Напоминание

"Сказки А.С.Пушкина в жизни ребенка"


Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Сиверская гимназия дошкольное подразделение
Населённый пункт: Сиверская гимназия дошкольное подразделение
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сказки А.С.Пушкина в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Тема: Сказки Пушкина в жизни ребенка.

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое

чуждое преувеличения и насыщенности слово…

С.Я.Маршак

Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного

наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе

пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания,

песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на

эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию,

поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие

морально-нравственные качества.

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего

возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира,

он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15

минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане..." о белочке или

кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны

автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в

чешуе, как жар горя". Нельзя без внимания оставить и знаменитое "У

лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними

ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В

3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного

старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому

немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что

будет способствовать развитию его речевых навыков.

Как правильно читать сказки Пушкина?

Наиболее популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные

произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по

главам, в том порядке, в каком их распределил

автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и

причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и

эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение

к персонажам и сюжетным событиям сказки.

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

"Сказка о попе и работнике его Балде" расширит познания ребенка, потому

что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный

лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое

внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью,

трудолюбием.

Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает маленького читателя в

загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство.

Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством

воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Читая ребенку "Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить

внимание на выразительные женские образы - мать Гвидона и царевну

Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих

сердец.

Сюжетная основа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна

со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку

Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и

различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для

человека жизненной целью и всегда наказуемы, поможет "Сказка о рыбаке и

рыбке". С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни

человека не единожды.

"Сказка о золотом петушке" учит детей держать свое слово даже тогда,

когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за

любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Значение сказок Пушкина в формировании гармоничной личности

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем

протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина,

прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость

поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность

ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших

отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и

актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой

частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют

целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы,

сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других

литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Роль сказок А.С. Пушкина в духовно - нравственном

воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать

вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые

обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и

подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать

необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает

разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В

одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу

образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло

не одно поколение. Дети растут бездушными, злыми, детские сказки почти не интересны

нашим детям, телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость,

насилие, что наносит существенный вред ребенку. К сожалению, такие понятия как

доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться,

незнакомыми нашим детям. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного

воспитания подрастающего поколения.

По моему мнению, народные сказки как нельзя лучше подходят для формирования и

развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями, но когда

происходит утрата семейных ценностей и чтение художественной литературы становиться

необычайной редкостью для детей в семье, то именно мы, педагоги должны сыграть

ведущую роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания детей.

Свою работу я решила связать с творчеством А.С. Пушкина.

Во-первых, сказки Пушкина – народны, они основывались на жизни и быте простого

народа.

Во-вторых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому

что написаны в стихотворной форме.

И, в-третьих, сказки А.С Пушкина привлекают детей динамичным сюжетом,

необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений.

Свою работу я начала с анкетирования родителей:

1.

Есть ли у вас дома сказки А.С. Пушкина?

2.

Часто ли вы читаете их своим детям?

3.

Беседуете ли вы с детьми после прочтения или рассказывания сказки?

Обработав анкеты, получились следующие результаты:

Не имеют, не читают, не беседуют – 32%

Имеют – 40 %

Читают – 20 %

Беседуют – 8 %

Результат для меня был с одной стороны ожидаем с другой стороны я была разочарована в

том, что столь величайший поэт не востребован в нашем современном обществе. На

основании анкетирования, был составлен план работы и поставлены следующие задачи:

- приобщить ребенка к истокам национальной культуры;

- показать воспитательное значение сказок;

- раскрыть нравственно-эстетическую ценность сказок А.С. Пушкина.

О таланте А.С. Пушкина сложены целые легенды. Мы знакомы с творчеством великого

поэта с детства. Поэтому я решила рассказать о том, как необходимо знакомить детей с его

сказками.

Существует большое количество приемов и методом при работе с детьми по ознакомлению

с художественной литературой, правильный подбор сказок, то есть, в соответствии с

возрастом, мастерством рассказывания и наконец, организацией последующей

деятельности ребенка, а именно: беседа по прослушанной сказке, пересказа, обыгрывания

сюжета, изображении в рисунке – все это помогает ребенку правильно осознать

прослушанное и глубоко пережить содержание художественного произведения.

Первое знакомство с произведениями очень ответственно. С одной стороны

прикосновение к классике должно проходить серьезно. С другой стороны – раннее детство

обязывает нас учитывать возрастные возможности ребенка. Уже с 2-х лет можно начинать

читать детям сказки великого поэта. В этом возрасте достаточно зачитывать отрывки

В своей работе с ранним возрастом я использую высокую интонационную

выразительность, звуковая обогащенность стихов должна завораживать, заставлять

прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Я прилагаю все усилия, чтобы ребенок

понял смысловое содержание произведения.

Когда я читаю, дети всматриваются в мое лицо,

Только солнышко взойдет,

В миг тогда наш петушок

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется…

Дети с изумлением смотрят, на петушка, слушают завороженно.

Не менее важно использовать принцип наглядности (игрушки, картинки, пособия), с

помощью которых создается развернутая картина действий.

В этом возрасте сказки Пушкина помогают формировать словарный запас, любовь к

чтению сказок и развивает положительные эмоции ребенка.

Детей 4 -5 лет я знакомлю со сказками в форме яркого общения. Мы уже не просто

эмоционально читаем сказку, а добавляем действия, например, я предлагаю подуть на воду

и «сделать ветер», отмечаю, что кораблик качается на волнах.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Игровые приемы носят настроение затейливости шаловливости.

В этом возрасте дети уже выделяют отрицательных и положительных героев,

безоговорочно принимая сторону положительного героя. Сопереживают полюбившимся

героям, проявляют интерес к их судьбе. У детей развивается память, воображение,

восприятие прочитанного, активизируется словарь.

С детьми старшего дошкольного возраста моя работа строится на драматизации сказок,

ведь в этом возрасте ребенок ставит себя на место героя, борется с его врагами, мысленно

действует вместе с ним. Ребенок, в отличие от нас, корректных взрослых не хочет и не

умеет быть сторонним наблюдателем к событиям сказки. Он пытается вжиться в роль

принять сторону того или иного героя, поэтому драматизация помогает визуально, зримо

«войти» в текст

Воротись, поклонись рыбке

Не хочу быть вольною царицей.

Хочу быть владычицей морскою

Чтобы жить мне в окияне-море,

Что б служила мне рыбка золотая.

На данном этапе работы дети начинают любить всякие перевертыши, смеясь над ними

ребенок обнаруживает и углубляется в свое правильное понимание окружающей

действительности. У детей формируется новый вид внутренней психической активности –

умение мысленно действовать в воображаемых ситуациях, что не маловажно в

дальнейшей жизни ребенка.

В процессе работы, у детей происходит совершенствование восприятия прослушанных

сказок и, стихотворений, развивается эмоциональная отзывчивость, положительное

отношение к героям сказок, активизируется потребность к чтению, повышается интерес к

произведениям Пушкина, дети получают более глубокие знания о традициях русского

народа, культуре, быте, совершенствуются социальные навыки поведения.

В свое время критики выражали свое негативное отношение к сказкам Пушкина - как

смеет великий поэт отдавать свои силы такому "низкопробному" жанру. А дети, к которым

и не думал обращаться поэт, когда писал сказки, полюбили эти стихи и ввели их в свой

духовный обиход. Дети лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих

достижениях часто бывает поэзией детской.

В подготовительной группе, я продолжу работу по сказкам А.С. Пушкина, для того

чтобы совершенствовать навыки в чтении стихов, в драматизациях, используя жесты,

мимику, интонацию, совершенствовать связную речь (диалогическую, монологическую) и

развивать умение чувствовать красоту русского языка



В раздел образования