Автор: Артемова Татьяна Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Россия Пермский край г. Чернушка
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: «Планирование и организация РППС по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Планирование и организация РППС по познавательному
развитию в соответствии с ФГОС ДО»
(сообщение на педсовете из опыта работы)
Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не
оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Тот, кому удастся создать
такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить –
развиваться
собственно
самодовлеющей
жизнью,
его
духовный
рост
будет
совершенствоваться из самого себя, от природы» (Е. И. Тихеева).
«Развивающая
предметно-пространственная
среда
–
часть
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством
(помещениями,
участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до-
школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, уч
ѐ
та особенностей и коррекции недостатков .
(Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Иными
словами,
«развивающая
предметно-пространственная
среда
–
это
специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т.
п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства . Направления
образовательных областей с учетом взаимодополнения.
Организация
ППРС
начинается
с
планирования
тематической
недели,
планирования необходимого оборудования , наглядности, дид. и развивающих игр,
игрушек и атрибутов по всем центрам развития.
Образовательные
области и центры
Наглядность
Оборудование,
игрушки, атрибуты
Дидактические
и
развивающие игры
Познавательное
развитие
Центр
«Мы
познаём
мир»
или
Угол о к
краеведения
Центр
конструктивной
деятельности
Центр РЭМП
Центр
экспериментирования
Социально-
коммуникативное
развитие:
- Центр ППД
-
Центр
пожарной
безопасности
- Центр труда, уголок
дежурств
-
Центр
активности
( ц е н т р
с ю ж е т н о -
ролевых игр)
Речевое развитие:
Ц е н т р
р е ч е в о г о
развития
или
уголок
речи грамотности
Ц е н т р
« Б у д е м
говорить правильно»
Центр
«Здравствуй,
книжка! »
Художественно-
эстетическое
развитие включает:
-Центр
изодеятельности
или
уголок
творче ства
«Умелые руки»
-Центр
музыкально-
театрализованной
деятельности
Физическое
развитие:
Центр
физического
развития
Центр
сохранения
здоровья
Основные составляющие при планировании предметно-пространственной развивающей
среды в группе:
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое планирование РППС показывает её влияние на развитие ребёнка.
РППС нашей группы № 8
Организованная
развивающая
предметно-пространственная
среда
в
нашей
группе
предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества
личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда
организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской
деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 5-6 лет и теме недели,
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Групповая комната условно поделена на активный сектор - 50%, рабочий сектор - 30%,
спокойный – 20%. Но пространство может быть трансформируемым в зависимости от
воспитательно-образовательных
задач
и
темы
недели.
Материал
в
каждом
секторе
меняется,
дополняется
и
возможно
их
временное
объединение.
Каждый
сектор
пространства располагает детей к нескольким видам деятельности.
Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной
области,
так
и
в
ходе
реализации
других
областей.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно
заниматься
любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться
подгруппами
по
общим
интересам:
конструирование,
игровая
деятельность,
экспериментирование.
Создавая
предметно-развивающую
среду
в
группе
учитываем
интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.
Познавательное развитие предполагает:
1)
знакомство
с
миром
природы
и
формирование
экологического
сознания.
Направление
обеспечивает
формирование
представления
о
том,
что
человек
–
часть
природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры
поведения в природе;
2) знакомство с социальным миром. Данное направление связано с формированием
у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их
разнообразной
деятельности,
а
также
на
основе
познания
развитие
творческой
и
свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к
людям;
3)
развитие
элементарных
математических
представлений.
Целью
направления
является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной
деятельности,
творческого
и
вариативного
мышления
на
основе
овладения
количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Область познавательного развития: включает в себя
Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Центр экспериментирования
Центр
«Я
познаю
мир».
Согласно
реализуемой
программы
работа
ведется
по
направлениям:
Экологического
воспитания,
«Познаем
мир
растений»,
«Познаем
мир
животных», «Познаем человека», гражданско – правового воспитания, (Блоки - «Моя
страна»,
«Мой
город»,
«Моя
семья»,).
В
группе
имеются
тематические
папки
с
иллюстрациями
по
темам
«Растительный
мир»,
«Животный
мир»,
«Жизнь
людей»,
«Человек, история, культура» и др. Материал для ознакомления детей с малой родиной:
(микрорайон ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки,
альбомы, плакаты, модули, таблицы, схемы и т.д.
Для
организации
познавательно-исследовательской
деятельности
в центре
экспериментирования
расположены материалы в соответствии с возрастом детей, по
темами:
для
проведения
опытов
с
воздухом,
магнитом,
водой,
песком,
природными
явлениями, органами человека. Контейнеры с оборудованием, материалом и емкостями
для экспериментов. Имеются ширмы
со схемами- лентами экспериментов, картотека
опытов, листы фиксации результатов экспериментирования.
Центр
математического
развития весь материал систематизирован по темам и виду
деятельности (наглядный демонстрационный,- иллюстрации, картинки, плакаты, карты-
схемы и т.д.), раздаточный (наборы цифр и счетных палочек, пеналы геометрических
фигур, веера цифр, числовые карточки, счетный материал и т.д., методический (наличие
картотек математической копилки задач, считалок, схем, и т.д.), игровой (дидактические и
развивающие
игра
по
РЭПУ
согласно
разделов:
количество
и
счет,
геометрические
фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, и т.д.). Весь материал в данном
центре соответствует методике Ерофеевой Т.И. по реализуемой программе. С учетом
мини-макса есть усложнение для развития детей.
Родители являются активными участниками и помощниками в обогащении развивающей
среды нашей группы. С этой целью рассказываем родителям о теме недели, о изучаемом
материале
и
даем
рекомендации
для
повторения,
домашнего
чтения,
игр.
«Игры
на
прокат» позволяют активнее привлечь родителей к педагогическому процессу.
Одним из основных видов детской деятельности по познавательному развитию -
является конструирование. У нас есть строительный материал, различные пластмассовые
конструкторы
разного
размера,
яркие.
Конструкторы
типа
«Лего».
Тематические
строительные наборы: город, ферма. Дети учатся читать схемы построек и сами могут
создавать простые схемы с помощью трафаретов. Строят и на ковре, созданные постройки
служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Автобус», «Ферма», «Зоопарк»,
«Автомастерская» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек
(куклы, зверюшки, машины различной величины).
Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового пространства по
познавательному
развитию
детей
(для
РЭМП,
экспериментирования,
экологического
воспитания. конструирования). Наглядным материалом, картинками, схемами, игрушками
и оборудованием, плакатами и т.д.
Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В нашей
группе есть правила, взял, поиграл, положи на свое место. Каждая игра или игрушка
живет на своем месте, это ее дом и поэтому необходимо все вернуть на место. Очень
важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально
использовать игровое оборудование. Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна
для наших детей и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам,
правилам пожарной безопасности.
Из
всего
вышесказанного
хочу
сделать
вывод:
созданная
развивающая
предметно-
пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической
защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению
разными
способами
деятельности.
Оформление
группы
вызывает
у
детей
чувство
радости,
эмоционально-положительное
отношение
к
ДОУ,
желание
посещать
его,
обогащает
новыми
впечатлениями
и
знаниями,
побуждает
к
активной,
творческой
деятельности, способствует их интеллектуальному развитию. Наши дети не наигрываются
в течении дня, они просто не успевают, поэтому с трудом уходят вечером домой, просят
родителей забрать их попозднее.