Напоминание

Создание композиций в технике холодного батика


Автор: Коржев Владимир Евгеньевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО Курская детская художественная школа
Населённый пункт: Курского муниципального района Ставропольского края
Наименование материала: План-конспект открытого урока в 3 классе по учебному предмету "Живопись" на тему: ""Батик - роспись по ткани"
Тема: Создание композиций в технике холодного батика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

Курская детская художественная школа

Курского муниципального района Ставропольского края

Дополнительная предпрофессиональная

Общеобразовательная программа «Живопись»

Открытый

урок

в

3

классе

Учебный

предмет

«

Живопись

»

Преподаватель: Коржев В.Е.

2019 г.

План - конспект

открытого урока в 3 классе по учебному предмету «Живопись» на тему:

«Батик - роспись по ткани»: Создание композиций в технике холодного

батика

преподавателя муниципального учреждения дополнительного

образования Курской детской художественной школы Курского

муниципального района Ставропольского края

Коржева Владимира Евгеньевича

Вид занятия: Изображение на ткани.

Место проведения: Учебный класс.

Количество часов: 4 часа (2 урока по 2 часа)

Цель урока: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи

«Холодный батик» и представить современные способы

росписи по ткани.

Обучающая

обучить

техническим

приемам

росписи

в

акварельной

технике,

творчески

решать

проблемы

единства

формы

и

содержания в тематической композиции.

Развивающая

развить

декоративно-прикладные

умения

и

навыки

а к в а р е л ь н о й

р о с п и с и

у

у ч а щ и хс я

в

с о з д а н и и

художественного образа.

Воспитательная

воспитывать

наблюдательность, и н т е р е с

к

изобразительному

искусству,

живописи;

прививать

уважение

к

традициям

декоративно-прикладного

творчества России и других стран

Задачи:

Ознакомить учащихся с декоративно-прикладной техникой

акварельной росписи ткани

Развить декоративно-прикладные умения и навыки в акварельной

росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной

выразительности в создании художественного образа.

Воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи,

дизайну.

Обучить техническим приемам росписи в акварельной технике.

Научить творчески решать проблемы единства формы и содержания в

тематической композиции.

Зрительный

ряд: Класс оформлен работами учащихся в разных техниках

батика. На доске выписаны необходимые слова по данной

теме, фотографии, наглядные пособия.

Методы проведения занятия:

Объяснение нового материала с показом

росписи ткани в акварельной технике. Практическая работа учащихся под

контролем преподавателя.

Оборудование: Ткань,

кнопки,

эскизы,

карандаш

ТМ,

краски

по

батику,

резервирующий

состав,

кисть

беличья

№3,

№6,

вода,

палитра, тряпочки.

План первого урока:

1.Организационный момент. Подготовка к занятию

2. Сообщение темы урока. История развития батика

3. Сообщение сведений о материалах и инструментах

для техники «Батик»

4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы

5. Знакомство с холодным батиком (акварельная техника)

и необходимыми материалам. Показ приёмов работы с батиком

6. Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета. Роль

цвета в общем замысле художественного произведения. Игра с цветом.

Цвет в декоративной композиции

7. Работа над эскизами к росписи

Ход урока:

1.

Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие.

2. Сообщение темы урока. История развития батика

Учитель: «Если

вам

надоело

рисовать

на

бумаге,

что

еще

можно

использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).

«Сегодня

я

предлагаю

Вам

заняться

творчеством,

которое

принесет

удовольствие. Роспись по ткани тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь,

тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида

росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по

душе (вопрос к учащимся).

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в

Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы

наносили

на

предметы,

в

частности

на

кору,

снятую

с

дерева,

узоры

с

помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся

места растительными красителями.

Когда

появились

ткани,

основы

этого

метода

нанесение

рисунка

расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том,

что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель,

т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На

этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления

тканей – способ «батик».

Слово "батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим

воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов

путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не

пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет

светлее другого.

Батик

был

довольно

развит

в

Египте.

В

Африке

знания

о

батике

передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий,

изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик

является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в

жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного

дизайна.

В

Китае

и

Японии

также

широко

использовался

батик

это

многоцветная

художественная

роспись

по

шёлку

(холодный

батик).

А

в

Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История,

связанная

с

искусством

батика,

очень

длинна

и

детальна,

она

передается от поколения к поколению.

В

начале

ХХ

века

в

России

изобрели

резервирующий

состав,

не

требующий

нагревания.

Это

сделало

нашу

страну

родиной

«холодного

батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста

в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы,

позволяющие создавать уникальные работы

В

«холодном»

батике

существует

несколько

основных

техник,

не

овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик

можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением

резерва и – свободная роспись.

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку

или ее деталь. Так что возможности неограниченны.

1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)

2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к

учащимся)

3.

«Что

вам

нравится

больше?

Работать

с

жанровой

композицией

или

плоскостной?» (вопрос к учащимся)

4.

Если

то

и

другое,

то

нам

предстоит

работа

в

двух

жанрах

как

с

плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы

сегодня заменим тканью.

3.

Сообщение

сведений

о

материалах

и

инструментах

для

техники

«Холодный батик»

Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра и пипетки для

смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань

и

кнопки

для

натягивания

ткани,

натуральные

кисти

разных

размеров,

карандаш ТМ (для прорисовки контура), фен, (для сушки ткани)

Ткань

надо

обязательно

выстирать

это

позволит

очистить

её

от

возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на ткани при

попадании

на

неё

капелек

воды

во

время

работы.

Кроме

того,

если

необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки

ткань дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки

ткань надо отутюжить и натянуть.

Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается

натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в

10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс

натягиванием двух других сторон тем же способом.

После

того,

как

вы

выполнили

подготовительную

работу,

можно

приступать к процессу создания вашей картины». Показ приёмов росписи

учителем.

4 .

Вводный

инструктаж

и

показ

приёмов

по

выполнению

практической работы резервом.

Учитель: «Если вы взяли для росписи тонкую, прозрачную ткань, то

рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам

рисунка на просвет.

Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно,

резерв

не

успеет

проникнуть

в

ткань

и

останется

на

поверхности.

При

росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.

Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то

увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон

ткани должны совпасть.

Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.

Если

вы

затеяли

большую

роспись,

терпеливо

проработали

все

контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,

о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите

вновь в руки резерв и исправляйте все огрехи.

Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо

видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной.

На ткань нанесём задуманные контуры специальным карандашом,

который после стирки сойдет.

Для

росписи

холодным

резервом

наиболее

удобны

непрерывные

плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный

мотив, где точность рисунка не столь важна.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент

рисунка.

Роспись

получится

более

нежной

и

мягкой

по

тону,

если

предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к

темному,

тогда

можно

будет

внести

необходимые

коррективы,

например,

очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз

краской.

Темный цвет осветлить уже никак не удастся».

5.

Знакомство

с

холодным

батиком

(акварельная

техника)

и

необходимыми материалами

Учитель: «Следующей техникой росписи является акварельная техника.

Её еще называют «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок,

выполненный не на бумаге, а на ткани быстро высыхает, деформируется и

выполнение

всегда

дает

неожиданный

результат,

что

и

притягивает

волшебством эффекта.

Давайте ознакомимся с материалами, необходимыми при применении

акварельной техники.

Роспись по ткани – одно из самых увлекательных творческих занятий.

И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами

материалов и их правильного использования. Для росписи годится любой вид

ткани.

Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются

также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим

воздухом, влагой или паром.

Рама – один из самых необходимых предметов при росписи ткани,

обеспечивающий тугое натяжение ткани.

Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их

свойств и качества зависит результат работы».

6.Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета.

Роль цвета в общем замысле художественного произведения.

Игра с цветом. Цвет в декоративной композиции

Учитель: «Рассмотрим таблицу Характеристика цвета:

Возбуждающий

Согревающий

Оживляющий

Активный

Тёплый

Бодрящий

Весёлый

Привлекательный

Радостный

Весёлый

Пламенный

Добрый

Красный

Жёлтый

Оранжевый

Спокойный

Приятный

Мирный

Серьёзный

Печальный

Спокойный

Тоскливый

Грустный

Зелёный

Синий

Фиолетовый

Я вам предлагаю по прилагательным определить цвет». (Для этого нижняя

строка с названием цвета закрыта листом картона. Учащиеся определяют

цвета).

Затем

педагог

вместе

с

учащимися

рассматривает

работы,

выставленные в кабинете. Учащиеся смело дают характеристику каждой

работе. Делают вывод, что колорит помогает передать настроение картины.

По колориту она может быть: «спокойная» или «тревожная», «радостная» или

«грустная», «тёплая» или «холодная», «светлая» или «тёмная».

Учащиеся выполняют подготовительные эскизы по выбранным темам на

листах ватмана формат А2, используя карандаш и акварель.

План второго урока

1. Практическая часть.

Последовательность выполнения работы.

Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного

строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение

2. Выводы по теме холодный батик

( акварельная техника)

3. Поведение итогов

1.

Практическая часть.

Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются между столами,

раскладывают рамы, на которых предварительно кнопками натянута ткань

формата

А2

с

нанесенным

рисунком

при

помощи

резервирующего

состава. Справа около каждого ученика приготовлены краски по батику,

кисть беличья №3, №6, вода, палитра, тряпочки.

2.

Последовательность выполнения работы.

Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного

строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение

Учитель: «Итак, на прошлом уроке вы выбрали тему своей работы. Сделали

зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.

- «А как вы переносили рисунок на ткань?

1.

Вначале нанесли рисунок на плотную бумагу простым

карандашом, затем маркером чтобы их было хорошо видно через ткань.

2. Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью

одностержневых булавок.

3. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть

неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

Для

нанесения

на

ткань

контура

рисунка

применили

специальные

резервирующие составы разных цветов».

- «На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета На

ахроматические:

чёрный,

серые

и

белый,

и

хроматические

-

все

цвета

спектра.»

- «После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.

-

«Как

вы

считаете

чем

отличаются

акварельные

краски

от

специальных красок для батика?»

(Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии

и закрепляются паром)

Затем увлажняется ткань, сверху вниз, постепенно. Следим за тем,

чтобы

ткань

была

увлажнена

равномерно.

Начинаем

накладывать

краску

сверху

вниз

с

более

светлых

тонов.

Если,

несмотря

на

все

меры

предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче,

чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным

цветом.

При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение

ткани.

- «Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?»

- «Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму».

- Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в

другие, образующих цветовые сочетания.

Для

окрашивания

ткани

мы

используем

высококонцентрированную

краску для росписи.

- «Как пишут в акварельной технике?»

-

«В

акварельной

технике

пишут

«сырым

по

с ы р ом у » .

Предлагаю

вам

увлажнить

кистью

натянутую

поверхность

ткани.

Это не значит, что поверхность ткани должна быть покрыта лужами воды.

Просто он должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все

время пока вы на нем работаете, - в противном случае краска ляжет неровно.

На

влажной

ткани

краска

растекается

равномерно.

Получается

плавный переход от одного цветового тона к другому.

Если

какой

либо

участок

на

ткани,

необходимо

высветлить,

берем

маленький

фрагмент

губки

и

высветляем

нужный

участок

круговыми

движениями.

Предлагаю

классу

выполнить

эту

часть

работы.

Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие

границ. При полном высыхании ткани делаем различные акценты».

1.Чем понравилась вам акварельная техника?

2. Где еще можно применить акварельную роспись?

9. Выводы по теме холодный батик ( акварельная техника)

Учитель: «акварельная

техника

настолько

доступна,

что

позволяет

работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое

колористическое

благородство.

Прежде

всего

поражает

бесчисленное

множество сочетании оттеночных смешений красок. И все же при таком

обилии сочетаний цвета, рисунки можно классифицировать в три основные

группы.

Это

геометрические,

растительные,

фигуративные

и

иные

изобразительные мотивы.

Роспись в акварельной технике максимально достижима и живописные

эффекты могут получиться у любого трудолюбивого и творческого человека.

Практическая

значимость

акварельной

техники

многофункциональна

(картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)».

10. Поведение итогов

По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ по 3-м

направлениям:

1.Уровень овладения приемами декоративной росписи;

2. Выразительность придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.



В раздел образования