Напоминание

Система методической работы школы (из опыта работы)


Автор: Батагова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора школы по методической работе, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Система методической работы школы (из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Система методической работы школы

(из опыта работы)

Батагова Е.В., заместитель директора школы по методической работе,

учитель английского языка

МБОУ «ООШ №3», г. Губкинский, ЯНАО

Процесс

обновления

школы

требует

совершенствования

не

только

содержания

обучения,

но

и

методической

работы.

Ориентируясь

на

формирование творческой личности обучающегося, признание её ценности для

современного общества, необходимо помнить, что она формируется личностью

самого учителя. Наша цель - создание условий для роста профессионального

мастерства педагога и креативности обучающегося. Действенная и эффективная

структура методической работы в школе, цели и задачи которой тесно связаны с

системой внутришкольного управления и с жизнедеятельностью школы в целом

решит эти задачи.

Модернизация системы образования рассматривается как

потенциал инновационного развития общества, залог будущего благополучия

граждан и безопасности страны. И это закономерно, так как именно изменения

в образовании во многом обеспечивают интенсивное движение экономических,

социальных и политических процессов в современном мире.

Методическая

служба

в

школе

должна

строиться

так,

чтобы

дать

возможность

членам

педагогического

коллектива

не

только

участвовать

в

реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их

планировании

и

разработке,

в

апробации

экспериментов

и

инноваций,

постоянно

стимулируя

развитие

творческого

потенциала

учителя,

направленного

на

формирование

и

развитие

личности

обучающегося.

Определить

цели

и

задачи

методической

работы

-

значит

определить

результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых

качеств

учителя.

Методическая

работа

наиболее

эффективна,

если

она

организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности

педагогов

в

профессиональном

развитии,

от

удовлетворенности

коллектива

организацией

образовательного

процесса.

Перед

заместителем

директора

1

школы

по

методической

работе

стоит

задача

помочь

учителю

углубить

различные

аспекты

его

профессиональной

подготовки.

Функциями

методической

работы

являются: своевременное

информирование

кадров

о

новых

требованиях,

предъявляемых

к

работе,

и

последних

достижениях

педагогической науки и практики; обучение и развитие педагогических кадров,

повышение

их

квалификации;

выявление,

изучение

и

распространение

наиболее

ценного

опыта

педагогической,

инновационной

и

другой

деятельности членов коллектива; подготовка методического обеспечения для

осуществления

образовательного

процесса. Методическая

работа

является

важнейшим

средством,

связывающим

в

единое

целое

всю

систему

работы

школы. Её роль значительно возрастает в современных условиях в связи с

необходимостью

рационально

и

оперативно

использовать

новые

методики,

приёмы и формы обучения и воспитания. Чтобы содержание методической

работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности

учителя,

работа

планируется

с

учетом

профессиональных

затруднений

коллектива.

Кроме

того,

планированию

методической

работы

предшествует

глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности

на

рост

педагогического

и

профессионального

мастерства

учителя.

С

этой

целью

проводятся

опросы,

тесты,

диагностики,

анкетирования.

В

анализе

методической

работы

отражаются

обеспеченность

школы

педагогическими

кадрами,

статистические

данные

о

них

(образование,

стаж,

возраст,

категорийность),

повышение

квалификации

учителей,

анализ

работы

методического

совета,

предметных

МО,

актуальность

тем

педсоветов,

семинаров, конференций, достижения педагогов и обучающихся. Диагностика

методических

затруднений

и

оказание

помощи,

консультативная

и

коррекционная

работа

с

педагогами

различного

уровня

профессионального

мастерства; организация семинаров; изучение, обобщение и распространение

ППО;

проведение

методических

предметных

недель

с

целью

повышения

профессионального

мастерства,

популяризации

опыта

коллег,

повышения

положительной

мотивации

обучающихся

и

развитие

их

креативности;

2

организация информационного обеспечения, ознакомление с достижениями в

области педагогики и психологии с использованием возможностей Интернета;

организация работы с молодыми педагогами; участие в работе МО города;

аналитическая

деятельность;

организация

результативной

научно

исследовательской

деятельности

педагогов

и

обучающихся;

повышение

профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации

системы

образования;

изучение

и

использование

современных

технологий,

методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания –всё это задачи

методической

службы

школы.

Основными

формами

методической

работы

являются

тематические

педагогические

советы,

методический

совет,

методические семинары, работа учителей над темами самообразования, МО,

предметные методические недели, открытые уроки, взаимопосещение и анализ

уроков,

аттестация

учителей,

курсовая

переподготовка,

обобщение

и

диссеминация

ППО,

участие

в

конкурсах

инноваций

и

педагогического

мастерства, в проектах на получение грантов. А также работа со способными и

одарёнными обучающимися, привлечение их к

результативному участию в

олимпиадах,

конференциях,

конкурсах

и

фестивалях

различных

уровней.

Работа педагогического совета и выбор тем должна строиться в соответствии с

методической

темой,

целями

и

задачами,

стоящими

перед

коллективом.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой

принадлежит

методическому

совету.

Он

призван

координировать

работу

различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять

преобразования

в

школе

на

научной

основе.

Методический

совет

является

главным консультативным органом школы по всем вопросам методического

обеспечения образовательного процесса. Он может одновременно являться и

экспертным советом при анализе и утверждении учебных планов, программ,

элективных курсов, положений и др. Залог успешной работы - это тесный

контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих

возможностях,

человеческих

качествах,

интересах,

ст ремлениях,

профессиональных

трудностях.

Методическая

учеба

должна

вестись

как

с

3

педагогическим коллективом в целом, так и с отдельными учителями. Мало

спланировать

и

организовать

методические

мероприятия,

надо

включить

в

работу и самих педагогов. При планировании мероприятий исходить не из

собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения

учителем

проблем

своей

подготовленности

и

педагогической

деятельности.

Эффективной формой для решения вопросов педагогики, психологии, методики

преподавания

предмета,

анализа

и

самоанализа

уроков

можно

назвать

проведение индивидуальных и групповых консультаций, как для учителей, так

и руководителей МО, так как они являются средством оказания оперативной

помощи учителю. Правильное определение теми задач МО, проблемных групп

помогает

выбрать

содержание

и

формы

организации

работы

с

теми

или

другими объединениями педагогов. Формулируя цели и задачи, всегда нужно

акцентировать внимание на том, что они определяют структуру методической

службы, взаимосвязь всех ее звеньев. Одним из приоритетных направлений в

организации методической работы в школе является вовлечение педагогов и

обучающихся

в

исследовательскую

деятельность,

участие

в

конкурсах

различных уровней. Это показатель того, что система методической работы в

школе

находится

на

высоком

качественном

уровне.

Активная

позиция

педагогов,

их

заинтересованность

в

совершенствовании

собственной

деятельности,

применение

новых

технологий

в

обучении

и

воспитании,

профессиональный

интерес

к

результатам

ребенка

являются

гарантией

развития методической и учебно-воспитательной системы школы.

Список использованной литературы

4

1.

Внутришкольное

управление:

теория

и

опыт

педагогических

и

управленческих

инноваций

/

Под

ред.

Н.В.

Горбуновой.

-

М.:

Новая

школа, 2005. - 191 с.

2.

Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении /

В.И. Дружинин. - Курган, ИРОСТ, 2011. - 138 с.

3.

Педагогика. / Под ред. Смирнова С.А. - М.: Просвещение, 2009. - 235 с.

5



В раздел образования