Автор: Марусич Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Сочини свою загадку"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 6 классе по ФГОС
Сочини свою загадку
Деятельность учителя
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Прислушайтесь к себе,
своему настроению и отразите с помощью
смайликов. Какое оно, ваше настроение: плохое
или хорошее? Если хорошее, то улыбающийся
смайлик, если плохое – грустный.
- К концу занятия, надеюсь, что у всех смайлики
будут радоваться, а вместе с ними и вы!
2.Актуализация знаний
- Прочитайте первый текст! Докажите, что это
загадка. Назовите основные признаки загадки.
3.Объяснение нового материала
- Сравните толкование лексического значения
Деятельность учащегося
Рисуют смайлик.
Длинноногие сестрицы вышли в поле на
лужок. Словно снег, у них ресницы и , как
солнышко, глазок.(В.Кремлев)
Называют основные признаки загадки.
Из толкового словаря: ромашка –
травянистое растение с соцветиями, у
которых лепестки обычно белые, а середина
УУД
самоопределение (Л); планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
выполнение пробного учебного действия
(Р);– волевая саморегуляция в ситуации
затруднения (Р); – выражение своих мыслей
с достаточной полнотой и точностью (К); –
аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации (К); – учет разных мнений
(К);
слова ромашка в словарной статье и разные
загадки об этом растении. Что в содержании
общего?
-В толковании лексического значения и в
загадках отмечаются одни и те же признаки
растения: белые лепестки, желтая серединка.
Это наиболее заметные признаки.
-Сравните толкование лексического значения
слов в словарной статье и разные загадки о
подсолнухе, березе, еже. Найдите общие
признаки и запишите на листок. (работа по
группам)
-В загадке, как и в словарной статье, обычно
отмечаются постоянные и наиболее заметные
признаки предмета, только в статье
используются слова в прямом их значении, в
загадках – в переносном.
- Вспомните и запишите значение слова
метафора.
- Обратимся еще к одной загадке о ромашке и
желтая.
Загадки:
1.Стоят в поле сестрички: желтый глазок,
белые реснички.
2.Белая корзинка – золотое донце, в ней
лежит росинка и сверкает солнце.
Ученики сравнивают.
Работают по группам, делают записи.
Вспоминают, что называется метафорой
осознанное и произвольное построение
речевого высказывании(П); – выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и
точностью (К); – аргументация своего
мнения и позиции в коммуникации (К); –
учет разных мнений, координирование в
сотрудничестве разных позиций (К);
постараемся понять, как рождается метафора.
-Чем ромашка похожа на солнце?
В этом еще помогут и рисунки.
На основе сходства признаков двух предметов
рождается сравнение: ромашка как солнце. На
основе сравнения названия одного предмета
(солнца) переносится на другой (ромашку), так
рождается метафора – солнце на травинке. Она
и является основой загадки.
4.Закрепление
_ Обращаемся к плакату «Признаки
Читают:
На травинке
Солнце бьется,
С ветерком
На небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (В.Фетисов)
Один ученик подписывает на доске
под ромашкой: круглая, середина желтая,
лепестки
под солнцем: круглое, желтое, лучи
Ученики читают:
метафорической загадки»
- Назовите этапы конструирования загадок и
запишите их
5.Контроль
-Составить загадки о подсолнухе, березе, еже (с
этими словами мы работали выше) – по
группам
6.Итог урока(рефлексия деятельности)
-Что сегодня открыли для себя?
-Какие трудности возникли?
1.Загаданный предмет не назван.
2.иносказательно отмечены постоянные и
наиболее заметные признаки предмета.
3. основа загадки – сравнение, метафора.
4.обычно загадка имеет форму стиха
Называют этапы, а потом делают в тетрадь
самостоятельно записи
1.заметить сходство с каким-нибудь
предметом.
2.составить сравнение.
3.построить метафору.
Работа по группам.
Дают ответы на вопросы, рисуют смайлики
построение речевого высказывания (П);
адекватное использование речевых средств
для решения коммуникационных задач (К);
осознанное построение речевого
высказывания (П); контроль (Р); –
коррекция (Р); волевая саморегуляция в
ситуации затруднения (Р);
рефлексия способов и условий действия
(П);– адекватное понимание причин
-Довольны ли участием в уроке?
-Еще раз с помощью смайликов передайте свое
настроение!!!
7.Домашнее задание: сочини свою загадку
успеха / неуспеха в учебной деятельности
(Л); – выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью (К); –
формулирование и аргументация своего
мнения, учет разных мнений (К); –
следование в поведении моральным нормам
и этическим требованиям (Л).