Напоминание

ОРКСЭ


Автор: Осягина Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "СОШ с.Белогорное Вольского района"
Населённый пункт: с.Белогорное
Наименование материала: рабочая программа 4класс
Тема: ОРКСЭ
Раздел: начальное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Средняя общеобразовательная школа с.Белогорное Вольского района»

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/ /

Протокол № ____ от

____________2019г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/

«______»______________2019

г.

Утверждено

Директор

____________/ Приказ №

_____

от______________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам религиозных культур и светской этики

наименование предмета (курса)

для 4 класса

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

протокол № ____от ________2019 г.

с. Белогорное

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для ІV класса

разработана на основе примерной программы, соответствующей Федеральному компоненту ГОС

начального общего образования и учебника для учащихся общеобразовательных учреждений

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.Виноградовой. Москва «Вентана-

Граф» 2014

Цель «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка

мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и

религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с

представителями других культур.

Задачи:

-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской

культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для

достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и

культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира

и согласия.

Учебно - методическое обеспечение учебного курса в 4 классе

Учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс. Москва

Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 год

Данная программа рассчитана на 2019-2020 учебный год. 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и

уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих

эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их

выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха

учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать

свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность

конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении

ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Предметные результаты

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как

основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в

выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,

их роли в культуре, истории и современности России;

общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении

российской государственности; формирование первоначального представления об

отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального

многоконфессионального народа России;

осознание ценности человеческой жизни.

К концу обучения выпускник научится:

раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,

духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,

ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между

людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной

традиции, истории её формирования в России;

на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий,

религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории

России;

излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и

общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской

религиозной морали;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в

диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным

темам;

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических

и религиозных текстах;

сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими

духовно-нравственными ценностями;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников

беседы, добавлять, приводить доказательства;

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения

живописи, иконописи;

оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных

личностей;

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное

самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для

российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей,

общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на

основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого

поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего

образования;

соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения

человека;

оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать

способы саморазвития;

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и

практических задач.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий

по

заболеваемости

гриппом,

ОРВИ

и

другими

инфекционными

заболеваниями

образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием

дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Содержание учебного предмета, курса

Россия – страна, объединившая народы.

Россия- многонациональная держава. Родина- место, где человек родился, живет, где жили его

предки.

Россия- наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация-

«братских народов союз вековой». Конституция РФ- основной закон, гарантирующий равноправие и

самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом

родного языка и культуры.

Русский язык- государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее

представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы

людей разных национальностей и уровня культуры. Когда люди объединяются.

Защита Отечества- долг гражданина.вне зависимости от его национальности, вероисповедания.

Великая Отечественная война- пример исполнения патриотического долга гражданами

многонациональной страны. Подвиги воинов- представителей разных народов.

Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт

народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища,

одежды, питья. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели

искусства- представители разных народов. Культура народа, рожденная религией. Традиционные

религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных

вероисповеданий (храм, служба, атрибуты). Народные и религиозные праздники народов России:

Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат,

Пурим; Песак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками. Какие

ценности есть у человечества.

Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей:

что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность,

почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость- общечеловеческие нравственные

ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.

Приложение к рабочей программе по основам религиозных

культур и светской этике

Календарно-тематическое планирование

по основам религиозных культур и светской этики

Класс 4

Учитель

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков __________, зачётов ___________ ч.;

Административных контрольных уроков __________ ч.

Планирование составлено на основе примерной программы по предмету «Основы

религиозных культур и светской этики», авторы – Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко,

А.В.Поляков (УМК «Начальная школа 21 века», руководитель Н.Ф.Виноградова).

Издательство: М.-Вентана-Граф, 2013 г.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов,

тем

Количество часов

Контрольные

работы

И т.п.

1

«Россия – страна,

объединившая народы»

9

2

«Многообразие культур

народов России»

10

3

«Что объединяет разные

народы»

7

4

«Что объединяет разные

народы»

8

Итого

34

Тема урока

Количество

часов

Дата

Корректировка

План

Факт

Раздел 1 «Россия –

страна, объединившая

народы»

9

1

Россия –

многонациональная

держава

2

Как всё начиналось.

Древняя Русь

3

Как всё начиналось.

Древняя Русь

4

Как всё начиналось.

Народы Поволжья

5

Как всё начиналось.

Народы Поволжья

6

Как всё начиналось.

Народы Северного

Кавказа

7

Как всё начиналось.

Народы Северного

Кавказа

8

Как всё начиналось.

Народы Сибири

9

Как всё начиналось.

Народы Сибири

Раздел 2

«Многообразие

культур народов

России»

10

10

Русский язык –

государственный язык

России

11

Когда люди

объединяются

12

Культура каждого

народа неповторима

13

Заглянем в бабушкин

сундук

14

Приглашаем к

праздничному столу

15

Традиционные религии

народов России

16

Традиционные религии

народов России

17

Войдём в буддийский

храм

18

Войдём в мечеть

19

Войдём в синагогу

Раздел 3 «Народные и

религиозные

праздники»

7

20

Цаган Сар – калмыцкий

праздник весны

21

Навруз – день встречи

нового года и праздника

весны

22

Навруз – день встречи

нового года и праздника

весны

23

Рождество

24

Пасха

25

Курбан-байрам. День

рождения пророка.

Шаббат – священная

Суббота. Пурим

26

Праздник Весак

Раздел 4 «Что

объединяет разные

народы»

8

27

Как возникли правила

28

Будь милосерден и добр

29

Будь милосерден и добр

30

Почитай родителей

31

Будь щедрым,

довольствуйся малым

32

Не завидуй. Не

предавай

33

Будь терпим, умей

прощать

34

Будь честным



В раздел образования