Автор: Винокурова Марфа Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС общеразвивающего вида №3 "Сказка"
Населённый пункт: РС(Я) Оймяконский район п.Усть-Нера
Наименование материала: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Тема: «Формирование у детей начал экологической культуры»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «УНДС общеразвивающего вида №3
«Сказка»
Презентация
на тему:
«Формирование у детей начал экологической
культуры»
Воспитатель:
Винокурова Марфа Дмитриевна
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами
населения Земли.
Они непосредственно связаны с процессом образования населения – его
недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к
природе. Ведь еще Л.А. Сенека предупреждал: «Природа обыскивает нас при выходе,
как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес». Обретение экологической
культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества
выход из сложившейся ситуации. На современном этапе развития общества
возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в
свою очередь предполагает повышения уровня экологической культуры детей уже с
дошкольного возраста.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей имеет важное социальное
значение, для всего общества: своевременно закладываются основы экологической
культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается
значительная часть взрослого населения страны- что безусловно имеет значение для
всеобщей экологизации сознания и мышления.
У каждого ребенка существует тяга к восприятию новой информации. Даже
любопытство тоже основано на стремлении познать. Следовательно передача
экологических знаний- это начальный этап в процедуре выработки правильного
отношения к окружающему миру. И их трансформация осуществляется в результате
использования личностно-ориентированных методов работы с детьми.
Цель моей работы-
--Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней,
ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью
окружающих.
- Формирование у детей начал экологической культуры:
правильного отношения ребенка к природе, его окружающей
действительности
к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного
происхождения, которыми они пользуются.
-
Формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением,
способного осознавать последствия своих действий по отношению к
окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
-Рассмотреть процесс экологического воспитания детей
дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачами, которые я решаю в своей работе,
являются:
-
Формирование у детей элементарной системы знаний о природе;
-
Формирование у детей трудовых навыков и умений о природе;
-
Формирование любви к природе;
-Знакомство детей с содержательно-упорядоченными
представлениями об окружающем мире;
-упорядочивание накопленных и полученных представлений о мире;
-формирование позитивного отношения к миру, включающего
бережное, созидательное и познавательное отношения;
-развитие, поддержка и поощрение активности, инициативности и
самостоятельности в поисковой деятельности;
-содействие накоплению и обогащению эмоционально чувственного
опыта.
.
Актуальность
Проявлением патриотизма является любовь к природе своей малой
родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному
миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего
экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью
такого образования является формирование у человека нового
экологического мышления, способности осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с
природой.
Природа один из важнейших факторов народной педагогики. Она не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе
знакомства с природой своего края, у ребенка воспитывается любовь к
каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению
природоохранных задач.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая
сформировать у ребенка культуру природолюбия, любовь к природе
родного края, а значит, любовь к государству.
.
В моей работе по экологическому воспитанию дошкольников
содержание экологических знаний охватывает следующий круг
вопросов:
1.
Связь растительных и животных организмов со средой
обитания.
2.
Многообразие живых организмов, их экологическое
единство; сообщества живых организмов.
3.
Человек как живое существо; среда его обитания,
обеспечивающая здоровье и нормальную
жизнедеятельность.
4.
Использование природных ресурсов в хозяйственной
деятельности человека, загрязнение окружающей среды,
охрана и восстановление природных богатств.
.
Основные типы экологической ООД:
1. Первично-ознакомительного типа
2. Углубленно-познавательного типа
3. Занятия обобщающего типа
4. Занятия комплексного типа
5. Занятия интегрированного типа
.
Принципы отбора содержания
экологического образования
дошкольников:
1. Научность
2. Доступность
3. Гуманистичность
4. Прогностичность
5. Деятельностность
6. Интеграция
.
.
Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных
походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до
дна,
И помни истину
простую -
Нас много, а она одна.
Формы и методы работы с родителями:
1.
Консультации и сообщения экологической направленности для
родительского уголка;
2.
Беседы с родителями о важности данной проблемы;
3.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы;
4.
Участие родителей в субботниках;
5.
Участие родителей в различных конкурсах на экологические
темы;
6.
Анкетирование родителей с целью выявления их
экологической компетентности.
7.
Активное вовлечение в совместные с детьми– мероприятия
8.
Эксперименты: познавательного, трудового, экскурсионного
характера.
.
Формы и методы работы с детьми
разнообразны:
1.
Это цикл наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на
участке;
2.
Ведение различных календарей;
3.
Занятия, целевые прогулки, экскурсии;
4.
Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и
театрализованной деятельности и т.д.;
5. Чтение произведений, сказок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
6. Экскурсия (наблюдения за деревьями, листьями, сравнения с кустарниками
и т.д.) по территории ДОУ;
7. Применение ИКТ, просмотр диафильмов, видеофильмов и т.д.
.
Экологический проект «Эколята»
Проект «Эколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической
культуры и культуры природолюбия.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Каждый ребенок по своей натуре- маленький исследователь. Поэтому эмблемой проекта
«Эколята»
в нашей группе стал любознательный Почемучка.
Наш девиз: «Познавай, чувствуй, твори!»
Проект выстроен по принципу познавательного развития, в нем учтены возрастные особенности,
интересы и предпочтения детей по созданию и использованию эколого-развивающей среды.
Для детей «Эколята» –это увлекательная игра в «ученых»,«исследователей»,«защитников
природы».
Цель моего проекта:
-- Создать условия обучению основам экологии, природопользования;
-
- Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения
к природе через различные виды деятельности:
1.
Познавательную;
2.
Ценностно-ориентированную;
3.
Творческую (художественно-эстетическую);
4.
Коммуникативную.
.
Ожидаемые результаты:
-
Уход за комнатными растениями;
- наблюдение за ростом лука, огурцов и укропа весной;
- поделки из природного материала;
- знакомились с животным миром и насекомыми;
- Играя в дидактические и настольные игры, расширяли и закрепляли свои
знания о растениях и животных;
- участвовали в выставке рисунков "Земля - наш общий дом«;
- провела тематические занятия "Земля - наш общий дом«, занятия были
построены на принципах развивающего обучения и направлены на
развитие личности ребенка в целом;
- были проведены беседы, наблюдения, чтения художественной
литературы;
- мы приобрели семена, землю, инвентарь и разбивали огород, дети
научились выращивать рассаду из семян;
- проводили анализ и обобщали результаты полученные в процессе
исследовательской деятельности;
- провели конкурс угадай названия овощей и фруктов;
.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась
разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские
сердца закладывается гуманное отношение к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети
больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них
возникали разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я старалась
сочетать разные формы и методы экологического образования детей,
чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и
удовлетворить их любопытство. А с другой- обеспечить усвоение ими
необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче
знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и
творческой деятельности.
Для организации интересной мыслительной деятельности, мне помогли
нетрадиционные формы и методы- мультимедийные презентации, слайды,
видеоклипы, экологические сказки, наглядные иллюстрации и т.д.
.
Мы юные экологи
.
Мы юные экологи
.
Мы юные экологи
.
Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для
интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка
.
К.Д.Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для
ребенка. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, опыты и эксперименты с объектами
неживой природы способствуют формированию у детей любознательности, воспитанию
эколого-целесообразного поведения, эстетического чувства и интереса к природе.
Я.А. Коменский считал природу единством макро и микромира и человек должен
научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для
всего живого.
Природа она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у
них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго
остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. У каждого ребенка
существует тяга к восприятию новой информации. Даже любопытство
Тоже основано на стремлении познать. Следовательно, передача экологических знаний—это
начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. И их
трансформация осуществляется в результате использования мною личностно—ориентированных
методов работы с детьми.
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе пытливый
исследователь, открыватель мира».
УСПЕХОВ
В
РАБОТЕ
!
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!