Напоминание

«Планирование и организация РППС по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Артемова Татьяна Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Россия Пермский край г. Чернушка
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: «Планирование и организация РППС по познавательному развитию в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Планирование и организация РППС по познавательному

развитию в соответствии с ФГОС ДО»

(сообщение на педсовете из опыта работы)

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не

оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Тот, кому удастся создать

такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить –

развиваться

собственно

самодовлеющей

жизнью,

его

духовный

рост

будет

совершенствоваться из самого себя, от природы» (Е. И. Тихеева).

«Развивающая

предметно-пространственная

среда

часть

образовательной

среды,

представленная

специально

организованным

пространством

(помещениями,

участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до-

школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и

укрепления их здоровья, уч

ѐ

та особенностей и коррекции недостатков .

(Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Иными

словами,

«развивающая

предметно-пространственная

среда

это

специфические для каждой группы образовательное оборудование, материалы, мебель и т.

п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства . Направления

образовательных областей с учетом взаимодополнения.

Организация

ППРС

начинается

с

планирования

тематической

недели,

планирования необходимого оборудования , наглядности, дид. и развивающих игр,

игрушек и атрибутов по всем центрам развития.

Образовательные

области и центры

Наглядность

Оборудование,

игрушки, атрибуты

Дидактические

и

развивающие игры

Познавательное

развитие

Центр

«Мы

познаём

мир»

или

Угол о к

краеведения

Центр

конструктивной

деятельности

Центр РЭМП

Центр

экспериментирования

Социально-

коммуникативное

развитие:

- Центр ППД

-

Центр

пожарной

безопасности

- Центр труда, уголок

дежурств

-

Центр

активности

( ц е н т р

с ю ж е т н о -

ролевых игр)

Речевое развитие:

Ц е н т р

р е ч е в о г о

развития

или

уголок

речи грамотности

Ц е н т р

« Б у д е м

говорить правильно»

Центр

«Здравствуй,

книжка! »

Художественно-

эстетическое

развитие включает:

-Центр

изодеятельности

или

уголок

творче ства

«Умелые руки»

-Центр

музыкально-

театрализованной

деятельности

Физическое

развитие:

Центр

физического

развития

Центр

сохранения

здоровья

Основные составляющие при планировании предметно-пространственной развивающей

среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое планирование РППС показывает её влияние на развитие ребёнка.

РППС нашей группы № 8

Организованная

развивающая

предметно-пространственная

среда

в

нашей

группе

предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества

личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда

организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской

деятельности- игры, соответствует возрастным особенностям детей 5-6 лет и теме недели,

обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Групповая комната условно поделена на активный сектор - 50%, рабочий сектор - 30%,

спокойный – 20%. Но пространство может быть трансформируемым в зависимости от

воспитательно-образовательных

задач

и

темы

недели.

Материал

в

каждом

секторе

меняется,

дополняется

и

возможно

их

временное

объединение.

Каждый

сектор

пространства располагает детей к нескольким видам деятельности.

Материалы и оборудование центров могут использоваться как для одной образовательной

области,

так

и

в

ходе

реализации

других

областей.

Предметно-развивающая

среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребенок

имел

возможность

свободно

заниматься

любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться

подгруппами

по

общим

интересам:

конструирование,

игровая

деятельность,

экспериментирование.

Создавая

предметно-развивающую

среду

в

группе

учитываем

интересы мальчиков и девочек, как в игре, так и в труде.

Познавательное развитие предполагает:

1)

знакомство

с

миром

природы

и

формирование

экологического

сознания.

Направление

обеспечивает

формирование

представления

о

том,

что

человек

часть

природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры

поведения в природе;

2) знакомство с социальным миром. Данное направление связано с формированием

у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их

разнообразной

деятельности,

а

также

на

основе

познания

развитие

творческой

и

свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к

людям;

3)

развитие

элементарных

математических

представлений.

Целью

направления

является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной

деятельности,

творческого

и

вариативного

мышления

на

основе

овладения

количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Область познавательного развития: включает в себя

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения

Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития

Центр экспериментирования

Центр

«Я

познаю

мир».

Согласно

реализуемой

программы

работа

ведется

по

направлениям:

Экологического

воспитания,

«Познаем

мир

растений»,

«Познаем

мир

животных», «Познаем человека», гражданско – правового воспитания, (Блоки - «Моя

страна»,

«Мой

город»,

«Моя

семья»,).

В

группе

имеются

тематические

папки

с

иллюстрациями

по

темам

«Растительный

мир»,

«Животный

мир»,

«Жизнь

людей»,

«Человек, история, культура» и др. Материал для ознакомления детей с малой родиной:

(микрорайон ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки,

альбомы, плакаты, модули, таблицы, схемы и т.д.

Для

организации

познавательно-исследовательской

деятельности

в центре

экспериментирования

расположены материалы в соответствии с возрастом детей, по

темами:

для

проведения

опытов

с

воздухом,

магнитом,

водой,

песком,

природными

явлениями, органами человека. Контейнеры с оборудованием, материалом и емкостями

для экспериментов. Имеются ширмы

со схемами- лентами экспериментов, картотека

опытов, листы фиксации результатов экспериментирования.

Центр

математического

развития весь материал систематизирован по темам и виду

деятельности (наглядный демонстрационный,- иллюстрации, картинки, плакаты, карты-

схемы и т.д.), раздаточный (наборы цифр и счетных палочек, пеналы геометрических

фигур, веера цифр, числовые карточки, счетный материал и т.д., методический (наличие

картотек математической копилки задач, считалок, схем, и т.д.), игровой (дидактические и

развивающие

игра

по

РЭПУ

согласно

разделов:

количество

и

счет,

геометрические

фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, и т.д.). Весь материал в данном

центре соответствует методике Ерофеевой Т.И. по реализуемой программе. С учетом

мини-макса есть усложнение для развития детей.

Родители являются активными участниками и помощниками в обогащении развивающей

среды нашей группы. С этой целью рассказываем родителям о теме недели, о изучаемом

материале

и

даем

рекомендации

для

повторения,

домашнего

чтения,

игр.

«Игры

на

прокат» позволяют активнее привлечь родителей к педагогическому процессу.

Одним из основных видов детской деятельности по познавательному развитию -

является конструирование. У нас есть строительный материал, различные пластмассовые

конструкторы

разного

размера,

яркие.

Конструкторы

типа

«Лего».

Тематические

строительные наборы: город, ферма. Дети учатся читать схемы построек и сами могут

создавать простые схемы с помощью трафаретов. Строят и на ковре, созданные постройки

служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Автобус», «Ферма», «Зоопарк»,

«Автомастерская» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек

(куклы, зверюшки, машины различной величины).

Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового пространства по

познавательному

развитию

детей

(для

РЭМП,

экспериментирования,

экологического

воспитания. конструирования). Наглядным материалом, картинками, схемами, игрушками

и оборудованием, плакатами и т.д.

Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей. В нашей

группе есть правила, взял, поиграл, положи на свое место. Каждая игра или игрушка

живет на своем месте, это ее дом и поэтому необходимо все вернуть на место. Очень

важно не только сделать всё доступным, но и помочь детям правильно и рационально

использовать игровое оборудование. Также очень важно, чтобы вся среда была безопасна

для наших детей и соответствовала санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам,

правилам пожарной безопасности.

Из

всего

вышесказанного

хочу

сделать

вывод:

созданная

развивающая

предметно-

пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической

защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению

разными

способами

деятельности.

Оформление

группы

вызывает

у

детей

чувство

радости,

эмоционально-положительное

отношение

к

ДОУ,

желание

посещать

его,

обогащает

новыми

впечатлениями

и

знаниями,

побуждает

к

активной,

творческой

деятельности, способствует их интеллектуальному развитию. Наши дети не наигрываются

в течении дня, они просто не успевают, поэтому с трудом уходят вечером домой, просят

родителей забрать их попозднее.



В раздел образования