Автор: Булатова Галина Каратайевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №20
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Детский праздник как условие для развития межличностных отношений детей
Раздел: начальное образование
Детский праздник как условие для развития межличностных отношений
детей.
Булатова Галина Каратайевна,
учитель начальных классов
Аннотация.
В
данной
статье
представлен
опыт
работы
по
организации
и
проведению
детских
праздников
в
начальной
школе.
Автор
раскрывает
алгоритм
подготовки
мероприятий
в
проектном
режиме.
Такой
подход
позволяет
создавать
благоприятные
условия
для
самостоятельной
познавательной
деятельности
обучающихся,
развития
сотрудничества
и
инициативы в классном коллективе. Статья содержит разработку выступления на детском
празднике «День Науки "Великие изобретатели и изобретения"» на тему «Часы». Данная
разработка является результатом реализации проектной деятельности Г.К.Булатовой в своем
классе.
Материалы
статьи
могут
быть
использованы
классными
руководителями
для
организации внеклассной деятельности.
«Вместе весело шагать» поется в известной детской песенке. Действительно, вместе весело
шагать, вместе легче преодолеть трудности, вместе и учиться интереснее. Поэтому учителю
начальных классов так важно сформировать единый, сплоченный, дружный коллектив. И не
только детский. Это должен быть совместный коллектив: дети, родители, учитель.
Огромную роль в формировании коллектива играют детские праздники. Но детский праздник
это не только развлечения. Прежде всего, детский праздник имеет познавательный аспект. И
это очень важно.
Для меня и моих ребятишек хорошей стартовой площадкой для работы в этом направлении
стали Дни науки, которые традиционно проводятся в начальном звене лицея один раз в четверть
уже четвертый год. Разработчики проекта предполагали, что дети будут учиться самостоятельно
работать с различными источниками информации, а в ходе обмена этой информацией будут
учиться сотрудничать, договариваться друг с другом. И как показало время – все это имеет
место быть.
1
У нас сложился алгоритм подготовки и проведения любого детского праздника: будь то «День
рождения Лицея», «Мисс Первоклассница», проект «Мой город Междуреченск» или что-то
другое. Но истоком этого алгоритма все-таки являются Дни науки.
Алгоритм подготовки и проведения детского праздника.
1. Тема
задачи
ответственность.
2. Сбор материала
(кто:
дети,
источник: справочники
родители,
энциклопедии
учитель
журналы
Интернет
аудиоматериалы).
3. Отработка материала, написание сценария (с учетом участия большего количества детей).
4. Подбор действующих лиц (кастинг) среди детей и взрослых (с учетом личного желания).
5. Обсуждение сценических костюмов и декораций и их изготовление.
6. Сценические наработки образов (походка, жесты, мимика) для создания психологического
комфорта на сцене.
7. Совместные репетиции.
8. Детский праздник.
Итак,
есть
тема,
сформулированы
и
поставлены
перед
детьми
задачи,
появляется
ответственность за результат предлагаемой работы. Все пункты данной цепочки важны, но
последний особенно, так как без него строить работу будет сложнее.
У нас, учителей, выработан некий стереотип. Если мы проводим какое-то мероприятие в классе,
то сами пишем сценарий, подбирая для него интересный, по нашему мнению, материал. А затем
дети
получают
в
этом
сценарии
конкретную
роль
с
конкретным
указанием,
как
надо
действовать. Если же мероприятие общешкольное, то есть кто-то, кто пишет сценарий для всех
и определяет в нем участие каждого класса, то есть, опять-таки конкретное место, конкретная
роль и конкретные действия. Поэтому, когда в первом для моих первоклашек Дне науки мы
получили
только
тему
«Великие
путешественники»
и
никаких
конкретных
указаний,
то
возникло некоторое недоумение: «А что же дальше?»
И тогда логично появляется второй этап алгоритма – сбор материала. Кто собирает материал?
Дети, родители, учитель. Причем, пока дети еще маленькие, в сборе информации действует
2
схема
«дети
+
родители».
Источник
получения
информации:
справочники,
энциклопедии,
различные журналы, аудиоматериалы. Очень важно, чтобы каждый ребенок принимал участие в
сборе информации, т.к. все найденное и открытое приобретает для него личностную значимость
и становится интересным по сути. Например, к традиционному танцевальному марафону мы
готовили испанский танец. Началу репетиций предшествовала большая и серьезная подготовка.
За
неделю
дети
собрали
очень
много
материала
об
Испании.
Они
даже
побывали
в
туристическом агентстве, и мы с большим интересом рассматривали красочные проспекты.
Весь собранный материал «прошел» через уроки: мы читали, рассказывали, работали с картой,
писали предложения и даже решали задачи. К началу репетиций слово «Испания» уже не было
для детей абстрактным. В каждое движение они вкладывали смысл, хорошо понимая, о чем
нужно рассказать зрителям языком танца. Выступление было великолепным.
Далее весь собранный материал нужно обработать и написать сценарий. Этим занимаются
взрослые – творческая группа родителей, которую возглавляет А.В.Попова. При написании
сценария есть три важных момента:
нужно предусмотреть участие в нем всех детей;
каждый ребенок должен увидеть в нем какую-то частичку найденного им материала;
это ни в коем случае не может быть литературно-музыкальной композицией, это должно
быть театральное представление, которое позволит каждому ребенку реализовать свои
способности.
Следующий
этап
работы
–
подбор
действующих
лиц
среди
детей
и
взрослых
(кастинг),
обязательно с учетом личного желания. И особенно важно, если ребенок понимает сам и умеет
объяснить, почему он выбрал эту роль. Если же кто-то не хочет участвовать в представлении –
не беда, он в этот раз будет зрителем. Но, как правило, дети всегда полны желания играть, будь
то роль лицеистов Царскосельского лицея (праздник «Виват, Лицей!»), где можно блеснуть
умением фехтовать и танцевать менуэт, или роль Северного Ветра, Зари, Алатырь-камня (День
Науки «Земля известная и неизвестная») – роль второго плана.
Сценические костюмы и декорации обсуждаем и на родительском собрании (если мероприятия
пересекаются), и в индивидуальных беседах. Через это прошли все родители, равнодушных нет.
Они
советуются,
оказывают
практическую
помощь
друг
другу,
проявляют
просто
чудеса
фантазии
при
изготовлении
костюмов.
Наш
главный
художник-декоратор
–
Валентин
Владимирович Селиванов (хотя его работа с этим никак не связана, он - монтер пути). Думаю,
что со временем в группу оформителей войдут и дети, т.к. есть ребятишки, которые хотят
попробовать себя в этой деятельности.
3
Далее идет работа по созданию психологического комфорта на сцене – сценические наработки
образов. Это еще не репетиции, а только ступенька к ним. Деткам необходимо «войти» в роль,
перевоплотиться. Поэтому нужна кропотливая работа над походкой, жестами, мимикой.
А затем – совместные репетиции и праздник.
День Науки. Великие изобретатели и изобретения.
Часы.
Булатова Г.К., учитель начальных классов.
(Все участники стоят на сцене полукругом, поют на мотив песни «5 минут» из кинофильма
«Карнавальная ночь», слова Г.К.Булатовой).
Про часы мы Вам споем сейчас, друзья.
Без часов на свете жить никак нельзя.
Песенка летит по свету,
Говорим не по секрету –
Без часов на свете жить нельзя.
Припев.
Ведь часы, ведь часы –
Человечества творенье.
Ведь часы, ведь часы –
Чудное изобретенье.
Время точное покажут,
И когда идти подскажут,
Чтоб в лицей не опоздать,
На уроки не проспать,
Ведь часы, ведь часы –
Человечества творенье,
Чудное изобретенье.
Вот будильник будит всех нас по утрам.
А вот часики для милых наших дам.
А вот ходики с кукушкой,
4
С виду просто как игрушка,
Но кукушка прокукует нам:
Припев.
Вам пора, вам пора,
Торопитесь, лицеисты.
Время мчится вперед
Быстро, ох, как очень быстро.
Чтобы знанья получить,
Встань сегодня ты пораньше,
Чтобы в жизни все успеть,
На часы смотрите чаще.
Вам пора, вам пора,
Торопитесь, лицеисты,
На часы смотрите чаще.
1.
Нельзя измерить время
Линейкой и шагами.
2.
Нельзя измерить время
Ладонью и локтями.
3.
Может ли задачка эта разрешиться?
4. Чтоб мерку времени найти,
К самой природе нужно обратиться.
5.
Солнце всходит и заходит –
Утро, полдень, вечер, ночь.
Мерка первая простая –
Солнце может нам помочь.
6.
Солнце – круг и время – круг.
Ты об этом помни, друг.
7.
А еще есть Луна,
5
Тоже круглая она.
По ночам она худеет,
Незаметно исчезая,
А потом опять полнеет,
Все в размерах прибавляя.
8.
30 суток мы сочтём,
Месяцем их назовем.
9.
Месяцы идут по кругу
Друг за другом, друг за другом.
Так проходит ровно год –
Тоже времени отсчёт.
10. Появились города,
И торговля в них пошла,
Каждый час стал дорогим
И купцам, и мастеровым.
11. Долго думали, рядили,
Сутки люди поделили.
В сутках часов –
Двадцать четыре (все).
12. Час на 60 минут разделили,
А минуту на 60 секунд.
Это даже малыши поймут.
13. Чтобы время точно знать,
Чем его нам измерять?
14. Вы не вешайте носы –
Есть у нас теперь часы!
(Дети уходят со сцены, остается лишь №15).
6
15. Каких только часов на свете нет!
И в каждых – свой секрет.
(На сцену поднимается №16 – древнегреческий ученый).
16. Вот кружок, а это палка.
Ну-ка палка, в центр встань-ка.
Если солнце засияет,
Палка тень свою протянет.
Посмотри скорее ты –
Это древние часы.
(После слов «…встань-ка» на сцену поднимаются 12 детей, образуя вокруг ученого циферблат.
В руках у них плакатики с числами 1-12, написанными римскими цифрами. Дети поднимают их
вверх, опускаются на одно колено. «Солнышко» в это время движется вокруг циферблата).
17. Ну, а если дождь, туман?
Как не проспать нам по утрам?
(Дети поднимаются с колен и отвечают).
Все: Встанем мы по петухам!
(одновременно можно включить запись петушиного крика).
18. Жил Жербе – монах французский,
Мастером он был искусным.
Он в часах устроил так:
В них стрелки движутся «тик-так».
(На сцене монах. Подняв руки к «небу», он опускается на колени, перебирает чётки. Вдруг его
«осеняет» мысль, он снова поднимает руки к «небу», благодаря за «озарение». Затем берет в
руки часы и демонстрирует движение стрелок).
19. Физик из Голландии Гюйгенс,
7
Он измерил маятника вес.
Движенье маятника с шестеренками связал
И стрелок точный ход он показал.
(На
сцене
физик
Гюйгенс
в
мантии
и
шапочке.
На
модели
часов
с
маятником
он
демонстрирует свое «открытие»).
(На сцене появляются Золушка и Принц, они танцуют вальс, останавливаются около больших
часов, стоящих на полу).
Принц.
20. Вот часы, на полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом! Бом!» - (все с движениями)
На весь дом.
(Золушка, услышав звон часов, восклицает: «Ах!» и убегает, теряя туфельку. Принц поднимает
туфельку, растерянно разводит руками и бежит следом).
21. А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
Не отстают –
Вовремя бьют.
Маятник туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Рассказывая, ученик с указкой в руках показывает все, о чем он говорит, на модели часов с
маятником, которые держит физик Гюйгенс).
(На сцене появляется Золушка, следом на ней бежит Принц).
Золушка.
22. Порой загадка в них была.
Вот стрелка круг свой обошла,
8
И вдруг… какое чудо!.. Ах!
Играет музыка в часах.
Принц.
23. На две минутки
Крошечными станем
И тайну музыки в часах
Мы разгадаем.
(На
сцену
выходят
мальчики
–
колокольчики,
мальчики
–
молоточки,
валик
Лежебока,
Принцесса Пружинка).
Мальчик-колокольчик I – Динь!
Мальчик-колокольчик II – Динь!
Мальчик-колокольчик III – Динь!
Все: Мы мальчики-колокольчики. Добрый день!
Золушка и Принц (вместе): Добрый день!
Рано вам вставать не лень?
Откуда этот звон?
(Молоточки ударяют по колокольчикам).
Мальчик-колокольчик I – Динь!
Мальчик-колокольчик II – Дон!
Мальчик-колокольчик III – Дон!
Молоточки:
По звоночкам ударяем
И играть их заставляем.
Золушка и Принц (вместе): Вы, наверное, злые?
Молоточки: Нет, нет, нет!
Вот наш господин лежит
И стучать он нам велит (указывают на валик).
9
Золушка и Принц (вместе): Вот так валик-лежебока!
Смотрит он сердито, строго!
Валик:
Я вот этими шипами
Управляю молотками,
Заставляю их трудиться –
Жить без дела не годится.
(Появляется Пружинка).
Золушка и Принц (вместе): Вот вертлявая девица,
Ей на месте на сидится.
Пружинка:
Я – пружинка! Я – принцесса!
Я глава всего процесса!
Как хочу, так и верчу
Валиком и молоточками,
И мальчишками-звоночками.
Музыка здесь без меня
Не звучала бы и дня!
(Танец
мальчиков-колокольчиков,
мальчиков-молоточков,
валика
–
Лежебоки,
принцессы
Пружинки, музыка Шостаковича «Табакерка»)
(На сцену выходит ученик, у него в руках букет цветов).
24. А еще часы-малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тик – так, тик – так» …-
Круглые сутки.
(Увидев одноклассницу, подбегает к ней, и, встав на одно колено, дарит цветы. Затем берет
её портфель. Держась за руки, они уходят со сцены).
25. А вот часы песочные – точные!
10
В них песчинки текут, секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла –
Так и минутка истекла! (Ученица демонстрирует песочные часы).
( На сцене появляется Лодырь, потягивается).
26. А вот – будильник!
С вечера заведешь
И спокойно спать пойдешь.
(Зевает, идет к кровати, небрежно отмахивается).
Будильник разбудит,
Не забудет (ложится).
(Звонит будильник. Лодырь открывает глаз, бьет по будильнику и снова засыпает. Опять
звонит
будильник.
Лодырь
бьет
по
нему
подушкой,
накрывает
подушкой
голову
и
снова
засыпает. Опять звонит будильник. Лодырь хватает его и бросает на пол).
27. А вот и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз заведи,
Заведешь – и год ходи. (Показывает часы с электронным циферблатом).
(В это время на сцене навстречу друг другу выходят два молодых деловых человека. В руках у
них папки. Молодые люди сверяют время на своих часах с электронными часами, пожимают
друг другу руки, открывают папки, что-то в них пишут, обмениваются ими, снова пожимают
друг другу руки, сверяют время и расходятся).
Для деловых людей часы,
Для работы, не для красы.
(Танцевальная композиция – с циферблатами, танцуют все участники выступления. Музыка
Е.Крылатова «Бьют часы на старой башне…»).
11