Автор: Осягина Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "СОШ с.Белогорное Вольского района"
Населённый пункт: с.Белогорное
Наименование материала: рабочая программа 4класс
Тема: ОРКСЭ
Раздел: начальное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Средняя общеобразовательная школа с.Белогорное Вольского района»
Рассмотрено
Руководитель МО
_________/ /
Протокол № ____ от
____________2019г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________/
«______»______________2019
г.
Утверждено
Директор
____________/ Приказ №
_____
от______________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам религиозных культур и светской этики
наименование предмета (курса)
для 4 класса
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол № ____от ________2019 г.
с. Белогорное
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для ІV класса
разработана на основе примерной программы, соответствующей Федеральному компоненту ГОС
начального общего образования и учебника для учащихся общеобразовательных учреждений
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.Виноградовой. Москва «Вентана-
Граф» 2014
Цель «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур.
Задачи:
-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира
и согласия.
Учебно - методическое обеспечение учебного курса в 4 классе
Учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс. Москва
Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 год
Данная программа рассчитана на 2019-2020 учебный год. 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность
конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как
основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; формирование первоначального представления об
отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
К концу обучения выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной
традиции, истории её формирования в России;
на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий,
религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории
России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и
общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам;
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических
и религиозных текстах;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства;
описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения
живописи, иконописи;
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей;
работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей,
общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на
основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования;
соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;
высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека;
оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития;
создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;
использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий
по
заболеваемости
гриппом,
ОРВИ
и
другими
инфекционными
заболеваниями
образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием
дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Содержание учебного предмета, курса
Россия – страна, объединившая народы.
Россия- многонациональная держава. Родина- место, где человек родился, живет, где жили его
предки.
Россия- наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация-
«братских народов союз вековой». Конституция РФ- основной закон, гарантирующий равноправие и
самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом
родного языка и культуры.
Русский язык- государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее
представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы
людей разных национальностей и уровня культуры. Когда люди объединяются.
Защита Отечества- долг гражданина.вне зависимости от его национальности, вероисповедания.
Великая Отечественная война- пример исполнения патриотического долга гражданами
многонациональной страны. Подвиги воинов- представителей разных народов.
Многообразие культур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт
народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища,
одежды, питья. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели
искусства- представители разных народов. Культура народа, рожденная религией. Традиционные
религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных
вероисповеданий (храм, служба, атрибуты). Народные и религиозные праздники народов России:
Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат,
Пурим; Песак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками. Какие
ценности есть у человечества.
Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей:
что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность,
почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость- общечеловеческие нравственные
ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.
Приложение к рабочей программе по основам религиозных
культур и светской этике
Календарно-тематическое планирование
по основам религиозных культур и светской этики
Класс 4
Учитель
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков __________, зачётов ___________ ч.;
Административных контрольных уроков __________ ч.
Планирование составлено на основе примерной программы по предмету «Основы
религиозных культур и светской этики», авторы – Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко,
А.В.Поляков (УМК «Начальная школа 21 века», руководитель Н.Ф.Виноградова).
Издательство: М.-Вентана-Граф, 2013 г.
Тематическое планирование
№п/п
Наименование разделов,
тем
Количество часов
Контрольные
работы
И т.п.
1
«Россия – страна,
объединившая народы»
9
2
«Многообразие культур
народов России»
10
3
«Что объединяет разные
народы»
7
4
«Что объединяет разные
народы»
8
Итого
34
№
Тема урока
Количество
часов
Дата
Корректировка
План
Факт
Раздел 1 «Россия –
страна, объединившая
народы»
9
1
Россия –
многонациональная
держава
2
Как всё начиналось.
Древняя Русь
3
Как всё начиналось.
Древняя Русь
4
Как всё начиналось.
Народы Поволжья
5
Как всё начиналось.
Народы Поволжья
6
Как всё начиналось.
Народы Северного
Кавказа
7
Как всё начиналось.
Народы Северного
Кавказа
8
Как всё начиналось.
Народы Сибири
9
Как всё начиналось.
Народы Сибири
Раздел 2
«Многообразие
культур народов
России»
10
10
Русский язык –
государственный язык
России
11
Когда люди
объединяются
12
Культура каждого
народа неповторима
13
Заглянем в бабушкин
сундук
14
Приглашаем к
праздничному столу
15
Традиционные религии
народов России
16
Традиционные религии
народов России
17
Войдём в буддийский
храм
18
Войдём в мечеть
19
Войдём в синагогу
Раздел 3 «Народные и
религиозные
праздники»
7
20
Цаган Сар – калмыцкий
праздник весны
21
Навруз – день встречи
нового года и праздника
весны
22
Навруз – день встречи
нового года и праздника
весны
23
Рождество
24
Пасха
25
Курбан-байрам. День
рождения пророка.
Шаббат – священная
Суббота. Пурим
26
Праздник Весак
Раздел 4 «Что
объединяет разные
народы»
8
27
Как возникли правила
28
Будь милосерден и добр
29
Будь милосерден и добр
30
Почитай родителей
31
Будь щедрым,
довольствуйся малым
32
Не завидуй. Не
предавай
33
Будь терпим, умей
прощать
34
Будь честным