Напоминание

"Сочини свою загадку"


Автор: Марусич Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Сочини свою загадку"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 6 классе по ФГОС

Сочини свою загадку

Деятельность учителя

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Прислушайтесь к себе,

своему настроению и отразите с помощью

смайликов. Какое оно, ваше настроение: плохое

или хорошее? Если хорошее, то улыбающийся

смайлик, если плохое – грустный.

- К концу занятия, надеюсь, что у всех смайлики

будут радоваться, а вместе с ними и вы!

2.Актуализация знаний

- Прочитайте первый текст! Докажите, что это

загадка. Назовите основные признаки загадки.

3.Объяснение нового материала

- Сравните толкование лексического значения

Деятельность учащегося

Рисуют смайлик.

Длинноногие сестрицы вышли в поле на

лужок. Словно снег, у них ресницы и , как

солнышко, глазок.(В.Кремлев)

Называют основные признаки загадки.

Из толкового словаря: ромашка –

травянистое растение с соцветиями, у

которых лепестки обычно белые, а середина

УУД

самоопределение (Л); планирование

учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками (К)

выполнение пробного учебного действия

(Р);– волевая саморегуляция в ситуации

затруднения (Р); – выражение своих мыслей

с достаточной полнотой и точностью (К); –

аргументация своего мнения и позиции в

коммуникации (К); – учет разных мнений

(К);

слова ромашка в словарной статье и разные

загадки об этом растении. Что в содержании

общего?

-В толковании лексического значения и в

загадках отмечаются одни и те же признаки

растения: белые лепестки, желтая серединка.

Это наиболее заметные признаки.

-Сравните толкование лексического значения

слов в словарной статье и разные загадки о

подсолнухе, березе, еже. Найдите общие

признаки и запишите на листок. (работа по

группам)

-В загадке, как и в словарной статье, обычно

отмечаются постоянные и наиболее заметные

признаки предмета, только в статье

используются слова в прямом их значении, в

загадках – в переносном.

- Вспомните и запишите значение слова

метафора.

- Обратимся еще к одной загадке о ромашке и

желтая.

Загадки:

1.Стоят в поле сестрички: желтый глазок,

белые реснички.

2.Белая корзинка – золотое донце, в ней

лежит росинка и сверкает солнце.

Ученики сравнивают.

Работают по группам, делают записи.

Вспоминают, что называется метафорой

осознанное и произвольное построение

речевого высказывании(П); – выражение

своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью (К); – аргументация своего

мнения и позиции в коммуникации (К); –

учет разных мнений, координирование в

сотрудничестве разных позиций (К);

постараемся понять, как рождается метафора.

-Чем ромашка похожа на солнце?

В этом еще помогут и рисунки.

На основе сходства признаков двух предметов

рождается сравнение: ромашка как солнце. На

основе сравнения названия одного предмета

(солнца) переносится на другой (ромашку), так

рождается метафора – солнце на травинке. Она

и является основой загадки.

4.Закрепление

_ Обращаемся к плакату «Признаки

Читают:

На травинке

Солнце бьется,

С ветерком

На небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (В.Фетисов)

Один ученик подписывает на доске

под ромашкой: круглая, середина желтая,

лепестки

под солнцем: круглое, желтое, лучи

Ученики читают:

метафорической загадки»

- Назовите этапы конструирования загадок и

запишите их

5.Контроль

-Составить загадки о подсолнухе, березе, еже (с

этими словами мы работали выше) – по

группам

6.Итог урока(рефлексия деятельности)

-Что сегодня открыли для себя?

-Какие трудности возникли?

1.Загаданный предмет не назван.

2.иносказательно отмечены постоянные и

наиболее заметные признаки предмета.

3. основа загадки – сравнение, метафора.

4.обычно загадка имеет форму стиха

Называют этапы, а потом делают в тетрадь

самостоятельно записи

1.заметить сходство с каким-нибудь

предметом.

2.составить сравнение.

3.построить метафору.

Работа по группам.

Дают ответы на вопросы, рисуют смайлики

построение речевого высказывания (П);

адекватное использование речевых средств

для решения коммуникационных задач (К);

осознанное построение речевого

высказывания (П); контроль (Р); –

коррекция (Р); волевая саморегуляция в

ситуации затруднения (Р);

рефлексия способов и условий действия

(П);– адекватное понимание причин

-Довольны ли участием в уроке?

-Еще раз с помощью смайликов передайте свое

настроение!!!

7.Домашнее задание: сочини свою загадку

успеха / неуспеха в учебной деятельности

(Л); – выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью (К); –

формулирование и аргументация своего

мнения, учет разных мнений (К); –

следование в поведении моральным нормам

и этическим требованиям (Л).



В раздел образования