Напоминание

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА


Автор: Буслаева Анастасия Юрьевна
Должность: матистрант
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИОННО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

В

ПРОЕКТНОМ

УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В АСПЕКТЕ

ФОРМИРОВАНИЯ

БЛАГОПРИЯТНОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КЛИМАТА

КОЛЛЕКТИВА

Основными организационно-педагогическими условиями эффективной

проектной

деятельности

в

системе

дошкольного

образован и я,

обеспечивающими ее логическое и системное развитие является координация

и

управление

всеми

изменениями,

которые

чаще

всего

осуществляются

единичными

проектами

в

компонентах

системы

образовательной

организации.

В

связи

с

этим

возникает потребность

в

грамотных,

с

профессиональной точки зрения руководителях и специалистах, готовых не

только

качественно,

но

и

творчески

выполнять

свои

профессиональные

обязанности.

Поэтому

необходимо

уделить

достаточное

внимание

благоприятному

психологическому

климату

в

коллективе,

что

будет

способствовать успешной реализации проектного управления в дошкольной

образовательной организации.

До периода ввода нововведений и изменений в работу дошкольной

образовательной

организации

руководитель

и

коллектив

исполнителей

проекта должны определить и четко понимать, что следует изменить и что

будет

изменено

в

существующей

системе

работы

конкретной

образовательной организации.

Именно

выявление

и

обоснование

актуальной

потребности

в

изменениях

является

необходимым

условием

осуществления

любых

преобразований [1, с. 244 - 245.].

Если руководителем дошкольной организации выявлена и определена

актуальная потребность в изменениях, но имеются сомнения в том, что и как

необходимо

сделать,

чтобы

осуществить

обозначенные

изменения,

то

возникает проблема, которая понимается как некая ситуация имеющегося

несоответствия между тем что есть в наличии и тем что необходимо иметь

(или чего необходимо достичь), но тогда когда неизвестен или не определен

способ устранения несоответствия. Проблемы могут возникать и развиваться

в двух основных направлениях:

- первое направление - это когда действительность (то, «что есть»)

претерпевает

изменения

и

уже

не

соответствует

установленным

ранее

требованиям в работе педагогического коллектива;

-

второе

направление

-

это

когда

к

работе

и

деятельности

педагогического коллектива изменяются требования (то «что требуется», «что

должно

быть»),

т.е.

те

параметры,

которые

ранее

удовлетворяли

педагогический

коллектив

и

руководителя

перестают

соответствовать

и

снижают эффективность работы.

Первое

направление,

определяющее

возникновение

проблем

преобладает в дошкольных образовательных организациях, которые работают

в режиме функционирования, а вот второй путь возникновения проблем

характерен для развивающихся дошкольных образовательных организаций.

Необходимым

организационно-педагогическим

условием

реализации

проектного подхода в управлении дошкольной образовательной организации

при

выстраивании

работы

по

его

развитию,

является

сбор

и

наличие

исчерпывающей

информации

о

том,

как

должна

эффе кт и в н о

функционировать дошкольная образовательная организация. И в качестве

такой информации может выступать:

-

информация

о

содержании

образования

по

каждому

сотруднику

дошкольной образовательной организации (воспитателю, специалисту);

-

информация

о

качественных

показателях

усвоения

детьми

программы: имеется ли возможность оперативно получить информацию о

проведении

различного

вида

занятий

в дошкольной

образовательной

организации,

какие

системы

контроля

за

деятельностью

руководителей

образовательной организации по данному вопросу существуют, насколько вся

система

функционирующая

в дошкольной

образовательной

организации

эффективна;

-

отслеживание

руководителем

его

заместителями)

качества

воспитания

и

обучения

воспитанников дошкольной

образовательной

организации

и

при

необходимости

оперативное

предоставление

такой

информации родителям или законным представителям ребенка;

- четкое понимание руководителем (и его заместителями) доступности

воспитательно-образовательного

процесса,

которая

обеспечивается

и

определяется путем соотношения количества детей в группах дошкольной

образовательной организации;

- информация об уровне профессиональных умений и компетентности

всех педагогов (воспитателей) дошкольной образовательной организации;

-

информация

о

проблемных

детях

и

с е м ь я х дошкольной

образовательной

организации,

о

причинах

и

основных

направлениях

деятельности

руководителя

и

специалистов дошкольной

образовательной

организации по преодолению имеющихся проблем и затруднений [2, с. 90 -

91].

Кроме

того

условием

реализации

эффективного

управления

в

дошкольной

образовательной

организации

является

четкое

отслеживание

реализуемых

программ

и

приведение

их

в

соответствие

со

стандартом

дошкольного

образования,

осуществление

контроля

за

рациональностью

использования

учебного

времени

детей,

не

допущение

перегрузки

и

переутомления детей из-за внедрения новых программ в воспитатательно-

образовательный процесс.

Важным

условием

является

создание

руководителем

дошкольной

образовательной организация информационных условий для формирования

целостного

представления

о

реализации

проектного

управления,

о

качественных

и

количественных

изменениях

в

работе

педагогического

коллектива.

Важнейшей во всей системе управленческих решений можно считать

функцию мониторинга, которая помогает руководителю при правильном ее

использовании

не

только

повысить

эффективность

развития

и

работы

дошкольной

образовательной

организации,

но

и

может

способствовать

формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Таким образом, система мониторинга может рассматриваться не только

как

способ

управления

образовательной

организацией,

но

и

как

способ

формирования

благоприятного

психологического

климата

коллектива,

а

значит должна быть:

-

целостной

системой,

т.е.

охватывать

все

основные

стороны

деятельности дошкольной образовательной организации;

- открытой системой, которая должна быть доступной для изучения

широкому кругу общественности (для этого данные результатов мониторинга

регулярно

должны

размещаться

на

официальном

сайте

дошкольной

образовательной организации);

-

научно

обоснованной

системой,

обеспечивающей

применение

в

работе педагогического коллектива последних достижений науки и передовой

педагогической практики в системе дошкольного образования;

-

системой,

которая

должна

быть

обеспечена

руководителем

дошкольной образовательной организации и его заместителями высокими

информационными технологиями для психологически комфортной работы и

реализации проектной деятельности.

Другим важнейшим условием эффективности реализации проектного

подхода в управлении дошкольной образовательной организацией в целом, а

также его необходимой составляющей является процесс распространения

опыта реализуемого образовательного проекта, который направлен на то,

чтобы донести идеи, методы их реализации, а также продукты и результаты

деятельности

до

субъектов,

стремящихся

использовать

эти

результаты

в

практике своей инновационной работы [3, с. 88-89].

Для

этого

в

системе

управления

дошкольной

образовательной

организацией

должна

быть

предусмотрена

система

диссеминации

опыта

проектной деятельности.

Количество пользователей диссеминационных сетей при реализации

проектного подхода в управлении дошкольной образовательной организацией

определяется многими факторами, среди которых значительную роль играют

возможности

материально-технической

базы

дошкольной

образовательной

организации.

Анализируя системный подход в проектном управлении дошкольной

образовательной

организацией

в

аспекте

формирования

благоприятного

психологического климата коллектива важно отметить, что весь ход развития

педагогической науки показывает, что давно назрела необходимость не только

применения различных эффективных систем и технологий управления, но и

такая организация управления, которая поможет не просто добиться высоких

результатов

в

педагогическом

процессе,

но

и

будет

способствовать

формированию

благоприятного

психологиче ского

климат а

в

профессиональном коллективе педагогов.

Интересным, с этой точки зрения, является исследование В.А. Якунина,

в

котором

автор

рассматривает

формирование

благоприятного

психологического климата в коллективе и описывает его как определенное

условие

реализации

проектного

управления

образовательными

организациями.

По

мнению

ученого

важнейшим

условием

реализации

проектной

деятельности

является

не

только

развитие

коллектива,

его

устойчивости,

жизнеспособности,

но

и

создание

условий

для

активной

деятельности

участников

педагогического

процесса

посредством

формирования

и

поддержания

благоприятного

психологического

климата

в

коллективе

педагогов.

Формирование

благоприятного

психологического

климата

в

профессиональном педагогическом коллективе оказывает значимое влияние

на

успехи

и

неуспехи

каждого

сотрудника

коллектива

(педагога),

и

несомненно, влияет на актуальную обстановку и будущие профессиональные

взгляды

и

деятельность

не

только

педагогов,

но

и

обучающихся

(воспитанников) [4, с. 35 - 36].

Проблема

формирования

и

поддержания

бл а го п р и я т н о го

психологического

климата

актуальна

для

любого

профессионального

коллектива

и

любого

руководителя,

координирующего

этот

вид

управленческой деятельности и одна из основополагающих задач в работе

администрации

(заместителей

директора

или

заведующего).

Если

не

урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом

решаются

все

остальные

вопросы

и

эффективность

деятельности

сотрудников

нашем

случае

педагогов

дошкольной

образовательной

организации) значительно снижается.

Список литературы

1.

Сладкова Н.М. Система управления образовательными проектами в

регионе. - М., 2009.

2.

Бакулина

Ф.Б.

Педагогические

основы

поддержки

управленческой

деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений

по мотивации трудового поведения педагогов. - М., 2010.

3.

Садникова Ю.Л. Современный образовательный процесс: содержание,

технологии и организационные формы. - Ростов н/Д, 1996.

4.

Сладкова Н.М. Система управления образовательными проектами в

регионе. - М., 2009.



В раздел образования