Напоминание

Музей и библиотека как пространство воспитания: игра, диалог, культура»


Автор: Шевченко Любовь Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Новолялинская школа"
Населённый пункт: Свердловская область ,город Новая Ляля
Наименование материала: статья
Тема: Музей и библиотека как пространство воспитания: игра, диалог, культура»
Раздел: среднее образование





Назад




Музей и библиотека как пространство воспитания: игра, диалог, культура»

(СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ)

Л.Ю. Шевченко, учитель

ГКОУ СО «Новолялинская школа»

г. Новая Ляля

Современный

подход

в

образовании

подразумевает

развитие

ребёнка,

воспитание

человека, готового думать, принимать самостоятельные решения.

С

каждым

годом

в

России

число

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

неуклонно растет. Поэтому проблемы специального образования и воспитания сегодня

являются одними из самых актуальных.

Нашим

детям

трудно

адаптироваться

в

обществе

и

для

решения

данной

проблемы

необходимо

развивать

социальное

партнерство,

одной

из

задач

которого

является

духовно-нравственное воспитание.

Главная

проблема

ребёнка

с

ограниченными

возможностями заключается в

нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со

сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности

ряда культурных ценностей.

Чем же помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо научить его взаимодействовать в различных ситуациях. Наша школа имеет

достаточно большой опыт социального партнерства

в местном сообществе по разным

направлениям.

Развивая

круг

социального

партнерства,

мы

активно

идем

на

сотрудничество с разными учреждениями культуры, в том числе и с Новолялинским

краеведческим музеем, с библиотеками города.

Я хочу поделиться с вами рецептами духовно-нравственного воспитания, которые мы

применяем в сотрудничестве с библиотеками города или с Новолялинским краеведческим

музеем.

Истинные

духовные

ценности

невозможно

заложить

простой

зубрежкой

или

массовой пропагандой. Их нужно понять, пережить и принять всем сердцем. Лучшие

образцы художественной литературы воспевают законы нравственности и христианские

ценности. Но к таким книгам иногда нужно привести Читателя буквально за руку. И вот

здесь,

чтобы

сработал

механизм

восстановления

подрубленных

корней

духовности,

требуется

весь

талант

взрослого

как мастера ведения диалога, игры , общения : в

центральной районной детской библиотеке и краеведческом музее нас встречают мастера

своего дела.

Когда дали классное руководство в 5 классе, то в первое время заинтересовать ребят чем-

то было очень сложно. И мы с детьми решили, что надо начать с экскурсий.

Первое

знакомство

с

библиотекой

прошло

на

«Ура!».

Мы

стали

приглашать

сотрудников

библиотеки на классные часы, посещать библиотечные мероприятия.

Постепенно наша дружба с городской детской библиотекой переросла в нечто большее.

Есть

множество

свидетельств

того,

что

плодотворная

совместная

работа

школы

и

библиотеки приводит к более высоким результатам учащихся и в учебе и в воспитании.

Библиотеки ориентируют учителей в использовании литературы, которая способствует

учить по-новому, а детям – учиться с интересом. Для успеха детям и учителям нужны

библиотечные ресурсы – книги, журналы, медиа.

Для детей организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что

такое библиотека, как стать её читателем, какие есть книги. Ребятам показывают наиболее

интересные

из

них,

обращают

их

внимание

на

иллюстрации,

читают

им

небольшие

отрывки,

рассказы,

стихотворения.

Ребята

с

удовольствием

участвуют

в

выставках,

мастерят поделки, участвуют в мастер-классах.

Новолялинская детская библиотека – это

большой

уютный

дом,

любимый

всеми

детьми

без

исключения.

Дети

знают,

что

в

библиотеке им всегда рады, всегда ждут, библиотекарей посвящают в читательские тайны,

вместе радуются успехам в учебе, творческим и спортивным достижениям.

С нетерпением ждут ребята традиционных мероприятий:

«Книжкина неделя»,

«Библиотечный час»,

«Конкурс лучшего чтеца»,

Мастер-классы, посвященные различным датам и праздникам;

выставки рисунков, где по-особенному раскрываются творческие способности читателей и

слушателей.

Стала традиционной и встреча в библиотеке , посвященная Дню инвалидов. В этом году

встреча проходила под девизом «Смотри на меня, как на равного!»

В мире существует множество праздников, которые не собирают семьи и друзей за столом,

однако одним своим существованием напоминают о чем-то важном. Именно к такой

категории можно отнести и дату – 21 февраля, во всем мире отмечают День родного языка.

И правда: дата значимая и заставляет задуматься – а какой же язык является моим

родным? Такая возможность узнать об этом празднике и поиграть в игру «Своя игра -

«Мой родной язык» появилась у ребят 5 - 7 классов.

Акция "Читаем детям о войне" уже несколько лет подряд напоминает нам о тех годах

войны,

о

страданиях

и

горестях,

которые

перенес

наш народ. Главная

цель

Акции

«Читаем детям о войне» – воспитание патриотических чувств у детей и подростков на

примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне.

Стали традиционными и уроки толерантности:

16 ноября в Международный день толерантности в Центральную районную библиотеку

были приглашены ребята для того, чтобы больше узнать об этом сложном понятии.

На Час дружбы «Мы разные, но вместе» были приглашены дети разных классов. Из

презентации

узнали,

как

расшифровывается

«толерантность»,

как

и

к

кому

следует

проявлять свое терпение и уважение, для чего она нужна. Все ребята дружно решили, что

она нужна для того, чтобы жить в мире без войн и трагедий. После беседы ребята

рисовали забавных человечков, которые держали друг друга, для Хоровода дружбы.

Также в библиотеке для нас проводят

и социально-значимые

мероприятия: лекции,

литературные вечера и встречи, конкурсы с выходом на городской и областной уровень.

Сотрудники библиотеки - частые гости у нас в школе. В стенах нашей школы они также

проводят нам увлекательные встречи с героями книг, викторины, библиотечные часы,

литературные гостиные.

В

руках

библиотекаря

уникальный

воспитательный

ресурс,

каким

располагаем

только

он

универсальные

книжные

фонды.

Если

взглянуть

на

них

с

позиции

традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика,

сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда

актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и

нравственные ценности народа. Более значимыми становятся книги по истории нашей

Родины, о ее славных победах, о вкладе России в мировую культуру. Особое место в круге

чтения детей должны занять книги о природе России, о родном крае.

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до

сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству,

к осознанию своего предназначения – очень сложная задача.

Практически

все библиотекари

подчеркивают,

что работа

с

нашими

детьми

группой

доставляет

огромное

удовольствие:

наши

дети

самые

благодарные

и внимательные

слушатели, активные пользователи библиотек. Часто на массовые мероприятия наши дети

приходят вместе с родителями, бабушками, дедушками. Семейному чтению уделяется

большое внимание в работе. Книга во все времена была лучшим средством воспитания

познания жизни, а если родители и дети вместе читают, думают, переживают, сострадают,

то процесс воспитания идет быстрее.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с

писателями , художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами

которых

являются библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению, а

чтение является одной из основ духовно-нравственного воспитания. Духовное воспитание

юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой

художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека.

Музей уникален. Он дает нашим детям символичный доступ в пространство

другой культуры, возможность личного переживания. Музей - это особая образовательная

и

воспитательная

среда:

школа

вещей,

школа

визуального,

пространственного

восприятия, где усваивается язык вещей, постигаются их культурные значения.

Непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию

духовно-нравственных

качеств

ребенка,

поэтому

музей

занимает

важное

место

в

образовательном и воспитательном пространстве нашей школы. Музейные уроки стали

неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Здесь мы учимся понимать прошлое ,

гордимся за страну и предков, интересуемся историей своей страны , города.

Наиболее популярными среди учащихся остаются групповые посещения музея.

Вся музейная информация подается в доступной, интересной форме, пропускается через

чувства детей. Поэтому фантазия без труда переносит их в другие далекие времена. А это

содействует проникновению, осмыслению образно-символической сущности музейной

экспозиции, возникновению чувственных отношений к истории. Поэтому

сотрудники

музея часто используют воображаемые путешествия в прошлое, организуют игру и сами в

ней участвуют.

Ни одно музейное занятие не обходится без рассказа, описания, объяснения музейного

педагога. Рассказ в музее - всегда яркий, образный, эмоциональный. Очень важно создать

атмосферу доверия и соучастия. Используются комплексные разнообразные музейные

формы научно-просветительской работы: экскурсии, беседы, музейные уроки, викторины,

тематические вечера, экспресс-выставки.

Все они направлены на помощь учителям и преподавателям в подготовке и проведении

краеведческих уроков, классных часов. Музей предлагает разнообразные по тематике

обзорные и тематические экскурсии по всем объектам музейного показа, пешеходные

экскурсии по городу с посещением памятников архитектуры.

Мероприятия,

проводимые

музеями

для

обучающихся

в

рамках

духовно-

нравственного воспитания, можно разделить на несколько направлений:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека направлено на ценностное отношение к России, своему народу,

своему

краю,

отечественному

культурно-историческому

наследию,

государственной

символике,

законам

Российской

Федерации,

русскому

и

родному

языку,

народным

традициям, старшему поколению.

2)

Воспитание

нравственных

чувств

и

этического

сознания

ориентировано

на

начальные представления школьников о моральных нормах и правилах нравственного

поведения,

в

том

числе

об

этических

нормах

взаимоотношений

в

семье,

между

поколениями,

этносами,

носителями

разных

убеждений,

представителями

различных

социальных

групп.

Это

направление

формирует

нравственно-этический

опыт

взаимодействия

со

сверстниками,

взрослыми

в

соответствии

с

общепринятыми

нравственными

нормами;

уважительное

отношение

к

традиционным

религиям;

неравнодушие

к

жизненным

проблемам

других

людей,

сочувствие

к

человеку,

находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные

проявления

в

обществе,

анализировать

нравственную

сторону

своих

поступков

и

поступков других людей;

3) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Его цель:

первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного отношения к природе.

4)Воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях влияет на первоначальные умения

детей

видеть

красоту

в

окружающем

мире,

в

поведении,

поступках

людей.

Даёт

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных

традиций, фольклора народов России.

Участие в мастер-классах помогает воспитанию трудолюбия, творческого отношения к

труду, к осознанию приоритета нравственных основ труда, творчества, созданию нового;

на мотивацию общественно полезной деятельности.

В своем социальном партнерстве мы

определяем

деятельность по духовно-

нравственному воспитанию детей как одно из приоритетных направлений, осознавая

важность и значимость этой работы как для общества в целом, так и для формирования

полноценной личности каждого подрастающего человека.

Подводя итоги, можно сказать, что социальное партнерство школы , детской библиотеки

и музея – это действенный способ объединить усилия всех участников образовательного

процесса и создать

благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания.

Задача школы - раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота

и гражданина, способного жить в современном мире.



В раздел образования