Автор: Маслова Юлия Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дворец детского (юношеского) творчества
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: Менять И работать, как прежде
Раздел: дополнительное образование
Менять и работать, как прежде.
Менять или не менять что-то? Этот вопрос возникает, я уверена, у каждого
человека в его профессиональной деятельности, да и в жизни тоже. Ситуация
выбора постоянна и необходима, чтобы двигаться вперед.
Менять нельзя работать как прежде.
Ка к
ч а с то
т р е буе т с я
в ы б р ат ь ,
п о с т а в и в
зап я ту ю,
и з
д ву х
взаимоисключающих
возможностей
одну.
Менять
–
работать
как
прежде.
Действительно
ли
это
противопоставление
и
нужно
выбрать
одно,
а
второе
сопроводить словом «нельзя» и отвергнуть? Любой выбор – это отказ от чего-то
другого. Сегодня это другое кажется ненужным. А завтра?
Я
–
педагог-хореограф.
Работаю
в
детском
театральном
коллективе.
Поводом задуматься над этим вопросом послужило мое недавнее успешное участие
в профессиональном педагогическом конкурсе, на одном из этапов которого было
предложено мне порассуждать на тему определения места постановки запятой в
фразе "Менять нельзя работать как прежде".
Представьте перед собой весы.
Почему весы? Они дадут возможность взвесить и сравнить возможности
любого выбора. На одну чашу будем помещать то, что менять в работе, на мой
взгляд, нельзя. На вторую – то, что менять необходимо. Увидим, что перевесит.
Разобраться
в
вопросе
и
рассказать
о
своем
мнении
попробую
н а
п р и м е р е
самых
в а ж н ы х
д л я
меня
постулатов
в
работе.
Менять нельзя.
Успех каждого ребенка – это,
прежде
всего,
его
внутренняя
удовлетворенность от реализации
себя и от процесса созидания.
Ребенка
увлекает
процесс
обучения – творческий, сложный,
разноплановый, многозадачный и
требующий постоянного поиска и
работы над собой.
Р е б е н о к
з а н и м а е т с я
любимым
делом,
он
в и д и т
воплощенный на сцене результат
с в о е г о
т р уд а
и
р а с т е т
в
собственных
глазах
и
хочет
заниматься дальше.
Мотивация,
желание
делать
с т а н о в и т с я
с т и м у л о м
к
саморазвитию.
Мотивация,
как
внутренний
ресурс,
должна
исходить от ребенка, она может
стимулироваться,
но
не
должна
и н и ц и и р о в а т ь с я
и з в н е
–
п е д а г о г о м ,
р о д и т е л я м и ,
сверстниками.
Менять.
Для
многих
подростков,
в
силу
возраст а
и
с
у ч е т о м
сегодняшних
реалий,
гораздо
значимее внешняя оценка. Она во
многом
формирует
или
н е
формирует
мотивацию.
Это
нельзя не учитывать, так же, как и
значимые параметры оценки себя
– мнение окружающих, внешние
атрибуты успешности, и, как итог
– ощущение себя «своим» в своем
кругу.
А
поэтому
необходим
п о и с к
н о в ы х
с п о с о б о в
мотивации. Не новых вообще, а
новых для конкретного ребенка и
для
настоящего
момента,
в
к о т о р о м
о н
п р е б ы в а е т .
Необходимо
ф о р м и р о в а н и е
мотивации, значимой для ребенка
и
родителей
с
учетом
новых
критериев
успешного
человека,
д и к т у е м ы х
о б щ е с т в о м
и
согласующихся
с
ценностями,
важными всегда и значимыми для
меня, как педагога.
Менять нельзя.
Включение
в
обучение
хореографии
п р ед м е то в :
музыка,
народная
культура,
история,
актерское
мастерство,
а н а т о м и я ,
ф и з и о л о г и я ,
литература, география позволяет
д о б и ват ь с я
г а р м о н и ч н о г о
развития
ребенка
и
большей
эффективно сти
в
с и с т е м е
работы.
Т а к о е
с о ч е т а н и е
направлений позволяет научить
ребенка
через
тело
осознанно
передавать
мысль,
создавать
пластические
образы
и
роли.
Интеграция
хореографии
и
актерского
мастерства,
при
наличии общих целей и задач, в
рамках
работы
с
детьми
в
коллективе,
эффективна
и
п о з в о л я е т
д о б и т ь с я
разно стороннего
р а з в и т и я
р е б е н к а
и
п о н и м а н и я
необходимости
ц е л о с т н о го
восприятия роли в пластическом
спект акле,
как
р е зул ьт ат е
обучения.
Менять.
Понимая
необходимость
и
эффективность метапредметности в
обучении,
нужно,
тем
не
менее,
использовать новые возможности и
технологии.
Это
и
ИКТ,
и
дистанционное
обучение,
и
постановка
новых
т е х н о л о г и ч е с к и х
з а д а ч
в
проблемном обучении и проектной
деятельности.
Н ап р и ме р ,
с а ми
з а н я т и я
хореографией
строить
на
основе
п р о ф и л и р у ю щ е го
п р е д м е т а ,
самостоятельную работу и контроль
наполнять
знаниями
анатомии
и
ф и з и о л о г и и ,
и с с л е д о в а н и я
посвящать
истории,
литературе
и
музыке,
в
интерактиве
в
соцсетях
б о л ь ш е е
в н и м а н и е
у д е л я т ь
к о м п л е к с н о м у
п о д х о д у
и
интеграции предметов.
Большие
возможности
дают
современные
проекты,
например,
обучающий
проект
на
платформе
Сбербанка «9 языков современного
танца».
Менять нельзя.
Классическая школа танца - это
база танцевального искусства. Она
является
системой
воспитания
грамотного исполнителя.
Взяв
за
основу
школу
танца,
свою
работу
я
строю,
наполняя
танец
процессом
осмысления
и
анализа.
Мысль – диалог – танец.
Танец
рождается
в
процессе
а н а л и з а ,
п р о г о в а р и в а н и я ,
обсуждения
и
диалога
(ребенок-
ребенок, ребенок – социум, ребенок-
педагог). Но танец – не самоцель, а
эл е м е н т
р а з в и т и я
ч е л о в е к а ,
определенный
путь,
позволяющий
через прикосновение к прекрасному
искусству самому стать лучше.
Поэтому системой моей работы
я бы назвала формулу:
Мысль
–
диалог
–
танец
=
движение вперед.
Менять.
Любое занятие, или школа, или
танцевальное
направление
имеет
свою выстроенность, свои законы.
Но все они, говоря о хореографии,
применимы
для
обучающихся
только
после
предварительного
отбора
детей
по
их
физическим
возможностям.
В студии отбора нет. Поэтому
л ю б о е
и з
н а п р а в л е н и й
и л и
комбинаций
дается
с
уч етом
возможностей конкретного ребенка.
Отбор происходит, но он касается не
детей,
а
материала
в
рамках
того
и л и
и н о г о
т а н ц е в а л ь н о г о
направления,
которое
мог
бы
освоить ребенок.
При этом сохраняются высокие
требования
к
результативности
и
качеству исполнения.
Менять – нельзя – работать как прежде.
Это не противопоставление, не нужно выбирать одно и отвергать другое.
Мой выбор в ответе на этот вопрос – отказаться от запятых вместе со словом
«нельзя». И поставить на их месте соединяющий союз «И».
В своей работе я не отвергаю, а соединяю, созидая. И превращаю весы в
чашу, наполняя каждого ребенка теплом, светом, ощущением чуда.