Автор: Коваленкова Елена Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБПОУ КГТиТ №41
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Этнокультурный школьный музей "Русская изба"
Раздел: дополнительное образование
К
омплексная целевая программа этнокультурного образования «Истоки»
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
«Родная сторона».
Автор: Коваленкова Е.А., руководитель школьного этнографического музея
«Русская изба»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-15 лет
Количество часов: 34 часа
Цель программы.
Развитие творчески активной личности средствами обрядово-игрового
народного творчества, музыкально-поэтического и изобразительно-
пластического творчества на основе культурных традиций русского народа.
Задачи программы.
Развивать интерес к произведениям народного творчества.
Развивать интерес к устному народному творчеству, обычаям, обрядам,
праздникам народного календаря.
Обучить основам техники и технологии изготовления изделий
традиционных народных художественных промыслов.
Активизировать способность к собственному восприятию обрядово-
календарного и устного народного творчества.
Прогнозируемые результаты.
Появляются знания об основных народных праздниках, обычаях,
поэтическом и игровом фольклоре, связанных с природным
календарём.
Имеются знания об основных приёмах изготовления и росписи изделий
из глины и природного материала.
Развивается умение сочинять конкретные произведения на основе
устного фольклора.
Развивается умение играть, соблюдая правила.
Применяют на практике полученные знания.
ВВЕДЕНИЕ.
В воспитании детей роль этнографического музея определяется его
основной функцией, заключающейся в документировании объективных
процессов в жизни общества на основе вещественных памятников. Став
элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение
символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры.
Отсюда вытекает основная цель программы- помочь ребёнку увидеть то, что
стоит за вещью, понять её символический язык.
Педагогический аспект работы в нашем музее основан на подходе к
этнографии как к дисциплине исторической, гуманитарной и имеющей
прикладное значение.
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и
обрядов.
Этнография способствует развитию личности ребёнка – носителя
определённой культурной традиции.
Этнография способствует пробуждению у детей творческой активности.
Методика построения игровых занятий предусматривает обязательное
включение практической части: изготовление кукол, лепка из глины,
рисование, постановка спектаклей, разучивание народных игр.
«Погружение ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с
культуры, близкой им, знакомой, родной. Но эта программа рассчитана не
только на русских детей, но и на детей малых этнических групп.
На занятиях этнография и фольклор выступают как единое целое.
Этнография даёт возможность лучше понять смысл фольклорных
текстов, а фольклор позволяет сделать изучаемую тему более яркой,
образной, интересной.
Особое место отводится народной сказке. Это и чтение, и пересказ, и
инсценировка. Именно через сказку народная педагогика раскрывала перед
ребёнком нравственные законы трудового народа.
В работе с детьми важно использовать и давно забытые игры. В
древности в процессе игры дети приобретали ценные для жизни качества:
подготовка к труду, умение вести беседу, развитие коллективизма и др.
Во время практических занятий дети получают первые трудовые
навыки, знакомятся с техникой изготовления изделий из природных
материалов, своими руками могут изготовить сувенир. Эти занятия
способствуют развитию интеллектуальных, физико- моторных,
эмоциональных качеств ребёнка, а главное – приобщают к культурному
наследию нашего народа.
Интерактивное изучение культурного наследия помогает ребёнку
осознать духовный опыт народа, эстетическую цельность, единство
народного искусства. Благодаря ему создаётся взаимосвязь поколений,
воспитывается патриотизм, коллективизм, сплочённость, гостеприимство,
доброта и взаимопомощь.
ТЕМА: Русская изба.
Тема занятия
Содержание
Практическая часть
1. «Как в старину
живали».
Знакомство детей с
русской избой,
домашней утварью,
орудиями труда,
одеждой.
разыгрывание сюжета
сказки « Курочка Ряба».
2. «Мой дом – моя
крепость».
Знакомство детей с
традициями
строительства русской
избы, её внешним и
внутренним
убранством.
аппликация окно с
наличниками.
3. «Милости просим!»
Знакомство детей с
народным этикетом
приёма гостей и
поведения в гостях.
разучивание песни
«Здравствуйте, люди
добрые»
4. Посуда в русской
избе.
Знакомство с
материалом, из
которого изготовлена
посуда.
Лепка горшка.
ТЕМА: Трудовая жизнь русского народа.
Тема занятия
Содержание
Практическая часть
1. «Ржаной хлебушко –
калачам дедушка».
Знакомство детей с
основным занятием
русских крестьян –
земледелием, видами
полевых работ, а также
процессом выпечки
хлеба.
разучивание песен,
связанных с весенним
севом; разучивание
пословиц, загадок о
хлебе. Чтение сказки
«Мужик и медведь».
2. Крестьянская
одежда.
Знакомство детей с
русской мужской
рубахой, её функциями,
технологией
изготовления.
рассматривание
выкроек, сравнение с
современной одеждой.
Разучивание песни
«Лён».
3. «Сия прялка изрядна
– хозяюшка обрядна».
Знакомство детей с
традиционными видами
женского рукоделия –
прядением и
плетением.
игра «Плетём поясок»,
освоение техники
плетения пояска.
Устройство прялки.
4. Ткачество.
Знакомство с
традиционным видом
женского рукоделия –
ткачеством.
освоение детьми
техники ткачества, на
примере ткацкого
станка в областном
краеведческом музее.
5. Полотенце в жизни
людей и в мире сказки.
Сравнение
современного
полотенца и рушника,
их функции, отличие
друг от друга.
роспись полотенца на
бумаге.
ТЕМА: Народные праздники.
Тема занятия
Содержание
Практическая часть
1.Осень. Осенины –
осеннее равноденствие.
Осенние заботы
земледельцев, сбор
урожая, заготовка
грибов, ягод, орехов.
Игры «Заинька», «Уж
мы вьём капустеньку».
Разучивание
скороговорок,
частушек, выставка
«Дары осени».
2.Покров.
Знакомство с
праздником.
Игра «Бояре»,
«Прошибки».
3.Кузьминки – по лету
поминки.
Заготовка впрок
квашеной капусты.
4. Спиридон –
солнцеворот.
Чтение докучных
сказок. Приговорки.
Зазывалки.
5. Новый год.
Знакомство с историей
праздника.
Обряд зимнего
засевания. Хоровод.
Постановка
новогоднего спектакля.
6. Рождество.
История праздника.
Колядование.
Колядки. Славы. Стихи
о Рождестве.
7. Крещение.
Знакомство с традицией
купания в проруби.
Игры со снегом. «Летал
соловей».
8. Масленица.
Знакомство с
праздником,
названиями дней
недели. Масленичные
блюда.
Рецепты блинов,
сжигание чучела. Песня
«Ой, блины». Заклички
Солнца.
9. Герасим – грачевник.
Знакомство с
праздником, очищение
жилища, вырезание
птиц из дерева.
Заклички прихода
весны. Песенки –
веснянки. Просилки.
10. Сороки.
Знакомство с
праздником, день
весеннего
равноденствия, выпечка
пряничных птиц.
Игры «Жаворонушки»,
«Месим тесто»,
«Каравай».
11. Вербица.
Знакомство с
праздником
Потешки. Загадки.
Игры «Дрёма»,
«Жмурки».
12. Пасха.
Знакомство с
праздником,
праздничные блюда.
Пасхальные игры.
Славы. Роспись
пасхального яйца.
13. Егорьев день.
Знакомство с
праздником, посев
капусты на рассаду.
Игры «Просо сеять»,
«Дударь», хоровод «Со
вьюном я хожу».
14. Троица.
Знакомство с
праздником
Игра «Лесенки
Христовы», «Волк и
гуси». Гадание на
цветках. Песня
«Береза».
ТЕМА: Семейные праздники.
Тема занятия
Содержание
Практическая часть
1.«Наше смотрите, свое
Знакомство детей с
Чтение сказки
покажите»
семейными
праздниками на
примере свадьбы;
главное – подготовка
девушки, что она
должна уметь делать
(вышивка, тканьё,
приданое).
«Царевна – лягушка»,
разыгрывание сцен из
сказки.
2. «Волшебная
дудочка»
Знакомство детей с
русской народной
музыкальной
культурой.
Развлекательная,
обрядовая, магическая
функция народных
музыкальных
инструментах.
Загадки. Шумовой
оркестр.
ТЕМА: Русская народная игрушка.
Тема занятия
Содержание
Практическая часть
1.Крестьянская
игрушка.
Знакомство детей с
русской народной
игрушкой – самоделкой.
Изготовление игрушки
из подручного,
природного материала.
2. Кукла в жизни
девочки.
Познакомить с разными
видами кукол; изучить
несколько способов
изготовления
тряпичной куклы.
Изготовление
тряпичных кукол.
3. «Потешный
промысел»
Знакомство с
дымковской глиняной
игрушкой.
Изготовление из глины
барыни.
4. «Потешный
промысел»
Знакомство с
филимоновскими
свистульками.
Изготовление
филимоновского козла
и поросенка.
5.«Потешный
промысел»
Знакомство с
каргопольской
игрушкой.
Изготовление игрушки
по выбору.
ТЕМА: Народное искусство.
Тема занятия
Содержание
Практическая часть
1.Лаковая миниатюра.
Знакомство детей с
Роспись шкатулки.
центрами лаковой
миниатюры
(Федоскино, Палех, и
др.).
2. Роспись по металлу.
Знакомство детей с
центром росписи по
металлу – Жостово.
Роспись подноса.
3. Гжель.
Знакомство детей с
гжельской керамикой.
Роспись горшка.
4. Роспись по дереву.
Знакомство детей с
крупнейшими центрами
росписи по дереву
(Хохлома, Городец).
Роспись разделочной
доски.