Автор: Гайдукевич Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутской обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Раскрытие художественного содержания произведения в Ноктюрне фа минор Ф. Шопена"
Раздел: дополнительное образование
План-конспект открытого урока
«Раскрытие художественного содержания произведения
в Ноктюрне фа минор Ф. Шопена».
Гайдукевич Татьяна Михайловна.
Преподаватель фортепиано Муниципального Бюджетного Учреждения
Дополнительного Образования «Школа искусств №1»
г. Усть-Илимска Иркутской области.
Предмет: фортепиано.
Обучающаяся: Злыгостева Мария, обучающаяся 6 класса фортепианного
отделения.
Цель урока:
Раскрыть
и
выразить
в
исполнении
образное
содержание
музыкального
произведения.
Задачи урока.
образовательные:
-
формировать
умение
выполнять
анализ
и
синтез
музыкального
произведения;
- работать над выразительностью музыкального языка, используя средства
выразительности музыки;
- формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования
образных впечатлений;
- работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации;
- расширить музыкальный кругозор обучающегося;
развивающие:
- развивать образное мышление;
- развивать игровые приёмы и навыки;
- развивать инициативу в творчестве;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету и инструменту;
- воспитывать понимание и уважение к музыке различных жанров, стилей и
эпох;
- воспитывать ответственность за результаты своего труда;
- воспитывать контроль за своими действиями;
- воспитывать культуру поведения за инструментом.
Тип занятия: комбинированный.
Форма урока: индивидуальное практическое занятие.
Оборудование: инструмент фортепиано, подставка на стул, стулья по числу
присутствующих в классе, ноутбук.
Ноты
музыкальных
произведений: Фридерик
Шопен
«Ноктюрн»
фа
минор.
Ожидаемый
результат: обучающийся на практике посредством детальной
работы
научится
работать
над
раскрытием
художественного
содержания
произведения.
Приёмы и методы работы на уроке.
- словесный (беседа, объяснение);
- практический;
- метод анализа и синтеза;
- творческий;
Реализуемые технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- творческой деятельности;
- здоровьесберегающие;
Межпредметные связи: теория музыки, сольфеджио, гармония,
музыкальная литература.
План урока.
1.
Организационный момент.
Сообщение
темы
урока,
постановка
цели
и
учебных
задач,
вступительное слово, характеристика обучающегося.
2.
Основная часть урока.
Подготовительный этап.
Обозначение терминов «художественный образ», «ноктюрн»,
«мелодия», «кульминация», «средства выразительности музыки»,
«романтизм».
Основной этап.
Исполнение пьесы.
План работы:
а) выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы,
характер тематических построений, их выразительное значение; то есть
анализ композиционного строения, формы произведения в сочетании с
выявлением ее художественных функций;
б) проследить динамику развития в произведении художественно-
содержательных эмоций: определить линии подъема и спада напряженности,
кульминационные точки, моменты смены настроения; проследить
трансформацию музыкально - эстетического чувства на протяжении всего
произведения;
в) проанализировать используемые в произведении средства музыкальной
выразительности - гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии, фактуру
изложения, исполнительские штрихи и т.д. - с точки зрения их эмоционально-
смыслового значения, выполняемых ими художественно- выразительных
функций;
г) детальная работа над художественным образом каждой темы Ноктюрна
при помощи средств выразительности музыки (динамика, лад, штрихи,
ритмические особенности, агогика и пр.)
3. Контрольный этап.
Исполнение произведения целиком с применением приёмов и навыков,
необходимых для раскрытия художественного содержания.
4. Заключительная часть.
- оценка;
- домашнее задание (применить полученные в ходе урока знания,
умения и навыки в практической самостоятельной работе над
музыкальным материалом в произведении Ф. Бургмюллера «Шторм»,
раскрывая художественный образ произведения при помощи средств
выразительности музыки);
- музыкальная творческая викторина (из ряда предложенных и
прослушанных произведений определить «Ноктюрны» Ф. Шопена,
опираясь на полученные знания о стилистических особенностях
творчества композитора; произведения для прослушивания могут быть
следующими: И. С. Бах «Трёхголосная инвенция» ля минор, Ф. Шопен
«Ноктюрн» си бемоль минор, Э. Григ «Ноктюрн» до мажор, В. А.
Моцарт «Фантазия» ре минор, Ф. Шопен «Ноктюрн» до-диез минор, Ф.
Мендельсон «Песня венецианского гондольера» фа-диез минор, А.
Гречанинов «Прелюдия» си-бемоль минор», Ф. Шопен «Ноктюрн» до
минор).
- подведение итогов.
Приложение (материал к уроку).
Что
такое
«художественный
образ»?
Что
мы
подразумеваем
под
этим
понятием?
Музыка, как живое искусство, не может существовать вне образов. Она
рождается
и
живет
в
результате
единения
всех
видов
деятельности.
В
сознании
композитора
под
воздействием
музыкальных
впечатлений
и
творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем
воплощается
в
музыкальном
произведении. Другими
словами,
художественный образ – это мысли автора, его чувства, его отношение к
произведению. Суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в
том,
чтобы
творчески
«прочесть»
произведение,
раскрыть
в
своем
исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено
в него автором.
Раскрытие художественного содержания произведения — это совокупное,
согласованное использование и применение средств выразительности музыки
и всех элементов музыкальной речи: ее интонационно-мелодического строя,
т.е. мелодии, гармонии, выразительных особенностей метра, ритма, темпа,
лада, динамических оттенков, а также внутреннего строения, т. е. композиции
каждого музыкального произведения и его формы.
Впервые мы обратились с Машей к творчеству Ф. Шопена в прошлом
учебном году. Мы работали над Прелюдией ми минор. Характер музыки, её
настроение, фактура изложения оказались близки Машиному восприятию,
нашли отклик в её душе и в этом году мы решили углубиться в творчество
этого композитора и взяли в работу Ноктюрн фа минор.
В процессе изучения Маша узнала много нового и интересного о биографии,
творчестве и стилистических особенностях музыки Шопена.
Что тебе особенно запомнилось, Маша?
Ф. Шопен - польский композитор и пианист. Родился в 1810 г., умер в 1849
г. (39 лет). В зрелые годы (с 1831 г.) жил и работал во Франции. Один из
ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма,
основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал
значительное влияние на мировую музыку.
С детских лет Шопен проявлял необыкновенные музыкальные способности.
Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он
поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой
фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его
восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и
необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы
подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
Интеллигентность и чуткость родителей объединяли всех членов семьи
любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме
Фридерика в семействе Шопенов было три сестры. Отец был учителем
французского, немецкого языков и литературы. Мать композитора имела
хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно
музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями,
привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.
С 19 лет Шопен начал свою артистическую деятельность. Он стал выступать,
исполняя свои произведения. Успех был полный. Слава Шопена росла
чрезвычайно быстро, он приобрёл множество преданных поклонников, как в
артистических кругах, так и в обществе.
Шопен поддерживал знакомство с
крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых
были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман. Со временем он начал
вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию
фортепианной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих
великих артистов, которые посвятили этому много времени
.
Шопен - автор многочисленных произведений для фортепиано. По-
новому истолковал многие жанры: возродил на романтической
основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и
драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в
самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и
фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим
богатством и фантазией.
Среди сочинений Шопена:
2 концерта (1829, 1830),
3 сонаты (1828—1844),
фантазия (1842),
4 баллады (1835—1842),
4 скерцо (1832—1842),
экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и
другие произведения для фортепиано; а также песни.
В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с
изяществом, техническим совершенством.
К какому художественному направлению относится творчество Ф.
Шопена?
Романтизм. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных
средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Для
романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной
действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она
пронизана духом мещанства и достойна только отрицания. Мечта — это
нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь
сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий
пласт души, чем разум. Не случайно идеальным видом искусства была
объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает
движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в
системе искусств. В качестве основной проблемы романтической музыки
выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её
конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема
одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом
искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек
одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью.
Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков.
Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок
автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Чуть
позже господствующее положение приобретает лирика, в которой
преобладают образы любви. С темой «лирической исповеди» очень часто
переплетается тема природы.
Ноктюрн — это характерный жанр романтической музыки. Он является
разновидностью лирической миниатюры и отличается своей оригинальной
тематикой.
Само
слово
«ноктюрн»
означает
«ночной».
Печальная
поэзия
сумеречного света, призрачное сияние луны или же разбушевавшаяся во
мраке
ночная
гроза,
преображались
в
окутанные
таинственной
дымкой
видения,
неотделимые
от
личного
чувства,
от
охватившего
художника
настроения.
Образы
ночи
в
разных
аспектах
—
изобразительных
и
выразительных, описательных и психологических были частым явлением в
поэзии, живописи и музыке XIX века.
Впервые слово «ноктюрн», как название для небольшого фортепианного
произведения мечтательного лирического характера использовал итальянец
Феличе Бланджини. Для Шопена же источником вдохновения послужили
сочинения
ирландского
композитора Джона Фильда, которого он называл
«отцом
всех
современных
ноктюрнов».
Именно
Джон Фильд
считается
создателем жанра фортепианного ноктюрна. Он наметил основные контуры
этой
романтической
лирической
миниатюры. У
него
ноктюрн
-
это инструментальная
пьеса
мечтательного
характера
с
типичной
фактурой, передающей
ощущение
широкого
пространства.
Приглушенная
динамика,
служащая
непременным
условием
звучания
этой
фактуры
в
изложении
главных
тем,
вызывает
ассоциации
с
настороженной
ночной
тишиной, когда каждый звук чутко улавливается и действует с неотразимой
силой.
Другие
черты
его
ноктюрнов
–
это
небольшие
размеры,
один
музыкальный образ (часто простая 3-х частная форма с развивающейся
серединой).
Большую и долгую жизнь этому новому жанру принес гений Шопена (22
ноктюрна). Он преобразил скромный по замыслу и пианизму фильдовский
ноктюрн, вложив в свои произведения огромную силу лирического чувства,
трагического
пафоса
или
нежную
элегичность
и
меланхолию.
Обогащая
внутреннее содержание музыкальных образов, драматизируя форму, Шопен
не преступает границ, естественных для малых форм камерной музыки.
Одухотворенный
лиризм
Шопена
находит
в
ноктюрнах
свои
специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью он
рассыпает
в
них
свои
прекрасные
мелодии.
Предельно
выразительные,
непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой
человеческий
голос.
В
ноктюрнах
наиболее
явны
песенные,
вокальные
истоки шопеновской мелодики. Здесь проявляется его особая склонность к
орнаментальности мелодического рисунка. Тонко выписанная, филигранно
отделанная
мелизматика
непрестанно
варьирует,
обновляет
звучание
мелодии.
Характерно
соотношение
лирической
мелодии
и
сопровождения.
Часто
сопровождение
представляет
собой
гармоническую
фигурацию,
которая
охватывает
широкий
диапазон;
ее
аккордовые
тоны
расположены
по
широким интервалам. В результате создается иллюзия долгого педального
звучания, глубокого «дышащего» фона, словно обволакивающего парящую
мелодию.
Ноктюрны у Шопена отличаются от фильдовских глубоким содержанием,
творческой
фантазией,
интонационной
выразительностью
мелодики.
Интенсивность
мелодического
развития
доводит
элегические
мелодии
до
высокой степени напряженности и драматизма.
Сложная трехчастная форма особенно часто встречается в ноктюрнах.
Возвращение
к
исходному
образу
вызывает
пластичную
завершенность,
симметричность построения.
Ноктюрн фа минор имеет сложную 3х-частную форму, размер 4/4, темп
Andante.
Приступая к работе над художественным образом, мы выявили структуру
содержания
произведения,
ее
основные
разделы,
характер
тематических
построений,
их
выразительное
значение.
В
Ноктюрне
четыре
темы,
абсолютно разные по настроению и характеру.
Основная тема ноктюрна с её многочисленными пунктирами и чеканной
четырехдольностью содержит черты траурного марша. Словно в ночной
тишине звучат шаги человека, погруженного в скорбное раздумье.
Здесь у нас период – 16 тактов, состоящий из 2х предложений повторного
строения по 8 тактов, каждое содержит в себе по 2 фразы. Каждая фраза
состоит из короткого 2х-тактового нисходящего, как-бы никнущего мотива,
начинающегося каждый раз из-за такта. В этом периоде мотив звучит в
неизменном виде целых 6 раз. Словно какая-то скорбная мысль не даёт покоя
нашему герою. Это могут быть мысли и чувства самого Шопена, который
через всю свою жизнь пронёс тоску по Родине, не имея возможности жить в
родной стране, где остались его близкие. Исполнять один и тот же
повторяющийся мотив однообразно и одинаково не стоит. Это будет
слушаться невыразительно и скучно. Ведь мелодия – это главная основа всей
музыки и исполнять её следует предельно выразительно!
/Работа над динамическим планом мелодии./
Аккомпанемент – гармоническая поддержка мелодии. Играть его следует по
басу, опираясь, углубляя его.
Во второй теме (со второй половины 16 такта) мелодия устремляется вверх,
становится более вдохновлённой и просветлённой, словно в памяти человека
возник светлый образ, слышны настойчивые страстные вопросы и как ответы
на них – вновь те же никнущие 4-х звучные мотивы из первой темы,
видимо, имеющие значение трагической предрешенности, невозможности
что-либо изменить. Мелодия основной темы становится более решительной,
звучит «в полный голос» на фортэ, подводит нас к третьей теме.
В Третьей теме (с такта 48, piu mosso) меняется темп, динамика. Она имеет 2
элемента. Первый, триольный, налетает как мощный и стремительный порыв
ветра, ему отвечает второй элемент – полнозвучные, мощные аккорды хорала,
звучащие в ритме похоронного марша (пунктир и форшлаги). Словно это
ветер, гуляющий между могилами. Слышна душевная боль героя.
Четвертая тема (со второй половины такта 56) начинается с щемящей
интонации тритона, в ней слышится большое душевное волнение, метание,
призывы (восходящие квартовые интонации) одновременно с никнущими 4-х
звучными мотивами основной темы, которые имеют все то же значение -
невозможность что-либо изменить. Волнение достигает кульминации в такте
65, на гармонии квартсекстаккорда второй низкой ступени, в такте 69 -
остановка на диссонансе со звучностью доминантсептаккорда, за которой
следует нисходящий пассаж из шестнадцатых, как бы теряющий жизненную
энергию. Синкопы в тактах 71-72 напоминают быстрое затрудненное
дыхание или взволнованно и прерывисто бьющееся сердце.
В такте 73 возвращается Первая тема ноктюрна. Со второй фразы в
мелодии появляются триоли. Новый музыкальный материал словно стирает
из памяти все пережитое. Возможно в жизни происходят какие-то новые
события. Напряжённые, неустойчивые гармонии тактов 85,86,87,88, наконец,
разрешаются в светлый Фа-мажорный аккорд, на гармонии которого
построена довольно продолжительная кода. Таким образом, ноктюрн
заканчивается просветленной кодой. Значение ее, видимо, таково: не все
еще потеряно, все еще может быть хорошо, жизнь продолжается дальше.
Работа над созданием художественного образа – достаточно сложный и
длительный процесс. Рождение художественного образа произведения – это
раскрытие его характерных особенностей, его «лица».
Каждый
исполнитель,
раскрывая
авторскую
концепцию
сочинения,
неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся
как его личными качествами, действующими в данное время эстетическими
взглядами,
так
и
уровнем
исполнительского
мастерства.
Таким
образом,
всякое
исполнение
произведения
является
его
истолкованием,
индивидуальной интерпретацией каждого исполнителя.
Список литературы.
А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
Е. Тимакин «Воспитание пианиста».