Напоминание

"Преодоление трудностей при обучении ребенка чтению"


Автор: Морозова Елена Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №2 "Звездочка"
Населённый пункт: город Ступино
Наименование материала: Статья
Тема: "Преодоление трудностей при обучении ребенка чтению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преодоление трудностей при

обучении ребенка чтению

Воспитатель Морозова Е.Г.

(подготовительная к школе группа)

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих

лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития

ребенка,

в

том

числе

и

обучения

чтению,

может

и

должна

иметь

положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания

гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это

сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с

фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова.

Причинами трудностей при обучению чтению являются:

1. Педагогическая запущенность

- форсированность темпов обучения

-недостаточный контроль за усвоением знаний

-равнодушием семьи и др.

2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме,

но при неблагоприятных условиях «расцветает».

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с

обучением в школе:

- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче

автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе.

- развивается аналитико-синтетическая деятельность;

-

уточняется,

обогащается

словарь,

ребенок

овладевает

навыками

словоизменения и словообразования;

- появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.

Сформировать

стабильный,

графический

образ

буквы

помогает

выкладывание

буквы

из

палочек,

ее

преобразование

в

другую,

наиболее

целесообразным

способом.

Очень

важным

является

развитие

зрительно-

пространственной

ориентировки.

Целесообразно

проводить

сравнение

сходных

по

написанию

букв,

выделять

общие

элементы,

учить

видеть

разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит

количество

оптических

ошибок.

Эффективны

приемы

обведения

контура

буквы

пальцем,

приемы

дермолексии

(рисование

буквы

на

ладони,

тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги) .

В

процессе

обучения

чтению,

особенно

на

первоначальных

этапах,

используются

книги

с

иллюстрациями,

одноцветный

или

многоцветный

текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно

воспитывать

у

ребенка

уверенность

в

собственных

силах,

успешность,

желание

использовать

приобретенные

навыки

в

повседневной

жизни

(нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое

занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку,

доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его

успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок

успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода».

Упражнения.

Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу

над

дикцией

и

постановкой

дыхания.

Дикция

основа

чёткости,

понятийности речи.

1. Чтение шёпотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра

ры-ры-ры – у нас в руках шары?

2. Чтение тихо и умеренно:

- арка – арца

арта – арда

арла – арба

3. Чтение громко и уверенно:

- Моль – соль – толь – боль

- Почка – почва – почта

- Дверь – зверь – червь

4. Скороговорки на проговаривание согласных звуков

- Коси, коса, пока роса.

- На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

5. Игры на звукоподражание:

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда…Га, га, га!

Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!

А как Петя-петушок

Ранним утром поутру

Нам споёт …Ку-ка-ре-ку!

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1.

Изучение алфавитных названий букв.

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР,

а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в

слоги.

Ребенок

вместо

МАМА

читает

МЭАМЭА

Легко

ли

ребёнку

расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по

буквам

часто

остаётся

для

ребёнка

непонятным,

а

сам

процесс

чтения

утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в

книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА –

МММА; СССОК; РРРАК.

Основной

причиной

возникновения

нарушений

чтения

и

письма

многие

исследователи

считают

недостатки

произношения

детей,

которые

сопровождаются

недоразвитием

процессов

фонемообразования,

поэтому,

важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит

правильно.

На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее

психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания,

памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот,

слабое

развитие

одной

или

нескольких

психических

функций

может

тормозить успешное формирование этого навыка.



В раздел образования