Напоминание

"Откуда хлеб пришел на стол?"


Автор: Денисова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: село Дебесы Удмуртская Республика
Наименование материала: проект
Тема: "Откуда хлеб пришел на стол?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

Тема: «Откуда хлеб пришел на стол?

Автор проекта: воспитатель старшей группы : Денисова О.Л.

Актуальность проекта: Народная мудрость гласит: «Хлеб- всему голова!». По всему миру ни

один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются,

какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям

чтобы посеять, вырастить, намолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему для того,

чтобы познакомить детей с сельскохозяйственным трудом удмуртов в давние времена и в

настоящее время. Чем больше дети будут знать о том, как много труда надо приложить, чтобы в

каждом доме был хлеб, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в

себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без

исключения одно общее: хлеб - это жизнь. В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с

рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и

мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный,

непрестанный труд.

Вид проекта: творческий, исследовательский, кратковременный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.

Проблема: В настоящее время не все дети знают, откуда привозят хлеб в магазин, где пекут много

хлеба для магазинов, почему хлеб бывает «черным» и «белым» и какой путь проходит зерно,

прежде чем стать хлебом? Иногда некоторые ребята когда едят, балуются хлебом: мнут его,

играют, не понимая, что хлеб достается тяжелым трудом.

Гипотеза исследования: Хлеб на столе – это результат труда людей разных профессий. Если

человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет

бережнее относиться к нему.

Цель проекта: Формирование знаний у детей о выращивании хлебных злаков, о процессе

изготовления хлеба.

Задачи: 1. Рассказать о том, как удмурты занимались земледелием в старину, как выращивали

хлеб и как к нему относились.

2. Познакомить детей с сельскохозяйственным трудом удмуртов в настоящее время.

3. Воспитать в детях любовь к своей малой Родине, бережное отношение к хлебу, чувство

благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Ожидаемые результаты по проекту: Узнать, какой долгий путь приходится проделать зерну,

чтобы стать хлебом и попасть на стол; знать названия злаковых растений, уважительно относиться

к труду хлеборобов, к работникам хлебопекарной промышленности; сформировать бережное

отношения к хлебу.

Этапы реализации проекта:

1этап- подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов).

1.

« Модель трех вопросов»:

Что знаю о хлебе?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Егор: «Хлеб продается в

магазине»

«Откуда в магазин привозят

хлеб?»

Сходить в магазин и спросить

Лера: «Из зерен делают

муку»

«Что необходимо, чтобы

вырастить хлеб?»

Спросить у бабушки

Полина: «Хлеб бывает белый

и черный»

«Почему хлеб бывает белый и

черный?»

Спросить у мамы

Макар: «Мама дома печет

хлеб в хлебопечке»

Где пекут много хлеба для

магазинов?

«Как растили хлеб раньше?»

Сходить на экскурсию в то

место, где пекут много хлеба

Маша: «Зерно растет в поле»

«Какие еще есть крупы?»

Спросить у родителей

Виолина: «Моя мама стряпает

из муки пирожки, шанежки,

блинчики, оладушки»

«Почему тесто бывает

разным: пышным и не

пышным?»

«Как пекут хлеб?»

Спросить у мамы

Саша: «Зерно убирают

комбайны»

«Как работает мельница?»

Посмотреть в книгах,

энциклопедиях

Календарное планирование:

Понедельник

Встреча с бабой Ириной с целью узнать, как раньше удмурты выращивали хлеб, как

занимались земледелием. Беседа: «Откуда хлеб пришел на стол?»

Знакомство с обрядовым праздником- праздником первой борозды («гырыны потон»,

«кидыс поттон», «акашка»),

Рассматривание и сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас.

Заклички, загадки, скороговорки, стихи о хлебе.

Лепка из соленого теста перепечей.

Вторник

Беседа: «Почему хлеб бывает белым и черным ?»

Исследовательская деятельность: Рассматривание зерен ржи, пшеницы, овса; ржаной

муки и пшеничной. Сравнение семян по форме, цвету.

Д/и «Что из какой муки испекли»

Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка»

Художественное творчество: аппликация со специалистом по ИЗО: «Пшеничный

колосок».

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность: создание мини-огорода на окне. Посев

зерен пшеницы с целью наблюдения за их произрастанием. Понаблюдать и сделать

выводы об условиях, необходимых для их роста.

Д/и «В какой сказке живет хлеб?»

Разучивание песен о хлебе с музыкальным руководителем.

Четверг

Просмотр детьми видео: «Откуда хлеб пришел на стол?»

Дидактическая игра «Что за чем?»

Цель: закрепить знания о последовательности работы в поле, знакомить с трудом

взрослых (тракторист, комбайнер, агроном, водитель, лаборант, пекарь).

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Подвижная игра «Каравай»

Дидактическая игра «Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер,

агроном, тракторист…)

Пятница

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.

Экскурсия в магазин с целью узнать, откуда привозят хлеб в магазин.

Чтение «Теплый хлеб» К.Паустовский

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Разгадывание загадок о хлебе и хлебобулочных изделий

С/р игра «Булочная»

Понедельник

Подвижная игра «Каравай»

Изготовление панно со специалистом в технике лепка+аппликация «Чудо-дерево»

Экскурсия на хлебозавод.

Д/и. разрезные картинки «Хлебобулочные изделия»

Вторник

Заучивание скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»

Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

Беседа: «Польза хлебобулочных изделий»

Поисково-исследовательская деятельность: почему хлеб бывает пышным? Приглашение

повара с пищеблока детского сада для замешивания дрожжевого теста. Наблюдение за

тестом, как оно становится пышным на дрожжах.

Мастер-класс с детьми по приготовлению булочек.

Экскурсия на кухню детского сада с целью показать детям, где пекут для них булочки.

Чаепитие.

Среда

Выставка хлебобулочных изделий, принесенных детьми.

Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Кафе»

Рисование «Вкусняшки в корзине»

Чтение литовской народной сказки «Как волк вздумал хлеб печь»

Заучивание стихотворений о хлебе.

Четверг

Участие родителей и детей в выставке хлебобулочных изделий: «Вот он хлебушек

душистый».

Чтение-рассматривание книжек-самоделок, изготовленными детьми и их родителями.

Подготовка к предстоящему празднику: повторение стихов, песен о хлебе, хороводов,

танцев.

Пятница

Совместный праздник детей и родителей

«Хлеб- всему голова».

Презентация продуктов проекта

Выставка детского творчества

Чаепитие (с домашней выпечкой)

2 этап- реализация проекта:

1.Создание предметно-развивающей среды:

пополнение книжного уголка книгами о хлебе

подбор иллюстраций с хлебобулочными изделиями

лепка из соленого теста печенья, перепечей для с.р.игр «Семья», «Магазин», «Кафе»

2.Организация деятельности детей (выполнение календарного планирования)

3.Организация работы с родителями:

-Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- подбор материала по истории возникновения хлеба и рецептов выпечки для кулинарной книги.

-изготовление книжки с загадками, пословицами о хлебе

-принести хлебобулочную продукцию на выставку

-испечь что-либо к чаепитию (на завершении проекта)

4. Работа со специалистами:

Коллаж «Чудо-дерево»

Аппликация «Поле с колосками»

Рисование «Каравай»

Разучивание песен о хлебе, хороводной игры «Каравай»

3 этап-завершающий:

-создание в группе мини-музея « Хлеб- всему голова»,

-презентация продуктов проекта

-выставка детского творчества

-праздник с родителями , чаепитие с домашней выпечкой

Результат:

В результате проделанной работы дети узнали:

1.

О долгом и тяжелом труде, о том, как удмурты занимались земледелием в старину, как

выращивали хлеб и как к нему относились.

Бабушка Ирина рассказала детям о том, как раньше расчищали леса под пашню, пахали на лошадях,

сеяли вручную, жали колосья тоже вручную серпами и косой.

К севу удмурты готовились заранее. Это был обрядовый праздник, праздник первой борозды.

Старейшины выбирали старика, человека достойного, который должен был вспахать первую

борозду. Красили яйца, складывали их в лукошко с зернами и вместе с зерном разбрасывали по

полю. И просили, молили у богов хорошего урожая, зерен величиной с яйцо.

А еще баба Ирина научила детей стряпать перепечи.

2.

Также дети узнали, как в настоящее время выращивают хлеб, и сколько людей трудятся,

чтобы зерно стало хлебом (агрономы, пахари, трактористы, механизаторы, комбайнеры,

шоферы, пекари). Также познакомились с сельскохозяйственной техникой.

3.

Узнали, что белый хлеб получается из пшеничной муки, а черный- из ржаной.

4.

Узнали, откуда в магазине много хлеба, и что привозят его с хлебозавода.

5.

Познакомились с трудом пекарей (сеют муку, замешивают тесто, раскладывают по

формам, кладут в печь, следят, чтобы хлеб не подгорел.

6.

Создав свой мини-огород на окне, дети сделали выводы: чтобы зерно проросло,

необходим уход: рыхлая плодородная почва, тепло, свет и влага.

7.

В ходе исследовательской деятельности дети , узнали, почему тесто бывает пышным.

Сами побывали в роли пекарей.

8.

Поиграли в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Кафе»

9.

Провели совместную работу с родителями (по изготовлению книжек-самоделок,

сотрудничали с родителями, бабушками по поиску информации, оформили мини-музей,

провели праздник хлеба).

Самое главное, что дети поняли, что хлеб на столе – это результат труда людей разных

профессий. Дети стали бережно относиться к хлебу.



В раздел образования