Автор: Ковалева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №267
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Зачем ребенку рисовать?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №267»
(МАДОУ «Детский сад №267»)
Консультация для родителей:
«Зачем детям рисовать»
Подготовила воспитатель Ковалева С.Ю.
Консультация для родителей:
«Зачем детям рисовать»
« Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Василий Александрович Сухомлинский
Зачем и почему дети рисуют? В
начале
жизни
особенно
важно
развитие
зрения
и
движения.
Рисование
на
первых
п о р а х
помогает
координировать
работу
этих систем. Рисование участвует в
конструировании
з р и т е л ь н ы х
о б р а зо в ,
п ом о г а е т
о в л а д е т ь
формами,
развивает
чувственно-
двигательную
координацию.
Дети
п о с т и г а ют
с в о й с т в а
р а з н ы х
художе ственных
м ат е р и а л о в ,
о б у ч а ю т с я
д в и ж е н и я м ,
необходимым для создания тех или
иных
форм
и
линий.
Все
это
приводит к постепенному познанию
окружающего мира.
Удивительное явление искусства -
рисование
в
детстве.
Каждый
ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные композиции.
Правда,
как
свидетельствует
жизнь,
увлечение
это
проходит
и
навсегда.
Верными
рисованию
остаются
только
художественно
одаренные
и
талантливые дети. Но с 3 летнего возраста юные художники в своих рисунках
обязательно
проходят
стадии
«каракулей»,
которые
содержат
вполне
конкретную информацию и смысл.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие
зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать
работу
этих
систем.
Ребенок
переходит
от
хаотического
восприятия
пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда
и
линейность
первых
детских
рисунков.
Рисование
участвует
в
конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает
чувственно-двигательную
координацию.
Дети
постигают
свойства
разных
художественных
материалов,
обучаются
движениям,
необходимым
для
создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному
познанию окружающего мира.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Взрослых удивляет
то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и
где
именно
изображено
на
листе,
покрытом,
казалось
бы,
случайным
п е р е п л е т е н и е м
л и н и й
и
з а ко р юч е к .
Ч то
к а с а е т с я
смешных
неправильностей
в
рисунках, они отражают этапы
р а з в и т и я
з р и т е л ь н о -
пространственно-двигательного
опыта ребенка, на который он
о п и р а е т с я
в
п р о ц е с с е
рисования. Так, примерно до 6
л е т
д е т и
н е
п р и з н а ю т
пространственного
изображения, рисуя только вид
спереди или сверху. Суть в том,
что
дети,
как
иногда
кажется
о к р у ж а ю щ и м ,
в о в с е
н е
б е з р а з л и ч н ы
к
с в о е м у
творчеству. И эта эстетическая
з н ач и м о с т ь
с о б с т в е н н о й
изобразительной
деятельности
п р оя вл я е т с я
р а н о :
д е т я м
нравятся свои рисунки больше,
чем
образец,
с
которого
они
рисовали.
Известный
педагог
И.
Дистервег
считал:
«Тот,
кто
рисует,
получает
в
течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По
мнению
многих
ученых,
детское
рисование
участвует
и
в
согласовании
межполушарных
взаимоотношений,
поскольку
в
процессе
рисования
координируется
конкретно-образное
мышление,
связанное
в
основном
с
работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое
мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь
рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у
ребенка
быстрее,
чем
накопление
слов
и
ассоциаций.
И
рисование
предоставляет
ему
эту
возможность
наиболее
легко
в
образной
форме
выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во
мнении:
детское
рисование
–
один
из
видов
аналитико-синтетического
мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново,
оформляя
при
помощи
рисунка
свое
знание,
изучая
закономерности,
касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь
дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем,
обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки,
борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем.
Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и
разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической
речью».
Б у д у ч и
н а
п р я м у ю
связанным
с
важнейшими
психическими
функциями
–
з р е н и е м ,
д в и г а т е л ь н о й
ко о р д и н а ц и е й ,
р е ч ь ю
и
мышлением,
рисование
не
просто способствует развитию
каждой из этих функций, но и
связывает
их
между
собой.
Помогает ребенку упорядочить
бурно
усваиваемые
знания,
оформить
и
зафиксировать
модель представления о мире.
Наконец,
рисование
–
это
важный
информационный
и
коммуникативный канал.
Детское
творчество-область
самостоятельного,
своеобразного
и с ку с с т ва .
Можно
отметить,
что
между
р е б ё н к о м
и
с к а ж е м ,
художником
импрессионистом
е сть
много
общего.
Э то
свобода самовыражения, огромный интерес к экспериментированию, любовь
к цвету, смелость рисунка.
Анализируя детский рисунок, можно сказать, что ребёнок проводит самые
немыслимые
линии,
изображает
невозможные
по
цвету
и
форме
пятна.
Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя результат тоже
всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.
В 5-6 лет дети уже достаточно опытные «художники». Они более уверенно
и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками.
К
7
годам
формируются
предпосылки
для
успешного
перехода
на
следующую
ступень
образования.
Занятия
изобразительным
искусством
развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению разных
предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на листе,
расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т.д.), счёт,
форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений,
животных, человека и т.п.
Одной из важных частей работы по развитию творчества, является работа с
цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся
красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью. На
занятиях по рисованию, дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир,
во всём богатстве оттенков.
Использование
ярких,
чистых
цветов
присуще
дошкольникам
всех
возрастов.
Скажем
яркими
цветами
дети
изображают
любимых
героев,
радостные
события,
а
тёмными
рисуют
не
любимых,
злых
героев
и
печальные явления.
Знакомясь с цветом, дети землю изображают - коричневой, небо -голубым
цветом,
солнце
-
жёлтым,
траву
-
зелёным.
Цвет
служит
средством
обозначения предмета.
Другое средство выразительности - линия.
Любимые
предметы,
явления
воспитанники
рисуют
старательно
и
аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной линией.
Дети очень часто используют в своём творчестве приём гиперболизации
(преувеличение
каких-то
признаков).
Они
выделяют
в
работах,
то,
сто
особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие
снежинки огромных размеров.
Занятия изобразительным искусством развивают и обучают детей.
Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет
или явление. Поэтому не нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь
таким образом он познаёт окружающий мир.
Воспитатель Ковалева С.Ю.