугольник, а левой – треугольник. (конкурс оценивает учитель в
4 балла по количеству команд)
6.
Игра третья.
Фамилия математика состоит из 5 букв.
Задание. Греческий учёный, родоначальник философии и науки. Был
знаком с вавилонской астрономией. Платон рассказывал, что этот
учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом с ним
женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на
небе, а что у него под ногами не видит». Древнегреческий учёный
Прокл приписывает ему следующие открытия: диаметр делит круг
пополам,
равенство
вертикальных
углов,
равенство
углов
при
основании
равнобедренного
треугольника.
Он
сделал
несколько
открытий в области астрономии, установил время равноденствий и
солнцестояния, определил продолжительность года. Был причислен
к группе «7 мудрецов». Кто этот учёный?
(Отв. Фалес)
7.
Математический отдых.
1.
Конкурс – викторина. Оценивается по 1 баллу. Каждая команда
называет пословицу, где есть натуральное число.
2.
Подвижная игра «Ай да я!». С каждой команды участвуют по 2
человека.
Участники
называют
натуральные
числа,
а
вместо
чисел, которые делятся на 3 или оканчиваются 3 , говорят «Ай да
я» и подпрыгивают . Участники, которые сбились, выходят из
игры. Победитель игры приносит команде 5 баллов. Поиграть
можно несколько раз.
8.
Подведение
итогов
внеклассного
мероприятия.
Награждение
победителей. Рефлексия.