Напоминание

Скажи здоровью -"Да"


Автор: Александрова Лариса Викторовна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ С. КИРОВСКОЕ
Населённый пункт: Сахалинская область, Тыммовский район,с. Кировское
Наименование материала: Скажи здоровью -"Да"
Тема: Скажи здоровью -"Да"
Раздел: полное образование





Назад




ГОВОРИМ ЗДОРОВЬЮ– ДА!

Здоровое поколение-главная проблема воспитания подрастающего поколения . И в

настоящее время приобретает большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие

факторы, это и неправильное отношение людей к своему здоровью и здоровью своих

детей. Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только

медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является

образ жизни семей. У учащихся и их родителей не сформировано правильное отношение

к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и

медицинских знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную

деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу

здоровыми. Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что

современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое

неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на

здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.

1.

Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия

человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень

работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по

правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа

жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей,

увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого

состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание

своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение

уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в

свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок.

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть

сильным и здоровым.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, -

основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития,

опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах

онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым

механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого

процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу

которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы,

обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет

состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую

реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными

потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-

информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система

ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным

здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими

истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих

факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то

состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на

20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А

остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким

образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все

же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени

гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии

здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует

выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в

оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности

личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального,

так и общественного здоровья.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и

способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и

совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное

выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от

политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает

ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и

укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно,

насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное

отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая

ценность, дарованная человеку природой.

1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника.

По результатам ежегодных осмотров детей врачами оценивается состояние их здоровья с

целью выявления и предупреждения распространения болезней. Анализ результатов

медицинских осмотров показывает, что у воспитанников 1-9 классов преобладающей

является II группа здоровья и только у 32 % воспитанников I группа здоровья.

Первые два места в списке болезней воспитанников занимают болезни позвоночника и

нарушение зрения. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других

органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления детей все эти болезни

могут заметно ограничить их возможности выбора профессии.

Школьники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым

образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек.

Анкетирование среди детей позволило выявить, что современным подросткам присуще

наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей.

В ходе анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были

получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 97 человек не считают опасным для людей

курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков.

На предложение принять наркотик 456 человек откажутся, не знают, как поступят - 60

человек, 13 человек - согласятся.

На предложение выпить в компании согласятся 139 человек, не знают, как поступят - 128

человек, откажутся - 270 человек.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 291 человек;

Если курить в меру, это не вредно - 20 человек;

Я только несколько раз пробовал - 65 человек;

Курю постоянно - 73 человека;

Я курю, но если захочу всегда смогу бросить - 87 человек.

В то же время для большинства опрошенных детей, безусловно, важными жизненными

ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как

научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и

отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие

вредных привычек.

Для учеников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их

нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно

низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким

для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с

систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и

создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим

системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации

функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными

физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным

отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более

продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки.

Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена

трудовая деятельность школьников во внеурочное время.

Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и

физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как

интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной

для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать

полное функциональное восстановление организма

Школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в

двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного

периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и

совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более

широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим

пространством.

Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку

основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте

развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся

более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется

воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания школьника. В

основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие,

адекватность, безопасность и удовольствие.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у школьников является

отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение,

алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.

Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой

мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать

реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в

себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на

детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера.

В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут

привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье

деятельности ребенка.

Сами подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за

подражания лидеру, товарищам, «за компанию», «лишнего» свободного времени. Для

многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения, является

бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое

психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая

компания.

Таким образом, исследование показало, что здоровье молодых людей является высокой

духовной и социальной ценностью. Подростки и дети наиболее подвержены социально-

значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди

молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности,

слабой занятости в свободное время. Так же необходимо понимание важности

современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний,

табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний.

В связи с этим возникает необходимость создания профилактических мероприятий по

формированию здорового образа жизни среди подростков. Таким образом, необходимы

были мероприятия, призывающие подростков бережно относиться к собственному

здоровью.

Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в

формировании ЗОЖ школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих

возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым.

Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно

педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует

устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет

огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это

персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни

младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения,

полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система

ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых

стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют

на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения.

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной

ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с

интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой,

увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо

контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со

своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны

придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя,

наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.

Между тем, если у родителей недостаточно развита культура ЗОЖ (нарушение режима

дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность,

превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры

питания, употребление алкоголя и курение), то влияние семьи в формировании ЗОЖ

младшего школьника сведено к минимуму.

Сегодня, к сожалению, условия в школах не позволяют в полной мере соблюдать все

условия, которые необходимы для формирования здорового образа жизни у детей. А

потому здоровье школьников ухудшается с каждым годом: более 40% учащихся имеют

различные хронические заболевания, а у 36% выявлены морфофункциональные

отклонения, из-за проблем со здоровьем 35% учащихся имеют ограничения при выборе

профессии (по данным ВОЗ). Но как уже было сказано выше, сейчас здоровье –

необходимое требование, которое предъявляет к каждому из нас время.

Современных детей мало интересует завтрашний день. Они не задумываются о будущем…

и это страшно. Для них существует только сегодня, а кто живёт по такому принципу - не

может понять, для чего нужен распорядок дня, правильный рацион, занятия спортом - это

их тяготит, эти правила им не понятны, дети нацелены на удовольствия, на потребление

этих удовольствий. И эта разница в поколениях, в воспитании ощущается с каждым годом

всё сильнее… Именно поэтому очень сложно донести до учеников, зачем им нужен

здоровый образ жизни.

Эксперты ВОЗ пришли к выводу, что только от самого человека зависит, какой образ

жизни он будет вести. Установлено, что жизнь человека – это цепь потребностей, которые

необходимо удовлетворить. Потребности примерно у всех одинаковы, но различен,

индивидуален у каждой личности способ их удовлетворения. Это зависит, прежде всего,

от воспитания.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и

способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально

организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный

режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры,

соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание,

благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и

педагогов.



В раздел образования