Напоминание

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника


Автор: Чистякова Ольга Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 56
Населённый пункт: Московская область, г.о.Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья « Познавательно-исследовательская деятельность как направление

развития личности дошкольника»

Воспитатель МАДОУ №56, Г.о.Балашиха, мкр.Саввино, Чистякова О.В.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только

владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания

самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В основе

познавательно-исследовательской деятельности дошкольника лежат

любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-

экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти

потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперёд, развить

его личностные, физические и интеллектуальные качества. Учёные выделяют

деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного

возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему

создать модель естественного- научного явления, обобщить результаты,

полученные действенным путём, сопоставить их, классифицировать, сделать

выводы. По опыту всех педагогов и родителей можно утверждать, что

экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём

пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже

является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода

исследовательской деятельности. Опыты помогают развивать мышление,

логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между

живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому

найти ответ на вопросы «как ?» и «почему ?».Элементарные опыты,

эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином

предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в

ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при

непосредственном восприятия. Знания, полученные во время проведения

опытов, запоминаются надолго.

Очень эффективно при работе с детьми разного дошкольного возраста

помогают педагогам картотеки опытов, экспериментов и игр. Они берут на

себя функцию правильно организовать познавательно- исследовательскую

деятельность дошкольников и стимулировать их поисковую активность,

которая является одним из характерных проявлений детской психики.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и

проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для

самостоятельного нахождения ответов на вопросы.

Дети также с удовольствием рассказывают о своих открытиях

родителям, ставят такие же ( или даже посложнее) опыты дома, учатся

выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. В том и состоит

ценность эксперимента, что у ребёнка развиваются способности к

определению проблемы и самостоятельному выбору пути её решения. А это

всё стимулирует развитие творческого потенциала дошкольника, его

эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.

Положительные результаты можно будет достичь при систематичности

и планомерности проведения поисковой деятельности в последовательности,

предложенной перспективным планом работы.

Педагог, беседуя с дошкольниками, использует метод прогнозирования: «Что

стало бы с деревьями зимой, если бы они не сбросили листву?». Побуждает

детей к экспериментированию, проведению опытов для уточнения или

подтверждения их предположений. Также можно дать ребёнку возможность

самому найти путь к получению новых знаний через самоутверждение

(«Могу, моё мнение уважают»). Он побуждает детей к анализу и самоанализу

(«Я принимаю ответы другого или думаю иначе, доказываю свою точку

зрения»). У детей снимается страх перед ошибкой, они учатся воспринимать

неудачу, неправильный ответ не как огорчение, а как сигнал к поиску другого

ответа.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную

деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический

(поисковый) метод. Он выступает для детей в роли партнёра, проявляющего

интерес к познаваемому объекту и готовых ответов не даёт, а побуждает

самостоятельно находить соответствующие предположения. Педагог даёт

каждому высказаться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты

их ответов.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением

даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Так как во время исследовательской работы ребёнка задействованы все

органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкус), обогащается активный словарь,

совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. О

свойствах, качествах, взаимосвязях природных объектов и их использовании

дети могут получить информацию в процессе простейших опытов и

экспериментов, проводя которые взрослый должен учитывать следующие

моменты.

- Проводить опыты лучше утром, когда ребёнок полон сил и энергии.

- Важно заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание получать

знания и самому проводить новые опыты.

- Не просто показывать ребёнку интересный опыт, но и объяснять

доступным языком, как и почему это происходит.

- Не оставлять без внимания вопросы ребёнка.

- В тех опытах, где нет опасности, не бояться предоставить ребёнку

больше самостоятельности.

- Радоваться успехам ребёнка, хвалить его и поощрять желание учиться.

- Только положительные эмоции могут привить любовь к новым

знаниям.



В раздел образования