Автор: Кононова Айталина Руслановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Намский улус с. Крест-Кытыл
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Психология и выбор профессии
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хамагаттинская средняя общеобразовательная школа им. Е.М. Шапошникова»
МО «Намский улус» РС(Я)
Рассмотрено
Зам.директора по ВР
________ Дунаева Е.А
«___»_______2019г
Согласовано
Зам. директора по УВР
______Березкина Л.Н.
«___»________2019г
Утверждаю
Директор школы
_______ Дьяконов А.М.
«___»_______2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЯ»
в 8 классе
на 2019-2020 учебный год
Педагог-психолог:
Кононова Айталина Руслановна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психология» для 8 класса составлена на основе пособия Рогова Е.И. Выбор профессии:
Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС, 2003. – 336с: ил. – (Азбука психологии).
Данная рабочая программа составлена для предпрофильной подготовки.
Основная идея курса:
Профессионал – это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от
низших
до
высших
(самоуважение,
самоактуализация).
Профессионализм
зависит
не
от
содержания
работы,
а
от
квалификации,
личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и
карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цели
Изучение курса «Психология» в основной школе на предпрофильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
овладение учащимися ситуацией выбора в отношении профилирующего направления учебной деятельности в старшей
школе;
развитие
творческих
способностей
на
уровне,
необходимом
для
продолжения
образования
и
для
самостоятельной
деятельности в области наук и в будущей профессиональной деятельности;
воспитание
средствами
психологии
культуры
личности:
понимание
значимости
психологии
и
выбора
профессии
для
общественного прогресса и самого себя.
Задачи
Изучение данного элективного курса направлено на выполнение следующих задач:
формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и
знания мира профессий;
ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия - Психология и выбор профессии: программа
предпрофильной подготовки/Г.В.Резапкина. – М.: Генезис, 2008;
Рабочая программа курса «Психология» для 8 классов рассчитана на 35 учебных часов (с учетом 1 час в неделю), в том числе 2 часа
на защиту зачетных проектов.
Формы организации учебного процесса и их сочетание. Формы текущего контроля знаний, умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации
образовательного процесса по данной программе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, работа
обучающихся с использованием современных информационных технологий.
Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Образовательный процесс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Каждая тема
укладывается
в
один
урок.
В
программе
используются
различные
типы
уроков.
В
них
входит
профессиональная
диагностика
с
использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной
деятельности, контрольные задания.
Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и
модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по
принципу один модуль – одна четверть.
Ведущие принципы – учет возрастных особенностей обучающихся, органическое сочетание обучения и воспитания.
Промежуточная аттестация осуществляется на обобщающих уроках после каждого модуля (пользуясь записями в тетрадях и
результатами тестов – оформляются таблицы), решаются кроссворды. Защита итоговых проектов «Моя будущая профессия» проводится в
форме: демонстрация творческих работ, чтения сочинения «Моя будущая профессия» и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать:
психологические особенности, способности и возможности своей личности;
информацию о возможных путях продолжения образования;
востребованность различных видов профессионального труда в регионе.
Уметь:
совершить первичное профессиональное самоопределение;
проводить самодиагностику личностных качеств;
управлять
своим
поведением
и
развивать
активную
позицию
в
выборе
профиля
обучения
и
дальнейшего
профессионального самоопределения;
проявлять чувство ответственности и уверенности в себе в ситуациях выбора.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правильного
выбора своей будущей профессии.
Содержание курса
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Выбор профессии. Кратко о программе «Психология и выбор профессии». Самопрезентация.
Самооценка. Формула самооценки. Успех.
Темперамент и профессия. Темперамент. Типы темперамента по Гиппократу. Определение темперамента.
Чувства и эмоции.
Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Чувства и эмоции. Определение типа эмоций. Профессия и эмоции.
Стресс и тревожность. Стресс и тревожность. Определение уровня тревожности. Пессимист и оптимист.
Определение типа мышления. Продуктивность. Оригинальность. Любознательность. Мужество. Типы мышления: предметно-
действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное и креативное. Определение типа мышления.
Внимание
и
память. Внимание.
Память.
Функции
памяти.
Продуктивность
памяти.
Типы
памяти:
слуховая,
зрительная,
эмоциональная и логическая. Как тренировать память.
Уровень внутренней свободы. Уровень внутренней свободы. Определение уровня внутренней свободы.
Раздел 2. Что я знаю о мире профессий.
Классификация профессий. Признаки профессии. Четырехуровневая классификация профессий по Е.А.Климову. 1 уровень –
предмет труда (техника, человек, природа, знак, художественный образ); 2 уровень – цель труда (гностические профессии, преобразующие
профессии, изыскательские); 3уровень – орудие труда или средства труда. Вещественные орудия труда: ручные скальпель, кисть и т.д.),
механические (швейная машина, автомобиль и т.д.), автоматические (автоматические линии и т.д.). Функциональные орудия – глазомер
плотника, вдохновение музыканта и т.д. Условия труда: обычный, бытовой микроклимат (лаборант, продавец и т.д); открытый воздух
(агроном инспектор ГИБДД и т.д.); необычные условия (шахтер, космонавт и т.д.); повышенная моральная ответственность ( учитель, врач
и т.д).
Определение типа будущей профессии. Определение типа будущей профессии с помощью методики Е.А.Климова.
Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Определение профессии. Получение формулы своей будущей
профессии.
Интересы
и
склонности
в
выборе
профессии. Определение своих интересов с помощью модификации методики «Карта
интересов» А.Голомштака.
Определение
профессионального
типа
личности.
Шкала
приспособленности
различных
типов
личности
к
шести
профессиональным областям американского психолога Дж. Голланда. Определение профессионального типа личности с помощью
модификации методики Дж. Голланда.
Профессионально важные качества. Профессионально важные качества конкретного типа профессий.
Профессия и здоровье. Предъявляемые требования (условно разбитые на 4 группы) к здоровью человека в зависимости от рода
профессии. Оценка состояния своего здоровья. Девять шагов уверенности в себе.
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные.
Способности к практическим видам деятельности. Способности. Общие и специальные возможности. Способный человек.
Способности к практическим видам деятельности. Развитие способностей. Уровень развития технических способностей.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности: учитель, врач,
юрист, психолог и т.д. Подростковый возраст. Определение уровня умственного развития.
Способности к профессиям социального типа. Конфликтология. Определение особенностей своего поведения в конфликтных
ситуациях с помощью теста Томаса.
Способности к офисным видам деятельности.
Способности к предпринимательской деятельности.
Артистические способности. Способности к изобразительному искусству. Одаренный человек. Функциональная асимметрия.
Уровни
профессиональной
пригодности. Степени
профессиональной
пригодности:
профессиональная
непригодность
к
конкретной профессии; профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий (относительная, абсолютная
профпригодность);
соответствие
конкретной
профессиональной
деятельности;
призвание
–
высший
уровень
профессиональной
пригодности. Классификация людей (отношение человека к труду) немецкого психолога Э.Фромм: - Рецептивный. - Эксплуататорский. -
Стяжательский. - Рыночный. - Творческий.
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы
и
потребности. Мотив.
Мотив
поведения.
Мотивация.
Определение
мотивации
с
помощью
методики
Е.Головахи.
Потребности.
Типы
потребностей:
физиологические,
потребность
в
защищенности,
социальные,
потребности
в
уважении
и
самоуважении, потребность в самореализации.
Ошибки в выборе профессии. Ошибки: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествив
интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией.
Современный рынок труда. Рынок труда (рынок рабочей силы). Трудовое соглашение (контракт). Заработная плата. Современный
рынок труда.
Пути получения профессии. Определение профессионального выбора с помощью Матрицы. Государственный образовательный
стандарт РФ (две системы высшего профессионального образования). Дистанционная форма обучения и экстернат. Среднее специальное
образование. Высшее образование.
Навыки самопрезентации. Правило тридцати секунд. Важные моменты самопрезентации. Безупречный внешний вид. Грамотная
речь. Резюме.
Стратегия выбора профессии.
Календарно-тематическое планирование
№
занят
ия
Тема
Номер урока
согласно учебно-
методического
пособия
Тип учебного
занятия
Требования к
основным видам
к учебной
деятельности
учащихся
Примерные
сроки
проведения
Фактические
сроки
проведения
Примечание
Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях – 8 часов
1
Самооценка и
уровень
притязаний.
Урок 1
ИНМ
Знать и
понимать:
- «самооценка»
- выявлять
05.09
уровень
собственной
самооценки
2
Темперамент и
профессия.
Определение
темперамента.
Урок 2
ИНМ
Знать
определения
понятий «тип
нервной
системы»,
«темперамент»;
типы нервной
системы и их
различия; типы
темперамента.
Уметь
характеризовать
типы
темперамента
человека по его
поведению;
характеризовать
свой тип
нервной
системы;
выявить свой
ведущий тип
темперамента с
помощью
специальный
диагностических
методик
12.09
3
Чувства и эмоции.
Тест эмоций.
Истоки негативных
эмоций.
Урок 3
ИНМ
Знать
определение
эмоции,
- виды агрессии
19.09
уметь
определять их.
Уметь
контролировать
агрессию в
разных
ситуациях
4
Стресс и
тревожность.
Урок 4
ИНМ
Знать
определение
понятия «стресс
и тревожность»;
- виды
конфликтов;
способы снятия
тревожности.
Уметь
проектировать
индивидуальные
модели
поведения в
тревожных и
стрессовых
ситуациях
26.09
5
Определение типа
мышления.
Урок 5
ИНМ
Знать
определения
понятий
«Мышление»,
«основные
черты»; типы
мышления и их
различия; типы
приемы развития
мышления.
Уметь
3.10
характеризовать
типы мышления
и профессии
свойственные
для каждого
типа
характеризовать
свой тип
мышления
6
Внимание и
память.
Урок 6
ИНМ
Знать
определение
понятия
«память»;
процессы памяти
(запоминание,
сохранение,
воспроизведение
); виды памяти;
особенности
отдельных
приемов
запоминания.
Уметь
использовать
приемы
запоминания в
конкретных
случаях.
10.10
7
Уровень
внутренней
свободы.
Урок 7
ИНМ
Знать свой
уровень
внутренней
свободы
17.10
8
Обобщающий
«Что я знаю о
Урок 8
ОУ
Тестовое задание
24.10
своих
возможностях»
Раздел 2. Что я знаю о профессиях – 8 часов
9
Классификация
профессий.
Признаки
профессии.
Урок 9
ИНМ
Знать:
-определение
понятий
«классификация
профессий»,
«цели труда»,
«орудия труда»;
- структуру и
содержание
таблицы Е.А.
Климова
Уметь:
- объяснять
сущность
понятий
«классификация
профессий»,
«цели труда»,
«орудия труда»
31.10
10
Определение типа
будущей
профессии.
Урок 10
ПР
Знать:
- основные типы
профессий;
- ведущий
предмет труда
каждого типа
профессии
Уметь:
- определять
профессии,
наиболее
близкие своим
14.11
интересам, с
помощью
матрицы выбора
профессии
11
Профессия,
специальность,
должность.
Формула
профессии.
Урок 11
ИНМ
Знать:
Этапы
профессиональн
ого
самоопределени
я;
- определение
понятий
«профессия»,
«специальность»
,
«специализация»
,
«квалификация»,
Уметь:
- соотносить
этапы
профессиональн
ого
самоопределени
я со своим
уровнем
готовности к
выбору
профессии;
- объяснять
различия между
профессией и
специальностью,
специализацией
21.11
и
квалификацией;
- устанавливать
взаимосвязь
между
понятиями
«профессия»,
«специальность»
,
«специализация»
,
«квалификация»
12
Интересы и
склонности в
выборе профессии.
Урок 12
ИНМ
Знать:
- определение
понятий
«склонности»,
«интересы»
28.11
13
Определение
профессиональног
о типа личности.
Урок 13
ИНМ
Знать типы
личности
5.12
14
Профессионально
важные качества.
Урок 14
ИНМ
Знать:
- определение
понятий
«специальные
способности»,
«профессиональ
ная
пригодность»,
«компенсация
способностей».
- виды
профессиональн
ой пригодности,
их сущность.
12.12
Уметь:
- пояснять
сущность
профессиональн
ой пригодности.
15
Профессия и
здоровье.
Урок 15
ИНМ
Знать
профессиональн
ые ограничения,
свое состояние
здоровья,
Приемы
уверенности в
себе.
Уметь:
Анализировать
факторы
профессиональн
ого выбора
19.12
Раздел 2. Что я знаю о профессиях (продолжение)
16
Обобщающий
«Что я знаю о
профессиях»
Урок 16
ОУ
Тестовое задание
26.12
Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность – 8 часов
17
Способности
общие и
специальные.
Способности к
практическим
видам
деятельности.
Урок 17
ИНМ
Знать:
- понятие
«способности»;
- виды
способностей:
общие и
специальные;
Уметь:
- объяснять
необходимость
наличия
16.01
специальных
способностей
для успешной
профессиональн
ой деятельности
18
Способности к
интеллектуальным
видам
деятельности.
Урок 18
ИНМ
Знать:
- определение
понятий
«интеллектуальн
ая сфера»,
«интеллект»
-типы
интеллекта.
23.01
19
Способности к
профессиям
социального типа.
Урок 19
ИНМ
Знать пути
решения
конфликтных
ситуациях
30.01
20
Способности к
офисным видам
деятельности.
Урок 20
ПР
Знать
требования к
профессиональн
ой деятельности
офисного типа
6.02
21
Способности к
предпринимательс
кой деятельности.
Урок 21
ПР
Знать
требования к
руководящим
должностям.
13.02
22
Артистические
способности.
Урок 22
ПР
Знать
«Специальные
способности»,
различия на
физиологическо
м уровне
«художников» от
«мыслителей»
20.02
23
Уровни
профессиональной
пригодности.
Урок 23
ИНМ
Знать степени
профессиональн
ой
непригодности
Уметь
определять
уровень
пригодности и
делить на типы
27.02
24
Обобщающий
«Способности и
профессиональна
я пригодность».
Урок 24
ОУ
Уметь:
- провести
сравнительный
анализ своих
способностей,
составлять карту
своих
способностей
5.03
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры – 9 часов
25
Мотивы и
потребности.
Урок 25
ИНМ
Знать:
- мотивационные
факторы выбора
профессии.
Уметь:
- называть и
анализировать
ошибки, которые
могут быть
допущены при
выборе
профессии;
- осуществлять
выбор
профессии,
12.03
используя
изученный
материал
26
Ошибки в выборе
профессии.
Урок 26
ИНМ
Знать ошибки
выбора
профессии.
Уметь находить
истинный
интерес к
профессии.
19.03
Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры (продолжение)
27
Современный
рынок труда.
Урок 27
ИНМ
Знать:
- определение
понятий «рынок
труда»,
«работодатель»,
«работник»,
«социальный
заказ».
- Компоненты и
субъекты рынка
труда.
Уметь:
-
аргументировать
причины выбора
профессии с
учетом текущего
состояния рынка
труда
2.04
28
Пути получения
профессии.
Урок 28
ИНМ
Знать
профессиональн
ые
образовательные
9.04
учреждения и
этапы
получения
проф.образовани
я
29
Навыки
самопрезентации.
Урок 29
ИНМ
Знать:
- роль
профессиональн
ого
самоопределени
я в жизни
человека;
- понятие
личного
профессиональн
ого плана;
- основные
структуры
личного
профессиональн
ого плана;
Уметь:
- обосновывать
важность выбора
профессии в
жизни человека;
- называть
основные
проблемы,
возникающие
при выборе
профессии;
- составлять
личный
16.04
профессиональн
ый план
30
Стратегия выбора
профессии.
Урок 30
ИНМ
Знать:
- взаимосвязь
содержания
«хочу» -«могу»
-«надо» и их
роль в
оптимальном
выборе
профессии.
Уметь:
- адекватно
соотносить свои
желания со
своими
специальными
способностями и
требованиями
рынка труда
23.04
31
Обобщающий
«Планирование
профессионально
й карьеры»
Урок 31
ОУ
Уметь:
- провести
сравнительный
анализ изучения
курса
«Профессия и
выбор
профессии»;
- делать вывод о
своей готовности
к осознанному
выбору будущей
профессии
30.04
32
Создание проекта
Урок 32
ПР на ПК
7.05
«Моя будущая
профессия»
33
Защита проекта
«Моя будущая
профессия»
Урок 33
ПР на ПК
14.05
34
Защита проекта
«Моя будущая
профессия»
Урок 34
ПР на ПК
21.05
35
Резервный урок
Урок 35
28.05
Используемая литература:
1.
Выбор профессии: Становление профессионала. Рогов Е.И. – М.: изд-во ВЛАДОС, 2003. – 336с: ил. – (Азбука психологии).
2.
Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. /Г.В.Резапкина. – М.:
Генезис, 2008;