Напоминание

"Методы ознакомления детей с основами безопасности"


Автор: Логачёва Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 4
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Методы ознакомления детей с основами безопасности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения.

Дети

могут

сравнить:

вода

это

хорошо

или

вода

это

плохо.

При

использовании

этого

метода

необходимо

определить,

с

какого

сравнения

начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение

по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает

детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы

группировать,

классифицировать

предметы,

явления,

требуются

умения

анализировать,

обобщать,

выделять

существенные

признаки.

Все

это

способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например: детям предлагаются изображения на картинках, даётся задание

отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и

отобрать предметы, которые горят.

Метод моделирования ситуаций.

Детей

целесообразно

научить

составлять

план

-

карту

своей

группы,

прогулочного участка, дороги детский сад-дом и др. Дети учатся располагать

предметы

в

пространстве,

соотносить

их,

«читать»

карту.

Детям

даются

задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные

места красными кружочками». Педагог предлагает моделирование опасных

ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать; нашёл

таблетку в группе, твои действия. Моделирование подобных ситуаций даёт

ребёнку

практические

умения

применить

полученные

знания

на

деле

и

развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к умению выбраться из

экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого

начала

важно

ставить

детей

в

ситуацию

поиска

решения

логических

и

практических задач. Но воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу.

Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные

предметы,

их

строению,

функции,

назначению,

и

правила

безопасного

обращения с ними.

Метод повторения.

Важнейший

дидактический

принцип,

без

применения

которого

нельзя

говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он

может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей

требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к

появлению

обобщений,

способствует

самостоятельному

формулированию

выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты.

Ценность

этого

метода

в

том,

что

он

даёт

ребёнку

возможность

самостоятельно

находить

решение,

подтверждение

или

опровержение

собственных представлений.

Игровые приёмы.

Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют

закреплению чувств. Одним из приёмов может быть воображаемая ситуация:

встреча

с

воображаемыми

героями

и

т.

п.

Игровое

«как

будто…»

раскрепощает детей, делает процесс изучения естественным и интересным.

Например: «Что мы ему покажем в групповой комнате и как расскажем об

основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности

помогают

игры-драматизации,

которые

можно

включать

в

ООД

(после

прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы.

Педагог вместе с детьми придумывает сказку «Как я переходил дорогу».

Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно

включать

в

ООД.

Сильное

воздействие

на

чувства

оказывает

сочетание

разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного

произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин,

видео; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости

от

цели,

возрастных

особенностей

детей

воспитатель

отбирает

художественные средства и продумывает приёмы, усиливающие воздействие

этих средств на эмоциональную сферу ребёнка.

Сотрудничество с родителями.

В

воспитании

детей

неоспорима

роль

семьи.

Важно,

чтобы

родители

показывали

положительный

пример

своим

детям,

осознали,

что

нельзя

требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они

сами

не

всегда

ему

следуют.

Их

особая

родительская

ответственность

заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно

задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется

на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и

стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с

помощью информации в «уголках родителей». Родителям будет интересно

узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. Воспитатель может

провести тестирование родителей на тему «Откуда опасность»:

1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?

2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?

3) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин,

керосин и т.п.)?

4) Как вы объясняете ребёнку, что нельзя баловаться с огнём, с водой?

5) Разрешаете вы ребёнку включать и смотреть телевизор без вас?

6) Что знает ваш ребёнок об электричестве?

7) Кто из вас первым заходит в лифт – вы или ребёнок?

Формы работы с родителями могут быть самые разнообразные: родительские

собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Между

педагогом

и

родителями

должно

быть

достигнуто

полное

взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в ДОО

и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду. Если будет проводится

планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной

взаимосвязи

с

родителями,

дети

дошкольного

возраста

будут

достаточно

подготовлены к решению задач по этой проблеме безопасности.



В раздел образования