Напоминание

Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.


Автор: Хуснутдинова Римма Зинфировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МОБУ СОШ им. И. Я. Нелюбина с. Ильино-Поляна муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: Благовещенский район село Ильино-Поляна
Наименование материала: статья о правильном произношении о младших школьников
Тема: Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего

школьного возраста.

Правильное произношение звуков очень важно для формирования

полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает

в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои

мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют

контакт. Однако выработка правильного произношения у детей, обычно,

представляет

для

них

большие

трудности.

Часто

развитие

звуковой

стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны

родителей и воспитателей, поэтому значительное число детей школьного

возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость,

картавое произношение звука р , оглушение звонких согласных и др.

Очень

важно развитие правильного звукопроизношения.

Недостаточно

чёткое произношение звуков является одной из причин

неуспеваемости

по

русскому

языку

в

начальной.

Этим

детям

трудно

определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать

слово с заданным звуком. Формирование четкого произношения у детей –

это

сложный

процесс,

во

время

которого

ребенок

учиться

управлять

своими органами речи, понимать обращенную к нему речь, осуществлять

контроль за речью окружающих и собственною речью. Есть дети которые

успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается.

Мы знаем, что вторичные отклонения легче предупредить, чем

исправить

уже

сформировавшиеся

нарушения.

Задачи

коррекционного

обучения

решают

не

только

исправление

первичного

дефекта,

но

и

обязательную

подготовку

детей

к

обучению

в

школе,

т.е.

усвоение

элементов грамоты

Ежедневная кропотливая работа над звукопроизношением поможет

ребенку в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороной

речи.

Для

осуществления

такой

задачи

обязательно,

совместно

с

родителями,

выполнять

работу

по

воспитанию

у

детей

правильного

звукопроизношения .

Работа над развитием речи включает следующие этапы:

1.Пополнение словаря;

2. Усвоение грамматического строя;

3. Обучение рассказыванию;

4. Выработка правильного произношения звуков.

Работа над произношением состоит из следующих

взаимосвязанных между собой этапов:

1.Обследование речи и произношение ребенка;

2.Развитие правильной артикуляции;

3.Закрепление правильного произношения в свободной речи;

4. Развитие фонематического восприятия

5.Навыки звукового анализа предложения и слова.

Речевые упражнения проводятся в порядке возрастающей

трудности. Необходимым условием успешной работы над произношением

является тщательное обследование речи детей. Очень вано располагать

точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка.

Без этого невозможно организовать работу. При правильной постановке

речевой у детей разовьется нормальная речь с навыками звукового

анализа.

В работе

над правильной

речью у младшего школьного

возраста логопед

должен

уделять

этому

огромное

внимание,

этим

он

помогает

детям

овладеть

правильным

звукопроизношением.

На всех

этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме

игр:

с

игрушками,

картинками,

звукоподражанием,

с

элементами

движений, с пением, чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек,

чистоговорок. Этапа автоматизации звука начинается с пересказа коротких

рассказов и рассказывание по картинкам.

Также рекомендуется вести работу в следующих направлениях:

1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.

2. Уточнение произношения изолированного звука.

3. Воспитание правильного произношения звуков в словах.

4.Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи.

Очень полезны упражнения для развития фонематического восприятия это

узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается

с узнаванием этого звука в слове. Родителям для закрепления полученных

знаний предоставляется краткая информация о том, как можно в

домашних условиях поиграть с детьми и тем самым закрепить

необходимый результат:

1. Игра « Волшебный кубик»..Продуктивным пособием для

закрепления звукопроизношения звуков - песенок в игровой форме

является « Волшебный кубик».

2. Упражнение по узнаванию звука в слове на слух и по картинкам.

3. Попробуйте с ребенком придумать слова на заданный звук.

Вся

коррекционно-воспитательная

работа

проводится

как

на

специальных

занятиях,

так

и

в

повседневной

жизни,

т.е.

все

игровые

упражнения можно включать как в занятия, так и в режимные моменты.

Итак,

имеются все

предпосылки

для

успешного

овладения

звуковой стороной русского языка. Всякое отступление от правильного

произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Ф.Ф. Рау, необходимо

рассматривать

уже

как

затянувшееся

косноязычие,

которое

может

превратиться

в

привычку

ребенка.

Поэтому

именно

в

этот

период

необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя

предупреждать косноязычие.



В раздел образования