Автор: Кушнарева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 30 "Подснежник"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутская область
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Весна в лесу"
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие (подготовительная группа)
Тема «Весна в лесу»
Учитель-логопед: Кушнарева Е.В.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить знания детей по теме « Весна». Закрепить представления детей о
твёрдых и мягких звуках. Обогащать словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память.
Воспитательные задачи: Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Логопедическая пятиминутка.
Логопед: Стала тёплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна
В гости к нам пришла … (Весна)
2.Основная часть.
Логопед: Весна.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт.
Приглашаю вас ребята в волшебный, весенний лес.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
1. Отгадайте загадку:
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? (лиса)
Придумайте предложение со словом – лиса (На поляну прибежала рыжая лиса.)
Составьте схему этого предложения
Сколько слогов в слове – лиса?
Составьте слоговую схему этого слова
Составьте звуковую схему слова – лиса.
Сколько звуков в этом слове?
2. Игра «Назови ласково»
Логопед: Обратите внимание: у волчицы нос, а у волчонка маленький… (Носик)
Дети показывают часть тела животного и называют ее. Затем у детеныша, называя ласковым словом по образцу.
(уши, усы, лапы, хвост, спина, живот, шерсть, голова).
3. Сейчас поиграем в игру «Твёрдый-мягкий»
Слова: Волк, белка, лиса, лось, бельчонок, лисенок, ласточка, филин, дятел, лебедь.
4.- Нам пора отправляться дальше.
Посмотрите, ребята, это дерево – высокое, а это наоборот – низкое дерево.
Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Длинная тропка – …
Толстое дерево – …
Широкая тропинка – …
Молодое дерево – …
5. Ребята! Нам пора немного отдохнуть. Ой, хотела присесть на пенек, а тут что-то лежит. Это вам задание от лесных
жителей. Прочитай слова по первым буквам картинок. Запиши их. (1 слово – все вместе, 2, 3 слово – самостоятельно)
Ребята! Продолжим свой путь дальше, и чтобы нам в пути было веселее – выполним зарядку.
Упражнение «Зарядка»
6. Какая красивая поляна! И первые весенние цветы!
Попробуйте угадать, какой цветок распускается в лесу в мае.
1-ый звук в нашем слове - это первый звук в слове ЛАСТОЧКА. [Л ]
2-ой звук - это последний звук в моём имени. [А ]
3-ий звук - это первый звук в слове НАСЕКОМЫЕ. [Н ]
4-ый звук - это второй звук в слове УДОЧКА. [Д ]
5-ый звук - это гласный звук, с которого никогда не начинаются слова.[Ы ]
6 звук - это третий звук в слове МАША. [Ш ]
- Это слово ЛАНДЫШ!
7. - Весной все насекомые просыпаются и выползают на цветы и травку погреться. Вот и на наши лепестки подснежников
приползли и прилетели насекомые.
На 1-ый подснежник мы соберем лепестки с насекомыми, в названиях которых один слог;
на 2-ой подснежник - лепестки с насекомыми, в названиях которых два слога;
на 3-ий подснежник - лепестки с насекомыми, в названиях которых три слога;
на 4-ый подснежник – лепестки с насекомыми, в названиях которых четыре слога.
Насекомые: шмель, муха, кузнечик, пчела, стрекоза, бабочка, гусеница, комар, жук, и т.д.
Дети подставляют лепестки с картинками насекомых к своему подснежнику.
8. Слово рассыпалось – Составь слово из звуков: г р а ч Грач – это кто? (это птица) Она перелетная или зимующая?
А осенью птицы вновь улетят в теплые края.
А вы осенью – куда пойдете красивые, нарядные, с портфелем? (в школу)
Выполним пальчиковую гимнастику «В школу»
Приготовили пальчики:
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальчику на обеих
Быстро, правильно считать. руках.)
Я таким ученым буду! (Грозят указательным пальчиком правой
Но свой садик не забуду. руки.)
9. И следующее задание от лесных жителей: Найди место звука [Л]в словах: в начале, в середине, в конце. Раскрась
соответствующий квадрат в схеме.
Картинки: Дятел, ласточка, голубь
10. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, которое
относится к весне.
Слова: пригревает (солнце), листопад, тает (снег), вьюга, журчит (ручей), тёплое, ярче, холодно, набухают (почки),
снежинки, половодье (разлив реки при таянии снега), прилетают (перелетные птицы), проталины (место, где стаял снег и
открылась земля), мороз, капель (падение с крыш, с деревьев оттаявшего снега каплями, а также сами эти капли), ледоход
(движение льда по течению во время таяния рек), метель, снегопад, солнышко.
Кто расскажет стих-ие про весну?
К нам пришла весна
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Итог:
Ребята! Нам пора возвращаться. Вам понравилось в весеннем лесу? Что вам понравилось? Какие игры и задания
запомнились больше всего?
Дети оценивают себя.
Логопед оценивает детей:
Отлично справились со всеми заданиями - ….
Хорошо потрудились - ….
А … нужно на следующем занятии еще лучше постараться.