Напоминание

"Современные тенденции в дошкольном образовании"


Автор: Абидокова Марина Огурлиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Звездочка" А.ЗЕЮКО"
Населённый пункт: Карачаево – Черкесская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Современные тенденции в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД "ЗВЕЗДОЧКА" А.ЗЕЮКО"

«Современные тенденции

в дошкольном образовании»

Составила:

воспитатель Абидокова М.О.

а.Зеюко, 2017г.

В последние несколько лет в современном дошкольном образовании

происходят бурные изменения. С одной стороны, планируется отказ от того,

чем известна и, более того, знаменита отечественная система дошкольного

образования - от занятий. При этом часто забывается, что слово «занятие»

является

однокоренным

со

словом

«занятный»

и

ни

в

коем

случае

не

подразумевает похожести на школьные уроки.

С другой стороны, требования, предъявляемые к системе дошкольного

образования,

существенно

превосходят

имеющийся

на

сегодняшний

день

уровень

дошкольного

образования

и

предполагают

наличие

у

детей

определённых навыков: чтения, письма, счёта, ориентации в окружающем и

много другого.

И что же? Надо ли менять систему дошкольного образования? Для

этого попытаемся разобраться в вопросе о роли общественного дошкольного

образования в жизни ребёнка. Зачем современному ребёнку в России нужен

детский сад?

Этот вопрос требует специального осмысления. Так есть родители,

которые считают, что детский сад- это своеобразная «камера хранения». При

этом, если кого- то такое положение дел устраивает, то другие родители

записывают ребёнка в разные кружки и студии, полагая, что научиться чему-

то серьёзному, нужному и полезному он сможет только там, а не в детском

саду. Так ли это? Что же на самом деле приобретают дети в детском саду? На

этот вопрос можно ответить одним словом: общение. Ребёнок в детском саду

должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, должен,

согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные

позиции

и

роли

в

процессе

общения,

приобрести

опыт

совместной

и

коллективной деятельности.

Всегда нужно помнить, что именно общение обеспечивает ребёнку

культурное развитие, которое свойственно только человеку.

Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой, т.

е. собственным поведением и деятельностью, которая будет направлена на

развитие у детей способности к управлению этим собственным поведением и

собственной деятельностью. Такое соотношение обучения и развития в

корне меняет задачи образовательной деятельности в детском саду, так как

оно

предполагает

с

самого

начала,

что

его

основным

результатом

будет

развитие

обучения,

поэтому

программы

дошкольного

образования,

построенные с учётом соответствующих стандартов, должны обеспечивать

ребёнку культурное развитие, а это значит, что в программах и стандартах

детского сада должны быть предусмотрены все необходимые условия для

полноценного

общения

ребёнка

с

окружающим,

а

не

такие,

пусть

даже

важные качества, как знания, умения и навыки.

Однако дошкольный период самоценен не только своим общением, но и

развитием желаний, эмоций, которые необходимо контролировать. Поэтому в

процессе

дошкольного

образования

ребёнок

должен

научиться

управлять

своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и

«интеллектуализация аффекта».

Поэтому в данной логике можно выделить три условия, при которых эта

цель может быть достигнута.

Первое условие: развивающее образование детей дошкольного возраста

не может быть построено без участия семьи. Значит, если в процессе роста и

развития ребёнка не создать условия для целенаправленного развития его

родителей,

то

малыша

можно

научить

решать

те

или

иные

задачи,

как,

впрочем, и медведя в цирке можно научить кататься на коньках, но никакого

отношения к культурному развитию это иметь не будет. Родители не просто

отдают

ребёнка

в

детский

сад,

но

и

сами

должны

стать

активными

участниками жизни в дошкольном учреждении.

Второе условие касается особенности обучения детей дошкольного

возраста.

Отечественный

педагог

Л.

С.

Выгодский

выделяет

два

вида

обучения: это–спонтанный

( когда человек учится по собственной

программе)

и

реактивный

(

способность

учиться

по

чужой

программе).

Ребёнок

дошкольного

возраста

учится

спонтанно:

рисует

то,

что

хочет,

играет, игнорируя правила, сам задаёт вопросы, которые актуальны для него в

данный момент, но в то же время, не следует сидеть и ждать когда ребёнку

самому

захочется

научиться

рисовать

машину.

Взрослый

должен

придумывать

такие

ситуации,

при

которых

у

малыша

возникает

мотив

обучения.

Третье условие:

становление

и

развитие

детской

игры-

ведущей

деятельности дошкольника. Почему именно игра так важна для развития

ребенка в дошкольном детстве?

Во - первых, игра создаёт условия для целенаправленного развития воли

и

эмоций.

Ребёнок

смеётся,

плачет

по

своему

желанию

и

наоборот

сдерживает себя, отдаёт другим право голоса.

Во- вторых, игра в дошкольном возрасте существует, как особая

деятельность и форма организации жизнедеятельности ребёнка. Наблюдения

за детьми в учреждениях, работающим по разным программам, позволяют

утверждать, что мало где различаются и принимаются во внимание эти два

аспекта игры. А вот это как раз и недопустимо. Пока ребёнок не научится

правильно играть, ни в коем случае нельзя использовать игру в качестве

вспомогательного средства, в том числе и в дидактических целях. А вот уже к

концу дошкольного возраста при условии полноценного развития игровой

деятельности возникают игры, в которых можно реально прочитать, реально

померить,

решить,

реально

построить

и

так

потом.

Это

помогает

дошкольнику

получить

необходимые

для

его

развития

знания

и

тут

же

реализовать их в жизнь, т. е. обеспечить преемственность дошкольного и

школьного образования.

В-третьих, хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию

произвольности,

эта

произвольность

касается

только

поведения

ребёнка

внутри игры. В игре ребёнок участвует добровольно и непринуждённо.

Таким образом, на современном этапе, ориентируя педагогов на

формирование у детей мотивов обучения, мы говорим: не надо учить детей,

не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе

для вас самих, содержательной жизнью.

Использованная литература: Журнал «Дошкольное образование» №6/2013г.



В раздел образования