Напоминание

Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы


Автор: Забудько Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №30
Населённый пункт: Г.Воронеж Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Нравственность на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету как средство воспитания

социально – адаптированной личности.

Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и

невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.

Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно

необходимым теоретически пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной культуре:

игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет

материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во

взаимоотношениях – существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности

современной школы.

Вот почему нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую

значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г.Белинским: «Есть много родов

воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Психолог А.З. Рахимов считает, что

после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общее представления.

Другое дело – этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве

владеть законами нравственности.

На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и

биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные

на выработку определенного рода отношений.

Осознанию общечеловеческих ценностей способствуют уроки литературы, русского языка и риторики,

расширяющие возможности педагогического влияния на ребенка, позволяющие формировать целостное

представление о нравственно ценном опыте предшествующих поколений. Эти предметы позволяют учителю

решать такие задачи:

1) обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них

нравственных чувств;

2) вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие сущности социальной и психологической

целесообразности моральных норм; привитие культуры, формирование привычек и навыков нравственного

поведения;

3) систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации

их практической деятельности;

4) организация нравственного самовоспитания учащихся.

Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных

норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие-то представления о добре и зле, о

хорошем и плохом.

Что такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На

нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях.

Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества,

его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и

продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь так же должна быть

осмыслена самой личностью, чтобы каждый задался вопросом, для чего он живет и как. Наша жизнь –

сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда

сознаем это. А ведь это наш след в жизни… Мы родились, чтобы оставить след: дом или тропинку, дерево или

слово.

Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе

человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом

широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного,

щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры,

основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.

( Диагностика нравственной самооценки)

Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь,

уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители.

Нравственные учения мира заложены в христианстве, иудаизме, индуизме, исламе, буддизме. Азбукой

нравственности является человеческое достоинство.

Достойный – (по словарю Даля) – это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный,

сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия,

заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный –

обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в

поведении, сообразный с требованиями правды и чести ни при каких обстоятельствах. ( Анкета - самооценка)

Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь

состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и

недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело,

а в так называемых не писаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что

Иван не должен подсказывать Сергею на уроке, а Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна

сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы – то знаем, что это делать неприлично. И человек с

чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Актуально это и в наши дни. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации новых жизненных

установок личности. Каким хочет видеть сегодняшнего российского гражданина наше общество, государство?

Это прежде всего честный труженик с высокой сознательностью и дисциплиной, деятельной заботой о благе

своей семьи, убежденный патриот, активно борющийся за укрепление мира на земле. Он бережет и

приумножает богатства природы, заботится о своих родителях. Обществу нужна активная жизненная позиция,

нетерпимость к бесхозяйственности и разгильдяйству, лжи, мести и подхалимству. Нужна личная

ответственность за себя, за дело, за других, за всю страну, нужен личный пример уважения норм права и

нравственной морали.

В программе по литературе достаточно примеров нравственного поведения героев: в среднем звене – это

сказки, былины, неиссякаемый источник нравов басни И.А.Крылова, произведения И.С.Тургенева, А.С.

Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.Г Распутина, Л.

Андреева, А.П. Платонова и других авторов, который учат доброте, честности, трудолюбию и любви к

близким, к Родине. В старшем звене – это «вечные темы»: любовь, свобода, право жить; обличение

самодурства, грубой силы и невежества; отношения «отцов» и «детей»; «война и мир»; тема ответственности

народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Литература богата примерами высокой

нравственности героев, которые помогают воспитывать социально – адаптированную личность российского

общества.

У каждого есть внутренний мир, личность ребёнка – это и есть его внутренний мир, а воспитание личности –

помощь молодому человеку в созидание им своего внутреннего мира, своей личности. В литературе есть

самое главное для понимания мира ребёнка: слово, образ, мысль, мудрость, творчество, а для партнерства в

этом вопросе надо включить свой «душевный экран», если самым главным человеком считать того, кто перед

нами. Все дети способны! Смыслу жизни нельзя научить, он должен быть найден человеком самостоятельно,

а ценности, знания, идеалы, цели – это и есть ориентиры в поиске смысла жизни.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,

которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать

возможные решения и их последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством

ответственности за судьбу страны.

Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно встать органичной составляющей

педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Задачи воспитания на

уроках литературы:

1) формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

2) духовности и нравственной культуры;

3) инициативности и самостоятельности;

4) толерантности;

5) способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше

будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Нравственное

становление детей, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.

Наиболее активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложных условиях

экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально – экономические

процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией

доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения,

культуры, образования. Продолжается снижение уровня жизни большинства российских семей. Численность

ежегодно выявляемых детей – сирот постоянно увеличивается. Остается неблагоприятной динамика развития

наркомании, алкоголизма, преступности в детской среде. На положение детей отрицательно влияние

оказывает высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической

безопасности и развития детей.

В условиях разрушения прежних ценностных ориентаций неизбежна снизился и воспитательный потенциал

образовательных учреждений. И в этих сложных условиях школа была и остается одним из основных

социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, нравственная совершенствование

учащихся.

Мерилом эффективности воспитания должны стать такие критерии:

1) сформированность общешкольного коллектива;

2) удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе, т.е. создание

благоприятного нравственно – психологического климата.

Говоря о проблемах девиантного поведения обучающихся, росте негативных проявлений среди подростков,

надо помнить, что часть вины за это ложится на плечи учителя – предметника, который подчас, обладая

высоким профессионализмом в области преподавания своего предмета, не владеет элементарными

педагогическими приемами, не пытается оказать ребенку психологическую поддержку, таким образом,

отвращая его от собственного предмета, от классного коллектива, в целом – от школы. Как показывает

реальная практика, в школе удержать подростка можно не уроком, а отношением к нему, особой атмосферой,

укладом жизни в школе. Вот как отвечает на вопрос об идеальном учителе ученица 11 кл.: «На мой взгляд,

хороший учитель – это не только тот, кто умеет вести урок и знает материал. Это еще и увлеченный

воспитатель, способный организовать нас после занятий, научить чему-то доброму и полезному в жизни». Вот

почему повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий

эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении является одной из ведущих задач

реформирования структуры и содержания общего образования. Установка на интеллектуализацию

образования детей вступает в противоречие с тем, что в учащихся большее развитие получают

интеллектуальные и даже телесные, а не анимационные способности ребенка. Живой душевный опыт у детей

незначителен. А ведь «душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь…». Душа и разум человека

должны быть в гармонии. Сегодня наше общество поражено бездуховностью. Причину такого положения

следует искать в недооценке воспитания, объектом которого является нравственное развитие детей. Именно

воспитание определяется такими критериями, как: ценности, отношение, поведение, мораль и

нравственность. Только немногие люди могут противостоять безнравственности. Остальные находятся в

плену у всевозможных страстей, это является знаком антропологического кризиса, который надвигается

вместе с экологической и демографической опасностями.

Воспитание (от древнерусского) – взъпътание, возвышенное духовное питание человека, связанное с

умением извлекать спрятанное. Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,

если на десять лет вперед – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Однозначного ответа на

вопрос как воспитывать детей – дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств

влияют на выбор того единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное

развитие личности подрастающего человека. Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы

ребенок состоялся как индивидуальность. как личность. Воспитание есть приспособление педагогического

процесса к духовно-нравственному развитию ребенка, а самой природой учащегося – к требованиям

социальной жизни. Технологий воспитания много. Концепция Е.В. Бондаревской рассматривает воспитание

как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ключевой идеей этой концепции является

личностно ориентированный подход в воспитании, которому следует воспитательная работа нашей школы.

Автор идеи признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, это личность гуманная,

духовно-нравственная, творческая.

В рамках внеклассной работы по предмету наша школа является активной участницей почти всех конкурсов

сочинений, темы которых имеют большую нравственную направленность. Название тем говорят сами за себя:

«Великий язык великой нации», «Любовь, доброта в сказках Х.К. Андерсена», «Чеченская война»,

«Афганистан», «Село детства моего», «Замечательные дела нашей молодежи», «Я выбираю спорт»,

«Спасатель – это призвание», «Красота спасет мир», «Овеянные славою флаг наш и герб» и др.

Я как учитель русского языка и литературы занимаюсь с ребятами после уроков по этим темам и вижу, как

много дают учащимся размышления над поставленными вопросами, как постепенно вырабатывается

нравственный идеал у школьников, они учатся понимать и дорожить святынями Отечества как личными

ценностями и святынями своего сознания и сердца, лучше представляют цели и смысл жизни, как

закладывается единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

расширяется богатство духовного мира, интересов и потребностей; развивается потребность человека в

человеке как носителе духовных ценностей, совершенствуется чувство человеческого достоинства –

уважение самого себя, умение дорожить своей честью, чуткость к оценке собственного поведения

окружающими; дети на других примерах учатся любить труд и высокую нравственность трудовых отношений;

видна открытость сердца радостям и горестям других людей. А это и есть черты нравственной личности,

Современная школа – это школа доброты, человечности, чуткости.

Богатство духовной жизни начинается там, где живут, сливаясь воедино, благородная мысль и моральное

чувство, переходящее в высоконравственные поступки.

ребята, сердца которых откликаются на озвученные темы сочинений, являются не только хорошими

сочинителями прозы или поэзии, за что заслуженно отмечены районом и областью, но и в реальной жизни

всегда «огоньки» и «звездочки» в школе, дома, в обществе. Это воспитанные, трудолюбивые, любящие

людей. отзывчивые учащиеся, ими можно гордиться и учителям, и родителям: это Гольман Света (9 кл.),

Вагнер Наталья (9 кл.), Дурейко Алексей (9кл.), Брауэр Ирина и Степовая Земфира (прошлогодние

выпускницы)

В заключение я хочу привести слова Д.С.Лихачева: «Я мыслю себе 21 век развития гуманитарной культуры,

культуры доброй и воспитывающей… Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение чувства

собственного достоинства. не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации

человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и чести – вот в

общих чертах то, что нам нужно в 21 веке».

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело! – сказал поэт Асадов.



В раздел образования