Напоминание

"Патриоты России"


Автор: Черняева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Населённый пункт: город Чкаловск нижегородская область
Наименование материала: конспект урока по предмету"Окружающий мир"
Тема: "Патриоты России"
Раздел: начальное образование





Назад




Приложение 1.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Теоритическое обоснование

1. Организационно-

мотивационный этап

(театральная страница)

Сегодня мы вернемся в историческое прошлое России.

Узнаем о непростом для России времени в начале XVII века

(Перед лампадой пишет летопись старик-летописец. Около

него мальчик ученик)

М: Старик, кудесник, милый мой, пред лампадой

Не смыкая очей, все летопись свою ведет.

Ни на челе его высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум.

(летописей отрывается от письма, задумывается)

М: О чем ты, отец, летопись ведешь?

Кому правдивые твои сказанья?

Л: Пусть ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих мужей великих поминают.

За их геройство, славу и добро.

(задумчиво)

Коммуникативные УУД:

-диалоги и драматизация,

чтение по ролям;

- умение слушать и понимать

речь других.

Познавательные УУД:

- формирование мотивации к

обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

9

Безмолвно как, спокойно все кругом…

Однако предчувствую безмолвный гром и горе.

(вздыхает)

М: Изволишь тяжко ты вздыхать,

О чем печалишься отец?

Л: Среди мирских деяний, мыслю я,

Грядут лихие времена,

Россию ждет година испытаний.

2. Постановка учебной

задачи

- Предположите, что мы должны узнать на уроке (ответы

детей: тяжелые и трудные времена для Росси, мужество и

героизм людей…)

Регулятивные УУД:

формирование действия

прогнозирования.

3. Актуализация

первичного опыта,

осуществляемая на этапе

введения новой учебной

информации

Какая опасность угрожала России?

Вспомните, каких грозных противников видела наша страна

на своем веку?

(перед нами схема)

немцы ?

(поляки)

Россия

шведы монголы

(учащиеся заполняют схему)

Познавательные УУД:

- формирование действия

анализа и синтеза;

- представлять информацию в

виде схемы.

4. Актуализация знаний

О трагическом времени, пережитом Россией в начале XVII

Коммуникативные УУД:

10

века расскажут корреспонденты пресс-центра

(учащиеся готовили выступления)

1610-1613 годы междуцарствия, безвременья, лихолетья,

смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские

нашествия разорили страну дотла. Смутным временем

называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый

период в русской истории после монгольского ига. Страна

осталась без царя и без царской династии, которая

объединяла народ в государство, державу.

Русская земля на северо-западе и западе была занята

врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон.

А древний Новгород захватили шведы. Казалось, что Русское

государство погибло, что Россия не сможет подняться с

колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские

люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего

государства.

совместное выполнение

задания в паре или

микрогруппе.

Познавательный УУД:

формирование умения делать

умозаключения.

5. Открытие нового

знания

Зная о правлении Ивана Грозного, можно предположить,

каким себе представляли «порядок» в государстве люди XVII

века (подсказки рисунки). Таблица заполнена заранее,

Познавательные УУД:

формирование умения делать

умозаключения.

11

ячейки закрыты листами бумаги. Ученики с помощью

учителя рассказывают о «порядке» в государстве, по мере

рассказа открываются ячейки первой колонки таблицы.

Затем ученики находят в тексте учебника (стр.44) как был

нарушен «порядок» в государстве в начале XVII

века.

Предполагают, что написано во второй колонке таблицы. Постепенно

открывая ячейки, ученики проверяют правильность своих ответов.

ПОРЯДОК

БЕСПОРЯДОК (СМУТА)

в

государстве

есть

правитель,

власть которого передавалась от

отца к сыну

нет законного наследника престола

(боярин Годунов, самозванцы)

создаются и выполняются законы правитель не вы

армия

защищает

от

внешней

опасности и не допускает бунтов

внутри

страныолняет

обещания,

народ не подчиняется законам

армия не смогла защитить страну

о т

п о л ь с к и х

и

ш в е д с к и х

захватчиков,

не

смогла

удержать

порядок внутри страны

все занимаются своими дела

и – выращивают хлеб, занимаются

ремеслом и торговлей

хозяйство

страны

разрушено,

всюду голод, грабежи, восстания

Регулятивные УУД:

формирование действия

прогнозирования.

12

6. Актуализация

обогащаемого опыта,

используемая на этапе

освоения нового

учебного материала

Компьютерная презентация

И вот в эту гибельную пору нашлись на родной земле силы,,

которые собравшись и сплотившись под девизом «Крупно за

едино!» («Вместе за одно!») взялись спасти Отечество.

Оплотом этих сил стал Н. Новгород, вождями - земский

староста Кузьма Минин и ратный воевода князь Дмитрий

Михайлович Пожарский.

Два человека смогли сделать то, что не могло сделать

государство – собрали народное ополчение и направили

ополченскую рать к Москве.

Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму,

Плес, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль

Залесский, Троице-Сергиеву лавру и завершился в Москве.

Познавательные УУД: умение

ориентироваться в своей

системе знаний, отличать

новое от уже известного.

13

Главной святыней ополчения, начиная с Ярославля стала

Казанская икона Божией Матери. С образом пресвятой

Богоматери ополчение вступило в бой под стенами

Московского кремля, с этой чудотворной иконой был

совершен крестный ход во имя победы.

И победа не заставила себя ждать. По уходу царя Алексея

Михайловича с 1649 г. славный день 4 ноября стал праздным

«во всех городах, во все годы».

Великий подвиг Нижегородского ополчения во главе с К.

14

Мининым и князем Д. Пожарским, не оставшимися

равнодушными к страданиям и бедствиям погибающей

России, и организовавшими защиту ее от врагов, оставили

неизгладимый след в душах русских людей, в истории

России.

Спустя 2 века этот исторический момент единения двух

русских патриотов будет воплощен в памятнике, что встанет

на Красной площади. «Гражданину Минину и князю

Пожарскому, Благодарная Россия»

7. Актуализация

закрепляемого опыта на

этапе закрепления ЗУН

1.Ребята, нам дана ключевая фраза:

«Люди, спасшие Россию»

Докажите ее с помощью формулы ПОПС

(П- позиция «Я считаю ,что….»

О- обоснование «Потому….»

П- пример «Могу подтвердить…»

Познавательные УУД:

формирование действия

анализа и синтеза.

Личностные УУД:

15

С- Следовательно «Вывод»)

Со времен Смуты прошло почти 400 лет, но отголоски тех

далеких событий живут в памяти народа, который чтит своих

героев.

И

каждое

новое

поколение

продолжает

писать

летопись своей страны по примеру предков. По-другому, не

пером и чернилами, но с любовью и уважением к людям,

спасшим Россию.

2. Как в памяти народа сохранились образы

патриотов России?

(созданы картины, памятники, песни, фильмы, книги)

3.Фотосессия

(выступают учащиеся)

с. Пурех: памятник Д.М.Пожарскому;

с. Пурех: Спасо-Преображенский храм;

г. Балахна: памятник К.Минину;

г.

Балахна:

памятная

доска

на

месте

о с т а нов ки

Нижегородского ополчения;

г.

Н.Новгород:

памятник

К.Минину

на

пл.

Минина

и

формирование положительной

мотивации.

Познавательные УУД:

- развитие умения получения и

использования информации;

- расширение углубления ранее

полученных знаний о родном

крае.

16

Пожарского;

г. Н.Новгород: Михайло-Архангельский собор;

г. Н.Новгород: обелиск Минину и Пожарскому в кремле

г. Н.Новгород: Ивановская башня кремля;

г. Н.Новгород: памятник К.Минину и Д. Пожарскому на пл.

Народного единства

8. Оценочно-

рефлексивный этап

Викторина

1.Родиной К. Минина является:

а) Лысково,

б) Богородск;

в) Балахна.

2. «За многую службу», «за московское очищение» К.Минин

пожалован:

а) селом Лысковом с деревнями;

б) селом Павловом-на Оке;

в) селом Богородским с деревнями.

3. «По избратию всей земли Московским государством всех

чинов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода»

Чей это титул?

Регулятивные УУД:

формирование действия

оценки.

Личностные УУД: оценка

своих знаний.

17

а) Д. Пожарского;

б) М.Скопина-Шуйского;

в) К. Минина.

4.

Какая

икона

была

главной

святыней

Нижегородского

ополчения?

а) Икона Владимирской Божией Матери;

б) Икона Казанской Божией Матери;

в) Икона Иверской Божией Матери;

г) Икона Смоленской Божией Матери;

д) Икона Спаса Нерукотворного.

5.

В

честь

какого

события

был

построен

Михайло-

Архангельский собор в Нижегородском кремле?

а) взятия Казани;

б) в память второго ополчения Минина и Пожарского ;

в) победы при Бородино в 1812 году.

9. Домашнее задание

(по цветам)

Зеленая шляпа – творчество.

(создать герб ополчения)

Белая шляпа - излагает нейтральную информацию

Дифференциация по уровню

сложности и степени объема

18

(используя слова, имена, даты, данные в печатной тетради

составить рассказ о событиях начала XVII века)

Синяя шляпа - размышление

(Придумай

и

запиши

речь,

с

которой

К.Минин

мог

бы

обратиться к русскому народу, призывая его на борьбу с

иноземцами)

19



В раздел образования