Напоминание

"Зачем ребенку рисовать?"


Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №267
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Зачем ребенку рисовать?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №267»

(МАДОУ «Детский сад №267»)

Консультация для родителей:

«Зачем детям рисовать»

Подготовила воспитатель Ковалева С.Ю.

Консультация для родителей:

«Зачем детям рисовать»

« Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Зачем и почему дети рисуют? В

начале

жизни

особенно

важно

развитие

зрения

и

движения.

Рисование

на

первых

п о р а х

помогает

координировать

работу

этих систем. Рисование участвует в

конструировании

з р и т е л ь н ы х

о б р а зо в ,

п ом о г а е т

о в л а д е т ь

формами,

развивает

чувственно-

двигательную

координацию.

Дети

п о с т и г а ют

с в о й с т в а

р а з н ы х

художе ственных

м ат е р и а л о в ,

о б у ч а ю т с я

д в и ж е н и я м ,

необходимым для создания тех или

иных

форм

и

линий.

Все

это

приводит к постепенному познанию

окружающего мира.

Удивительное явление искусства -

рисование

в

детстве.

Каждый

ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные композиции.

Правда,

как

свидетельствует

жизнь,

увлечение

это

проходит

и

навсегда.

Верными

рисованию

остаются

только

художественно

одаренные

и

талантливые дети. Но с 3 летнего возраста юные художники в своих рисунках

обязательно

проходят

стадии

«каракулей»,

которые

содержат

вполне

конкретную информацию и смысл.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие

зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать

работу

этих

систем.

Ребенок

переходит

от

хаотического

восприятия

пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда

и

линейность

первых

детских

рисунков.

Рисование

участвует

в

конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает

чувственно-двигательную

координацию.

Дети

постигают

свойства

разных

художественных

материалов,

обучаются

движениям,

необходимым

для

создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному

познанию окружающего мира.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Взрослых удивляет

то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и

где

именно

изображено

на

листе,

покрытом,

казалось

бы,

случайным

п е р е п л е т е н и е м

л и н и й

и

з а ко р юч е к .

Ч то

к а с а е т с я

смешных

неправильностей

в

рисунках, они отражают этапы

р а з в и т и я

з р и т е л ь н о -

пространственно-двигательного

опыта ребенка, на который он

о п и р а е т с я

в

п р о ц е с с е

рисования. Так, примерно до 6

л е т

д е т и

н е

п р и з н а ю т

пространственного

изображения, рисуя только вид

спереди или сверху. Суть в том,

что

дети,

как

иногда

кажется

о к р у ж а ю щ и м ,

в о в с е

н е

б е з р а з л и ч н ы

к

с в о е м у

творчеству. И эта эстетическая

з н ач и м о с т ь

с о б с т в е н н о й

изобразительной

деятельности

п р оя вл я е т с я

р а н о :

д е т я м

нравятся свои рисунки больше,

чем

образец,

с

которого

они

рисовали.

Известный

педагог

И.

Дистервег

считал:

«Тот,

кто

рисует,

получает

в

течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По

мнению

многих

ученых,

детское

рисование

участвует

и

в

согласовании

межполушарных

взаимоотношений,

поскольку

в

процессе

рисования

координируется

конкретно-образное

мышление,

связанное

в

основном

с

работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое

мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь

рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у

ребенка

быстрее,

чем

накопление

слов

и

ассоциаций.

И

рисование

предоставляет

ему

эту

возможность

наиболее

легко

в

образной

форме

выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во

мнении:

детское

рисование

один

из

видов

аналитико-синтетического

мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново,

оформляя

при

помощи

рисунка

свое

знание,

изучая

закономерности,

касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь

дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем,

обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки,

борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем.

Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и

разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической

речью».

Б у д у ч и

н а

п р я м у ю

связанным

с

важнейшими

психическими

функциями

з р е н и е м ,

д в и г а т е л ь н о й

ко о р д и н а ц и е й ,

р е ч ь ю

и

мышлением,

рисование

не

просто способствует развитию

каждой из этих функций, но и

связывает

их

между

собой.

Помогает ребенку упорядочить

бурно

усваиваемые

знания,

оформить

и

зафиксировать

модель представления о мире.

Наконец,

рисование

это

важный

информационный

и

коммуникативный канал.

Детское

творчество-область

самостоятельного,

своеобразного

и с ку с с т ва .

Можно

отметить,

что

между

р е б ё н к о м

и

с к а ж е м ,

художником

импрессионистом

е сть

много

общего.

Э то

свобода самовыражения, огромный интерес к экспериментированию, любовь

к цвету, смелость рисунка.

Анализируя детский рисунок, можно сказать, что ребёнок проводит самые

немыслимые

линии,

изображает

невозможные

по

цвету

и

форме

пятна.

Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя результат тоже

всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.

В 5-6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно

и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками.

К

7

годам

формируются

предпосылки

для

успешного

перехода

на

следующую

ступень

образования.

Занятия

изобразительным

искусством

развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению разных

предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на листе,

расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т.д.), счёт,

форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений,

животных, человека и т.п.

Одной из важных частей работы по развитию творчества, является работа с

цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся

красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью. На

занятиях по рисованию, дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир,

во всём богатстве оттенков.

Использование

ярких,

чистых

цветов

присуще

дошкольникам

всех

возрастов.

Скажем

яркими

цветами

дети

изображают

любимых

героев,

радостные

события,

а

тёмными

рисуют

не

любимых,

злых

героев

и

печальные явления.

Знакомясь с цветом, дети землю изображают - коричневой, небо -голубым

цветом,

солнце

-

жёлтым,

траву

-

зелёным.

Цвет

служит

средством

обозначения предмета.

Другое средство выразительности - линия.

Любимые

предметы,

явления

воспитанники

рисуют

старательно

и

аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной линией.

Дети очень часто используют в своём творчестве приём гиперболизации

(преувеличение

каких-то

признаков).

Они

выделяют

в

работах,

то,

сто

особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие

снежинки огромных размеров.

Занятия изобразительным искусством развивают и обучают детей.

Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет

или явление. Поэтому не нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь

таким образом он познаёт окружающий мир.

Воспитатель Ковалева С.Ю.



В раздел образования