Автор: Корниченко Наталья Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ ОСШ №3
Населённый пункт: г.Нягань, ХМАО-Югра
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа по химии для 10 класса (профильный уровень)
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань
«Общеобразовательная средняя школа № 3»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора Директор МАОУ ОСШ №3
по УВР МАОУ ОСШ №3
________ /Ю.Л.Балина/ __________ /Г.В.Магасумова/ ________ /Н.Г.Лоленко/
Протокол №_______ ___ ____________2018г. Приказ № _______
от ___ __________2018г. ___ ____________2019г. от ___ _______2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Корниченко Натальи Викторовны,
учителя высшей квалификационной категории
по учебному курсу
«Химия»
10
в
класс
профильный уровень
Нягань
2018 - 2019 учебный год
Аннотация.
Нормативно-
методические
материалы
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования,2004г.;
Примерные программы среднего (полного) образования по химии;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования РФ к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на 2016/2017 уч. год;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской
Федерации;
Основная образовательная программа среднего общего образования
МБОУ ОСШ №3
Авторская программа: В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, А.А.
Дроздов, В.И. Теренин. (Программа курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013)
Реализуемый УМК
Еремин В. В., Дроздов А. А., Кузьменко Н. Е., Лунин В. В. Химия. 10 класс.
Углублённый уровень. — М.: Дрофа, 2014.
Место учебного
предмета в
учебном плане
Изучение курса рассчитано на 140 часов (4 часа в неделю). В 10 классе
после вводной главы, посвященной повторению и углублению знаний по
общей химии, затем темыпо органической химии.
Данная
рабочая
программа
может
быть
реализована
при
использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других
современных
образовательных
технологий,
передовых
форм
и
методов
обучения,
таких
как
проблемный
метод,
развивающее
обучение,
компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от
склонностей,
потребностей,
возможностей
и
способностей
каждого
конкретного класса.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение
лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и
контрольных
работ.
Контрольные
работы
в
виде
комбинированных
работ,
включающих
тестовую часть и задания со свободным ответом.
Цели и задачи
изучения
предмета
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах
химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические
реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической
информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать
решения в проблемных ситуациях;
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
в
процессе
изучения
химической
науки
и
ее
вклада
в
технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей
развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание
убежденности
в
том,
что
химия
–
мощный
инструмент
воздействия
на
окружающую
среду,
и
чувства
ответственности
за
применение полученных знаний и умений;
применение
полученных
знаний
и
умений
для
безопасной
работы
с
веществами
в
лаборатории,
быту
и
на
производстве;
решения
практических
задач
в
повседневной
жизни;
предупреждение
явлений,
наносящих
вред
здоровью
человека
и
окружающей
среде;
проведения
исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с
химией
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
Уметь:
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных
источников
(справочных,
научных
и
научно-популярных
изданий,
компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные
технологии
для
обработки
и
передачи
информации
и
ее
представления
в
различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических,
энергетических и сырьевых;
объяснения
химических
явлений,
происходящих
в
природе,
быту
и
на
производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки
влияния
химического
загрязнения
окружающей
среды
на
организм
человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения
возможности
протекания
химических
превращений
в
различных
условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
различных источников.
Содержание программы
Тема 1. Повторение и углубление знаний(23 ч)
Атомно- молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Качественный и количественный состав вещества. Молярная и относительная молекулярная
массы вещества. Мольная доля и массовая доля элемента в веществе.
Строение
атома.
Атомная
орбиталь.
Правила
заполнения
электронами
атомных
орбиталей.
Валентные
электроны.
Периодический
закон.
Формулировка
закона
в
свете
современных представлений о строении атома. Изменение свойств элементов и их соединений
в периодах и группах.
Химическая связь. Электроотрицательность. Виды химической связи. Ионная связь.
Ковалентная
неполярная
и
полярная
связь.
Обменный
и
донорно-акцепторный
механизм
образования
ковалентной
полярной
связи.
Геометрия
молекулы.
Металлическая
связь.
Водородная связь.
Агрегатные
состояния
вещества.
Типы
кристаллических
решеток:
атомная,
молекулярная, ионная, металлическая.
Расчеты по формулам и уравнениям реакций. Газовые законы. Уравнение Клайперона—
Менделеева. Закон Авогадро. Закон объемных отношений. Относительная плотность газов.
Классификация химических реакций по различным признакам сравнения. Изменение
степени
окисления
элементов
в
соединениях.
Окислительно-восстановительные
реакции.
Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса.
Перманганат калия как окислитель.Важнейшие классы неорганических веществ. Генетическая
связь между классами неорганических соединений.
Реакции
ионного
обмена.
Гидролиз.рН
среды.Растворы.
Способы
выражения
количественного
состава
раствора:
массовая
доля
(процентная
концентрация),
молярная
концентрация.
Коллоидные растворы. Эффект Тиндаля. Коагуляция. Синерезис.
Комплексные соединения. Состав комплексного иона: комплексообразователь, лиганды.
Координационное число. Номенклатура комплексных соединений.
Демонстрации.
1. Образцы веществ молекулярного и немолекулярного строения.
2. Возгонка иода.
3. Определение кислотности среды при помощи индикаторов.
4. Эффект Тиндаля.
5. Образование комплексных соединений переходных металлов.
Лабораторные
опыты.
1. Реакции ионного обмена.
2. Свойства коллоидных растворов.
3. Гидролиз солей.
4. Получение и свойства комплексных соединений.
Контрольная работа № 1 по теме «Основы химии».
Тема 2. Основные положения органической химии(16 ч)
П р е д м е т
о р г а н и ч е с к о й
х и м и и .
Источники
органических
соединений.
Сравнение
органических
и
неорганических
соединений.
Особенности
органических
соединений: изомерия, гомология.
Э л е к т р о н н о е
с т р о е н и е
а т о м а
у г л е р о д а .Четырехвалентность
углерода.
Образование
цепей
и
циклов.
Теория
химического
строения
органических
соединений.
Физико-химические
методы
определения
структуры
молекул.
Структурная
и
пространственная изомерия. Электронные эффекты (индуктивный и мезомерный) в молекулах
органических соединений.
В а ж н е й ш и е
к л а с с ы
о р г а н и ч е с к и х
с о е д и н е н и й .
Понятие
функциональной группы. Основы номенклатуры.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной связи. Типы реагирующих
частиц
(свободные
радикалы,
катионы,
анионы).
Электрофилы
и
нуклеофилы.
Типы
химических
реакций
в
органической
химии:
замещение,
присоединение,
отщепление,
окисление, восстановление. Формы записи уравнений органических реакций.
Демонстрации
1. Модели органических соединений.
2. Образцы органических соединений различных классов.
Практическая работа № 1 Изготовление моделей молекул органических веществ.
Тема 3. Углеводороды (36 ч)
А л к а н ы . Строение алканов. sр
3
-Гибридизация. Изомерия. Номенклатура. Физические
и
химические
свойства
алканов.
Хлорирование,
бромирование
и
нитрование
алканов.
Радикальный
механизм
замещения.
Дегидрирование,
изомеризация,
ароматизация
алканов.
Крекинг. Горение и каталитическое окисление алканов. Получение и применение алканов.
Ц и к л о а л к а н ы .
Строение.
Изомерия.
Номенклатура.
Особенности
химических
свойств циклопропана и циклобутана. Получение циклоалканов.
А л к е н ы . Строение алкенов. Природа двойной связи, sр
2
-гибридизация. Изомерия
(структурная и пространственная). Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов.
Гидрирование алкенов. Реакции присоединения (галогенов, галогеноводородов, воды). Правило
Марковникова. Электрофильный механизм реакций присоединения. Окисление перманганатом
калия в различных условиях. Горение. Полимеризация. Получение и применение алкенов.
А л к и н ы . Строение алкинов. Природа тройной связи, sp-гибридизация. Изомерия.
Номенклатура.
Физические
и
химические
свойства
алкинов.
Присоединение
галогенов,
галогеноводородов, воды. Сравнение реакционной способности алкинов и алкенов в реакциях
присо единения.
Димеризация
и
т римеризация
ацетилена.
В з а и м од е й с т в и е
терминальныхалкинов с основаниями. Горение ацетилена. Получение и применение алкинов.
Д и е н ы . Изомерия и номенклатура. Строение сопряженных диенов. Физические и
химические свойства 1,3-диенов. 1,2- и 1,4-присоединение галогенов и галогеноводородов.
Полимеризация. Получение диенов.
А р е н ы . Строение бензольного ядра. Изомерия и номенклатура гомологов бензола.
Физические и химические свойства бензола. Нитрование, галогенирование, алкилирование.
Механизм
реакций
электрофильного
замещения
в
бензоле.
Ориентирующее
действие
заместителей
в
бензольном
кольце
в
реакциях
замещения.
Гидрирование
и
радикальное
хлорирование бензола. Реакции гомологов бензола с участием боковых цепей (галогенирование,
окисление). Получение и применение ароматических углеводородов. Источники углеводородов.
Н е ф т ь ,
г а з ,
у г о л ь . Переработка нефти: ректификация, крекинг, риформинг,
пиролиз. Синтез-газ и его получение. Реакция Фишера— Тропша.
Г а л о г е н п р о и з в о д н ы еа л и ф а т и ч е ских и а р о м а т и ч е с к и ху г л е в о д о р одов.
Строение. Изомерия. Номенклатура. Физические и химические свойства. Природа связи
углерод-галоген.
Замещение
галогена
на
гидроксильную
группу
в
галогеналканах
и
галогенаренах. Нуклеофильное замещение. Синтез аминов, нитрилов,
нитросоединении.
Дегидрогалогенирование. Правило Зайцева. Синтез алканов реакцией Вюрца. Получение
галогенпроизводных. Галогенирование
бензола
и
его
производных, Значение
галогенпроизводных в органическом синтезе.
Лабораторные опыты
1. Построение моделей молекул изомеров гексана. 2. Построение моделей цис- и транс-
изомеров бутена-2. 3. Качественное определение хлора в органическом соединении.
Демонстрации
1.
Агрегатное
состояние
алканов
в
зависимости
от
молярной
массы.
2.
Несмешиваемостьгексана
с
водой,
сравнение
плотности
гексана
и
воды.
3.
Растворение
парафина в гексане. 4. Растворимость в гексане брома и перманганата калия. 5. Горение бутана.
6. Модели цис- и транс-изомеров бутена-2. 7. Обесцвечивание водного раствора перманганата
калия
при
добавлении
алкена
(гексен,
стирол).
8.
Обесцвечивание
раствора
брома
в
тетрахлорметане при добавлении алкена. 9. Обнаружение алкенов в бензине и керосине. 10.
Демонстрация полиэтилена и полипропилена. 11. Получение ацетилена из карбида кальция. 12.
Обесцвечивание
бромной
воды
и
водного
раствора
перманганата
калия
при
пропускании
ацетилена.
13.
Демонстрация
каучука,
резины.
14.
Модели
циклов
разных
размеров.
15.
Смешивание
бензола
с
водой.
Растворимость
в
бензоле
неорганических
веществ
(бром,
перманганат
калия).
Растворимость
в
бензоле
органических
веществ
(этанол,
бром).
16.
Демонстрация образцов нефти, угля. 17. Получение стирола из полистирола и изучение его
свойств. 18. Щелочной гидролиз бромэтана.
Практическая работа № 2 Получение этилена и изучение его свойств.
Контрольная работа №2 «Углеводороды»
Тема 4. Кислородсодержащие соединения (25 ч)
Спирты. Строение. Атомность. Изомерия. Номенклатура. Одноатомные спирты. Физические
и химические свойства. Взаимодействие с щелочными металлами. Замещение гидроксильной
группы на галоген. Внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация спиртов. Взаимо-
действие спиртов с неорганическими и органическими кислотами. Окисление первичных и
вторичных спиртов. Получение: гидратация алкенов, гидролиз галогеналканов, брожение
Сахаров. Применение спиртов.
М н о г о а т о м н ы ес п и р т ы : этиленгликоль, глицерин. Получение. Особенности хи-
мического поведения. Качественная реакция на многоатомные
спирты
(образование
хелатных комплексов при взаимодействии с гидроксидоммеди). Применение.
Фенолы.
Строение
фенола.
Номенклатура
замещенных
фенолов.
Физические
и
химические
свойства.
Взаимное
влияние
бензольного
ядра
и
гидроксильной
группы.
Кислотность (сравнение со спиртами). Реакции бензольного кольца. Качественные реакции
фенола.
А л ь д е г и д ы и к е т о н ы . Строение карбонильнои группы. Изомерия и номенклатура о-
альдегидов и кетонов. Физические и химические свойства. Восстановление и окисление карбо -
нильной
группы.
Качественные
реакции
на
альдегиды.
Присоединение
по
карбонильной
группе.
Понятие
о
енольной
форме,
кетоенольная
таутомерия.
Получение
и
применение
карбонильных соединений.
К а р б о н о вые к и с л о т ы . Строение карбоксильной группы. Номенклатура. Изомерия.
Предельные
одноосновные
карбоновые
кислоты.
Физические
и
химические
свойства.
Получение карбоновых кислот окислением органических соединений.
Сложные эфиры. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Функциональные
производные кислот: хлорангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы. Получение, взаимные
превращения и гидролиз.
Демонстрации
1. Растворимость различных спиртов в воде (этанол, пентанол, этиленгликоль, глицерин). 2.
Реакция этилового и пентилового спирта с натрием. 3. Окисление этанола оксидом меди (II).
4. Окисление этанола дихроматом калия в серной кислоте. 5. Растворение фенола в воде и
щелочи. 6. Цветная реакция фенола с хлоридом желез а (III). 7. Реакция фенола с бромной
водой.
Лабораторные опыты
1.
Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди. 2.Свойства фенола. 3. Окисление
бензальдегида на воздухе. 4. Галоформная реакция. 5. Реакция «серебряного зеркала» с
формалином. 6. Свойства муравьиной кислоты. 7. Свойства мыла.
Практическая работа № 3 Получение бромэтана.
Практическая работа № 4 Получение ацетона.
Практическая работа № 5 Получение уксусной кислоты.
Практическая работа № 6 Получение этилацетата.
Контрольная работа № 3 «Кислородсодержащие соединения»
Тема 5. Азотсодержащие соединения (10 ч)
Н и т р о с о е д и н е н и я . Получение из алкил-галогенидов, аренов.
Амины.
Строение,
номенклатура,
изомерия.
Получение
—
алкилирование
аммиака
и
восстановление нитросоединений. Физические и химические свойства аминов. Основность.
Сравнение алифатических и ароматических аминов. Реакция азосочетания. Диазосоединения.
Получение аминов.
Г е т е р о ц и к л ы .
Понятие
о
насыщенных
и
ароматических
гетероциклах.
Шестичленные
ароматические
гетероциклы:
пиридин,
пирими дин.
Пятичленные
ароматические гетероциклы: пиррол, имидазол. Сравнение свойств пиррола и пиридина:
ароматичность, кислотно-основные свойства. Примеры пятичленных гетероциклов с другими
гетероатомами: фуран, тиофен. Пурин как пример конденсированного гетероцикла.
Демонстрации
1. Растворение анилина в воде и соляной кислоте, 2. Окисление анилина раствором
дихромата калия.
Лабораторный опыт Качественная реакция на анилин.
Контрольная работа № 5 «Азотсодержащие органические соединения»
Тема 6. Биологически активные вещества(18 ч)
У г л е в о д ы . Классификация углеводов (моно-и полисахариды). Строение и классификация
моносахаридов. Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза — примеры моносахаридов. Хими-
ческие свойства альдегидоспиртов на примере глюкозы. Открытая и циклическая формы. Вос -
становление и окисление карбонильной группы. Реакции гидроксильных групп. Сахароза —
пример
невосстанавливающего
дисахарида.
Мальтоз а ,
ла ктоз а ,
ц е ллоб и оз а
—
восстанавливающие дисахариды. Полисахариды — крахмал, целлюлоза, гликоген. Строение,
химические свойства. Образование сложных эфиров целлюлозы. Гидролиз полисахаридов.
Жиры — сложные эфиры глицерина. Омыление и гидрогенизация жиров. Мыла.
А м и н о к и с л о т ы . Изомерия, номенклатура, классификация. Природные аминокислоты.
Получение,
физические
и
химические
свойства.
Амфотерность.
Биологическая
роль
а-
аминокислот.
Б е л к и .
Строение.
Пептидная
связь.
Первичная,
вторичная,
третичная,
четвертичная
структура белков. Классификация. Химические свойства: гидратация, денатурация. Цветные
реакции белков. Каталитические свойства ферментов.
Н у к л е и н о в ы ек и с л о т ы . Строение. ДНК, РНК. Нуклеотиды, нуклеозиды. Пуриновые
и пиримидиновые основания в составе нуклеиновых кислот. Лактим-лактамная таутомерия.
Двойная спираль. Биологическая роль нуклеиновых кислот.
Демонстрации
1.Плакаты, иллюстрирующие первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру
белков, строение нуклеиновых кислот. 2. Образцы аминокислот (коллекция). 3. Серебрение
стеклянной посуды взаимодействием глюкозы и аммиачного раствора оксида серебра.
Лабораторные опыты
1. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 2. Реакция
глюкозы с гидроксидом меди. 3. Гидролиз сахарозы. 4. Приготовление крахмального клейстера.
5. Реакция крахмала с иодом. 6. Гидролиз крахмала. 7. Получение комплекса глицина с медью
(II). 8. Денатурация белка. 9. Цветные реакции белков. 10. Обнаружение азота и серы в белке.
Практическая работа № 7 Гидролиз крахмала.
Практическая работа № 8 Идентификация органических соединений.
Тема 7. Синтетические высокомолекулярные соединения (5 часов)
Понятие
о
высокомолекулярных
веществах.
Полимеризация
и
поликонденсация
как
методы
создания
полимеров.
Эластомеры.
Природный
и
синтетический
каучук.
Сополимеризация. Современные пластики. Природные и синтетические волокна.
Демонстрации.
1.
Образцы пластиков. 2. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. Отношение волокон к растворам кислот и щелочей.
Практическая работа № 9 Распознавание пластмасс
Практическая работа № 10 Распознавание волокон
Тематический план
Наименование темы
Всего,
час.
Из них
практ.
работы
контр.
работы
Тема 1. Повторение и углубление знаний
23
-
1
Тема 2. Основные положения органической химии
16
1
1
Тема 3. Углеводороды
36
1
1
Тема 4. Кислородсодержащие соединения
25
4
1
Тема 5. Азотсодержащие соединения
10
0
1
Тема 6.Биологически активные вещества
18
2
Тема 7. Синтетические высокомолекулярные
соединения
5
2
Повторение основных вопросов курса химии 10 класса
7
Итого
140
10
5