Автор: Савельева Вера Кузьминична
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Новое Якушкино
Населённый пункт: муниципального района Исаклинский Самарской области
Наименование материала: урок-конференция
Тема: "Охрана природы"
Раздел: начальное образование
Тема: Будь природе другом!
Цели урока:
1.
Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
2.
Учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления.
3.
Обучать правильному поведению и деятельности в природе.
4.
Прививать интерес, любовь к природе, желание беречь и охранять её.
Задачи урока:
формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;
расширять кругозор детей о природе;
развивать умение работать с различными источниками информации, умение делать
выводы, способности к саморазвитию, самовыражению, ответственности, умение
работать группами;
способствовать экологически грамотному – безопасному для природы и
собственного здоровья
воспитывать нравственные и эстетические чувства, ответственность, любовь и
бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять последствия влияния человека на природу, читать и рисовать
экологические знаки, создавать экологический плакат, участвовать в презентации проекта.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь договариваться, находить общее решение, уметь
аргументировать своё мнение, убеждать и уступать; продолжать учиться сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять
учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в
сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Познавательные: получат возможность научиться самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять
из источников необходимую информацию.
Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление
учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формировать
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои
трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном
процессе.
Технология: здоровьесберегающая (физминутки, смена видов деятельности);,
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных
средств обучения), проблемное обучение (частично – поисковое), проектная технология.
Основные методы: проблемно-поисковые, методы стимулирования и мотивации учебно-
познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная,
индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебники по окружающему
миру, рабочие тетради, листы для плакатов рабочий раздаточный материал, рабочие листы,
карандаши, фломастеры.
Ход урока
I Организационный момент.
- Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем
уроке.
- Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?
-Правильно.
-Вспомним правила работы в группах.
II. Мотивирование к учебной деятельности.
Для данного урок заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся было удобно разделить на
4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это
им необходимо).
На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны…»
Учитель:
-
Сегодня наш урок пройдет в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по
охране природы» .
Каждая группа учеников – отдел по охране.
Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие : по охране зверей; по охране птиц;
по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)
Задачи урока.
-
Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили
в разделе
«Природа».
Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить
каждый закон в определенном запрещающем знаке.
Каждому надо определиться в своём отношении к природе и взаимодействии с ней.
I.
Задания каждому «Отделу».
Помните, что в данный момент вы решаете очень серьёзную проблему защиты братьев своих
меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который
укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Каждому «Отделу» учитель раздает карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение
отвечающих отводится 10-15 минут (это можно обговорить с учащимися).
Пока дети готовятся, учитель отводит каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков
запрещающих знаков.
Карточка № 1 (Отдел по охране зверей)
1.
Отгадайте загадки.
Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
2.
Расскажите об одном из этих животных по плану:
1.
Внешний вид.
2.
Место обитания.
3.
Убежище (нора, дупло, берлога и др.)
4.
Чем питается?
5.
Почему человек истребляет?
Физкультминутка
Притворяшки.
Дружно встаньте, детвора
Отдохнуть пришла пора!
Притворитесь-ка совой-
Повертите головой.
Притворитесь тучками-
Помашите ручками.
Притворитесь свинками
И потритесь спинками.
3.Прочитайте текст, ответьте на вопросы. (текст на доске)
Заяц и крот.
-Сколько лет, сколько зим! Ты ли это, брат Заяц?
-Я, Крот, я. Как видишь.
-В том-то и дело, косой, что ничегошеньки-то я не вижу. Глаза у нас,
кротов, совсем никудышние.
-А как же ты тогда меня узнал?
-По запаху узнал: мокрой шёрсткой пахнет, горькой осинкой. Вот радостная встреча!
Прямо носу своему не верю, прямо не нанюхаюсь на тебя!
Вопросы:
1.
Почему Крот ничего не видит?
2.
Что помогает ему находить пищу и определять место нахождения?
4.Составить правила защиты зверей. Нарисовать знак или знаки, запрещающие
вредить зверям.
Карточка №2 (Отдел охраны птиц)
1.Отгадайте загадки.
Летать летаю,
Птиц всех забиваю. (орёл)
Пёстрая крякуша
Ловит лягушек. (утка)
2.Расскажи об одной из этих птиц по плану:
1.Внешний вид.
2.Место обитания.
3.Есть ли у этой птицы особенности, какие?
4.Чем питается?
5.Почему истребляется человеком ?
3.Прочитайте текст, ответьте на вопросы:( текст на доске)
Воробей и Синица.
-Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь- чистишь
их, что ли?
-Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к
весне осталось всего две тысячи шестьсот.
-Четыреста перьев за зиму потеряла!
-Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки
летят! Чего жалеть? Есть чем наготу прикрыть – довольно!
Вопросы:
1.Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме?
2.Какая из этих птиц постоянно живёт около жилья человека?
4.Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак или знаки,
запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)
1.
Отгадайте загадки: Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт. (Жук)
Летит – пищит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)
2.
Расскажите об одном из животных по плану: (план на доске)
1.
Внешний вид.
2.
Место обитания.
3.
Чем интересно насекомое?
4.
Чем питается?
5.
Почему человек истребляет?
3.
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы:(на доске)
Г. Ладонщиков
Семья Муравья
Кузнечик встретился в лесу
С рабочим муравьем.
Он нес такой огромный сук,
Что не поднять вдвоем.
-
Давай попрыгаем с тобой! –
Кузнечик предложил.
-
Нет, не могу, спешу домой
-
А где твой дом, скажи?
-
Наш дом под елкой, возле пня, -
Ответил муравей.
-
А какова была семья?
-
На свете нет дружней!
-
И много вас?
-
Не сосчитать.
Наверно, тысяч двадцать пять
Работников и воинов
У нас под крышей хвойною.
Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?
4.
Составить
правила
защиты
насекомых.
Нарисовать
знак
или
знаки.
Запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1.
Отгадайте загадки:
Что летом и зимой
В рубашке одной? (Ель)
Хоть не огонь,
А жжется. (Крапива)
Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)
2.
Расскажите об одном из этих растений по плану:
1.
Внешний вид.
2.
Где растет?
3.
Чем интересно это растение?
4.
Как человек использует
3.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Н. Сладков
Дуб и ветер.
-
Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С
чего это тебя так вытянуло?
-
От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой любопытный. Помню, только
еще из желудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там за
травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там
дальше, за кустами?» Ни днем ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, что за
низенькими деревцами, что за высокими? Все тянулся да тянулся – эвон, какой
вымахал!»
Вопросы:
1.
Как вырастить дуб?
2.
Какая польза животным от дуба?
4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак или знаки, запрещающие
вредить растениям.
V Рефлексия
- Ребята, вы получили большой объем информации.
А теперь я предложу вам оценить урок и вашу работу на нем. Раскрасьте смайлика. (дети
рисуют смайлика и прикрепляют его на доску.
Итог урока.
Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведенном месте. Какое решение
вы приняли для себя по отношению к растениям и животным?
Дома: написать сочинение на тему: «Я – защитник природы»
Использованная литература.
1.
Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 2 класс: К
УМК А.А. Плешакова.– М., 2018.
2.
Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М.,
2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
3.
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка,
окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб.
заведений, слушателей ИПК. – Ростов на Дону, 2008.
4.
Плешаков, А.А Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. - М., 2018.
5.
Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных
классов. – М., 2016.
6.
Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.,
2015.
7.
Плешаков, А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга
для учащихся начальных классов. – М., 2015.