Напоминание

Этнокультурный школьный музей "Русская изба"


Автор: Коваленкова Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КГТиТ №41
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Этнокультурный школьный музей "Русская изба"
Раздел: дополнительное образование





Назад




К

омплексная целевая программа этнокультурного образования «Истоки»

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

«Родная сторона».

Автор: Коваленкова Е.А., руководитель школьного этнографического музея

«Русская изба»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 6-15 лет

Количество часов: 34 часа

Цель программы.

Развитие творчески активной личности средствами обрядово-игрового

народного творчества, музыкально-поэтического и изобразительно-

пластического творчества на основе культурных традиций русского народа.

Задачи программы.

Развивать интерес к произведениям народного творчества.

Развивать интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам,

праздникам народного календаря.

Обучить основам техники и технологии изготовления изделий

традиционных народных художественных промыслов.

Активизировать способность к собственному восприятию обрядово-

календарного и устного народного творчества.

Прогнозируемые результаты.

Появляются знания об основных народных праздниках, обычаях,

поэтическом и игровом фольклоре, связанных с природным

календарём.

Имеются знания об основных приёмах изготовления и росписи изделий

из глины и природного материала.

Развивается умение сочинять конкретные произведения на основе

устного фольклора.

Развивается умение играть, соблюдая правила.

Применяют на практике полученные знания.

ВВЕДЕНИЕ.

В воспитании детей роль этнографического музея определяется его

основной функцией, заключающейся в документировании объективных

процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став

элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение

символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры.

Отсюда вытекает основная цель программы- помочь ребёнку увидеть то, что

стоит за вещью, понять её символический язык.

Педагогический аспект работы в нашем музее основан на подходе к

этнографии как к дисциплине исторической, гуманитарной и имеющей

прикладное значение.

Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и

обрядов.

Этнография способствует развитию личности ребёнка – носителя

определённой культурной традиции.

Этнография способствует пробуждению у детей творческой активности.

Методика построения игровых занятий предусматривает обязательное

включение практической части: изготовление кукол, лепка из глины,

рисование, постановка спектаклей, разучивание народных игр.

«Погружение ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с

культуры, близкой им, знакомой, родной. Но эта программа рассчитана не

только на русских детей, но и на детей малых этнических групп.

На занятиях этнография и фольклор выступают как единое целое.

Этнография даёт возможность лучше понять смысл фольклорных

текстов, а фольклор позволяет сделать изучаемую тему более яркой,

образной, интересной.

Особое место отводится народной сказке. Это и чтение, и пересказ, и

инсценировка. Именно через сказку народная педагогика раскрывала перед

ребёнком нравственные законы трудового народа.

В работе с детьми важно использовать и давно забытые игры. В

древности в процессе игры дети приобретали ценные для жизни качества:

подготовка к труду, умение вести беседу, развитие коллективизма и др.

Во время практических занятий дети получают первые трудовые

навыки, знакомятся с техникой изготовления изделий из природных

материалов, своими руками могут изготовить сувенир. Эти занятия

способствуют развитию интеллектуальных, физико- моторных,

эмоциональных качеств ребёнка, а главное – приобщают к культурному

наследию нашего народа.

Интерактивное изучение культурного наследия помогает ребёнку

осознать духовный опыт народа, эстетическую цельность, единство

народного искусства. Благодаря ему создаётся взаимосвязь поколений,

воспитывается патриотизм, коллективизм, сплочённость, гостеприимство,

доброта и взаимопомощь.

ТЕМА: Русская изба.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1. «Как в старину

живали».

Знакомство детей с

русской избой,

домашней утварью,

орудиями труда,

одеждой.

разыгрывание сюжета

сказки « Курочка Ряба».

2. «Мой дом – моя

крепость».

Знакомство детей с

традициями

строительства русской

избы, её внешним и

внутренним

убранством.

аппликация окно с

наличниками.

3. «Милости просим!»

Знакомство детей с

народным этикетом

приёма гостей и

поведения в гостях.

разучивание песни

«Здравствуйте, люди

добрые»

4. Посуда в русской

избе.

Знакомство с

материалом, из

которого изготовлена

посуда.

Лепка горшка.

ТЕМА: Трудовая жизнь русского народа.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1. «Ржаной хлебушко –

калачам дедушка».

Знакомство детей с

основным занятием

русских крестьян –

земледелием, видами

полевых работ, а также

процессом выпечки

хлеба.

разучивание песен,

связанных с весенним

севом; разучивание

пословиц, загадок о

хлебе. Чтение сказки

«Мужик и медведь».

2. Крестьянская

одежда.

Знакомство детей с

русской мужской

рубахой, её функциями,

технологией

изготовления.

рассматривание

выкроек, сравнение с

современной одеждой.

Разучивание песни

«Лён».

3. «Сия прялка изрядна

– хозяюшка обрядна».

Знакомство детей с

традиционными видами

женского рукоделия –

прядением и

плетением.

игра «Плетём поясок»,

освоение техники

плетения пояска.

Устройство прялки.

4. Ткачество.

Знакомство с

традиционным видом

женского рукоделия –

ткачеством.

освоение детьми

техники ткачества, на

примере ткацкого

станка в областном

краеведческом музее.

5. Полотенце в жизни

людей и в мире сказки.

Сравнение

современного

полотенца и рушника,

их функции, отличие

друг от друга.

роспись полотенца на

бумаге.

ТЕМА: Народные праздники.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.Осень. Осенины –

осеннее равноденствие.

Осенние заботы

земледельцев, сбор

урожая, заготовка

грибов, ягод, орехов.

Игры «Заинька», «Уж

мы вьём капустеньку».

Разучивание

скороговорок,

частушек, выставка

«Дары осени».

2.Покров.

Знакомство с

праздником.

Игра «Бояре»,

«Прошибки».

3.Кузьминки – по лету

поминки.

Заготовка впрок

квашеной капусты.

4. Спиридон –

солнцеворот.

Чтение докучных

сказок. Приговорки.

Зазывалки.

5. Новый год.

Знакомство с историей

праздника.

Обряд зимнего

засевания. Хоровод.

Постановка

новогоднего спектакля.

6. Рождество.

История праздника.

Колядование.

Колядки. Славы. Стихи

о Рождестве.

7. Крещение.

Знакомство с традицией

купания в проруби.

Игры со снегом. «Летал

соловей».

8. Масленица.

Знакомство с

праздником,

названиями дней

недели. Масленичные

блюда.

Рецепты блинов,

сжигание чучела. Песня

«Ой, блины». Заклички

Солнца.

9. Герасим – грачевник.

Знакомство с

праздником, очищение

жилища, вырезание

птиц из дерева.

Заклички прихода

весны. Песенки –

веснянки. Просилки.

10. Сороки.

Знакомство с

праздником, день

весеннего

равноденствия, выпечка

пряничных птиц.

Игры «Жаворонушки»,

«Месим тесто»,

«Каравай».

11. Вербица.

Знакомство с

праздником

Потешки. Загадки.

Игры «Дрёма»,

«Жмурки».

12. Пасха.

Знакомство с

праздником,

праздничные блюда.

Пасхальные игры.

Славы. Роспись

пасхального яйца.

13. Егорьев день.

Знакомство с

праздником, посев

капусты на рассаду.

Игры «Просо сеять»,

«Дударь», хоровод «Со

вьюном я хожу».

14. Троица.

Знакомство с

праздником

Игра «Лесенки

Христовы», «Волк и

гуси». Гадание на

цветках. Песня

«Береза».

ТЕМА: Семейные праздники.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.«Наше смотрите, свое

Знакомство детей с

Чтение сказки

покажите»

семейными

праздниками на

примере свадьбы;

главное – подготовка

девушки, что она

должна уметь делать

(вышивка, тканьё,

приданое).

«Царевна – лягушка»,

разыгрывание сцен из

сказки.

2. «Волшебная

дудочка»

Знакомство детей с

русской народной

музыкальной

культурой.

Развлекательная,

обрядовая, магическая

функция народных

музыкальных

инструментах.

Загадки. Шумовой

оркестр.

ТЕМА: Русская народная игрушка.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.Крестьянская

игрушка.

Знакомство детей с

русской народной

игрушкой – самоделкой.

Изготовление игрушки

из подручного,

природного материала.

2. Кукла в жизни

девочки.

Познакомить с разными

видами кукол; изучить

несколько способов

изготовления

тряпичной куклы.

Изготовление

тряпичных кукол.

3. «Потешный

промысел»

Знакомство с

дымковской глиняной

игрушкой.

Изготовление из глины

барыни.

4. «Потешный

промысел»

Знакомство с

филимоновскими

свистульками.

Изготовление

филимоновского козла

и поросенка.

5.«Потешный

промысел»

Знакомство с

каргопольской

игрушкой.

Изготовление игрушки

по выбору.

ТЕМА: Народное искусство.

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

1.Лаковая миниатюра.

Знакомство детей с

Роспись шкатулки.

центрами лаковой

миниатюры

(Федоскино, Палех, и

др.).

2. Роспись по металлу.

Знакомство детей с

центром росписи по

металлу – Жостово.

Роспись подноса.

3. Гжель.

Знакомство детей с

гжельской керамикой.

Роспись горшка.

4. Роспись по дереву.

Знакомство детей с

крупнейшими центрами

росписи по дереву

(Хохлома, Городец).

Роспись разделочной

доски.



В раздел образования