Автор: Забудько Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: Г.Воронеж Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Нравственность на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету как средство воспитания
социально – адаптированной личности.
Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и
невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.
Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно
необходимым теоретически пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной культуре:
игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет
материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во
взаимоотношениях – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности
современной школы.
Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую
значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским: «Есть много родов
воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А.З. Рахимов считает, что
после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общее представления.
Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве
владеть законами нравственности.
На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и
биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные
на выработку определенного рода отношений.
Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки литературы, русского языка и риторики,
расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное
представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Эти предметы позволяют учителю
решать такие задачи:
1) обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них
нравственных чувств;
2) вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие сущности социальной и психологической
целесообразности моральных норм; привитие культуры, формирование привычек и навыков нравственного
поведения;
3) систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации
их практической деятельности;
4) организация нравственного самовоспитания учащихся.
Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных
норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие-то представления о добре и зле, о
хорошем и плохом.
Что такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На
нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях.
Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества,
его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и
продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь так же должна быть
осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живет и как. Наша жизнь –
сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда
сознаем это. А ведь это наш след в жизни… Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или
слово.
Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе
человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом
широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного,
щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры,
основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.
( Диагностика нравственной самооценки)
Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь,
уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители.
Нравственные учения мира заложены в христианстве, иудаизме, индуизме, исламе, буддизме. Азбукой
нравственности является человеческое достоинство.
Достойный – (по словарю Даля) – это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный,
сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия,
заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный –
обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в
поведении, сообразный с требованиями правды и чести ни при каких обстоятельствах. ( Анкета - самооценка)
Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь
состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и
недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело,
а в так называемых не писаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что
Иван не должен подсказывать Сергею на уроке, а Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна
сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы – то знаем, что это делать неприлично. И человек с
чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.
Актуально это и в наши дни. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации новых жизненных
установок личности. Каким хочет видеть сегодняшнего российского гражданина наше общество, государство?
Это прежде всего честный труженик с высокой сознательностью и дисциплиной, деятельной заботой о благе
своей семьи, убежденный патриот, активно борющийся за укрепление мира на земле. Он бережет и
приумножает богатства природы, заботится о своих родителях. Обществу нужна активная жизненная позиция,
нетерпимость к бесхозяйственности и разгильдяйству, лжи, мести и подхалимству. Нужна личная
ответственность за себя, за дело, за других, за всю страну, нужен личный пример уважения норм права и
нравственной морали.
В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев: в среднем звене – это
сказки, былины, неиссякаемый источник нравов басни И.А.Крылова, произведения И.С.Тургенева, А.С.
Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.Г Распутина, Л.
Андреева, А.П. Платонова и других авторов, который учат доброте, честности, трудолюбию и любви к
близким, к Родине. В старшем звене – это «вечные темы»: любовь, свобода, право жить; обличение
самодурства, грубой силы и невежества; отношения «отцов» и «детей»; «война и мир»; тема ответственности
народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Литература богата примерами высокой
нравственности героев, которые помогают воспитывать социально – адаптированную личность российского
общества.
У каждого есть внутренний мир, личность ребёнка – это и есть его внутренний мир, а воспитание личности –
помощь молодому человеку в созидание им своего внутреннего мира, своей личности. В литературе есть
самое главное для понимания мира ребёнка: слово, образ, мысль, мудрость, творчество, а для партнерства в
этом вопросе надо включить свой «душевный экран», если самым главным человеком считать того, кто перед
нами. Все дети способны! Смыслу жизни нельзя научить, он должен быть найден человеком самостоятельно,
а ценности, знания, идеалы, цели – это и есть ориентиры в поиске смысла жизни.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать
возможные решения и их последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством
ответственности за судьбу страны.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно встать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Задачи воспитания на
уроках литературы:
1) формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
2) духовности и нравственной культуры;
3) инициативности и самостоятельности;
4) толерантности;
5) способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше
будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Нравственное
становление детей, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.
Наиболее активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложных условиях
экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально – экономические
процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией
доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения,
культуры, образования. Продолжается снижение уровня жизни большинства российских семей. Численность
ежегодно выявляемых детей – сирот постоянно увеличивается. Остается неблагоприятной динамика развития
наркомании, алкоголизма, преступности в детской среде. На положение детей отрицательно влияние
оказывает высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической
безопасности и развития детей.
В условиях разрушения прежних ценностных ориентаций неизбежна снизился и воспитательный потенциал
образовательных учреждений. И в этих сложных условиях школа была и остается одним из основных
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, нравственная совершенствование
учащихся.
Мерилом эффективности воспитания должны стать такие критерии:
1) сформированность общешкольного коллектива;
2) удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе, т.е. создание
благоприятного нравственно – психологического климата.
Говоря о проблемах девиантного поведения обучающихся, росте негативных проявлений среди подростков,
надо помнить, что часть вины за это ложится на плечи учителя – предметника, который подчас, обладая
высоким профессионализмом в области преподавания своего предмета, не владеет элементарными
педагогическими приемами, не пытается оказать ребенку психологическую поддержку, таким образом,
отвращая его от собственного предмета, от классного коллектива, в целом – от школы. Как показывает
реальная практика, в школе удержать подростка можно не уроком, а отношением к нему, особой атмосферой,
укладом жизни в школе. Вот как отвечает на вопрос об идеальном учителе ученица 11 кл.: «На мой взгляд,
хороший учитель – это не только тот, кто умеет вести урок и знает материал. Это еще и увлеченный
воспитатель, способный организовать нас после занятий, научить чему-то доброму и полезному в жизни». Вот
почему повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий
эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач
реформирования структуры и содержания общего образования. Установка на интеллектуализацию
образования детей вступает в противоречие с тем, что в учащихся большее развитие получают
интеллектуальные и даже телесные, а не анимационные способности ребенка. Живой душевный опыт у детей
незначителен. А ведь «душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь…». Душа и разум человека
должны быть в гармонии. Сегодня наше общество поражено бездуховностью. Причину такого положения
следует искать в недооценке воспитания, объектом которого является нравственное развитие детей. Именно
воспитание определяется такими критериями, как: ценности, отношение, поведение, мораль и
нравственность. Только немногие люди могут противостоять безнравственности. Остальные находятся в
плену у всевозможных страстей, это является знаком антропологического кризиса, который надвигается
вместе с экологической и демографической опасностями.
Воспитание (от древнерусского) – взъпътание, возвышенное духовное питание человека, связанное с
умением извлекать спрятанное. Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на десять лет вперед – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Однозначного ответа на
вопрос как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств
влияют на выбор того единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное
развитие личности подрастающего человека. Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы
ребенок состоялся как индивидуальность. как личность. Воспитание есть приспособление педагогического
процесса к духовно-нравственному развитию ребенка, а самой природой учащегося – к требованиям
социальной жизни. Технологий воспитания много. Концепция Е.В. Бондаревской рассматривает воспитание
как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ключевой идеей этой концепции является
личностно ориентированный подход в воспитании, которому следует воспитательная работа нашей школы.
Автор идеи признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, это личность гуманная,
духовно-нравственная, творческая.
В рамках внеклассной работы по предмету наша школа является активной участницей почти всех конкурсов
сочинений, темы которых имеют большую нравственную направленность. Название тем говорят сами за себя:
«Великий язык великой нации», «Любовь, доброта в сказках Х.К. Андерсена», «Чеченская война»,
«Афганистан», «Село детства моего», «Замечательные дела нашей молодежи», «Я выбираю спорт»,
«Спасатель – это призвание», «Красота спасет мир», «Овеянные славою флаг наш и герб» и др.
Я как учитель русского языка и литературы занимаюсь с ребятами после уроков по этим темам и вижу, как
много дают учащимся размышления над поставленными вопросами, как постепенно вырабатывается
нравственный идеал у школьников, они учатся понимать и дорожить святынями Отечества как личными
ценностями и святынями своего сознания и сердца, лучше представляют цели и смысл жизни, как
закладывается единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
расширяется богатство духовного мира, интересов и потребностей; развивается потребность человека в
человеке как носителе духовных ценностей, совершенствуется чувство человеческого достоинства –
уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения
окружающими; дети на других примерах учатся любить труд и высокую нравственность трудовых отношений;
видна открытость сердца радостям и горестям других людей. А это и есть черты нравственной личности,
Современная школа – это школа доброты, человечности, чуткости.
Богатство духовной жизни начинается там, где живут, сливаясь воедино, благородная мысль и моральное
чувство, переходящее в высоконравственные поступки.
ребята, сердца которых откликаются на озвученные темы сочинений, являются не только хорошими
сочинителями прозы или поэзии, за что заслуженно отмечены районом и областью, но и в реальной жизни
всегда «огоньки» и «звездочки» в школе, дома, в обществе. Это воспитанные, трудолюбивые, любящие
людей. отзывчивые учащиеся, ими можно гордиться и учителям, и родителям: это Гольман Света (9 кл.),
Вагнер Наталья (9 кл.), Дурейко Алексей (9кл.), Брауэр Ирина и Степовая Земфира (прошлогодние
выпускницы)
В заключение я хочу привести слова Д.С.Лихачева: «Я мыслю себе 21 век развития гуманитарной культуры,
культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение чувства
собственного достоинства. не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации
человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и чести – вот в
общих чертах то, что нам нужно в 21 веке».
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело! – сказал поэт Асадов.