Напоминание

«Значение и последствия занятий музыкальной направленности детей»


Автор: Блохина Лариса Алексеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Эссе
Тема: «Значение и последствия занятий музыкальной направленности детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе

«Значение и последствия занятий музыкальной направленности детей»

Выполнил:

Блохина

Лариса

Алексеевна

г. Новокузнецк

2019

Дошкольный

возраст

важнейший

этап

развития

и

воспитания

личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира.

Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется

самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и

любознательность.

В

связи

с

этим

особую

актуальность

приобретает

воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них

творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них

музыкальной культуры.

Музыкальная

культура

ребенка

это

интегративное

личностное

качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного

воспитания

и

обучения

на

основе

эмоциональной

отзывчивости

на

высокохудожественные

произведения

музыкального

искусства,

образного

мышления и воображения.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка,

мы

формируем

основы

его

музыкально-эстетического

сознания

и

музыкальной культуры в целом.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения

музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, от

которых

во

многом

зависит

музыкальное

и

общее

развитие

детей.

Чем

раньше

ребенок

получает

возможность

накапливать

опыт

восприятия

шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной

музыки,

тем

богаче

его

эмоции,

тем

более

успешным

становится

его

развитие.

Если

эстетическое

сознание

ребенка

обогащается

с

помощью

музыки, это не пройдет бесследно для его духовного становления.

Однако

наши

дети

живут

и

развиваются

в

непростых

условиях

музыкального

социума.

Современную

поп,

рок-музыку,

которая

звучит

повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого

или не хотим), слушают и наши дети. Слушая музыкальные произведения

низкого художественного уровня, и видя положительное отношение к ним

взрослого

(при

недостаточно

развитой

музыкальной

и

общей

культуре),

ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных

эталонах музыкальности.

Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком оказался

взрослый,

который

смог

бы

раскрыть

перед

ним

красоту

музыки,

дать

возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее значимой

ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем выше

музыкальная,

социальная

культура

взрослых

членов

семьи,

тем

более

адекватно

оценивают

они

эмоциональную

сферу

своих

детей,

тем

содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка.

Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются, прежде

всего,

на

музыкальных

занятиях

в

детском

саду.

В

ходе

занятий

осуществляется

систематическое,

целенаправленное

и

всестороннее

воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия

включают

чередование

различных

видов

деятельности

и

обеспечивают

тем

самым

разностороннее

развитие

музыкальных

способностей детей. Хотелось бы остановиться на каждом из них.

Слушание музыки

Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того,

чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.

Слушание

один

из

трудных

разделов

музыкального

воспитания

дошкольников. Чтобы дети поняли содержание вокальной музыки, большое

внимание уделяется выразительному чтению текста, показу иллюстраций.

Инструментальную музыку понять сложнее. Здесь используются игровые

приемы, большое место отводится наглядности, образному рассказу.

В процессе слушания музыкальных произведений, дети познают мир

художественных

образов,

характеризующих

явления

природы,

птиц,

животных, окружающей их действительности.

Здесь очень важна роль педагога, его личное понимание, интерес,

увлеченность музыкой, любовь к ней. Д.Б. Кабалевский писал: «- мы ни на

секунду

не

должны

забывать

о

главной

своей

задаче:

-

заинтересовать,

слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» их своей любовью

к музыке».

Пение

Песня

яркая

образная

форма

углубленного

представления

окружающей

действительности.

В

процессе

обучения

пению,

от

ребенка

требуется

большая

активность

и

умственная

напряженность.

Он

учится

сравнивать

свое

пение

с

пением

других

детей,

прислушиваться

к

исполняемой мелодии на музыкальном инструменте.

Пение благотворно влияет на детский организм: укрепляет голосовой

аппарат, развивает речь, углубленное дыхание.

Также

в

процессе

обучения

пению

активно

развиваются

основные

музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух,

чувство ритма.

Музыкально-ритмические движения

Различные

музыкальные

произведения

вызывают

у

детей

соответствующее

настроение,

эмоциональное

переживание,

под

влиянием

которых движения приобретают определенный характер.

Занятия ритмикой связаны со всеми сторонами воспитания:

способствуют

умственному,

нравственному,

эстетическому

и

физическому развитию ребенка;

обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные

способности;

развивают познавательные способности;

воспитывают

активность,

дисциплинированность,

чувство

коллективизма;

способствуют физическому совершенствованию организма.

Игра на детских музыкальных инструментах

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности

дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует

развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней

застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого

исполнителя:

наличие

воли,

эмоциональности,

сосредоточенности,

развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь

игре

на

инструментах,

дети

открывают

для

себя

мир

музыкальных

звуков,

осознаннее

различают

красоту

звучания

различных

инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается

качество

музыкально-ритмических

движений,

дети

четче

воспроизводят

ритм.

Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что

они могут сами извлекать из них звуки.

Игра

на

музыкальных

инструментах

способствует

развитию

музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей. Когда

ребёнок

слышит

и

сопоставляет

звучание

разных

музыкальных

инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра

на

музыкальных

инструментах

развивает

мелкую

мускулатуру,

моторику

пальцев рук.

Таким образом, музыкальные занятия содействуют воспитанию многих

положительных

качеств

личности

ребенка.

Объединяют

детей

общими

эстетическими

переживаниями,

совместными

действиями,

учат

культуре

поведения,

проявлению

умственных

усилий,

творчества,

инициативы.

Музыкальные

занятия,

оказывая

разностороннее

влияние

на

детей,

способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

На основе полученных знаний во время музыкальных занятий, при

самостоятельной

музыкальной

деятельности

дети

становятся

более

активными и увлеченными, праздники и развлечения проходят успешно и в

непринужденной обстановке.

В заключении хотелось бы еще добавить, что важным определяющим

фактором образовательной среды является педагог. От уровня и качества его

подготовки во многом зависит успех образовательного процесса. В связи с

этим

современному

педагогу,

необходимо

понимать

язык

музыкального

искусства,

уметь

раскрыть

красоту

музыки

и

ее

своеобразие

детям,

пробуждая их самостоятельность и активность в разных видах музыкальной

деятельности.

Список литературы

1.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. –

М.: Просвещение, 1982.

2.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М.: Просвещение,

1989.

3.

Радынова О.П. Катинене А.И. Полавандишвили М.Л. Музыкальное

воспитание дошкольников. М. 1994.

4.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М. 1978.



В раздел образования