Напоминание

«Правила поведения в экстремальных ситуациях»


Авторы: Подымова Елена Сергеевна, Коптелова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №135"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Проект
Тема: «Правила поведения в экстремальных ситуациях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 135»

Образовательно-познавательный проект

для работы с детьми 5- 6 лет

«Правила поведения в экстремальных

ситуациях»

Авторы проекта: воспитатели Коптелова Е.В.

Подымова Е.С.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать!

Образовательно- познавательный проект

«Правила поведения в экстремальных ситуациях»

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации:1 учебный год.

Актуальность: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни

детей?

Телевидение,

видеофильмы,

реклама,

а

порой,

и

мультфильмы

показывают обман, грабежи, катастрофы. Персонажи этих передач прыгают с

огромной

высоты,

по

ним

проезжает

машина,

но

они

тут

же

встают

и

продолжают двигаться дальше. Все это привлекает внимание детей, и они

теряют чувство реальности. Маленькому человеку очень трудно выбрать, что в

окружающем его мире опасно, а что не представляет опасности. Несчастные

случаи с ребенком в быту происходят довольно часто. Он может попасть в такие

ситуации,

из

которых

ему

трудно

«выбраться»

из-за

незнания

как

поступить. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность

– безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации

в разных областях жизни и действовать в ней.

Мотивация: После прочтения произведения С. Маршака «Кошкин дом»

детям был заданы вопросы: «какая беда произошла с кошкой? Из-за чего возник

пожар в её доме? Можно ли было избежать беды? Кто потушил огонь?» После

обсуждения с детьми сюжета произведения была дана проблемная ситуация:

«Как бы вы поступили, если в доме что-то загорелось? К кому бы обратились за

помощью?». Разбор проблемной ситуации показал, что не все ребята знают, как

действовать

в

сложной

ситуации.

Возникла

необходимость

в

организации

проекта по правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Наш проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с правилами

поведения

в

экстремальных

ситуациях.

Знания

основ

безопасности

жизнедеятельности

помогут

детям

находить

выход

из

различных

трудных

ситуаций, избегать травматизма.

Отличительная черта проекта. Знакомство с правилами поведения в

экстремальных ситуациях с помощью квест- игр, дидактических игр и лэпбука.

Цель

проекта: Сохранение

жизни

и

здоровья

детей,

развитие

познавательной

активности

и

любознательности

к

предметам

и

явлениям

окружающего

мира.

К

правилам

безопасного

поведения

в различных

экстремальных ситуациях.

Задачи

Познакомить

с

правилами

пользования

электроприборами,

пожароопасными

предметами,

которыми

нельзя

пользоваться

детям

самостоятельно;

Познакомить с телефонами городских служб;

Дать знания детям, как себя вести в сложных ситуациях: «один

дома», «в доме пожар», «потерялся на улице (рынке, магазине)», «что делать во

время грозы, урагана», «как себя вести с незнакомыми людьми» и др.;

Познакомить

с

растениями,

насекомыми

и

животными,

которые

опасны для жизни и здоровья;

Знакомить с правилами дорожного движения, воспитывать культуру

поведения на улице и в транспорте;

Развивать

осторожность,

осмотрительность

в

общении

с

незнакомыми людьми, объективно оценивать положительные качества друзей и

новых знакомых;

Оптимизировать работу с родителями по данному направлению.

Средства реализации задач:

Система

интегрированных

занятий

по

знакомству

детей

с

правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Создание

мини-

плакатов,

лэпбука,

изготовление

дидактических

игр.

Наблюдения в природе.

Чтение художественной, познавательной литературы.

Викторины, КВН.

Решение проблемных ситуаций.

Привлечение родителей к участию в проекте

Разделы образовательной деятельности.

1 раздел «Один дома»

a.

Умение правильно обращаться с опасными предметами (открытое

окно, балкон, как источник опасности);

b.

Знать элементарные правила пожарной безопасности;

c.

Умение не растеряться в сложных ситуациях дома («один дома, а в

дверь кто-то звонит, стучит», «мама звонит по телефону, а на плите кипит

чайник» и др.);

d.

Умение пользоваться телефоном службы «01», «02».

2 раздел «Ребенок и природа» (с использованием лэпбука)

a.

Правила поведения во время грозы;

b.

Лекарственные и ядовитые растения;

c.

Съедобные и несъедобные грибы;

d.

Контакты с животными.

3 раздел «Ребёнок и улица» (с использованием лэпбука)

a.

Дорожные знаки – помощники пешеходам;

b.

Правила поведения на улице;

c.

Правила поведения в транспорте;

d.

Если ребенок потерялся.

4 раздел «Ребёнок в общении с людьми»

a.

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми;

b.

«Внешность порой обманчива»;

c.

Ситуации

насильственного

поведения

со

стороны

незнакомого

человека;

d.

Ребенок и другие дети.

Содержание деятельности по образовательным областям

Познаватель

ная деятельность

Наблюдения,

экскурсии

на

территории

детского сада и на природе с родителями;

Подбор иллюстраций, картинок из старых

журналов, книг, из интернета.

Просмотр

презентации

«Спасатель

профессия

века»,

«Опасные

предметы».

«История

светофора» и др.

Р а с с м а т р и в а н и е

и л л ю с т р а ц и й

с

изображением:

людей

разных

профессий

(спасателя,

полицейского,

пожарного,

инспектор

ГИБДД);

«Где

встречается опасность»

Рассматривание

муляжей

и

картинок

различных грибов, лекарственных растений.

Интеллектуально

-

игровая

деятельность:

головоломки, кроссворды, ребусы.

Речевая

деятельность

Дидактические игры:

«Что нужно пожарному?»

«Пожароопасные предметы».

«Что горит, что не горит»

«Узнай по описанию»;

«Кому, что нужно для работы?»

«Раз,

два,

три,

что

может

быть

опасно

-

найди»

«По грибы»

«Как делать нельзя»

«Фоторобот» и др.

Сюжетно-ролевые игры

«Мы – пожарные»,

«Инспектор дорожного движения»

«Водители и пешеходы», «Больница»

«Скорая помощь», «Семья» и др.

Социально -

коммуникативная

деятельность

Беседы-обсуждения

«Причины

возникновения

пожаров»,

«Первичные

средства

пожаротушения.

Зн ак и

безопасности».

«Правила

безопасного

перехода

через

улицу»

«На остановке пассажирского транспорта»,

«Дорожные знаки»

«Безопасность

дома

и

в

детском

саду»,

Службы «01», «02», «03», «Опасные предметы в доме»

(правила пользования бытовой техники), «Лекарства и

бытовая химия».

«О

несовпадении

приятной

внешности

и

добрых намерений»

«Что делать, если ты потерялся?»

«Маленький

да

удаленький»

(соблюдать

осторожность в общении с насекомыми)

«Контакты с животными»

«Сигналы опасности природы» и др.

Занятие по решению проблемной ситуации:

«Если в доме что-то загорелось...»,

«Если в дверь стучит (звонит) незнакомец»

«Первая помощь при травме (ожоге, укусе)».

«Случилась

беда

позвони

расскажи»

(вызывать помощь по телефону (01,02,03)

«Если

вы

потерялись.

«Как

поступить

в

данной ситуации».

«Когда съедобное – ядовито» и др.

Чтение художественной литературы

Чтение

и

заучивание

стихов

о

дорожных

знаках,

отгадывание

загадок

(электробытовые

приборы), чтение и заучивание пословиц и поговорок.

Ч т е н и е

и

з а у ч и в а н и е

с т и х о в

и

четверостиший.

Чтение рассказов и беседа по прочитанному:

В. Головко «Правила движения», «Кошкин дом»

С.

Маршак,

Л.

Толстого

«Пожар»,

Е.

Хоринский

«Спичка- невеличка», В. Суслов «Его сигнал для всех

закон»,

С.

Михалков

«Светофор»,

Я.

Пишумов

«Постовой», Л.Толстого «Пожарные собаки», Казаков

«Чик-чик

ножницами»,

Ю.

Пермяк

«Торопливый

ножик», Ш. Перро «Красная Шапочка», Е. Благинина

«Котёнок» И. Токмакова «Ничья кошка» и др.

П р о с м о т р

м ул ьт ф и л ь м о в :

« Ур о к и

безопасности», «Кошкин дом», «Уроки тетушки Совы»

и др.

Художествен

но-эстетическая

деятельность

Рисование:

Раскраски: «Транспорт», «Знаки дорожного

движения», «Спец. службы», «Грибы» и др.

Рисование на тему: «Огонь — друг, огонь

враг», «Пожар» (по сказке С. Маршака), «Наша улица»,

«У меня дома есть бытовая техника», «Братья наши

меньшие» и др.

Рисование «Фоторобот» опасного, злого и

доброго

человека

с

использованием

нетрадиционных

методов.

Аппликация:

«Пожарная

машина»,

«Дорожные

знаки»,

«Маленькие

незнакомцы»

(насекомые),

коллективная

работа коллаж «Причины пожара»

Лепка

лепка

из

пластилина

«портрет

человека

(доброго и злого)»

лепка из соленого теста коллективная работа

коллаж: «опасные предметы вокруг нас»

Конструирование

«Гараж

для

машины»,

«Наша

улица»,

Конструирование

электроприборов,

насекомых

при

помощи счётных палочек.

Физическая

деятельность

Подвижные

игры:

«Кто

быстрее

потушит

пожар»,

«Быстрые

и

ловкие»,

«Воробышки

и

автомобиль», «Юные спасатели», «Светофор» и др.

П а л ьч и к о в а я

г и м н а с т и к а

« Н а ш и

помощники», «Паучок», «Светофор», «Регулировщик»,

«Жук» и др.

Содержание деятельности участников проекта:

Деятельность воспитателя:

1. Проведение занятий в группе, на улице;

2. Проведение наблюдений за живой природой;

3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;

4.

Подготовка

методической

литературы,

иллюстрированных

книг,

фотографий, д\игр;

6. Изготовление лэпбука, мини - плакатов;

5. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Деятельность воспитателей и детей

1. Рисование дорожных, природоохранных, предупреждающих знаков.

2. Оформление альбома рисунков «Один дома», «На улице», «Ребёнок и

природа и др.»;

3. Выявление уровня знаний детей.

4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, наблюдений.

5. Чтение произведений писателей: С. Маршак, Толстого, Е. Хоринский,

В.Суслов, С. Михалков и др.

6. Проведение сюжетно- ролевых, подвижных и дидактических игр.

7.

Составление

истории,

сказки

по

теме

“Ребёнок

в экстремальных

ситуациях”, сочинение загадок об опасных предметах

8.Изготовление атрибутов для дидактических игр.

Деятельность родителей:

1.Привлечение родителей к организации проведению квест- игр, сюжетно

– ролевых игр;

2.Участие в праздниках и досугах, проведении викторин для детей и

родителей;

3.Привлечение

родителей

к

изготовлению

мини

-

плакатов,

сбора

материалов для проведения игр, занятий, бесед.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный этап.

- Совместное обсуждение с детьми.

Как надо поступать в экстремальных ситуациях??

Как

узнать

о

правилах

поведения

в

экстремальных

ситуациях

больше? (спросить других людей, прочесть в книге, обратиться к компьютеру)

-

Планирование

деятельности

по

созданию

проекта.

Обсуждение

предстоящей деятельности с детьми, распределение видов работы.

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для родителей и детей;

- индивидуальные беседы с родителями по подготовке к проекту;

-пополнение

развивающей

среды

дидактическим

пособием

(игры,

иллюстрации, презентации).

II этап. Практический этап.

Деятельность всех участников по созданию проекта:

Изучение

сведений

о

правилах

поведения

в

экстремальных

ситуациях из различных источников (энциклопедии, журналы, интернет и т.п.).

Создание макетов, мини – плакатов, лэпбука

Сбор материала для проекта.

Проведение работы с родителями по созданию проекта.

III этап. Итоговый

Итог проекта: занятия квест – игры по всем разделам.

Ожидаемые результаты проекта

Пополнение

знаний

детей

о

правилах

поведения

в экстремальных

ситуациях позволит им более ….

Создание системы знаний по поведению детей в экстремальных

ситуациях;

Организация

развивающей

среды,

позволяющей

детям

усвоить

правила поведения в экстремальных ситуациях;

Формирование

у

детей

навыков

поведения

в

экстремальных

ситуациях;

Разработка системы дидактических игр, квест – игр и других форм

работы с детьми по правила поведения в экстремальных ситуациях;

Определение форм работы с родителями по теме поведение детей в

экстремальных ситуациях.

У

детей

сформируется

умение

предвидеть

возможную

опасность,

находить

способы

избегать

дееспособность

действовать

в

экстремальных

ситуациях в соответствии с усвоенными правилами.

Продукты проекта

Презентации «Спасатель – профессия века», «Опасные предметы».

«История светофора» и др.;

Подборка

информационных

материалов,

иллюстративного

материала, сюжетных картинок, отображающие различные ситуации;

Подборка художественной литературы;

Конспекты занятий, бесед, квест– игр;

Подборка загадок и вопросов, проблемных ситуаций, подвижных,

сюжетно-ролевых, дидактических игр;

Настольный

макет,

моделирующий

улицы

и

дороги;

дорожные

знаки;

Альбомы по ОБЖ;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Карточки для индивидуальной работы;

Лэпбуки

по

безопасности

в

природе,

на

дороге,

по

пожарной

безопасности;

Плакаты, сделанные родителями с детьми:

- «Безопасность на природе»;

- «Один дома»;

- «Ребенок и улица»;

- «Ребенок в общение с животными»;

- «Внешность порой обманчива»

Дидактические игры:

- «Что нужно пожарному?»

- «Пожароопасные предметы».

- «Что горит, что не горит»

- «Узнай по описанию»;

- «Кому, что нужно для работы?»

- «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»

- «По грибы»

- «Как делать нельзя»

- «Фоторобот» и др.

Пазлы:

«Собери

знак»,

«Насекомые»,

«Машины

службы

МЧС»,

«Бытовая

техника» и др.;

Карточки с логическими заданиями: «Четвертый лишний», «Найди

опасный предмет», «Найди ошибку» и др.; кроссворды, ребусы;

Продуктивная

деятельность

(рисование,

конструирование,

аппликация, лепка).

Подборка мультфильмов: «Уроки безопасности», «Кошкин дом»,

«Уроки тетушки Совы» и др.; видео уроков по ОБЖ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.

Белая

К.Ю.

Формирование

основ

безопасности

поведения

у

дошкольников. – «Мозаика-Синтез», 2014 г.

2.

Основы

безопасности

жизнедеятельности

детей

дошкольного

возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

3.

Основы

безопасного

поведения

дошкольников:

занятия,

планирование,

рекомендации/

авт.-сост.

О.

В.

Чермашенцева.

Волгоград:

Учитель, 2010.

4.

Гостюшкин А. Безопасность. М.1995г.

5.

Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках. М.1998г.

6.

Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.

7.

Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения.

М.1975г.

8.

Комлева Л. А. Дети и дорога. М. 1998г.



В раздел образования