Автор: Морозова Елена Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с комбинированного вида №2 "Звездочка"
Населённый пункт: город Ступино
Наименование материала: Статья
Тема: "Преодоление трудностей при обучении ребенка чтению"
Раздел: дошкольное образование
Преодоление трудностей при
обучении ребенка чтению
Воспитатель Морозова Е.Г.
(подготовительная к школе группа)
Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих
лет, имеет как сторонников, так и противников. Система раннего развития
ребенка,
в
том
числе
и
обучения
чтению,
может
и
должна
иметь
положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания
гениев», а как на одно из средств познания ребенком мира. Чтение – это
сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с
фонемой (звуком, слияние букв в слоги, слогов в слова.
Причинами трудностей при обучению чтению являются:
1. Педагогическая запущенность
- форсированность темпов обучения
-недостаточный контроль за усвоением знаний
-равнодушием семьи и др.
2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме,
но при неблагоприятных условиях «расцветает».
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше у него проблем с
обучением в школе:
- буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче
автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе.
- развивается аналитико-синтетическая деятельность;
-
уточняется,
обогащается
словарь,
ребенок
овладевает
навыками
словоизменения и словообразования;
- появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе.
Сформировать
стабильный,
графический
образ
буквы
помогает
выкладывание
буквы
из
палочек,
ее
преобразование
в
другую,
наиболее
целесообразным
способом.
Очень
важным
является
развитие
зрительно-
пространственной
ориентировки.
Целесообразно
проводить
сравнение
сходных
по
написанию
букв,
выделять
общие
элементы,
учить
видеть
разницу в их расположении, что позволяет избежать смешения букв, снизит
количество
оптических
ошибок.
Эффективны
приемы
обведения
контура
буквы
пальцем,
приемы
дермолексии
(рисование
буквы
на
ладони,
тактильное опознание букв (из магнитной азбуки, наждачной бумаги) .
В
процессе
обучения
чтению,
особенно
на
первоначальных
этапах,
используются
книги
с
иллюстрациями,
одноцветный
или
многоцветный
текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте, при обучении чтению важно
воспитывать
у
ребенка
уверенность
в
собственных
силах,
успешность,
желание
использовать
приобретенные
навыки
в
повседневной
жизни
(нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.) Любое
занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку,
доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его
успешности. И помните, «игра» должна заканчиваться раньше, чем ребенок
успеет от нее устать, оставив за собой чувство «голода».
Упражнения.
Артикуляционная гимнастика
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу
над
дикцией
и
постановкой
дыхания.
Дикция
–
основа
чёткости,
понятийности речи.
1. Чтение шёпотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра
ры-ры-ры – у нас в руках шары?
2. Чтение тихо и умеренно:
- арка – арца
арта – арда
арла – арба
3. Чтение громко и уверенно:
- Моль – соль – толь – боль
- Почка – почва – почта
- Дверь – зверь – червь
4. Скороговорки на проговаривание согласных звуков
- Коси, коса, пока роса.
- На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
5. Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Ранним утром поутру
Нам споёт …Ку-ка-ре-ку!
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
1.
Изучение алфавитных названий букв.
Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР,
а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в
слоги.
Ребенок
вместо
МАМА
читает
МЭАМЭА
Легко
ли
ребёнку
расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по
буквам
часто
остаётся
для
ребёнка
непонятным,
а
сам
процесс
чтения
утомительным и безынтересным.
2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение: М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в
книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА –
МММА; СССОК; РРРАК.
Основной
причиной
возникновения
нарушений
чтения
и
письма
многие
исследователи
считают
недостатки
произношения
детей,
которые
сопровождаются
недоразвитием
процессов
фонемообразования,
поэтому,
важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит
правильно.
На процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее
психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания,
памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот,
слабое
развитие
одной
или
нескольких
психических
функций
может
тормозить успешное формирование этого навыка.