Автор: Абидокова Марина Огурлиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Звездочка" А.ЗЕЮКО"
Населённый пункт: Карачаево – Черкесская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Современные тенденции в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД "ЗВЕЗДОЧКА" А.ЗЕЮКО"
«Современные тенденции
в дошкольном образовании»
Составила:
воспитатель Абидокова М.О.
а.Зеюко, 2017г.
В последние несколько лет в современном дошкольном образовании
происходят бурные изменения. С одной стороны, планируется отказ от того,
чем известна и, более того, знаменита отечественная система дошкольного
образования - от занятий. При этом часто забывается, что слово «занятие»
является
однокоренным
со
словом
«занятный»
и
ни
в
коем
случае
не
подразумевает похожести на школьные уроки.
С другой стороны, требования, предъявляемые к системе дошкольного
образования,
существенно
превосходят
имеющийся
на
сегодняшний
день
уровень
дошкольного
образования
и
предполагают
наличие
у
детей
определённых навыков: чтения, письма, счёта, ориентации в окружающем и
много другого.
И что же? Надо ли менять систему дошкольного образования? Для
этого попытаемся разобраться в вопросе о роли общественного дошкольного
образования в жизни ребёнка. Зачем современному ребёнку в России нужен
детский сад?
Этот вопрос требует специального осмысления. Так есть родители,
которые считают, что детский сад- это своеобразная «камера хранения». При
этом, если кого- то такое положение дел устраивает, то другие родители
записывают ребёнка в разные кружки и студии, полагая, что научиться чему-
то серьёзному, нужному и полезному он сможет только там, а не в детском
саду. Так ли это? Что же на самом деле приобретают дети в детском саду? На
этот вопрос можно ответить одним словом: общение. Ребёнок в детском саду
должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, должен,
согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные
позиции
и
роли
в
процессе
общения,
приобрести
опыт
совместной
и
коллективной деятельности.
Всегда нужно помнить, что именно общение обеспечивает ребёнку
культурное развитие, которое свойственно только человеку.
Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой, т.
е. собственным поведением и деятельностью, которая будет направлена на
развитие у детей способности к управлению этим собственным поведением и
собственной деятельностью. Такое соотношение обучения и развития в
корне меняет задачи образовательной деятельности в детском саду, так как
оно
предполагает
с
самого
начала,
что
его
основным
результатом
будет
развитие
обучения,
поэтому
программы
дошкольного
образования,
построенные с учётом соответствующих стандартов, должны обеспечивать
ребёнку культурное развитие, а это значит, что в программах и стандартах
детского сада должны быть предусмотрены все необходимые условия для
полноценного
общения
ребёнка
с
окружающим,
а
не
такие,
пусть
даже
важные качества, как знания, умения и навыки.
Однако дошкольный период самоценен не только своим общением, но и
развитием желаний, эмоций, которые необходимо контролировать. Поэтому в
процессе
дошкольного
образования
ребёнок
должен
научиться
управлять
своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и
«интеллектуализация аффекта».
Поэтому в данной логике можно выделить три условия, при которых эта
цель может быть достигнута.
Первое условие: развивающее образование детей дошкольного возраста
не может быть построено без участия семьи. Значит, если в процессе роста и
развития ребёнка не создать условия для целенаправленного развития его
родителей,
то
малыша
можно
научить
решать
те
или
иные
задачи,
как,
впрочем, и медведя в цирке можно научить кататься на коньках, но никакого
отношения к культурному развитию это иметь не будет. Родители не просто
отдают
ребёнка
в
детский
сад,
но
и
сами
должны
стать
активными
участниками жизни в дошкольном учреждении.
Второе условие касается особенности обучения детей дошкольного
возраста.
Отечественный
педагог
Л.
С.
Выгодский
выделяет
два
вида
обучения: это–спонтанный
( когда человек учится по собственной
программе)
и
реактивный
(
способность
учиться
по
чужой
программе).
Ребёнок
дошкольного
возраста
учится
спонтанно:
рисует
то,
что
хочет,
играет, игнорируя правила, сам задаёт вопросы, которые актуальны для него в
данный момент, но в то же время, не следует сидеть и ждать когда ребёнку
самому
захочется
научиться
рисовать
машину.
Взрослый
должен
придумывать
такие
ситуации,
при
которых
у
малыша
возникает
мотив
обучения.
Третье условие:
становление
и
развитие
детской
игры-
ведущей
деятельности дошкольника. Почему именно игра так важна для развития
ребенка в дошкольном детстве?
Во - первых, игра создаёт условия для целенаправленного развития воли
и
эмоций.
Ребёнок
смеётся,
плачет
по
своему
желанию
и
наоборот
сдерживает себя, отдаёт другим право голоса.
Во- вторых, игра в дошкольном возрасте существует, как особая
деятельность и форма организации жизнедеятельности ребёнка. Наблюдения
за детьми в учреждениях, работающим по разным программам, позволяют
утверждать, что мало где различаются и принимаются во внимание эти два
аспекта игры. А вот это как раз и недопустимо. Пока ребёнок не научится
правильно играть, ни в коем случае нельзя использовать игру в качестве
вспомогательного средства, в том числе и в дидактических целях. А вот уже к
концу дошкольного возраста при условии полноценного развития игровой
деятельности возникают игры, в которых можно реально прочитать, реально
померить,
решить,
реально
построить
и
так
потом.
Это
помогает
дошкольнику
получить
необходимые
для
его
развития
знания
и
тут
же
реализовать их в жизнь, т. е. обеспечить преемственность дошкольного и
школьного образования.
В-третьих, хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию
произвольности,
эта
произвольность
касается
только
поведения
ребёнка
внутри игры. В игре ребёнок участвует добровольно и непринуждённо.
Таким образом, на современном этапе, ориентируя педагогов на
формирование у детей мотивов обучения, мы говорим: не надо учить детей,
не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе
для вас самих, содержательной жизнью.
Использованная литература: Журнал «Дошкольное образование» №6/2013г.