Автор: Анипко Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Разномойская СОШ"
Населённый пункт: село Разномойка, Тюльганский район, Оренбургская область
Наименование материала: час общения
Тема: "Обитатели подводного мира"
Раздел: начальное образование
Час общения для учащихся 1 и 3 классов.
Автор : учитель начальных классов МБОУ « Разномойская СОШ», Тюльганский район,
Оренбургская область
Анипко Татьяна Ивановна
Обитатели подводного мира.
Воспитательные цели: развитие УУД у учащихся : познавательного интереса к изучению
окружающего мира, регулятивных и коммуникативных УУД.
Всем добрый день!
Ребята, вы любите загадки ?
Тогда внимательно слушаем:
1.У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
2.Хвостом виляет. Зубаста, а не лает, (щука).
3.Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я ………(Осьминог).
4.На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт-
Задом наперёд ( Рак)
5.Через море- океан
Плывёт чудо- великан,
А ус во рту прячет. (Кит)
Давайте, ребята, соберём все отгадки.
Дети называют : рыбы, щука, осьминог , рак , кит.
Что объединяет этих животных ?
Дети высказывают свои ответы.
Догадайтесь, о чем же мы сегодня поговорим ?
Дети говорят свои догадки.
Молодцы ,ребята , действительно сегодня мы поговорим об обитателях подводного мира.
Слайд№1.
Ребята ,в царстве Нептуна много подданных ,но рыбы – самое многочисленное сословие. А
самыми крупными рыбами в мире считаются некоторые виды акул. Судите сами : китовая акула
весит до 13 тонн, имеет длину до 18 метров (это высота 5-6 этажного здания) и плавает со
скоростью 90 км в час.
Интересно, а что вы ,ребята, знаете об акулах ?
Ученик рассказывает ,что большинство видов акул не столь агрессивно ,сколь прожорливо. Если
заглянуть в желудки акул ,то можно увидеть там много интересного .Так в брюхе одной акулы
нашли три пальто, плащ, водительские права ,брюки, пару ботинок, оленьи рога, копыто коровы,
клетку для птиц и ещё 12 омаров.
Ученица рас сказывает, что у другой акулы были пустые бутылки и куски угля.
Слайд №2.
Ребята, а кита можно назвать большой рыбой? А дельфина?
Дети высказывают своё мнение.
Ребята, киты, касатки, дельфины – не рыбы. Они относятся к млекопитающим, так как
вскармливают своих детёнышей молоком.
Ребята, а дельфины умеют разговаривать?
Они ещё и поют!!!
Послушайте песни дельфинов. Слайд № 3.
Какие ещё морские животные умеют петь?
Девочка рассказывает, что учёные обнаружили, что горбатые киты очень поэтичные создания.
Судите сами. Оказывается , киты любят петь. Причём обычно кит насвистывает определённый
мотив около года ,постоянно совершенствуя его. Через год песня кита меняется, он разрабатывает
новую тему – так на протяжении всей жизни.
Слайд №4.
Ребята, а теперь давайте выясним ,каких рыб вы знаете?
Ученики 3 класса делятся на две команды. Победит тот, кто вспомнит больше названий рыб.
Ученики 1 класса играют в игру «Юные художники». Рисуют с закрытыми глазами мелом рыбку.
Победит тот, у кого получится рыбка самая красивая.
Физминутка №1.
Ребята, каких ещё обитателей подводного мира вы знаете?
Дети называют.
Ученик называет великолепных пловцов и ныряльщиков- морские черепахи. Всю жизнь они
проводят в море ,питаясь водорослями и рыбой . На сушу выходят только, чтобы вывести
потомство.
Слайд№5.
Ученица рассказывает о морском еже. Ёж покрыт колючками длиной от нескольких миллиметров
до 30 см. Кажется, что он неприступен. Однако рыба спинорог хватает морского ежа за иголку,
толкает и дует снизу, переворачивая. Там, где нет иголок, ёж мягкий, и рыба его съедает.
Слайд №6.
Ученик рассказывает о рыбе-еже. Она покрыта колючками. При малейшей опасности она
способна надуться, набрав воды и воздуха в свой желудок. Чтобы напугать своих врагов, рыба-ёж
может стать вдвое или втрое больше своего первоначального размера, приняв форму огромного
шара.
Слайд №7.
Ученица рассказывает о морской звезде. Обычно у неё 5 лучей, но у некоторых звёзд бывает 50.
Если один из лучей отрезать, то он вырастет заново Каждый луч имеет множество мельчайших
ножек с присосками. Они позволяют звезде перемещаться. Питаются морские звёзды в основном
моллюсками , но иногда и рыбами.
Слайд№8.
Далее выступают ученики 1 класса с защитой своих исследовательских работ по теме:»Рыбы».
Они рассказывают о заинтересованных ими рыбах: африканская тигровая рыба, угорь, форель,
красный неон, осётр.
Слайды№9,10,11,12,13.
А можно ли разводить рыб в домашних условиях?
Дети высказывают свои мнения.
Слайд№14. Аквариумные рыбки.
Физминутка №2.
А сейчас -соревнование. Победит та команд , которая даст больше верных ответов.
Задания командам:
1 команда
1.Снасть для ловли рыбы? (сеть, удочка)
2.»По щучьему веленью, по моему хотенью»- эти слова сказала Иванушке……..(щука)
3.Хищная рыба, которая может съесть даже человека. ( Акула)
4. Как называется рыбный суп ? (уха)
2 команда.
1.Малёк выводится из ……..(икринки)
2.Кто поймал в сети «золотую рыбку»? (старик)
3. Какие животные любят лакомиться рыбой? (Дельфины, тюлени ,морские котики, медведи, коты)
4. В какое время года рыбная ловля запрещена и почему? (весной, потому что рыбы мечут икру и
заботятся о потомстве)
Определяется команда-победительница.
Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили на часе общения?
Ответы детей: об обитателях подводного мира.
Узнали ли вы что-то новое для себя?
Предлагаю оценить нашу работу и ваше состояние души.
Дети обводят на чистых листах свою ладошку.
Отмечают своё мнение значками + или – на нарисованных пальцах:
Мизинец - интересна ли тема часа общения.
Безымянный – интересно ли выступали одноклассники.
Средний – захотелось ли больше узнать о каком-нибудь животном.
Указательный – нужны ли полученные знания в жизни.
Большой – комфортно ли ты себя чувствовал.
Всем большое спасибо!
Предлагается просмотр мультфильма.