Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР–д⁄с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область город Магнитогорск
Наименование материала: Семинар - практикум
Тема: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры"
Раздел: дошкольное образование
Конспект семинара для родителей
Тема: «Развитие логического мышления у
дошкольников через развивающие игры»
Составитель: педагог-психолог
Федулова Ольга Анатольевна
МДОУ «ЦРР – д/с № 154» г. Магнитогорска
Магнитогорск 2019г
Семинар для родителей
«Развитие логического мышления у
дошкольников через развивающие игры»
Многие
родители
полагают,
что
главное
при
подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и
научить его писать, считать, складывать и вычитать (на
деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть
результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении
математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В.
Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.),
эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас
заученных
знаний
кончается
очень
быстро,
и
несформированность
собственного
умения
продуктивно
мыслить
(то
есть
самостоятельно
выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит
к появлению "проблем с математикой».
В
современных
обучающих
программах
начальной
школы
важное
значение
придается
логической
составляющей.
Развитие
логического
мышления
ребенка
подразумевает
формирование
логических
приемов
мыслительной
деятельности,
а
также
умения
понимать
и
прослеживать
причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Ребенок
с
развитым
логическим
мышлением
всегда
имеет
больше
шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен
элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это
природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Существует
большое
количество
исследований,
подтверждающих,
что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается
логическое мышление?
Логические
приемы
умственных
действий
-
сравнение,
обобщение,
анализ,
синтез,
классификация,
сериация,
аналогия,
систематизация,
абстрагирование
-
в
литературе
также
называют
логическими
приемами
мышления.
При
организации
специальной
развивающей
работы
над
формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается
значительное повышение результативности этого процесса независимо от
исходного уровня развития ребенка.
Для
выработки
определенных
математических
умений
и
навыков
необходимо
развивать
логическое
мышление
дошкольников.
Поэтому
необходимо
научить
ребенка
решать
проблемные
ситуации,
делать
определенные
выводы,
приходить
к
логическому
заключению.
Решение
логических
задач
развивает
способность
выделять
существенное,
самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный
интерес,
способность
к
творческому
поиску,
желание
и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей.
Занимательные
задачи
способствуют
развитию
у
ребенка
умения
быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической
задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая
занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.
В
условиях
ДОУ
существует
множество
настольно-печатных,
дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие
логического
мышления,
которые
используются
как
на
занятиях,
так
и
в
самостоятельной
деятельности
детей,
но
важно
понимать,
что
именно
домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома
он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания,
полученные
в
детском
саду.
И
здесь
не
маловажная
роль
отводится
родителям.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это
познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и
вычитать
(на
деле
это
обычно
выливается
в
попытку
выучить
наизусть
результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.
Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность
собственного
умения
продуктивно
мыслить
(то
есть
самостоятельно
выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит
к появлению "проблем с математикой».
Приведем
примеры
логических
задач,
игр
и
упражнений,
которые
активно
используются
на
занятиях
по
формированию
элементарных
математических
представлений
в
ДОУ.
Но
они
настолько
просты,
что
у
родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении
полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в
яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.
Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что
рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто
любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не
научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае
родитель
может
помочь
ему
сделать
выводы
уже
из
условия
задачи.
Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал,
что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне
возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть
ответ.
Обычные загадки, созданные
народной
мудростью,
также
способствуют
развитию логического мышления ребенка:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает?
(лук).
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например:
лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива -
фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее
слово
и
предлагая
им
назвать
конкретные
предметы,
относящиеся
к
обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Классификация
Ребенку
дают
набор
картинок
с
изображением
различных
предметов.
Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с
подходящими.
Найди лишнее слово
Прочитайте
ребенку
серию
слов.
Предложите
определить,
какое
слово
является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите
ребенку
нарисовать,
раскрасить
или
нанизать
бусы.
Обратите
внимание,
что
бусинки
должны
чередоваться
в
определенной
последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных
палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте
ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом
слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и
бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен
правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,
причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга
и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и
драка; город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько
небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге,
солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за
угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже
наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу
-
гриб.
На
веточке
растет.
Среди
листочков
зеленых
спрятался.
Я
подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и
сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние
на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок
не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с
математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в
начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в
дальнейшем.
Литература
1.
Е.А.Носова,
Р.Л.
Непомнящая
«Логика
и
математика
для
дошкольников» «Детство - Пресс» Санкт- Петербург 2008.
2.
З.А.
Михайлова,
Е.А.Носова
«Логико-математическое
развитие
дошкольников» «Детство - Прогресс» Санкт- Петербург 2013;
3.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
4.
Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для
воспитателей детских садов. – М., 2001.
5.
Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.
6.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.,
1996.
7.
Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.
8.
Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.
9.
Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб., 2004.
10.
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.,
2005.
11.
Щедровицкий
Г.П.
Методические
замечания
к
педагогическим
исследованиям
игры.
//
Психология
и
педагогика
игры
дошкольников.
Под.ред.Запорожца - М., 2003.
12.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-
1990.
13.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-
2005-№12 с. 21.
14.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-
2005-№8 с. 48