Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС на уроках физкультуры и во внеурочное время."


Автор: Хаблетдинова Зилара Минулловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ СОШ им. И. Я. Нелюбина с. Ильино-Поляна муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: Благовещенский район село Ильино-Поляна
Наименование материала: статья - здоровье сберегающие технологии
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС на уроках физкультуры и во внеурочное время."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная

школа имени И. Я. Нелюбина села Ильино-Поляна муниципального района

Благовещенский район Республики Башкортостан

Здоровьесберегающие технологии в

рамках реализации ФГОС на уроках

физкультуры и во внеурочное время.

Подготовила

учитель физической культуры

МОБУ СОШ имени И. Я. Нелюбина

села Ильино-Поляна

Хаблетдинова Зилара Минулловна

2018 – 2019 учебный год

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий счастливее больного короля»

А.Шопенгауэр

Существует

более

300

определений

понятия

«здоровье».

Согласно

определению

Всемирной

организации

здравоохранения,

здоровье —

это

состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной

особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений

деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные

технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и

духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам

обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый

образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как

составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально

взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов

обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его

здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения,

здоровье – это состояние полного физического, психического и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В

характеристике понятие «здоровье» используется как индивидуальная, так и

общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество

приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог

процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется

в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и

внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это

совокупность методик, методов, средств обучения, приёмов, и подходов к

образовательному процессу, при котором выполняются определенные

требования:

1. Учитывание индивидуальных особенностей ребёнка.

2. Деятельность в аспекте реализации здоровьесберегающих

технологий на уроках физкультуры включает знакомство с результатами

медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе.

3. Не допускается чрезмерной изнуряющей физической,

эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечивается такой подхода к образовательному процессу,

который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-

психологического климата.

Среди

здоровьесберегающих

технологий,

выделяются

несколько

групп,

отличающихся

разными

подходами

к

охране

здоровья

и,

соответственно,

разными

методами

и

формами

работы.

К

физкультурно-

оздоровительным

технологиям,

направленным

на

физическое

развитие

учащихся

относятся:

закаливание,

тренировка

силы,

выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств,

отличающих

здорового,

тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различают следующие технологии, которые я

использую в своей практике:

Стимулирующие.

Они

позволяют

активизировать

собственные

силы

организма,

использовать

его

ресурсы

для

выхода

из

нежелательного

состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические

нагрузки.

Защитно-профилактические.

Это

выполнение

санитарно-гигиенических

норм

и

требований.

Ограничение

предельной

нагрузки,

исключающей

переутомление.

Использование

страховочных

средств

и

защитных

приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.

Компенсаторно-нейтрализующие

технологии.

Это

физкультминутки,

физкультпаузы,

которые

в

какой-то

мере

нейтрализуют

неблагоприятное

воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень

грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий

обучения на уроках применяются следующие средства:

1. средства двигательной направленности;

2. гигиенические факторы;

3. оздоровительные силы природы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики

оздоровления.

К средствам двигательной направленности можно отнести такие

двигательные действия, которые направлены на реализацию задач

здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это –

движение; физические упражнения, физкультминутки и подвижные

перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», гимнастика

(оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для

профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная

физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная

активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное

развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж;

психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное

влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных

технологий обучения. Проводимые занятия на свежем воздухе способствуют

активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения,

повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс

утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение,

воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления,

движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические

изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния

здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию

негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления, можно

выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии,

ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого

рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина

дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

К гигиеническим средствам достижения целей, содействующим

укреплению

здоровья

и

стимулирующим

развитие

адаптивных

свойств

организма, относятся:

-

выполнение

санитарно-гигиенических

требований,

регламинтированных

СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест

занятий,

воздуха

и

т.д.);

проветривание

и

влажная

уборка

помещений;

соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна;

привитие

детям

элементарных

навыков

при

мытье

рук,

использовании

носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным

приемам

здорового

образа

жизни

(ЗОЖ),

простейшим

навыкам

оказания

первой

медицинской

помощи

при

порезах,

ссадинах,

ожогах,

укусах);

организация

порядка

проведения

прививок

учащихся

с

целью

предупреждения

инфекций;

ограничение

предельного

уровня

учебной

н а г р у з к и

в о

и з б е ж а н и е

п е р е у т о м л е н и я .

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает

положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий

обучения.

Одним из главных требований к использованию средств является

их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием

профилактических

методик;

с

применением

функциональной

музыки;

с

чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде

реабилитационных

мероприятий;

через

массовые

оздоровительные

мероприятия,

спортивно-оздоровительные

праздники

здоровья;

выход

на

природу,

экскурсии,

через

здоровьесберегающие

технологии

процесса

обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа

жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в

родительских

лекториях,

в

работе

с

педагогическим

коллективом

как

обучение

педагогического

коллектива

в

условиях

инновационного

образовательного учреждения.

Вывод

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и

социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю

эффективно

проводить

профилактику

асоциального

поведения,

активнее

приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению

здоровья

детей.

Внедрение

в

обучение

здоровьесберегающих

технологий

ведёт

к

снижению

показателей

заболеваемости

детей,

улучшению

психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти

технологии,

легче

и

интереснее

работать,

поскольку

исчезает

проблема

учебной

дисциплины,

происходит

раскрепощение

учителя,

открывается

простор для его педагогического творчества.



В раздел образования