Автор: Логачёва Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 4
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Методы ознакомления детей с основами безопасности"
Раздел: дошкольное образование
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения.
Дети
могут
сравнить:
вода
это
хорошо
или
вода
это
плохо.
При
использовании
этого
метода
необходимо
определить,
с
какого
сравнения
начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение
по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает
детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы
группировать,
классифицировать
предметы,
явления,
требуются
умения
анализировать,
обобщать,
выделять
существенные
признаки.
Все
это
способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
Например: детям предлагаются изображения на картинках, даётся задание
отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и
отобрать предметы, которые горят.
Метод моделирования ситуаций.
Детей
целесообразно
научить
составлять
план
-
карту
своей
группы,
прогулочного участка, дороги детский сад-дом и др. Дети учатся располагать
предметы
в
пространстве,
соотносить
их,
«читать»
карту.
Детям
даются
задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные
места красными кружочками». Педагог предлагает моделирование опасных
ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать; нашёл
таблетку в группе, твои действия. Моделирование подобных ситуаций даёт
ребёнку
практические
умения
применить
полученные
знания
на
деле
и
развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к умению выбраться из
экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого
начала
важно
ставить
детей
в
ситуацию
поиска
решения
логических
и
практических задач. Но воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу.
Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные
предметы,
их
строению,
функции,
назначению,
и
правила
безопасного
обращения с ними.
Метод повторения.
Важнейший
дидактический
принцип,
без
применения
которого
нельзя
говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он
может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей
требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к
появлению
обобщений,
способствует
самостоятельному
формулированию
выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты.
Ценность
этого
метода
в
том,
что
он
даёт
ребёнку
возможность
самостоятельно
находить
решение,
подтверждение
или
опровержение
собственных представлений.
Игровые приёмы.
Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют
закреплению чувств. Одним из приёмов может быть воображаемая ситуация:
встреча
с
воображаемыми
героями
и
т.
п.
Игровое
«как
будто…»
раскрепощает детей, делает процесс изучения естественным и интересным.
Например: «Что мы ему покажем в групповой комнате и как расскажем об
основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности
помогают
игры-драматизации,
которые
можно
включать
в
ООД
(после
прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок на разные темы.
Педагог вместе с детьми придумывает сказку «Как я переходил дорогу».
Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно
включать
в
ООД.
Сильное
воздействие
на
чувства
оказывает
сочетание
разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного
произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин,
видео; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости
от
цели,
возрастных
особенностей
детей
воспитатель
отбирает
художественные средства и продумывает приёмы, усиливающие воздействие
этих средств на эмоциональную сферу ребёнка.
Сотрудничество с родителями.
В
воспитании
детей
неоспорима
роль
семьи.
Важно,
чтобы
родители
показывали
положительный
пример
своим
детям,
осознали,
что
нельзя
требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они
сами
не
всегда
ему
следуют.
Их
особая
родительская
ответственность
заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно
задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется
на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и
стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с
помощью информации в «уголках родителей». Родителям будет интересно
узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. Воспитатель может
провести тестирование родителей на тему «Откуда опасность»:
1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
3) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин,
керосин и т.п.)?
4) Как вы объясняете ребёнку, что нельзя баловаться с огнём, с водой?
5) Разрешаете вы ребёнку включать и смотреть телевизор без вас?
6) Что знает ваш ребёнок об электричестве?
7) Кто из вас первым заходит в лифт – вы или ребёнок?
Формы работы с родителями могут быть самые разнообразные: родительские
собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.
Между
педагогом
и
родителями
должно
быть
достигнуто
полное
взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в ДОО
и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду. Если будет проводится
планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной
взаимосвязи
с
родителями,
дети
дошкольного
возраста
будут
достаточно
подготовлены к решению задач по этой проблеме безопасности.