Напоминание

«Формирование у детей начал экологической культуры»


Автор: Винокурова Марфа Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС общеразвивающего вида №3 "Сказка"
Населённый пункт: РС(Я) Оймяконский район п.Усть-Нера
Наименование материала: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Тема: «Формирование у детей начал экологической культуры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №3

«Сказка»

Презентация

на тему:

«Формирование у детей начал экологической

культуры»

Воспитатель:

Винокурова Марфа Дмитриевна

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами

населения Земли.

Они непосредственно связаны с процессом образования населения – его

недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к

природе. Ведь еще Л.А. Сенека предупреждал: «Природа обыскивает нас при выходе,

как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес». Обретение экологической

культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества

выход из сложившейся ситуации. На современном этапе развития общества

возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в

свою очередь предполагает повышения уровня экологической культуры детей уже с

дошкольного возраста.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей имеет важное социальное

значение, для всего общества: своевременно закладываются основы экологической

культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается

значительная часть взрослого населения страны- что безусловно имеет значение для

всеобщей экологизации сознания и мышления.

У каждого ребенка существует тяга к восприятию новой информации. Даже

любопытство тоже основано на стремлении познать. Следовательно передача

экологических знаний- это начальный этап в процедуре выработки правильного

отношения к окружающему миру. И их трансформация осуществляется в результате

использования личностно-ориентированных методов работы с детьми.

Цель моей работы-

--Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней,

ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью

окружающих.

- Формирование у детей начал экологической культуры:

правильного отношения ребенка к природе, его окружающей

действительности

к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного

происхождения, которыми они пользуются.

-

Формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением,

способного осознавать последствия своих действий по отношению к

окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

-Рассмотреть процесс экологического воспитания детей

дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Задачами, которые я решаю в своей работе,

являются:

-

Формирование у детей элементарной системы знаний о природе;

-

Формирование у детей трудовых навыков и умений о природе;

-

Формирование любви к природе;

-Знакомство детей с содержательно-упорядоченными

представлениями об окружающем мире;

-упорядочивание накопленных и полученных представлений о мире;

-формирование позитивного отношения к миру, включающего

бережное, созидательное и познавательное отношения;

-развитие, поддержка и поощрение активности, инициативности и

самостоятельности в поисковой деятельности;

-содействие накоплению и обогащению эмоционально чувственного

опыта.

.

Актуальность

Проявлением патриотизма является любовь к природе своей малой

родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному

миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего

экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью

такого образования является формирование у человека нового

экологического мышления, способности осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с

природой.

Природа один из важнейших факторов народной педагогики. Она не

только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе

знакомства с природой своего края, у ребенка воспитывается любовь к

каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению

природоохранных задач.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая

сформировать у ребенка культуру природолюбия, любовь к природе

родного края, а значит, любовь к государству.

.

В моей работе по экологическому воспитанию дошкольников

содержание экологических знаний охватывает следующий круг

вопросов:

1.

Связь растительных и животных организмов со средой

обитания.

2.

Многообразие живых организмов, их экологическое

единство; сообщества живых организмов.

3.

Человек как живое существо; среда его обитания,

обеспечивающая здоровье и нормальную

жизнедеятельность.

4.

Использование природных ресурсов в хозяйственной

деятельности человека, загрязнение окружающей среды,

охрана и восстановление природных богатств.

.

Основные типы экологической ООД:

1. Первично-ознакомительного типа

2. Углубленно-познавательного типа

3. Занятия обобщающего типа

4. Занятия комплексного типа

5. Занятия интегрированного типа

.

Принципы отбора содержания

экологического образования

дошкольников:

1. Научность

2. Доступность

3. Гуманистичность

4. Прогностичность

5. Деятельностность

6. Интеграция

.

.

Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных

походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до

дна,

И помни истину

простую -

Нас много, а она одна.

Формы и методы работы с родителями:

1.

Консультации и сообщения экологической направленности для

родительского уголка;

2.

Беседы с родителями о важности данной проблемы;

3.

Привлечение родителей к пополнению уголка природы;

4.

Участие родителей в субботниках;

5.

Участие родителей в различных конкурсах на экологические

темы;

6.

Анкетирование родителей с целью выявления их

экологической компетентности.

7.

Активное вовлечение в совместные с детьми– мероприятия

8.

Эксперименты: познавательного, трудового, экскурсионного

характера.

.

Формы и методы работы с детьми

разнообразны:

1.

Это цикл наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на

участке;

2.

Ведение различных календарей;

3.

Занятия, целевые прогулки, экскурсии;

4.

Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и

театрализованной деятельности и т.д.;

5. Чтение произведений, сказок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

6. Экскурсия (наблюдения за деревьями, листьями, сравнения с кустарниками

и т.д.) по территории ДОУ;

7. Применение ИКТ, просмотр диафильмов, видеофильмов и т.д.

.

Экологический проект «Эколята»

Проект «Эколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической

культуры и культуры природолюбия.

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Каждый ребенок по своей натуре- маленький исследователь. Поэтому эмблемой проекта

«Эколята»

в нашей группе стал любознательный Почемучка.

Наш девиз: «Познавай, чувствуй, твори!»

Проект выстроен по принципу познавательного развития, в нем учтены возрастные особенности,

интересы и предпочтения детей по созданию и использованию эколого-развивающей среды.

Для детей «Эколята» –это увлекательная игра в «ученых»,«исследователей»,«защитников

природы».

Цель моего проекта:

-- Создать условия обучению основам экологии, природопользования;

-

- Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения

к природе через различные виды деятельности:

1.

Познавательную;

2.

Ценностно-ориентированную;

3.

Творческую (художественно-эстетическую);

4.

Коммуникативную.

.

Ожидаемые результаты:

-

Уход за комнатными растениями;

- наблюдение за ростом лука, огурцов и укропа весной;

- поделки из природного материала;

- знакомились с животным миром и насекомыми;

- Играя в дидактические и настольные игры, расширяли и закрепляли свои

знания о растениях и животных;

- участвовали в выставке рисунков "Земля - наш общий дом«;

- провела тематические занятия "Земля - наш общий дом«, занятия были

построены на принципах развивающего обучения и направлены на

развитие личности ребенка в целом;

- были проведены беседы, наблюдения, чтения художественной

литературы;

- мы приобрели семена, землю, инвентарь и разбивали огород, дети

научились выращивать рассаду из семян;

- проводили анализ и обобщали результаты полученные в процессе

исследовательской деятельности;

- провели конкурс угадай названия овощей и фруктов;

.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась

разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские

сердца закладывается гуманное отношение к природе.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети

больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них

возникали разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я старалась

сочетать разные формы и методы экологического образования детей,

чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и

удовлетворить их любопытство. А с другой- обеспечить усвоение ими

необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче

знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и

творческой деятельности.

Для организации интересной мыслительной деятельности, мне помогли

нетрадиционные формы и методы- мультимедийные презентации, слайды,

видеоклипы, экологические сказки, наглядные иллюстрации и т.д.

.

Мы юные экологи

.

Мы юные экологи

.

Мы юные экологи

.

Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для

интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка

.

К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для

ребенка. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, опыты и эксперименты с объектами

неживой природы способствуют формированию у детей любознательности, воспитанию

эколого-целесообразного поведения, эстетического чувства и интереса к природе.

Я.А. Коменский считал природу единством макро и микромира и человек должен

научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для

всего живого.

Природа она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у

них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго

остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. У каждого ребенка

существует тяга к восприятию новой информации. Даже любопытство

Тоже основано на стремлении познать. Следовательно, передача экологических знаний—это

начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. И их

трансформация осуществляется в результате использования мною личностно—ориентированных

методов работы с детьми.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе пытливый

исследователь, открыватель мира».

УСПЕХОВ

В

РАБОТЕ

!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ

!



В раздел образования