Напоминание

"Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры"


Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР–д⁄с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область город Магнитогорск
Наименование материала: Семинар - практикум
Тема: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект семинара для родителей

Тема: «Развитие логического мышления у

дошкольников через развивающие игры»

Составитель: педагог-психолог

Федулова Ольга Анатольевна

МДОУ «ЦРР – д/с № 154» г. Магнитогорска

Магнитогорск 2019г

Семинар для родителей

«Развитие логического мышления у

дошкольников через развивающие игры»

Многие

родители

полагают,

что

главное

при

подготовке к школе это познакомить ребенка с цифрами и

научить его писать, считать, складывать и вычитать (на

деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть

результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении

математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В.

Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.),

эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас

заученных

знаний

кончается

очень

быстро,

и

несформированность

собственного

умения

продуктивно

мыслить

(то

есть

самостоятельно

выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит

к появлению "проблем с математикой».

В

современных

обучающих

программах

начальной

школы

важное

значение

придается

логической

составляющей.

Развитие

логического

мышления

ребенка

подразумевает

формирование

логических

приемов

мыслительной

деятельности,

а

также

умения

понимать

и

прослеживать

причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие

умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок

с

развитым

логическим

мышлением

всегда

имеет

больше

шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен

элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это

природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.

Существует

большое

количество

исследований,

подтверждающих,

что

развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех

случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается

логическое мышление?

Логические

приемы

умственных

действий

-

сравнение,

обобщение,

анализ,

синтез,

классификация,

сериация,

аналогия,

систематизация,

абстрагирование

-

в

литературе

также

называют

логическими

приемами

мышления.

При

организации

специальной

развивающей

работы

над

формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается

значительное повышение результативности этого процесса независимо от

исходного уровня развития ребенка.

Для

выработки

определенных

математических

умений

и

навыков

необходимо

развивать

логическое

мышление

дошкольников.

Поэтому

необходимо

научить

ребенка

решать

проблемные

ситуации,

делать

определенные

выводы,

приходить

к

логическому

заключению.

Решение

логических

задач

развивает

способность

выделять

существенное,

самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей

познавательный

интерес,

способность

к

творческому

поиску,

желание

и

умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,

характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у

детей.

Занимательные

задачи

способствуют

развитию

у

ребенка

умения

быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные

решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической

задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая

занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения

необходимо понять, в чем тут хитрость.

В

условиях

ДОУ

существует

множество

настольно-печатных,

дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие

логического

мышления,

которые

используются

как

на

занятиях,

так

и

в

самостоятельной

деятельности

детей,

но

важно

понимать,

что

именно

домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома

он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания,

полученные

в

детском

саду.

И

здесь

не

маловажная

роль

отводится

родителям.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это

познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и

вычитать

(на

деле

это

обычно

выливается

в

попытку

выучить

наизусть

результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.

Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность

собственного

умения

продуктивно

мыслить

(то

есть

самостоятельно

выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит

к появлению "проблем с математикой».

Приведем

примеры

логических

задач,

игр

и

упражнений,

которые

активно

используются

на

занятиях

по

формированию

элементарных

математических

представлений

в

ДОУ.

Но

они

настолько

просты,

что

у

родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении

полученного материала.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в

яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге.

Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что

рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто

любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не

научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае

родитель

может

помочь

ему

сделать

выводы

уже

из

условия

задачи.

Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал,

что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне

возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть

ответ.

Обычные загадки, созданные

народной

мудростью,

также

способствуют

развитию логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает?

(лук).

Логические игры.

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например:

лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива -

фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее

слово

и

предлагая

им

назвать

конкретные

предметы,

относящиеся

к

обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

Классификация

Ребенку

дают

набор

картинок

с

изображением

различных

предметов.

Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с

подходящими.

Найди лишнее слово

Прочитайте

ребенку

серию

слов.

Предложите

определить,

какое

слово

является "лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование

Предложите

ребенку

нарисовать,

раскрасить

или

нанизать

бусы.

Обратите

внимание,

что

бусинки

должны

чередоваться

в

определенной

последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных

палочек и т.д.

Сравнение предметов (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте

ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом

слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и

бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен

правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,

причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга

и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и

драка; город и деревня.

Отгадывание небылиц

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько

небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге,

солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за

угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже

наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу

-

гриб.

На

веточке

растет.

Среди

листочков

зеленых

спрятался.

Я

подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и

сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние

на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок

не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с

математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в

начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в

дальнейшем.

Литература

1.

Е.А.Носова,

Р.Л.

Непомнящая

«Логика

и

математика

для

дошкольников» «Детство - Пресс» Санкт- Петербург 2008.

2.

З.А.

Михайлова,

Е.А.Носова

«Логико-математическое

развитие

дошкольников» «Детство - Прогресс» Санкт- Петербург 2013;

3.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000

4.

Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для

воспитателей детских садов. – М., 2001.

5.

Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.

6.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.,

1996.

7.

Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.

8.

Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.

9.

Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб., 2004.

10.

Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.,

2005.

11.

Щедровицкий

Г.П.

Методические

замечания

к

педагогическим

исследованиям

игры.

//

Психология

и

педагогика

игры

дошкольников.

Под.ред.Запорожца - М., 2003.

12.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-

1990.

13.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-

2005-№12 с. 21.

14.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-

2005-№8 с. 48



В раздел образования