Автор: Хуснутдинова Римма Зинфировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МОБУ СОШ им. И. Я. Нелюбина с. Ильино-Поляна муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: Благовещенский район село Ильино-Поляна
Наименование материала: статья о правильном произношении о младших школьников
Тема: Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование
Воспитание правильного звукопроизношения у детей младшего
школьного возраста.
Правильное произношение звуков очень важно для формирования
полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает
в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои
мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют
контакт. Однако выработка правильного произношения у детей, обычно,
представляет
для
них
большие
трудности.
Часто
развитие
звуковой
стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны
родителей и воспитателей, поэтому значительное число детей школьного
возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость,
картавое произношение звука р , оглушение звонких согласных и др.
Очень
важно развитие правильного звукопроизношения.
Недостаточно
чёткое произношение звуков является одной из причин
неуспеваемости
по
русскому
языку
в
начальной.
Этим
детям
трудно
определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать
слово с заданным звуком. Формирование четкого произношения у детей –
это
сложный
процесс,
во
время
которого
ребенок
учиться
управлять
своими органами речи, понимать обращенную к нему речь, осуществлять
контроль за речью окружающих и собственною речью. Есть дети которые
успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается.
Мы знаем, что вторичные отклонения легче предупредить, чем
исправить
уже
сформировавшиеся
нарушения.
Задачи
коррекционного
обучения
решают
не
только
исправление
первичного
дефекта,
но
и
обязательную
подготовку
детей
к
обучению
в
школе,
т.е.
усвоение
элементов грамоты
Ежедневная кропотливая работа над звукопроизношением поможет
ребенку в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороной
речи.
Для
осуществления
такой
задачи
обязательно,
совместно
с
родителями,
выполнять
работу
по
воспитанию
у
детей
правильного
звукопроизношения .
Работа над развитием речи включает следующие этапы:
1.Пополнение словаря;
2. Усвоение грамматического строя;
3. Обучение рассказыванию;
4. Выработка правильного произношения звуков.
Работа над произношением состоит из следующих
взаимосвязанных между собой этапов:
1.Обследование речи и произношение ребенка;
2.Развитие правильной артикуляции;
3.Закрепление правильного произношения в свободной речи;
4. Развитие фонематического восприятия
5.Навыки звукового анализа предложения и слова.
Речевые упражнения проводятся в порядке возрастающей
трудности. Необходимым условием успешной работы над произношением
является тщательное обследование речи детей. Очень вано располагать
точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка.
Без этого невозможно организовать работу. При правильной постановке
речевой у детей разовьется нормальная речь с навыками звукового
анализа.
В работе
над правильной
речью у младшего школьного
возраста логопед
должен
уделять
этому
огромное
внимание,
этим
он
помогает
детям
овладеть
правильным
звукопроизношением.
На всех
этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме
игр:
с
игрушками,
картинками,
звукоподражанием,
с
элементами
движений, с пением, чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек,
чистоговорок. Этапа автоматизации звука начинается с пересказа коротких
рассказов и рассказывание по картинкам.
Также рекомендуется вести работу в следующих направлениях:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
2. Уточнение произношения изолированного звука.
3. Воспитание правильного произношения звуков в словах.
4.Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи.
Очень полезны упражнения для развития фонематического восприятия это
узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается
с узнаванием этого звука в слове. Родителям для закрепления полученных
знаний предоставляется краткая информация о том, как можно в
домашних условиях поиграть с детьми и тем самым закрепить
необходимый результат:
1. Игра « Волшебный кубик»..Продуктивным пособием для
закрепления звукопроизношения звуков - песенок в игровой форме
является « Волшебный кубик».
2. Упражнение по узнаванию звука в слове на слух и по картинкам.
3. Попробуйте с ребенком придумать слова на заданный звук.
Вся
коррекционно-воспитательная
работа
проводится
как
на
специальных
занятиях,
так
и
в
повседневной
жизни,
т.е.
все
игровые
упражнения можно включать как в занятия, так и в режимные моменты.
Итак,
имеются все
предпосылки
для
успешного
овладения
звуковой стороной русского языка. Всякое отступление от правильного
произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Ф.Ф. Рау, необходимо
рассматривать
уже
как
затянувшееся
косноязычие,
которое
может
превратиться
в
привычку
ребенка.
Поэтому
именно
в
этот
период
необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя
предупреждать косноязычие.