Автор: Буслаева Анастасия Юрьевна
Должность: матистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИОННО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
В
ПРОЕКТНОМ
УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ
ФОРМИРОВАНИЯ
БЛАГОПРИЯТНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА
КОЛЛЕКТИВА
Основными организационно-педагогическими условиями эффективной
проектной
деятельности
в
системе
дошкольного
образован и я,
обеспечивающими ее логическое и системное развитие является координация
и
управление
всеми
изменениями,
которые
чаще
всего
осуществляются
единичными
проектами
в
компонентах
системы
образовательной
организации.
В
связи
с
этим
возникает потребность
в
грамотных,
с
профессиональной точки зрения руководителях и специалистах, готовых не
только
качественно,
но
и
творчески
выполнять
свои
профессиональные
обязанности.
Поэтому
необходимо
уделить
достаточное
внимание
благоприятному
психологическому
климату
в
коллективе,
что
будет
способствовать успешной реализации проектного управления в дошкольной
образовательной организации.
До периода ввода нововведений и изменений в работу дошкольной
образовательной
организации
руководитель
и
коллектив
исполнителей
проекта должны определить и четко понимать, что следует изменить и что
будет
изменено
в
существующей
системе
работы
конкретной
образовательной организации.
Именно
выявление
и
обоснование
актуальной
потребности
в
изменениях
является
необходимым
условием
осуществления
любых
преобразований [1, с. 244 - 245.].
Если руководителем дошкольной организации выявлена и определена
актуальная потребность в изменениях, но имеются сомнения в том, что и как
необходимо
сделать,
чтобы
осуществить
обозначенные
изменения,
то
возникает проблема, которая понимается как некая ситуация имеющегося
несоответствия между тем что есть в наличии и тем что необходимо иметь
(или чего необходимо достичь), но тогда когда неизвестен или не определен
способ устранения несоответствия. Проблемы могут возникать и развиваться
в двух основных направлениях:
- первое направление - это когда действительность (то, «что есть»)
претерпевает
изменения
и
уже
не
соответствует
установленным
ранее
требованиям в работе педагогического коллектива;
-
второе
направление
-
это
когда
к
работе
и
деятельности
педагогического коллектива изменяются требования (то «что требуется», «что
должно
быть»),
т.е.
те
параметры,
которые
ранее
удовлетворяли
педагогический
коллектив
и
руководителя
перестают
соответствовать
и
снижают эффективность работы.
Первое
направление,
определяющее
возникновение
проблем
преобладает в дошкольных образовательных организациях, которые работают
в режиме функционирования, а вот второй путь возникновения проблем
характерен для развивающихся дошкольных образовательных организаций.
Необходимым
организационно-педагогическим
условием
реализации
проектного подхода в управлении дошкольной образовательной организации
при
выстраивании
работы
по
его
развитию,
является
сбор
и
наличие
исчерпывающей
информации
о
том,
как
должна
эффе кт и в н о
функционировать дошкольная образовательная организация. И в качестве
такой информации может выступать:
-
информация
о
содержании
образования
по
каждому
сотруднику
дошкольной образовательной организации (воспитателю, специалисту);
-
информация
о
качественных
показателях
усвоения
детьми
программы: имеется ли возможность оперативно получить информацию о
проведении
различного
вида
занятий
в дошкольной
образовательной
организации,
какие
системы
контроля
за
деятельностью
руководителей
образовательной организации по данному вопросу существуют, насколько вся
система
функционирующая
в дошкольной
образовательной
организации
эффективна;
-
отслеживание
руководителем
(и
его
заместителями)
качества
воспитания
и
обучения
воспитанников дошкольной
образовательной
организации
и
при
необходимости
оперативное
предоставление
такой
информации родителям или законным представителям ребенка;
- четкое понимание руководителем (и его заместителями) доступности
воспитательно-образовательного
процесса,
которая
обеспечивается
и
определяется путем соотношения количества детей в группах дошкольной
образовательной организации;
- информация об уровне профессиональных умений и компетентности
всех педагогов (воспитателей) дошкольной образовательной организации;
-
информация
о
проблемных
детях
и
с е м ь я х дошкольной
образовательной
организации,
о
причинах
и
основных
направлениях
деятельности
руководителя
и
специалистов дошкольной
образовательной
организации по преодолению имеющихся проблем и затруднений [2, с. 90 -
91].
Кроме
того
условием
реализации
эффективного
управления
в
дошкольной
образовательной
организации
является
четкое
отслеживание
реализуемых
программ
и
приведение
их
в
соответствие
со
стандартом
дошкольного
образования,
осуществление
контроля
за
рациональностью
использования
учебного
времени
детей,
не
допущение
перегрузки
и
переутомления детей из-за внедрения новых программ в воспитатательно-
образовательный процесс.
Важным
условием
является
создание
руководителем
дошкольной
образовательной организация информационных условий для формирования
целостного
представления
о
реализации
проектного
управления,
о
качественных
и
количественных
изменениях
в
работе
педагогического
коллектива.
Важнейшей во всей системе управленческих решений можно считать
функцию мониторинга, которая помогает руководителю при правильном ее
использовании
не
только
повысить
эффективность
развития
и
работы
дошкольной
образовательной
организации,
но
и
может
способствовать
формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Таким образом, система мониторинга может рассматриваться не только
как
способ
управления
образовательной
организацией,
но
и
как
способ
формирования
благоприятного
психологического
климата
коллектива,
а
значит должна быть:
-
целостной
системой,
т.е.
охватывать
все
основные
стороны
деятельности дошкольной образовательной организации;
- открытой системой, которая должна быть доступной для изучения
широкому кругу общественности (для этого данные результатов мониторинга
регулярно
должны
размещаться
на
официальном
сайте
дошкольной
образовательной организации);
-
научно
обоснованной
системой,
обеспечивающей
применение
в
работе педагогического коллектива последних достижений науки и передовой
педагогической практики в системе дошкольного образования;
-
системой,
которая
должна
быть
обеспечена
руководителем
дошкольной образовательной организации и его заместителями высокими
информационными технологиями для психологически комфортной работы и
реализации проектной деятельности.
Другим важнейшим условием эффективности реализации проектного
подхода в управлении дошкольной образовательной организацией в целом, а
также его необходимой составляющей является процесс распространения
опыта реализуемого образовательного проекта, который направлен на то,
чтобы донести идеи, методы их реализации, а также продукты и результаты
деятельности
до
субъектов,
стремящихся
использовать
эти
результаты
в
практике своей инновационной работы [3, с. 88-89].
Для
этого
в
системе
управления
дошкольной
образовательной
организацией
должна
быть
предусмотрена
система
диссеминации
опыта
проектной деятельности.
Количество пользователей диссеминационных сетей при реализации
проектного подхода в управлении дошкольной образовательной организацией
определяется многими факторами, среди которых значительную роль играют
возможности
материально-технической
базы
дошкольной
образовательной
организации.
Анализируя системный подход в проектном управлении дошкольной
образовательной
организацией
в
аспекте
формирования
благоприятного
психологического климата коллектива важно отметить, что весь ход развития
педагогической науки показывает, что давно назрела необходимость не только
применения различных эффективных систем и технологий управления, но и
такая организация управления, которая поможет не просто добиться высоких
результатов
в
педагогическом
процессе,
но
и
будет
способствовать
формированию
благоприятного
психологиче ского
климат а
в
профессиональном коллективе педагогов.
Интересным, с этой точки зрения, является исследование В.А. Якунина,
в
котором
автор
рассматривает
формирование
благоприятного
психологического климата в коллективе и описывает его как определенное
условие
реализации
проектного
управления
образовательными
организациями.
По
мнению
ученого
важнейшим
условием
реализации
проектной
деятельности
является
не
только
развитие
коллектива,
его
устойчивости,
жизнеспособности,
но
и
создание
условий
для
активной
деятельности
участников
педагогического
процесса
посредством
формирования
и
поддержания
благоприятного
психологического
климата
в
коллективе
педагогов.
Формирование
благоприятного
психологического
климата
в
профессиональном педагогическом коллективе оказывает значимое влияние
на
успехи
и
неуспехи
каждого
сотрудника
коллектива
(педагога),
и
несомненно, влияет на актуальную обстановку и будущие профессиональные
взгляды
и
деятельность
не
только
педагогов,
но
и
обучающихся
(воспитанников) [4, с. 35 - 36].
Проблема
формирования
и
поддержания
бл а го п р и я т н о го
психологического
климата
актуальна
для
любого
профессионального
коллектива
и
любого
руководителя,
координирующего
этот
вид
управленческой деятельности и одна из основополагающих задач в работе
администрации
(заместителей
директора
или
заведующего).
Если
не
урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом
решаются
все
остальные
вопросы
и
эффективность
деятельности
сотрудников
(в
нашем
случае
педагогов
дошкольной
образовательной
организации) значительно снижается.
Список литературы
1.
Сладкова Н.М. Система управления образовательными проектами в
регионе. - М., 2009.
2.
Бакулина
Ф.Б.
Педагогические
основы
поддержки
управленческой
деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений
по мотивации трудового поведения педагогов. - М., 2010.
3.
Садникова Ю.Л. Современный образовательный процесс: содержание,
технологии и организационные формы. - Ростов н/Д, 1996.
4.
Сладкова Н.М. Система управления образовательными проектами в
регионе. - М., 2009.