Авторы: Подымова Елена Сергеевна, Коптелова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №135"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Проект
Тема: «Правила поведения в экстремальных ситуациях»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 135»
Образовательно-познавательный проект
для работы с детьми 5- 6 лет
«Правила поведения в экстремальных
ситуациях»
Авторы проекта: воспитатели Коптелова Е.В.
Подымова Е.С.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!
Образовательно- познавательный проект
«Правила поведения в экстремальных ситуациях»
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации:1 учебный год.
Актуальность: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни
детей?
Телевидение,
видеофильмы,
реклама,
а
порой,
и
мультфильмы
показывают обман, грабежи, катастрофы. Персонажи этих передач прыгают с
огромной
высоты,
по
ним
проезжает
машина,
но
они
тут
же
встают
и
продолжают двигаться дальше. Все это привлекает внимание детей, и они
теряют чувство реальности. Маленькому человеку очень трудно выбрать, что в
окружающем его мире опасно, а что не представляет опасности. Несчастные
случаи с ребенком в быту происходят довольно часто. Он может попасть в такие
ситуации,
из
которых
ему
трудно
«выбраться»
из-за
незнания
как
поступить. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность
– безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации
в разных областях жизни и действовать в ней.
Мотивация: После прочтения произведения С. Маршака «Кошкин дом»
детям был заданы вопросы: «какая беда произошла с кошкой? Из-за чего возник
пожар в её доме? Можно ли было избежать беды? Кто потушил огонь?» После
обсуждения с детьми сюжета произведения была дана проблемная ситуация:
«Как бы вы поступили, если в доме что-то загорелось? К кому бы обратились за
помощью?». Разбор проблемной ситуации показал, что не все ребята знают, как
действовать
в
сложной
ситуации.
Возникла
необходимость
в
организации
проекта по правилам поведения в экстремальных ситуациях.
Наш проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с правилами
поведения
в
экстремальных
ситуациях.
Знания
основ
безопасности
жизнедеятельности
помогут
детям
находить
выход
из
различных
трудных
ситуаций, избегать травматизма.
Отличительная черта проекта. Знакомство с правилами поведения в
экстремальных ситуациях с помощью квест- игр, дидактических игр и лэпбука.
Цель
проекта: Сохранение
жизни
и
здоровья
детей,
развитие
познавательной
активности
и
любознательности
к
предметам
и
явлениям
окружающего
мира.
К
правилам
безопасного
поведения
в различных
экстремальных ситуациях.
Задачи
Познакомить
с
правилами
пользования
электроприборами,
пожароопасными
предметами,
которыми
нельзя
пользоваться
детям
самостоятельно;
Познакомить с телефонами городских служб;
Дать знания детям, как себя вести в сложных ситуациях: «один
дома», «в доме пожар», «потерялся на улице (рынке, магазине)», «что делать во
время грозы, урагана», «как себя вести с незнакомыми людьми» и др.;
Познакомить
с
растениями,
насекомыми
и
животными,
которые
опасны для жизни и здоровья;
Знакомить с правилами дорожного движения, воспитывать культуру
поведения на улице и в транспорте;
Развивать
осторожность,
осмотрительность
в
общении
с
незнакомыми людьми, объективно оценивать положительные качества друзей и
новых знакомых;
Оптимизировать работу с родителями по данному направлению.
Средства реализации задач:
Система
интегрированных
занятий
по
знакомству
детей
с
правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Создание
мини-
плакатов,
лэпбука,
изготовление
дидактических
игр.
Наблюдения в природе.
Чтение художественной, познавательной литературы.
Викторины, КВН.
Решение проблемных ситуаций.
Привлечение родителей к участию в проекте
Разделы образовательной деятельности.
1 раздел «Один дома»
a.
Умение правильно обращаться с опасными предметами (открытое
окно, балкон, как источник опасности);
b.
Знать элементарные правила пожарной безопасности;
c.
Умение не растеряться в сложных ситуациях дома («один дома, а в
дверь кто-то звонит, стучит», «мама звонит по телефону, а на плите кипит
чайник» и др.);
d.
Умение пользоваться телефоном службы «01», «02».
2 раздел «Ребенок и природа» (с использованием лэпбука)
a.
Правила поведения во время грозы;
b.
Лекарственные и ядовитые растения;
c.
Съедобные и несъедобные грибы;
d.
Контакты с животными.
3 раздел «Ребёнок и улица» (с использованием лэпбука)
a.
Дорожные знаки – помощники пешеходам;
b.
Правила поведения на улице;
c.
Правила поведения в транспорте;
d.
Если ребенок потерялся.
4 раздел «Ребёнок в общении с людьми»
a.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми;
b.
«Внешность порой обманчива»;
c.
Ситуации
насильственного
поведения
со
стороны
незнакомого
человека;
d.
Ребенок и другие дети.
Содержание деятельности по образовательным областям
Познаватель
ная деятельность
Наблюдения,
экскурсии
на
территории
детского сада и на природе с родителями;
Подбор иллюстраций, картинок из старых
журналов, книг, из интернета.
Просмотр
презентации
«Спасатель
–
профессия
века»,
«Опасные
предметы».
«История
светофора» и др.
Р а с с м а т р и в а н и е
и л л ю с т р а ц и й
с
изображением:
людей
разных
профессий
(спасателя,
полицейского,
пожарного,
инспектор
ГИБДД);
«Где
встречается опасность»
Рассматривание
муляжей
и
картинок
различных грибов, лекарственных растений.
Интеллектуально
-
игровая
деятельность:
головоломки, кроссворды, ребусы.
Речевая
деятельность
Дидактические игры:
«Что нужно пожарному?»
«Пожароопасные предметы».
«Что горит, что не горит»
«Узнай по описанию»;
«Кому, что нужно для работы?»
«Раз,
два,
три,
что
может
быть
опасно
-
найди»
«По грибы»
«Как делать нельзя»
«Фоторобот» и др.
Сюжетно-ролевые игры
«Мы – пожарные»,
«Инспектор дорожного движения»
«Водители и пешеходы», «Больница»
«Скорая помощь», «Семья» и др.
Социально -
коммуникативная
деятельность
Беседы-обсуждения
«Причины
возникновения
пожаров»,
«Первичные
средства
пожаротушения.
Зн ак и
безопасности».
«Правила
безопасного
перехода
через
улицу»
«На остановке пассажирского транспорта»,
«Дорожные знаки»
«Безопасность
дома
и
в
детском
саду»,
Службы «01», «02», «03», «Опасные предметы в доме»
(правила пользования бытовой техники), «Лекарства и
бытовая химия».
«О
несовпадении
приятной
внешности
и
добрых намерений»
«Что делать, если ты потерялся?»
«Маленький
да
удаленький»
(соблюдать
осторожность в общении с насекомыми)
«Контакты с животными»
«Сигналы опасности природы» и др.
Занятие по решению проблемной ситуации:
«Если в доме что-то загорелось...»,
«Если в дверь стучит (звонит) незнакомец»
«Первая помощь при травме (ожоге, укусе)».
«Случилась
беда
–
позвони
расскажи»
(вызывать помощь по телефону (01,02,03)
«Если
вы
потерялись.
«Как
поступить
в
данной ситуации».
«Когда съедобное – ядовито» и др.
Чтение художественной литературы
Чтение
и
заучивание
стихов
о
дорожных
знаках,
отгадывание
загадок
(электробытовые
приборы), чтение и заучивание пословиц и поговорок.
Ч т е н и е
и
з а у ч и в а н и е
с т и х о в
и
четверостиший.
Чтение рассказов и беседа по прочитанному:
В. Головко «Правила движения», «Кошкин дом»
С.
Маршак,
Л.
Толстого
«Пожар»,
Е.
Хоринский
«Спичка- невеличка», В. Суслов «Его сигнал для всех
закон»,
С.
Михалков
«Светофор»,
Я.
Пишумов
«Постовой», Л.Толстого «Пожарные собаки», Казаков
«Чик-чик
ножницами»,
Ю.
Пермяк
«Торопливый
ножик», Ш. Перро «Красная Шапочка», Е. Благинина
«Котёнок» И. Токмакова «Ничья кошка» и др.
П р о с м о т р
м ул ьт ф и л ь м о в :
« Ур о к и
безопасности», «Кошкин дом», «Уроки тетушки Совы»
и др.
Художествен
но-эстетическая
деятельность
Рисование:
Раскраски: «Транспорт», «Знаки дорожного
движения», «Спец. службы», «Грибы» и др.
Рисование на тему: «Огонь — друг, огонь
враг», «Пожар» (по сказке С. Маршака), «Наша улица»,
«У меня дома есть бытовая техника», «Братья наши
меньшие» и др.
Рисование «Фоторобот» опасного, злого и
доброго
человека
с
использованием
нетрадиционных
методов.
Аппликация:
«Пожарная
машина»,
«Дорожные
знаки»,
«Маленькие
незнакомцы»
(насекомые),
коллективная
работа коллаж «Причины пожара»
Лепка
лепка
из
пластилина
«портрет
человека
(доброго и злого)»
лепка из соленого теста коллективная работа
коллаж: «опасные предметы вокруг нас»
Конструирование
«Гараж
для
машины»,
«Наша
улица»,
Конструирование
электроприборов,
насекомых
при
помощи счётных палочек.
Физическая
деятельность
Подвижные
игры:
«Кто
быстрее
потушит
пожар»,
«Быстрые
и
ловкие»,
«Воробышки
и
автомобиль», «Юные спасатели», «Светофор» и др.
П а л ьч и к о в а я
г и м н а с т и к а
« Н а ш и
помощники», «Паучок», «Светофор», «Регулировщик»,
«Жук» и др.
Содержание деятельности участников проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Проведение занятий в группе, на улице;
2. Проведение наблюдений за живой природой;
3. Изготовление дидактических пособий для проведения занятий;
4.
Подготовка
методической
литературы,
иллюстрированных
книг,
фотографий, д\игр;
6. Изготовление лэпбука, мини - плакатов;
5. Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.
Деятельность воспитателей и детей
1. Рисование дорожных, природоохранных, предупреждающих знаков.
2. Оформление альбома рисунков «Один дома», «На улице», «Ребёнок и
природа и др.»;
3. Выявление уровня знаний детей.
4. Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, наблюдений.
5. Чтение произведений писателей: С. Маршак, Толстого, Е. Хоринский,
В.Суслов, С. Михалков и др.
6. Проведение сюжетно- ролевых, подвижных и дидактических игр.
7.
Составление
истории,
сказки
по
теме
“Ребёнок
в экстремальных
ситуациях”, сочинение загадок об опасных предметах
8.Изготовление атрибутов для дидактических игр.
Деятельность родителей:
1.Привлечение родителей к организации проведению квест- игр, сюжетно
– ролевых игр;
2.Участие в праздниках и досугах, проведении викторин для детей и
родителей;
3.Привлечение
родителей
к
изготовлению
мини
-
плакатов,
сбора
материалов для проведения игр, занятий, бесед.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный этап.
- Совместное обсуждение с детьми.
Как надо поступать в экстремальных ситуациях??
Как
узнать
о
правилах
поведения
в
экстремальных
ситуациях
больше? (спросить других людей, прочесть в книге, обратиться к компьютеру)
-
Планирование
деятельности
по
созданию
проекта.
Обсуждение
предстоящей деятельности с детьми, распределение видов работы.
-подбор методической и художественной литературы по теме;
-подбор информации для родителей и детей;
- индивидуальные беседы с родителями по подготовке к проекту;
-пополнение
развивающей
среды
дидактическим
пособием
(игры,
иллюстрации, презентации).
II этап. Практический этап.
Деятельность всех участников по созданию проекта:
Изучение
сведений
о
правилах
поведения
в
экстремальных
ситуациях из различных источников (энциклопедии, журналы, интернет и т.п.).
Создание макетов, мини – плакатов, лэпбука
Сбор материала для проекта.
Проведение работы с родителями по созданию проекта.
III этап. Итоговый
Итог проекта: занятия квест – игры по всем разделам.
Ожидаемые результаты проекта
Пополнение
знаний
детей
о
правилах
поведения
в экстремальных
ситуациях позволит им более ….
Создание системы знаний по поведению детей в экстремальных
ситуациях;
Организация
развивающей
среды,
позволяющей
детям
усвоить
правила поведения в экстремальных ситуациях;
Формирование
у
детей
навыков
поведения
в
экстремальных
ситуациях;
Разработка системы дидактических игр, квест – игр и других форм
работы с детьми по правила поведения в экстремальных ситуациях;
Определение форм работы с родителями по теме поведение детей в
экстремальных ситуациях.
У
детей
сформируется
умение
предвидеть
возможную
опасность,
находить
способы
избегать
дееспособность
действовать
в
экстремальных
ситуациях в соответствии с усвоенными правилами.
Продукты проекта
Презентации «Спасатель – профессия века», «Опасные предметы».
«История светофора» и др.;
Подборка
информационных
материалов,
иллюстративного
материала, сюжетных картинок, отображающие различные ситуации;
Подборка художественной литературы;
Конспекты занятий, бесед, квест– игр;
Подборка загадок и вопросов, проблемных ситуаций, подвижных,
сюжетно-ролевых, дидактических игр;
Настольный
макет,
моделирующий
улицы
и
дороги;
дорожные
знаки;
Альбомы по ОБЖ;
Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
Карточки для индивидуальной работы;
Лэпбуки
по
безопасности
в
природе,
на
дороге,
по
пожарной
безопасности;
Плакаты, сделанные родителями с детьми:
- «Безопасность на природе»;
- «Один дома»;
- «Ребенок и улица»;
- «Ребенок в общение с животными»;
- «Внешность порой обманчива»
Дидактические игры:
- «Что нужно пожарному?»
- «Пожароопасные предметы».
- «Что горит, что не горит»
- «Узнай по описанию»;
- «Кому, что нужно для работы?»
- «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»
- «По грибы»
- «Как делать нельзя»
- «Фоторобот» и др.
Пазлы:
«Собери
знак»,
«Насекомые»,
«Машины
службы
МЧС»,
«Бытовая
техника» и др.;
Карточки с логическими заданиями: «Четвертый лишний», «Найди
опасный предмет», «Найди ошибку» и др.; кроссворды, ребусы;
Продуктивная
деятельность
(рисование,
конструирование,
аппликация, лепка).
Подборка мультфильмов: «Уроки безопасности», «Кошкин дом»,
«Уроки тетушки Совы» и др.; видео уроков по ОБЖ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.
Белая
К.Ю.
Формирование
основ
безопасности
поведения
у
дошкольников. – «Мозаика-Синтез», 2014 г.
2.
Основы
безопасности
жизнедеятельности
детей
дошкольного
возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3.
Основы
безопасного
поведения
дошкольников:
занятия,
планирование,
рекомендации/
авт.-сост.
О.
В.
Чермашенцева.
–
Волгоград:
Учитель, 2010.
4.
Гостюшкин А. Безопасность. М.1995г.
5.
Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках. М.1998г.
6.
Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.
7.
Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения.
М.1975г.
8.
Комлева Л. А. Дети и дорога. М. 1998г.